Психологическое консультирование как способ коррекции эмоционального климата в семье
МГЭИ (Московский гуманитарно-экономический институт)
Готовые дипломы
на тему: «Психологическое консультирование как способ коррекции эмоционального климата в семье»
по дисциплине: «Психология»
2020
189 BYN
Психологическое консультирование как способ коррекции эмоционального климата в семье
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №52, УО (г. Москва)
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Психологический климат семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Несуществующее животное».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Страхи в домиках» Захарова и Панфиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шкала тревожности Спилберга/Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Консультативные мероприятия в рамках программы.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования как способ коррекции эмоционального климата в семье
1.1 Содержание понятия психологического консультирования
1.2 Влияние психологического климата на семейные отношения
1.3 Семья в психологическом консультировании
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологического консультирования как способа коррекции эмоционального климата в семье
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования на констатирующем этапе
2.3 Программа мероприятий в рамках психологического консультирования с целью повышения уровня эмоционального климата в семье
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе
2.5 Методические рекомендации для оптимизации эмоционально-психологического климата в семье
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Введение
Жизненный цикл семьи предполагает встречу с различными трудностями и испытаниями жилищно-бытовые трудности конфликты с социальным окружением болезнь одного из членов семьи последствия широких социальных процессов война социальные кризисы и т п В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.
По мнению известного гештальт терапевта Дж Зинкера супружеская пара или семья это люди создающие систему на долгое время. Благодаря такой общности у людей появляется возможность удовлетворить потребность в продлении своей жизни в будущих поколениях. Данное продолжение человека в после дующих поколениях способствует продолжению культурных традиций.
В то же время члены семейного сообщества не только сосуществуют они также выполняют общие задачи
Вместе они создают свое жилище, воспитывают детей и взаимодействуют с более крупными социальными системами соседями городом страной и миром.
Всевозможные трудности семьи возникающие под неблагоприятным влиянием социальных процессов экономические кризисы войны стихийные бедствия или же нормативных стрессов и трудностей семьи связанных с ее жизнью в обычных условиях жизненные семейные кризисы ненормативные стрессоры развод смерть одного из членов семьи тяжелое заболевание вызывают значительный практический интерес психологов и психиатров. Семейные отношения как правило выступают в роли наиболее важных и значимых для индивида.
Отсюда их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций личности и далее психических нарушений.
Объект: феномен психологического консультирования в семье.
Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования как способ коррекции эмоционального климата в семье
1.1 Содержание понятия психологического консультирования
Понятие «консультирования» появилось позднее понятия «психотерапия», однако уже имеет богатую историю, теоретический понятийный аппарат и практику применения. В исследованиях зарубежных ученых консультирование также понимается с точки зрения процесснофункционального подхода. Британская ассоциация консультирования определяет его как «процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов» [7, с. 9].
Заслуживает внимания также определение Фрица Стила, который рассматривает консультирование с функциональной точки зрения: «консультирование… – любая форма предоставления помощи в отношении содержания, процесса решения или построения задачи (или ряда задач), при которой консультант не выполняет задачу самостоятельно, а только оказывает помощь в ее выполнении».
Питер Блок считает, что «вы выступаете в роли консультанта всякий раз, когда предпринимаете попытку изменить или улучшить ситуацию, но прямой контроль над осуществлением действий по ее изменению или улучшению вам не принадлежит...» [6, с. 7].
М.Н. Певзнер и другие отечественные специалисты представляют консультирование как «особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом» [7, с. 9].
Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была, по мнению О.В. Галустовой, «все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни» [2, с. 6].
А.Н. Шадура так характеризует возникновение консультирования в психологии. «Консультирование как направление психологической помощи впервые появилось в 20-х годах ХХ века в США.
В Америке под консультированием понимается применение специальных консультативных процедур и приемов из науки о поведении для помощи в обучении способам решения проблем и принятия решений, связанных с личностным развитием, карьерой, семьей и браком и другими межличностными отношениями. Данное определение не описывает содержание процесса консультирования, однако ясно определяет его главную задачу: обучение» [10, с. 63-64].
По определению О.О. Андрониковой психологическим консультированием называется «профессиональная помощь человеку в поиске разрешения жизненных трудностей, оказываемое квалифицированными специалистами – психологами, социальными работниками, педагогами или врачами, прошедшими специальную подготовку» [1, с. 20]. В психологическом словаре Р.С. Немова под консультированием (имеется в виду психологическое консультирование) понимается «обозначение процедур, включая беседу, тестирование, формулирование рекомендаций и т.п., предназначенных для того, чтобы помочь человеку решить свои жизненные проблемы» [5, с. 182].
Выводы по первой главе
Психолог-консультант в работе с детско-родительскими отношениями может использовать в практической деятельности разнообразные техники и методики, разработанные в русле различных психологических направлений. Продолжительность консультирования, образование, возраст клиентов, тип семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовность родителей к предстоящей внутренней работе влияют на выбор тактики работы консультанта[13].
Подводя итог, важно отметить, что в процессе консультирования родитель должен овладеть основными навыками, составляющими родительскую компетентность: безоценочное принятие ребенка; навыки эффективной коммуникации; четкая родительская позиция; эффективный родительский контроль, а также навыками обучения ребёнка выражению негативных эмоций в приемлемой форме.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологического консультирования как способа коррекции эмоционального климата в семье
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: УО «Средняя школа № 52» г. Москва. В исследовании приняли участие 60 респондентов, среди которых можно выделить 40 респондентов в возрасте от 25 до 40 лет (родители), а также 20 детей в возрасте 6-7 лет. Выборка составила в категории взрослых 20 женщин и 20 мужчин, что составляет по 50% опрошенных в каждой группе соответственно. Выборка детей составила 13 девочек (65%) и 7 мальчиков (35%) В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения особенностей применения психологического консультирования как способа коррекции эмоционального климата в семье, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект: феномен психологического консультирования в семье.
Предмет: психологическое консультирование как способ коррекции эмоционального климата в семье.
Гипотеза эмпирического исследования: психологическое консультирование оказывает положительное влияние на формирование положительного эмоционального климата в семье.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности применения психологического консультирования в процессе коррекции эмоционального климата в семье.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень психологического климата семьи.
2. Определить уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
3. Определить уровень страха у детей младшего школьного возраста.
4. Определить уровень тревожности у родителей.
Данная методика направлена на определение и оценку уровня психологического климата в семье. Данный опросник состоит из 35 утверждений, на каждое из которых необходимо ответить «да» или «нет». Далее идет подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу если:
- да - 1,2,4,6,7,9,10,12,14,16,17,21-24, 27,28,31,35
- нет - 5,8,11,13,15,18,19,20,25,26,29,30,32,33,34.
Выводы по второй главе
С целью определения уровня развития эмоционально-психологического климата в семье, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Определение уровня психологического климата», «Несуществующее животное», «Страхи в домиках» и шкала тревожности Спилбергера-Ханина. В ходе исследования на констатирующем этапе нами были получены следующие результаты:
1. Общая оценка эмоционально-психологического климата в рамках данной выборки указывает на то, в целом, для данной выборки респондентов, характерной является благополучная ситуация в рамках формирования эмоционально-психологического климата.
2. В рамках контрольного этапа было определено, что после проведения комплекса консультативных мероприятий, значительно снизились показатели тревоги и страха как у родителей, так и у детей. У 86% опрошенных респондентов наблюдается высокий уровень эмоционально-психологического климата, в то время как показатели тревожности и страха стали намного ниже. Низкий уровень тревожности и страха характерен для 76% опрошенных респондентов.
После проведения повторной диагностики уровня эмоционально-психологического климата в семье, нами были оформлены методические рекомендации.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что психолог-консультант в работе с детско-родительскими отношениями может использовать в практической деятельности разнообразные техники и методики, разработанные в русле различных психологических направлений. Продолжительность консультирования, образование, возраст клиентов, тип семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовность родителей к предстоящей внутренней работе влияют на выбор тактики работы консультанта.
Подводя итог, важно отметить, что в процессе консультирования родитель должен овладеть основными навыками, составляющими родительскую компетентность: безоценочное принятие ребенка; навыки эффективной коммуникации; четкая родительская позиция; эффективный родительский контроль, а также навыками обучения ребёнка выражению негативных эмоций в приемлемой форме.
С целью определения уровня развития эмоционально-психологического климата в семье, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Определение уровня психологического климата», «Несуществующее животное», «Страхи в домиках» и шкала тревожности Спилбергера-Ханина. В ходе исследования на констатирующем этапе нами были получены следующие результаты:
1. Общая оценка эмоционально-психологического климата в рамках данной выборки указывает на то, в целом, для данной выборки респондентов, характерной является благополучная ситуация в рамках формирования эмоционально-психологического климата.
2. В рамках контрольного этапа было определено, что после проведения комплекса консультативных мероприятий, значительно снизились показатели тревоги и страха как у родителей, так и у детей. У 86% опрошенных респондентов наблюдается высокий уровень эмоционально-психологического климата, в то время как показатели тревожности и страха стали намного ниже. Низкий уровень тревожности и страха характерен для 76% опрошенных респондентов.
1. Абдуллаева С.Г. Особенности психологического консультирования семей в условиях поликультурной среды / Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2016. № 4 (6). С. 65-67.
2. Абросимова Е.А., Скрипкина Н.В. Организация проектной деятельности студентов-психологов в овладении навыками психологического консультирования семей, воспитывающих детей с "расстройствами аутистического спектра" / Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. Л.И. Колесник. 2016. С. 170-173.
3. Арпентьева М.Р. Психологическое консультирование семей детей и взрослых с овз (инвалидов) / Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей Арпентьева М.Р., Брайцева С.В., Воробьёва М.А., Гриднева С.В., Демчук А.В., Киценко Н.В., Степанова Г.А., Тащёва А.И. Коллективная монография. Сер. "Актуальные проблемы практической психологии" Торонто, 2019. С. 146-174.
4. Афанасьева Т.А. Социально-психологическое консультирование матерей из многодетных семей / Синергия Наук. 2019. № 36. С. 328-335.
5. Бармина П.С., Нозикова Н.В. Опыт психологического консультирования семьи по проблемам переживания одиночества на базе консультативного центра университета / Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы сборник научных трудов. Под редакцией Е.Н. Ткач. 2019. С. 14-23.
6. Болотова А.К. Настольная книга практикующего психолога / Практическое пособие / Москва, 2017. Сер. 9 Профессиональная практика (2-е изд., испр. и доп)
7. Болотова А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии / Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп)
8. Болотова А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии / Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп)
9. Болотова А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии / Учебник и практикум / Москва, 2018. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (3-е изд., испр. и доп)
10. Бондаревская Р.С. Традиционные семейные ценности и проблема их актуализации в современной семье. Опыт психологического консультирования / Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 165-170.
11. Бубчикова Н.В. Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / перспективные научные исследования - 2018 Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 80-83.
12. Буравцова Н.В. Психологическое консультирование и психотерапия семьи: теория и практика / Новосибирск, 2018.
13. Быков А.К., Шинина Т.В. Психологическое консультирование семей, находящихся в трудной жизненный ситуации / Москва, 2015.
14. Воронина Е.М. Психологическое консультирование семей, в которых ребёнок младшего школьного возраста склонен к проявлению агрессии / Аллея науки. 2018. Т. 6. № 11 (27). С. 142-151.
15. Гуляева Е.А. Сравнительный анализ конфликтности супругов в молодых семьях в процессе психологического консультирования / Этос: естественное и искусственное совершенствование человека материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 110-113.
16. Дегтяренко Т.А. Специфика применения методов системной семейной психотерапии в психологическом консультировании сотрудников правоохранительных органов и членов их семей / От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 232-235.
17. Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. Моноэтническая и межэтническая семья: особенности психологического консультирования / Психология XXI столетия сборник по материалам ежегодного Конгресса. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова; Международная Академия Психологических Наук. 2017. С. 121-124.
18. Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н. Семья в психологическом консультировании / Педагогика и психология современного образования: теория и практика Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». 2017. С. 255-260.
19. Иванов Д.В., Глебова Ю.Ю. Особенности психологического консультирования семей воспитывающих детей с нарушением слуха в условиях школы-интерната / Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т. 3. С. 31-36.
20. Калиниченко О.Ю. Особенности психологического консультирования семей и детей с отклоняющимся поведением / теория и практика социальной работы: история и современность сборник научных трудов. Барнаул, 2016. С. 125-127.
21. Камалова С.Ц. Актуальность работы с кросс-культурными семьями в психотерапии и психологическом консультировании / Антология российской психотерапии и психологии Материалы Международного конгресса. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига и Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов». 2017. С. 142.
22. Капустин С.А. Использование результатов исследования семей с детско-родительскими проблемами в практике психологического консультирования взрослых людей / Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 1. С. 79-95.
23. Каргина И.М. Основные направления психологического консультирования детей из неблагополучных семей по проблемам эго-защитных механизмов / личность как субъект управленческой деятельности Посвящен 80-летию Пятигорского государственного университета. Пятигорск, 2019. С. 121-129.
24. Кашапов М.М. Психологическое консультирование / Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп)
25. Кашапов М.М. Психологическое консультирование / Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп)
26. Клюева Н.В. Социально-психологические и психотерапевтические составляющие кризисного консультирования семьи в ситуации потери / От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 354-356.
27. Козьяков Р.В., Поташова И.И., Басин М.А. Организация и содержание специальной психологической помощи / Москва; Берлин, 2017.
28. Корнилова О.В. Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития / Психологическое сопровождение образования: теория и практика сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 214-219.
29. Корсаков А.В., Янковская В.В. Критерии нормальных и деструктивных межличностных коммуникаций в семьях в психологическом консультировании / Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-4 (50). С. 48-51.
30. Косик С.Л. Социально-психологическое консультирование граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, и членов их семей в учреждении социальной адаптации московской области / Символ науки. 2016. № 4-4 (16). С. 202-205.
31. Костина Е.А. Психологическое консультирование по проблемам родительства в замещающих семьях / Молодежь XXI века: образование, наука, инновации материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт истории, гуманитарного и социального образования. Новосибирск, 2018. С. 166-167.
32. Мартьянова Г.Ю. Модели психологического консультирования семей, воспитывающих детей с особенностями развития / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 50. С. 50-54.
33. Машкова И.Ю. Перспективы организации психологического консультирования в системе церковно-приходской помощи семьям зависимых / Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. № 3-2 (3). С. 113-120.
34. Молодиченко Т.А. Психологическое консультирование родителей младших школьников как направление взаимодействия семьи и школы / Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, М.А. Мазаловой. 2017. С. 224-228.
35. Павловец Г.Г., Рукина В.В. Особенности психологического консультирования подростков из неполных семей / Евразийский союз ученых. 2015. № 2-4 (11). С. 91-94.
36. Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б. Психологическое консультирование принимающих семей в условиях детской психиатриче ской клиники / Психическое здоровье человека XXI века Сборник научных статей по материалам Конгресса. 2016. С. 73-75.
37. Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б., Усачева Е.Л. Психологическое консультирование принимающих семей в детской психиатрической клинике / От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 233-234.
38. Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б., Усачева Е.Л. Психологическое консультирование принимающих семей в детской психиатрической клинике / Психологические проблемы современной семьи сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н.. 2015. С. 586-589.
39. Поденкова А.П., Бойкова А.В. Подготовка кандидатов, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, как вид психологического консультирования / Академия профессионального образования. 2018. № 3-4. С. 78-81.
40. Прилепских О.С. Особенности психологического консультирования семьи / Социально-психологические проблемы современной семьи Сборник статей VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией И.В. Ткаченко. 2018. С. 134-138.
41. Психологическое консультирование семей с детьми-инвалидами и детьми с овз с использованием медиативного подхода / Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества Материалы Межрегиональной научной конференции. Под ред. Г. Ю. Лизуновой. 2018. С. 465-471.
42. Психологическое консультирование семей, находящихся в трудной жизненной ситуации / Учебно-методическое пособие / Москва, 2015.
43. Рогов Е.И. Практикум школьного психолога / Практическое пособие / Москва, 2017. Сер. 9 Профессиональная практика (1-е изд.)
44. Сергиенко И.С., Молодцова Т.Д. Индивидуальная работа с детьми аутистами в процессе психологического консультирования семьи / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2018. № 1. С. 95-101.
45. Суслова О.И., Тезикова Е.А. Возможности психологического онлайн консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ / Дыльновские чтения Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 369-372.
46. Трущелёва А.В. Особенности консультирования семей, воспитывающих дошкольников с нарушениями речи /: Психологическое благополучие современной семьи материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 184-187.
47. Уманский С.В. Синергетические подходы в психологическом консультировании семьи / Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 229-231.
48. Феофанов В.Н. Психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и особенности их консультирования / Консультативная психология и неклиническая психотерапия: транстеоретическая модель Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 180-185.
49. Филатов В.О. Психологическое консультирование семьи по проблеме индивидуальных особенностей развития ребенка-инвалида / Семья как фактор социальной мобильности людей с инвалидностью Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 177-180.
50. Цыганкова А.А., Блохина Ю.А., Мищенко М.Г. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 11-2. С. 16-17.
51. Юрина А.А. Психологическое консультирование и коррекция супружеских отношений в кофликтных семьях / научные аспекты современных исследований Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 93-103.
52. Ярошенко Е.И., Киселев К.А. Особенности психологического консультирования семей, находящихся в кризисном состоянии / Психология и педагогика семьи Материалы III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 145-151.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 66.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Психологический климат семьи».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Несуществующее животное».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Страхи в домиках» Захарова и Панфиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шкала тревожности Спилберга/Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Консультативные мероприятия в рамках программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты