Особенности психологического консультирования сотрудников организации, мотивированных на достижение успеха
МГЭИ (Московский гуманитарно-экономический институт)
Готовые дипломы
на тему: «Особенности психологического консультирования сотрудников организации, мотивированных на достижение успеха»
по дисциплине: «Психологическое консультирование»
2019
189 BYN
Особенности психологического консультирования сотрудников организации, мотивированных на достижение успеха
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Психологическое консультирование
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики удовлетворенности трудом, Т.Л. Бадоева
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест-опросник Т. Элерса «Мотивация достижения успеха»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Мотивация достижения успеха Т. Элерса
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психологического консультирования сотрудников организации, мотивированных на достижение успеха
1.1. Сущность и содержание понятий «мотивация» и «мотив» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.2. Мотивация сотрудников организации на успех как комплекс стимулирующих мероприятий направленных на эффективное выполнение своих обязанностей
1.3. Мотивирование сотрудников организации на достижение успеха в условиях психологического консультирования
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование сотрудников организации и программа их мотивации на успех в рамках психологического консультирования
2.1. Описание методик исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Программа мотивации сотрудников организации на успех в рамках психологического консультирования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что эффективная мотивация персонала на достижение успеха является одним из важнейших факторов конкурентоспособности современных организаций.
Мотивация является динамическим процессом, который стимулирует и поддерживает на определенном уровне поведенческую активность индивида. Она охватывает систему стимулирующих факторов (потребности, мотивы, цели, намерения и т.д.), способных влиять на поведение людей, совокупность причин психологических факторов, которые стимулируют, поддерживают и объясняют поведение и активность человека.
Проблемы мотивации и стимулирования персонала сегодня являются актуальными. Это связано с тем, что без мотивации работника не представляется возможным нормальное развитие предприятия, фирмы, организации. Используя самые современные и передовые методы стимулирования персонала на достижение успеха, можно добиться значительного улучшения качества работы компании. Работники будут делать свою работу лучше, общая производительность труда в компании увеличится, возрастет уровень квалификации персонала, сократится текучесть кадров. В настоящее время человеческий фактор является одним из важнейших факторов производства и работы компании, поэтому необходимо должным образом мотивировать и стимулировать персонал.
Цель работы – исследовать особенности психологического консультирования сотрудников организации, мотивированных на достижение успеха.
Объект исследования – психологическое консультирование сотрудников организации.
Предмет исследования – психологическое консультирование сотрудников организации, мотивированных на достижение успеха.
Гипотеза исследования наблюдается неудовлетворенность в реализации индивидуальных способностей.
Гипотеза исследования, состоит в предположении о том, что успеху сотрудников организации способствует совокупность социально-психологических факторов, препятствуют достижению успеха невозможность реализовать индивидуальные способности, направленность личности на достижение успеха и мотив избегания. Мотивации сотрудников организации на успех, в условиях психологического консультирования может служить специально разработанная программа.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание понятий «мотивация» и «мотив»
- определить модели мотивации сотрудников;
- дать характеристику мотивации сотрудников организации на достижение успеха в условиях психологического консультирования;
- определить методики и процедуры исследования;
- проанализировать полученные результаты исследования;
Теоретические и методологические основы исследования – для изучения и написания выпускной квалификационной работы являются труды ученых и практиков, занимающихся научными и научно–практическими исследованиями в области мотивации персонала: И.М. Бабук, Ю.Г. Одегов, М.Н. Базылева, И.П. Ильин, Г. Мюррей, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева, М.Ш. Магомед–Эминов и другие.
При написании выпускной квалификационной работы применялась следующая совокупность методов анализ и синтез, метод сравнений и др.
Методики исследования
- методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности», Т.Л. Бадоева.
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
- опросник на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, МОТИВИРОВАННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА
1.1. Сущность и содержание понятий «мотивация» и «мотив» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности рассматривается как одна из ключевых областей современной психологии. Изучением мотивации, которая является движущей силой развития психики, занимались ученые различных психологических школ, что однако не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений по изучению природы мотивации, форм ее проявлений, потребностей человека.
Однако одной из проблем является большое количество соответствующих концепций в этой области. Особенно часто используются следующие термины: «мотивирование», «стимулирование», «наказание и поощрение», «побуждение», «подкрепление».
Известно, что существует два функционально взаимозависимых аспекта человеческого поведения: стимулирование и регулирование. Стимулы обеспечивают активизацию и ориентацию поведения, а регулирование отвечает за то, как оно развивается от начала до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают понимание потребностей, интересов, целей, намерений, стремлений, мотиваций, внешних факторов, которые заставляют человека вести себя определенным образом, управление деятельностью в процессе ее реализации и многое другое. Из всех понятий, используемых в психологии для описания и объяснения стимулов в поведении человека, наиболее распространенными являются понятия мотивации и мотива.
Несмотря на обилие исследований по проблеме мотивации и мотивов, сопровождающиеся и обилием точек зрения на их природу и значение в процессе становления личности, выявляется отсутствие системного подхода к рассмотрению мотивации, о чем говорит разнообразие в толковании понятия мотивов. К настоящему времени не сложилось единой точки зрения на феномен мотивации и процесса развития личности через мотивационную сферу.
Концепции мотивации и мотива включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях человека, внешних факторах, которые побуждают его вести себя определенным образом.
Термин «мотивация» является более широким понятием, чем термин «мотив».
Наиболее распространенными являются два основных подхода к изучению мотивации. Первый рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. По этому пути «шли» такие ученые, как Мадсен, Годфруа, Платонов и Шадриков. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, процесс, механизм. Над достижением этой цели работали следующие ученые: Вилюнас, Магомед–Эминов, Джидарян, Иванников.
С точки зрения психологов, мотивирование – это то, что называется импульсом к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении ценных потребностей человека. Стимулирование – это система материального и морального поощрения, а также вознаграждения за участие в трудовой деятельности.
Большое значение имеет изучение основных форм мотивации, проявляющихся в различных сферах деятельности, определяющих творческий и проактивный подход к делу, влияющих как на характер, так и на качество работы.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОГРАММА ИХ МОТИВАЦИИ НА УСПЕХ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
2.1. Описание методик исследования
В теоретической части нашей работы было показано, что мотивация сотрудников организации на достижение успеха, представляет, целый комплекс мероприятий, методов и приемов управления персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, основная цель которых – максимально продуктивное выполнение каждым сотрудником своих обязанностей, среди которых выделяют психологическое консультирование.
В свою очередь, в рамках психологического консультирования, на начальном этапе работы с клиентом традиционно используется психодиагностические методики. Для исследования мотивации сотрудников организации нами использовались следующие методики:
- диагностика структуры мотивов трудовой деятельности Т.Л. Бадоева;
- диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
- опросник на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана.
1. Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности», Т.Л. Бадоева:
Данная методика используется для выявления степени удовлетворённости трудом. Опрашиваемые, оценивают своё отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворённость трудом, по семибалльной шкале: «очень удовлетворён» (+3 балла), «в основном удовлетворён» (+2), «скорее удовлетворён» (+1); «и удовлетворён, и нет» (0), «скорее не удовлетворён» (–1), «в основном не удовлетворён» (–2), «совершенно не удовлетворён»(–3).
Оцениваемые факторы:
1. Значимость профессии.
2. Престижность профессии.
3. Вид трудовой деятельности.
4. Организация труда.
5. Санитарно – гигиенические условия.
6. Размер заработной платы.
7. Возможность повышения квалификации.
8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.
9. Взаимоотношения с коллегами.
10. Потребность в общении и коллективной деятельности.
11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.
12. Возможность творчества в процессе работы.
13. Удовлетворённость работой в целом.
Обработка результатов: показателем удовлетворённости оцениваемых факторов является сумма набранных баллов (с учётом их знака).
Тест – опросник для выявления степени удовлетворённости трудом представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса:
Методика предназначена для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха.
Работа над тестом проводится в соответствии со следующими инструкциями: «Вам предложен 41 вопрос, на каждый из которых должен быть дан максимально честный ответ «да» или «нет».
В соответствии с ключом теста рассчитывается количество баллов, полученных в ходе теста.
1 балл за ответы «да» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.
1 балл за ответы «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.
Далее баллы суммируются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования, представленные в выпускной квалификационной работе, позволяют говорить о том, что:
- мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленность личности, эмоции, деятельность и психические процессы. Мотивация к успеху является важным и относительно независимым типом человеческой мотивации. В психологической литературе мотивом достижения успеха является желание человека добиться успеха в различных видах деятельности и общении. Личность, ориентированная на успех ставит перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех.
- мотивация сотрудников – это целый комплекс мероприятий, методов и приемов управления персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, основная цель которых – максимально продуктивное выполнение каждым сотрудником своих обязанностей.
- мотивация к успеху – это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Одним из условий формирования мотивации профессиональной деятельности является психологическое консультирование как направление психологической работы с сотрудниками и руководителями организации. Под психологическим консультированием понимается специальное направление практической психологии, связанное с оказанием специализированным психологом прямой психологической помощи нуждающимся в ней людям в форме консультаций и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личного разговора и предварительного изучения проблемы, с которой он столкнулся в жизни.
В результате эмпирического исследования было установлено:
- по результатам методики «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности», Т.Л. Бадоева, мы выявили, что в наибольшей степени удовлетворены у работников санитарно – гигиенические условия, а также взаимоотношения с коллегами. Менее всего удовлетворены такие факторы как размер заработной платы и возможность повышения квалификации.
- по результатам диагностики «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса» следует сказать, что в испытуемой группе преобладает средний уровень мотивации достижения успеха, а также большой процент низкого уровня мотивации достижения успеха у респондентов, тогда как высокий и слишком высокий уровень мотивации достижения присутствует, но в не значительном количестве.
- по результатам диагностики «Опросника на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана» можно сказать, что в исследуемой группе доминирует мотивация избегания неудач и сравнительно небольшой процент доминирующей мотивации достижения успеха.
Данная проблема говорит о необходимости развития у испытуемых мотивации достижения успеха и снижения уровня мотивации избегания неудач.
Одним из условий формирования мотивации сотрудников организации на достижение успеха профессиональной деятельности является психологическое консультирование как направление психологической работы с сотрудниками и руководителями организации. Одним из эффективных способов психологического консультирования в условиях организации на наш взгляд, является специально разработанная программа «Мотивация сотрудников организации на успех» которая должна быть ориентирована, на персонал, имеющий высокий уровень избегания неудач, характеризующихся неуверенностью, избеганием ответственности, тревожностью.
1. Абрамова Г.С. «Психологическое консультирование. Теория и опыт» / Г. С. Абрамова. – М., 2000
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова- Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. Аксенов, К. О некоторых моделях мотивации труда / К. Аксенов / Управление персоналом. – 2011. – № 2. – 30 –34 с.
4. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг / Л. Ф. Анн. – СПб: Питер, 2011. – 271 с.
5. Аристова, И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля / И. Л. Аристова. – Владивосток: ДВГУ, 2013. – 104 с.
6. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 184 с.
7. Бабук, И. М. Трудовая активность: мотивация и стимулы / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2000. – 472 с.
8. Базылева, М. Н. Мотивация труда в системе отношений менеджмента / М.Н. Базылева. – Минск: ИВЦ Минфина, 2001. – 173 с.
9. Батурин, Н. А. Психология успеха и неудачи / Н. А. Батурин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 100 с.
10. Батурин, Н. А. Успех, неудача и результативность деятельности / Н. А. Батурин // Психологический журнал. – 1987. – Т. 8. – № 3. – С. 87–93.
11. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.: Флинта, 1998. – 168 с.
12. Брас, А. А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учеб.пособие / А. А. Брас. – Минск: Соврем.шк., 2006. – 352 с.
13. Буданова, М. В. Методика анализа системы мотивации труда персонала промышленного предприятия / М.В. Буданова, С.А. Афонина / Российское предпринимательство. – 2012. – № 8 (206). – 83 – 88 с.
14. Бурыхик, Б. С. Стимулирование трудового потенциала и трудового вклада работников управления / Б. С. Бурыхик. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 293 с.
15. Вагин, И. О. Лучшие психотехники успеха / И. О. Вагин. – СПб: Питер, 2011. – 224 с.
16. Варданян, Ю. В. Тренинг как средство развития мотивации достижения жизненного успеха / Ю. В. Варданян, Е. А. Лежнева // Российский научный журнал. – 2012. – № 5 (30). – С. 78–84.
17. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. – М., Эксмо, 2007
18. Вачков, И. В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения / И. В. Вачков. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
19. Герчиков, В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации / В.И. Герчиков / Мотивация и оплата труда. – 2011. – № 2. – 53 – 62 с.
20. Глэддинг C. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – М., Питер, 2002
21. Головчанова, Н. С. Жизненная успешность как предмет психологического исследования и психологического консультирования / Н. С. Головчанова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – № 14. – Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 3 (9). – С. 47–50.
22. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
23. Грецов, А. Г. Тренинги развития: творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов. – СПб: Питер, 2011. – 416 с. 189
24. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. – Улан–Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – 100 с.
25. Дементий, Л. И. К поиску личностных оснований достижения успеха / Л. И. Дементий // Личность. Культура. Общество. – 2014. – № 4 (24). – С. 248–258.
26. Демченко А.А. Приоритетные направления повышения трудовой мотивации / А. А. Демченко, Э. В. Сукманов; Курский гос. ун-т. Курск, 2014. – 134 с
27. Ефремова, О. И. Успех как социокультурный феномен: автореф. дис. … канд. филос. наук / Ольга Ивановна Ефремова. – Ростов н/Д, 1993. – 17 с.
28. Занюк, С. Психология мотивации / С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. - 352 с.
29. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е.П. Ильин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2004. – 263 с.
30. Кибанов, А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанов. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 524 с.
31. Климова, Е. К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития / Е. К. Климова, О. А. Помазина, О. Н. Бакурова. – СПб: Речь, 2013. – 160 с.
32. Крамаренко, Н. С. Психологические составляющие понятия «успех» / Н. С. Крамаренко // Вестник Университета Российской академии образования. – 2013. – № 4 (42). – С. 122–124.
33. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. Ростов н/Д., 2002. – 232 с.
34. Кутас, А. Мотивация персонала – это не только система, но и искусство / А. Кутас // Отдел кадров. – 2014. – № 10. – 122–123 с.
35. Лейни, Ю. Г. Методы и инструменты оценки мотивации в организациях / Ю. Г. Лейни: сб. мат. VIII Международной научно–практической конференции: в 3–х частях. Часть 2. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. 64–69 с.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
37. Лутохина, Э. А. Трудовая активность / Э. А. Лутохина. – Минск: Наука и техника, 2000. – 282 с.
38. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. … канд. психол. наук / Мадруддин Шамсуддинович Магомед-Эминов. – Москва, 1987. – 23 с.
39. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб: Питер, 2007. – 667 с.
40. Одегов, Ю. Г. Мотивация персонала: учеб. пособие. / Ю.Г. Одегов, Г. Г. Руденко, С. Н. Апенько. – М.: Альфа–Пресс, 2010. – 640 с.
41. Разнодежина, Э. Н. Мотивация труда в современных условиях хозяйствования / Э. Н. Разнодежина / Российское предпринимательство. – 2011. – № 11 Вып. 1 (195). – 47 – 51 с.
42. Рикель, А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха / А. М. Рикель // Вестник Московского университета. – Серия 14: Психология. – 2012. – № 1. – С. 41–48.
43. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2013. – 240 с.
44. Тебекин А. В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КНОРУС, 2006. – 416 с.
45. Тутушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М. К. Тутушкина, СПб, «Дидактика Плюс», 1999
46. Управление предприятием. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uptrading.ru/main/internet_trejding_na_finansovyh_rynkah/informacionnyj_blok_trejderainvestora/ekonomika_i_politika/ekonomika_organizacii_mikroekonomika/upravlenie_predpriyatiem_menedzhment/.
47. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель – М.: Генезис, 2015. – 267 с.
48. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.
49. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб: Питер, 2013. – 860 с. 210
50. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен – СПб: Питер, 2001. – 256 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики удовлетворенности трудом, Т.Л. Бадоева
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест-опросник Т. Элерса «Мотивация достижения успеха»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Мотивация достижения успеха Т. Элерса
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты