Готовность учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
МПГУ (Московский педагогический государственный университет)
Готовые дипломы
на тему: «Готовность учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника»
по дисциплине: «Психология»
2020
189 BYN
Готовность учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета
Приложение 2 Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) (автор Б. А. Федоришин).
Поделиться
Введение
Глава 1. Проблема готовности учителя к взаимодействию с семьями учащихся
1.1. Роль взаимодействия учителя с семьей школьника
1.2. Особенности и проблемы современной семьи
1.3. Проблема психологической готовности учителя к педагогическому взаимодействию
Глава 2. Экспериментальное исследование готовности учителей к взаимодействию с семьями младших школьников.
2.1. Цели и задачи исследования
2.2. Организация и методы экспериментального исследования
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования.
3.1. Диагностика готовности учителей к взаимодействию с семьями младших школьников
3.2. Программа подготовки учителей к взаимодействию с семьями младших школьников
3.3. Оценка эффективности программы подготовки учителей к взаимодействию с семьями младших школьников
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время государственная политика в области семейного воспитания направлена на решение проблем укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения деятельности социальных институтов в интересах семьи. Образовательная и социальная значимость семьи как института, обеспечивающего воспитание молодого поколения российских граждан, становится все более очевидной.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 17–19, 52) [51], Конституции РФ (ст. 38, 43) [24], Семейном кодексе РФ (гл. 12, ст. 54–60) [40] показана роль семьи в жизни общества. В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [25] (общественный проект) уделяется внимание проблеме защиты семьи. В «Профессиональном стандарте педагога» [36] (2013) делается акцент на знание педагогом основных тенденций семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительским окружением, а также умение педагога поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов развития ребенка.
Фактически перечисленные документы обращают внимание на необходимость углубления вопросов взаимодействия школы и семьи. Подготовка учителя к работе с взаимодействием с семьей всегда считалась сложной, поскольку семья — это социальный институт, который закрыт для «посторонних» субъектов социокультурного образовательного пространства.
На самом деле взаимодействие с семьей настолько формализовано, что считается, что информация о ситуации развития ребенка в ней «приходит» случайно, чаще всего учитель не представляет истинную картину семейного воспитания до тех пор, пока не будет создана ситуация, которая осветит этот вопрос.
В этом контексте довольно сложно обучать учителей взаимодействию с семьей, и это подтверждает актуальность поиска путей, условий, методов и приемов подготовки его к работе с семьей.
Учитель организует родителей и направляет процесс воспитания в семье. Это закреплено в нормативных документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [50;51].
Объект исследования – взаимодействие педагогов с родителями учащихся.
Предмет исследования – готовность педагогов к взаимодействию с семьями младших школьников.
Гипотеза исследования – состоит в предположении о том, что современные учителя могут иметь разный уровень готовности в работе с семьями младшего школьника.
Предполагается, что разработанная программа по подготовке учителей к взаимодействию с семьями младших школьников, может оказать положительное влияние на повышение уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьями учащихся.
Цель исследования – изучить особенности готовности педагога к взаимодействию с семьями младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования готовности педагогов к взаимодействию с семьями младших школьников;
- разработать программу исследования готовности педагогов к взаимодействию с семьями младших школьников и апробировать её в условиях начальной школы;
- обработать полученные данные экспериментального исследования, проанализировать их и обобщить в выводах.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Роль взаимодействия учителя с семьей школьника
Взаимодействие педагогов и родителей важно на всех ступенях образования ребенка, но особую значимость и актуальность оно приобретает при получении начального общего образования. Именно в этот период связь ребенка с семьей еще очень крепка, родительский авторитет влияет на все сферы младшего школьника [18].
В наше время педагоги и семья младшего школьника должны понимать, что школа является образовательным пространством, которое может обеспечить всестороннее развитие ребенка при условии взаимодействия и взаимопонимания всех субъектов образовательного процесса [26].
Будет правильным рассмотреть не только особенности и основные аспекты взаимодействия педагога с родителями младших школьников, но и изучить семью, школу и ребенка как субъектов образовательного процесса. Для этого мы рассмотрим следующие понятия: «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «образовательный процесс», «субъект образовательного процесса».
А.Г. Чусовитин трактует термин «взаимодействие» как «не просто связь между сосуществующими объектами, а прежде всего связь, обуславливающая их взаимопревращаемость» [58]. Данное определение характерно для всех видов взаимодействия, но не отражает специфику сферы педагогической науки. В последней давно укоренилось сочетание «педагогическое взаимодействие».
По мнению В.И. Загвязинского, «взаимодействие педагогическое ‒ личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [21]. Но в данном определении представлены только два субъекта образовательного процесса, в то время как их ряд значительно шире (ученик, учитель, родитель, студент, преподаватель и др.).
Более полную трактовку данного понятия дает Г.М. Коджаспирова, которая раскрывает педагогическое взаимодействие как «особую форму связи между всеми участниками образовательного процесса, подразумевающую их взаимообогащение различных сфер психики (интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной» [23].
Таким образом под педагогическим взаимодействием можно понимать связь между всеми участниками образовательного процесса, подразумевающую их взаимообогащение и взаимопревращаемость, в результате которых происходят взаимные изменения поведения, деятельности, отношений, установок.
Взаимодействие с родителями неотъемлемая и важная часть в деятельности школы. Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования позволил определить принципиально новую значимость этого направления. Ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между семьей, личностью, обществом и государством [39; 45].
Проблема практической педагогики в отношениях между семьей и школой, родителями и учителями периодически обостряется в разных формах. Процесс взаимодействия между семьей и школой должен быть направлен на активное включение родителей в образовательный процесс, во внеклассные досуговые мероприятия, сотрудничество с детьми и учителями [1; 2; 4].
По мнению В.Д. Шадрикова современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Цели и задачи исследования
Цель исследования – изучить особенности готовности педагога к взаимодействию с семьей младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определить методы, методики и критерии для диагностики готовности учителей начальных классов к взаимодействию с родителями обучающихся;
- определить условия и место проведения исследования;
- подготовить материалы, необходимый диагностический инструментарий для проведения исследования;
- подобрать программу готовности педагогов к взаимодействию с семьями младших школьников;
- обработать полученные данные;
- проанализировать и описать полученные результаты исследования, обобщить их в выводах.
Объект исследования – взаимодействие педагогов с родителями учащихся.
Предмет исследования – готовность педагогов к взаимодействию с семьями младших школьников.
2.2. Организация и условия проведения экспериментального исследования
Экспериментальное исследование было направлено на проверку выдвинутого предположения том, что современные учителя могут иметь разный уровень готовности в работе с семьями младших школьников.
Исследование происходило в несколько этапов. На первом этапе нами были определены критерии и методики для диагностики готовности учителей начальных классов к взаимодействию с родителями обучающихся.
На втором этапе была подобрана и внедрена программа подготовки учителей начальных классов к взаимодействию с родителями обучающихся.
На третьем этапе была проведена повторная диагностика готовности учителей начальных классов к взаимодействию с родителями обучающихся и оформлена данная выпускная квалификационная работа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование было направлено на исследование особенностей готовности педагога к взаимодействию с семьями младших школьников.
Готовность представляет собой характеристику, в составе которой находятся компоненты уровня знаний по проблеме, их системный характер, а также индивидуальные способности субъектов. Понятие готовности в психолого-педагогической литературе определяется как состояние личности, характеризующееся активностью, эффективностью, ориентацией на конкретное поведение, наличием особых способностей. В связи с этим готовность учителя к взаимодействию можно понимать как активное состояние личности, которое представляет собой мобилизацию сил для выполнения каких-либо действий (действий) и характеризуется наличием знаний, навыков, установок и решимости выполнить эти действия.
В настоящее время существуют определенные проблемы в современной семье: ее экономические, социальные, моральные основы были подорваны. Увеличилось количество разводов, повысился престиж жизни вне брака, снизилась рождаемость детей в семьях, появилось много семей, которые не справлялись с образовательными и другими функциями.
На сегодняшний день большую значимость приобретает взаимодействие педагогов и родителей. В наше время педагоги и семья младшего школьника должны понимать, что школа является образовательным пространством, которое может обеспечить всестороннее развитие ребенка при условии взаимопонимания и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
В процессе получения начального образования личностное образование младшего школьника происходит, когда осуществляется взаимодействие двух субъектов: основным субъектом является семья, а вторичным - школа. Основным условием их сотрудничества является понимание задач и содержательных направлениях работы субъектов образовательного и воспитательного процесса, чтобы они могли эффективно дополнять и корректировать свою деятельность. Ключ к успешному взаимодействию учителей и родителей это создание совместную платформы деятельности, основанной на равенстве и взаимоуважение.
На сегодняшний день также существует проблема готовности педагогов к взаимодействию с семьями младших школьников. В процессе исследования нами была проведена диагностика готовности педагогов к взаимодействию, которая показала, что не все педагоги готовы к нему, у них существуют определенные трудности в общении с родителями младших школьников, а также большинство педагогов придерживаются классических методов взаимодействия с семьей учащихся: родительские собрания, индивидуальные беседы.
Опираясь на работу, которая проводилась в школе по определенной программе «Семья и школа», которую проводили специалисты педагоги-психологи, была разработана программа тренингов, занятий и семинаров для педагогов «Педагог и взаимодействие с семьей», которая освещает наиболее актуальные проблемы научного обоснования, проектирования и реализации процесса взаимодействия учителя с семьей учащегося, и предназначена для изучения учителями начальных классов. Проведенное исследование показало, что проведенная работа по повышению уровня готовности педагогов к взаимодействию с семьями учащихся, поспособствовала повышению уровня их готовности, а также коммуникативных и организаторских способностей. Так как, повторная диагностика организационных и коммуникативных способностей показала, что у 5 педагогов уровень данных способностей стал средним, у 4-х – высоким, и у одного педагога – выше среднего. Выдвинутая гипотеза получила подтверждение на основе полученных результатов.
1. Акимова, В.А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А. Акимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2013. – №4. – С. 47-57.
2. Антипова, Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е.В. Антипова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №1. – С.34-37.
3. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков - М.: МГУ, 2008. – 304 с.
4. Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. Ярославль: ЯГПУ, 2012. - 256 с.
5. Баранова, Е.В. Особенности и проблемы современной семьи / Е.В Баранова // Психологические проблемы современной российской семьи: материалы Всерос. науч.-практ. конф, Москва, 25-27 окт. 2005 г.: в 3 Ч.; под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - Ч. 1. - М., 2005. - С 82-85.
6. Барсукова, Д.Ф. Ценностное педагогическое взаимодействие как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста: автореф. дис. . канд. пед. наук/ Д.Ф.Барсукова. Оренбург, 2008 -22 с.
7. Бедный, М.С. Семья - здоровье - общество / М.С. Бедный - М.: Просвещение, 1986. - 67 с.
8. Биктуганов, Ю.И. Взаимодействие педагога с семьей и общественностью [Текст] : учеб. пособие / Ю. И. Биктуганов ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург [б. и.], 2016. – 148 с.
9. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2018. - 508 с.
10. Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в учредении дополнительного образования детей: автореф. дис. . канд. пед. наук/М.И.Болотова. Оренбург, 2001 - 23 с.
11. Борисова, Е.М., Психологическая диагностика: учеб.пособие / Е.М. Борисова, К.М. Гуревич. Екатеринбург: УРАО, 2000. - 368 с.
12. Власюк, И.В. О проблеме ценностного воспитания подростка в семье /И.В.Власюк, Ю.А.Генварева //Роль семьи в сохранении языка и традиций мордовского народа: материалы всерос. науч.-практ. конф. Саранск: МГУ, 2008.-С. 46-51.
13. Герсимович, Е.Н. Готовность к взаимодействию с семьей как одна из ключевых компетенций учителя начальных классов / Е.Н.Герасимович // Весн. Мазыр. дзярж. пед. ун-та. – 2016. – № 2(48). – С. 74-78
14. Григорьев, Д.В. Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры. / Народное образование. 2010. №10. С.241–250
15. Гусева, Ю.В. Проблемы взаимодействия школы и семьи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 253-255
16. Демидова, Е. В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся. Какова стратегия взаимодействия с родителями? [Текст] / Е. В. Демидова // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 6. – С.23- 33.
17. Дорно, И.В. Современный брак: проблемы и гармония / И.В. Дорно - М.: Педагогика, 1990. -27 2 с.
18. Дыбля А.П. Организация взаимодействия с родителями учащихся, статья, 19.02.2008
19. Дьяченко, М. И. Психологическая готовность / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – М. : Наука, 1986. – 350 с.
20. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
21. Кийкова Н.Ю. Деятельность педагога по проектированию и реализации родительского образования как содержательно-организационное условие осуществления семейного воспитания // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2016. – №5. – С.26-34.
22. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: дис. … на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – Омск, 2016. – 186 с.
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
24. Конституция Российской Федерации – с. 38, 43
25. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Распоряжение правительства Российской Федерации от 25.08.2014 1618-р)
26. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с.
27. Максименко Е.Ю. Семья и формирование базовой культуры личности/ Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2011.№1.-С.222-224.
28. Мониторинг семьи в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций / сост. Г. Н. Кузнецова, С. Н. Обухова. – Челябинск: ЧИППКРО. – 2017. – 48 с
29. Мякишева, М. В. Воспитание личности ребёнка безопасного типа поведения: теория и практика решения проблемы во взаимодействии педагогов и родителей [Текст] / М. В. Мякишева // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 4. – С.30-33.
30. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
31. Педагогический словарь [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М. : Академия, 2008. – 352с
32. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2013. – 528 с.
33. Педагогическое наследие/Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1994.
34. Петровичева А. А. Взаимодействие семьи, школы и социума // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 723-727.
35. Петронюк, И. С. Взаимодействие систем ценностей семьи и школы [Текст] / И. С. Петронюк // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С.199-201.
36. Профессиональный стандарт педагога 2013
37. Родина, О. Н. Изучение мотивации выбора профессии «педагог»: методический аспект / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вест. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 2006. – № 3. – С. 70-77.
38. Рубченко, А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко // Вопросы психологии. – 2011. – №4.– С. 98-114.
39. Свирская, Л.В. Работа с семьёй: необязательные инструкции : методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
40. Семейный кодекс Российской Федерации – гл. 12, с. 54-60
41. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Учеб. пособие. - Ч. 3. Личность в семейном социуме / Т.В. Сенько. - Минск: Карандашев, 2000. -28 8 с.
42. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
43. Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / В.А. Сластёнин. – М. : Академия, 2004. – 144 с.
44. Смагина, Л.И. Семья и насилие над ребенком / Л.И. Смагина // Семья: прошлое, настоящее и перспективы. - Мн.: Мастацкая літаратура, 2000. - С. 61- 67.
45. Сонягина, О. И., Пронюшкина, Т. Г. Организация эффективной системы взаимодействия школы и семьи [Текст] / О. И. Сонягина, Т. Г. Пронюшкина // Инновационная наука. – 2017. – № 4-2. – С.138-141.
46. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире : [материалы Междунар. науч.-практ. конф. "Социально-психологические проблемы современной семьи и воспитания", Москва, 2011 г.]. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. – 955 с.
47. Сулейманова С.С., Подольский А.Д. — Психологические проблемы современной семьи // Психолог. – 2014. – № 3. – С. 60 - 127.
48. Суханкина, Е. Н. Нетрадиционное родительское собрание как гипержанр педагогического общения [Текст] / Е. Н. Суханкина // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 3. – С.64-68.
49. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М. : Концептуал, 2016. – 320 с
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. С. 17-19, 52
52. Хасбулатова О. А. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // Социол. исслед. 2002. N 11. С. 48 - 54.
53. Хоменко, И. А. Система работы образовательного учреждения с семьей. Кн.1 : Информирование [Текст] / И. А. Хоменко. – М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.
54. Чердынцева Е.В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников//Начальная школа до и после. – 2013.- №4. - С.24-27.
55. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: Учеб. пособие / В.В. Чечет - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. - 292 с.
56. Чикова, И. В. Формирование психологической готовности будущего воспитателя к профессиональному взаимодействию с психологом: теория и практика: монография / И. В. Чикова. – Электрон. текст. дан. – Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. – 180 с.
57. Чурсина, В. Н. Современная модель российской семьи: особенности социально-психологической адаптации [Текст] / В. Н. Чурсина // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 6 (177). – С.300-307.
58. Чусовитин, А. Г. Диалектика взаимодействия и отражения [Текст] : / А. Г. Чусовитин. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. – 176 с.
59. Шадриков, В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 168 с.
60. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для ву зов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатерин бург: Деловая книга, 2006.— 768 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета
Приложение 2 Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) (автор Б. А. Федоришин).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты