Представление о деятельности коммерческого медицинского учреждения у врачей и среднего медицинского персонала
ТюмГУ (Тюменский Государственный Университет)
Готовые дипломы
на тему: «Представление о деятельности коммерческого медицинского учреждения у врачей и среднего медицинского персонала»
по дисциплине: «Психология»
2020
189 BYN
Представление о деятельности коммерческого медицинского учреждения у врачей и среднего медицинского персонала
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Психология
Организация: ЛДЦ Авиценна (г. Тюмень)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по тесту «Самооценка конфликтности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования уровня коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Феноменологическое поле проблемы
1.1.1. Феноменологическое поле проблемы конфликтности медицинских работников
1.1.2. Проблема деятельности коммерческих медицинских учреждений с точки зрения медицинских работников и пациентов
1.1.3. Проблема конфликтности с точки зрения руководства медицинских учреждений
1.2. Сущностная характеристика психологических особенностей личности медицинских работников
1.3. Содержание профессиональной деятельности медицинских работников коммерческих медицинских учреждениях
1.4. Характеристика межличностной толерантности и конфликтности медицинских работников коммерческих медицинских учреждений
1.5. Методы профилактики конфликтов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕД. РАБОТНИКОВ К ПАЦИЕНТАМ КОММЕРЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Совершенствование качества оказываемых услуг является одним из приоритетных направлений деятельности любой организации, поскольку это способствует достижению соответствия и параллели между ожиданиями потребителей и возможностями учреждения.
Это деятельность включает в себя огромное количество выполняемых функций, таких как: проведение исследований удовлетворенности качеством услуг, сегментацию рынка, изучение потребителей и многое-многое другое.
И одним из крайне важных аспектов функционирования мед. учреждения является взаимоотношения мед. персонала и пациентов.
Общение пронизывает всю профессиональную деятельность медицинских работников среднего звена на любом уровне. Индивидуальные особенности пациентов в условиях лечебных взаимоотношений соприкасаются с психологическими особенностями медицинского работника.
Интенсивное длительное взаимодействие медицинских работников с пациентами оказывает на последнего значительное влияние. И здесь ключевая роль принадлежит профессионально важным качествам медицинского работника – эмпатии, способности коммуникативной компетентности.
Но случаи бывают разные, и пресечь разного рода курьезы очень важно, т.к. негативный опыт общения пациентов с мед. работниками является болезненным для обоих сторон.
Проблемой является отсутствие понимания особенностей взаимодействия с пациентами в коммерческих мед. учреждениях у врачей и среднего медицинского персонала.
Объектом исследования является деятельность мед. работников, в коммерческих медицинских учреждений.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Феноменологическое поле проблемы
Чаще всего «феноменологическим» называют чисто описательный, не претендующий на установление причинно-следственной связи метод.
Такой подход бессмысленно противопоставлять сциентистскому (позитивистскому), поскольку и в отношении (метафизической) причинности, и в отношении функциональной связи элементов наблюдения их позиции совпадают.
Феноменологический подход в науке
Феноменологический подход в науке - это подход, по которому создается теория для наблюдаемых явлений, в которой не обращают внимание на действительно происходящие процессы более «низкого» уровня (эти процессы могут быть просто неизвестны). И такая теория вполне может быть полезной, если, конечно, она дает правильное описание явлений.
При этом в естественнонаучном подходе исследователи стремятся выйти за пределы феноменологического описания и найти причинные, каузальные объяснения видимых феноменов. [32, c.43]
Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.
В практической психологии под «феноменологическим» подразумевают исследование, ориентирующееся не на объективный факт, а на его уникальное субъективное переживание конкретным человеком.
«Дескриптивный подход, предложенный феноменологическим методом, сознательно отказывается от заранее сформулированных гипотез и концепций, которые для каждого исследователя в естественных науках являются неотъемлемым вспомогательным средством для охватывания действительности. Главная задача феноменологического исследовательского подхода в психотерапии заключается в обоюдном, субъективном восприятии значения переживаний и пережитого, языковом взаимопонимании между терапевтом и пациентом
Феноменологический подход в практической психологии - противоположность и дополнение поведенческого подхода. [49, c.132]
Таким образом можно обобщить, что феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. А в практической психологии под «феноменологическим» подразумевают исследование, ориентирующееся не на объективный факт, а на его уникальное субъективное переживание конкретным человеком.
Выводы по главе 1
В настоящее время в России рост конфликтогенных тенденций негативного, антисоциального характера в диадах отражает негативное влияние комплекса объективных и субъективных дисфункциональных факторов коммерциализации здравоохранения.
Этот рост является индикатором существующей неблагоприятной социально-профессиональной ситуации в системе здравоохранения, которая чревата усилением конфликтогенного потенциала в сети ЛПУ.
Возрастание в социальной организации здравоохранения состояния конфликтности дезинтегративно-разрушительного характера указывает на то, что конфликт в медицине выходит далеко за ее пределы. Это позволяет говорить о развитии системного конфликта медицины и общества.
Суть конфликтов в системе «медицинский персонал учреждения здравоохранения – пациенты и родственники пациентов» заключается в столкновении мнений, интересов, точек зрения и ожиданий двух сторон данного взаимодействия.
Проблема конфликтов между врачами либо другим медицинским персоналом учреждений здравоохранения и пациентами сегодня является очень актуальной.
Конфликтность медицинских работников представляет собой интегральное свойство личности, отражающее готовность ее вступления в межличностные конфликты, проявляющее в конфликтном взаимодействии, которое зависит и от характеристик эмоциональной сферы, коммуникативной сферы. Конфликтность медицинских работников связана со спецификой их профессиональной деятельности. Бесконфликтное взаимодействие медицинского работника с пациентом возможно при наличии коммуникативной компетентности, толерантных установок на диалогичное общение.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕД. РАБОТНИКОВ К ПАЦИЕНТАМ КОММЕРЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Организация и проведение исследования
Цель исследования: выявление отношения медицинских работников к пациентам коммерческих медицинских учреждений, уровня конфликтности и толерантности медицинских работников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень конфликтности медицинских работников.
2. Выявить показатели уровня развития межличностной толерантности.
3. Определить характер связи межличностной толерантности и уровня конфликтности.
Гипотеза исследования: существует связь между межличностной толерантностью и уровнем конфликтности у медицинских работников.
существует связь между уровнем конфликтности врачей и среднего мед. персонала и уровнем толерантности к пациентам в коммерческих медицинских учреждениях
База исследования: в исследовании принимали участие 60 медицинских работников (30 врачей и 30 мед. сестер) ЛДЦ «Авиценна» г. Тюмень. Возраст испытуемых – 28-40 лет.
Методики исследования
1. Тест «Самооценка конфликтности» (С.А. Емельянов) [14].
Цель: определение уровня конфликтности.
Испытуемому предлагается оценить 10 противоположных свойств, проявляющихся в конфликтной ситуации по 7-балльной шкале. Подсчитывается коэффициент конфликтности, свидетельствующий об уровне конфликтности. С помощью теста можно выявить высокую, выраженную, слабую, невыраженную, а также отсутствие конфликтности.
2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) [8].
Назначение: выявление уровня коммуникативной толерантности. С помощью методики можно выявить толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Опросник состоит из 45 вопросов-утверждений, сгруппированных в 9 шкал:
-неприятие или непонимание индивидуальности человека;
-использование себя в качестве эталона при оценках других;
-категоричность или консерватизм в оценках людей;
-неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства;
-стремление переделать, перевоспитать партнера по общению;
-стремление подогнать других участников коммуникации под себя;
-неумение прощать другому ошибки;
-нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера по общению;
-неумение приспосабливаться к другим участникам общения.
Обработка результатов осуществляется согласно ключу методики.
Методы математико-статистической обработки данных
Для выявления взаимосвязи между параметрами применялся критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена – статистического критерия, который используется для выявления связи между двумя количественными показателями.
Выводы по главе 2
В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Большая часть медицинских работников характеризуется наличием слабой конфликтности (средним уровнем). Они умеют сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости отстаивают свои интересы.
Медицинские работники не всегда при вступлении в конфликт учитывают последствия, которые могут отразиться на взаимоотношениях с окружающими. Многие из них отстаивают свое мнение, даже если это может испортить его отношения с пациентами, коллегами, другими людьми. При этом, некоторые медицинские работники предпочитают избегать конфликтных ситуаций, отказаться от своих интересов, но избежать столкновений.
2. Большая часть медицинских работников характеризуется средним уровнем межличностной толерантности. У них отмечается наличие терпимости и качеств личности, отражающих положительное отношение к другим людям. Однако, многие медицинские работники отличаются низкой межличностной толерантностью, что свидетельствует о нетерпимости к конкретному партнеру по общению, к собирательному типу или группе людей.
3. В результате корреляционного анализа установлено, что медицинские работники с высокой готовностью к вступлению в споры, которые часто являются инициатором конфликтов, характеризуются очень низким уровнем межличностной толерантности, то есть полным непринятием окружающих.
Медицинские работники с выраженной настойчивостью, отстаивающие свое мнение, даже если это может испортить его отношения с пациентами, коллегами, другими людьми, характеризуются нетерпимостью к конкретному партнеру по общению, к собирательному типу или группе людей, то есть низким уровнем межличностной толерантности. Медицинские работники, обладающие умением сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости отстаивать свои интересы, характеризуются средним уровнем межличностной толерантности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Проведен теоретический анализ проблемы. Суть конфликтов в системе «медицинский персонал учреждения здравоохранения – пациенты и родственники пациентов» заключается в столкновении мнений, интересов, точек зрения и ожиданий двух сторон данного взаимодействия.
Проблема конфликтов между врачами либо другим медицинским персоналом учреждений здравоохранения и пациентами сегодня является очень актуальной.
Конфликтность медицинских работников представляет собой интегральное свойство личности, отражающее готовность ее вступления в межличностные конфликты, проявляющее в конфликтном взаимодействии, которое зависит и от характеристик эмоциональной сферы, коммуникативной сферы. Конфликтность медицинских работников связана со спецификой их профессиональной деятельности.
2. Выявлен уровень конфликтности медицинских работников. большая часть медицинских работников характеризуется наличием слабой конфликтности (средним уровнем). Они умеют сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости отстаивают свои интересы. Медицинские работники не всегда при вступлении в конфликт учитывают последствия, которые могут отразиться на взаимоотношениях с окружающими. Многие из них отстаивают свое мнение, даже если это может испортить его отношения с пациентами, коллегами, другими людьми. При этом, некоторые медицинские работники предпочитают избегать конфликтных ситуаций, отказаться от своих интересов, но избежать столкновений.
1. Абрамова, Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника / Н.А. Абрамова // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90.
2. Агеева, З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева // Вестник Ивановского гос. Ун-та. – 2012. – № 1. – С. 49-53.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368 c.
4. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Вектолерантности. – 2003. – № 1. – С. 8.
5. Ахвердова, О. А. Практикум по социальной психологии: моногр. / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М.: Сфера, 2017. - 336 c.
6. Батурина, О.С. Межличностная толерантность студенческой молодежи / О.С. Батурина // Казанский пед. журнал. – 2008. – № 2. – С. 62-69.
7. Биненко, Е.В. Коммуникативные взаимоотношения медицинских работников с пациентами / Е.В. Биненко, Ю.Е. Шадрина // Системная интеграция в здравоохранении. – 2017. – № 5. – С. 60-65.
8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М. : Филинъ, 1996. – 472 с.
10. Болдуин, Дж. М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. Том 1. Личность / Дж.М. Болдуин. - М.: Либроком, 2018. - 374 c.
11. Братченко, С.Л. Психологические основании исследования толерантности в образовании / С.Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление : материалы науч.-практ. конф. – Красноярск, 2003. – С. 104-117.
12. Введение в практическую социальную психологию: моногр. . - М.: Смысл, 2018. - 384 c.
13. Горбунова, М. Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c.
14. Григорьева, Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.Е. Григорьева. – Пермь, 2003. – 20 с.
15. Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В.М. Гришук. – Киров, 2005. – 20 с.
16. Доскин, В.А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В.А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
17. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб. : Речь, 2009. – 141 с.
18. Емельянов, С.А. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
19. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c.
20. Игумнова, Г.В. Эмоциональное выгорание как факторы конфликтности специалиста / Г.В. Игумнова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10. – С. 484-486.
21. Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - 322 c.
22. Классическая социальная психология. - М.: Владос, 2015. - 304 c.
23. Кожухарь, Г.С. Формы межличностной толерантности: критериальные признаки и особенности / Г.С. Кожухарь // Психологический журнал. – 2008. –№ 3. – С. 30-40.
24. Копешова, Г.Р. Формирование межличностных отношений / Г.Р. Копешова // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 3. – С. 114-118.
25. Корниенко, Н.А. Социальная психология / Н.А. Корниенко. - М.: СибАГС, 2018. - 214 c.
26. Красильников, И.А. Внутриличностная конфликтность как диспозиция в зарубежной и отечественной психологии / И.А. Красильников // Известия Саратовского ун-та. – 2013. – № 2. – С. 134-141.
27. Крысько, В.Г. Социальная психология : курс лекций / В.Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
28. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
29. Лигатюк, П.В. Формирование межличностной толерантности медицинских работников среднего звена в системе повышения квалификации : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / П.В. Лигатюк. – Калининград, 2011. – 19 с.
30. Львова, И.В. Коммуникативная толерантность как компонент профессиональной культуры будущих специалистов / И.В. Львова // Вестник Кемеровского гос. ун-та. – 2008. – № 1. – С. 36-40.
31. Майерс, Дэвид Социальная психология / Дэвид Майерс. - М.: Питер, 2014. - 312 c.
32. Мананикова, Е.Н. Социальная психология / Е.Н. Мананикова. - М.: Дашков и К°, 2014. - 395 c.
33. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2014. - 296 c.
34. Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 2015. - 248 c.
35. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. - М.: Аспект пресс, 2014. - 256 c.
36. Наконечная, О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков / О.В. Наконечная, Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.
37. Паповян, С. С. Математические методы в социальной психологии / С.С. Паповян. - М.: Наука, 2014. - 344 c.
38. Пивоваров, Д.В. Методы социальной психологии / Д.В. Пивоваров. - М.: Академический проект, 2016. - 205 c.
39. Плешакова, Д.Р. Психологическая модель процесса развития коммуникативной толерантности студентов – у будущих медицинских работников / Д.Р. Плешакова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 12. – С. 73-82.
40. Попова, Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях : причины, условия, социальные последствия : автореф. дис. канд. Мед. Наук : 14.00.52 / Е.Г. Попова. – Волгоград, 2005. – 20 с.
41. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - М.: Речь, 2015. - 302 c.
42. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
43. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. - 336 c.
44. Советова, О. Основы социальной психологии инноваций / О. Советова. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2015. - 90 c.
45. Спицина, О.А. Толерантность как показатель позитивных межличностных отношений / О.А. Спицина // Ученые записки. – 2016. – № 4. – С. 199-204.
46. Столяренко, Л. Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2018. - 308 c.
47. Хубулаева, Г.Г. Феномен конфликта между пациентом и врачом / Г.Г. Хубулаева // Этносоциум и межнациональная культура. – 2015. – № 12. – С. 51-57.
48. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию / М. Хьюстон, В. Штребе. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 130 c.
49. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 239 c.
50. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности. Социальная психология, менеджмент / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 327 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по тесту «Самооценка конфликтности».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования уровня коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты