Связь зависимости от гаджетов и личных границ у подростков
ТюмГУ (Тюменский Государственный Университет)
Готовые дипломы
на тему: «Связь зависимости от гаджетов и личных границ у подростков»
по дисциплине: «Психология»
2020
189 BYN
Связь зависимости от гаджетов и личных границ у подростков
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Психология
Организация: ДО Центр внешкольной работы Дзержинец, МАУ (г. Тюмень)
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросники
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросники
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблицы результатов
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ И ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ У ПОДРОСТКОВ
1.1. ФЕНОМЕН ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ
1.2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ В ПСИХОЛОГИИ
1.3. ПОДРОСТКИ И ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ
1.3.1. СПЕЦИФИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.3.2. ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ У ПОДРОСТКОВ
1.4. ОСОБЕННОСТИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ И ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.4.1. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ
1.4.2. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГАДЖЕТОВ
1.4.3. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГАДЖЕТОВ И ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ И ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ У ПОДРОСТКОВ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ И ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ У ПОДРОСТКОВ
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что широкое развитие информационных технологий привело к появлению новых технических устройств, способных выполнять одновременно несколько функций и облегчить жизнь современного человека. Весьма быстро гаджеты стали играть важнейшую роль в жизнедеятельности людей разного возраста, прежде всего подростков, оказывая значительное влияние на их личность, мышление, систему ценностей, социальную активность.
В последнее время наблюдаются постоянное их использование, что приводит к потере интереса реальной жизни. Широкие функции электронных устройств настолько привлекательны, что может привести к появлению зависимости от гаджетов. Сегодня растет компьютерно-сетевое поколение, для которого использование информационных технологий является образ жизни. С каждым годом возрастает число подростков, пользующихся смартфонами, планшетами, и имеющих собственные электронные устройства. Подросткам интересно проводить время за гаджетами, которое они часто не контролируют. Появление гаджет-зависимости у детей является серьезной проблемой и требует повышенного внимания родителей, педагогов, исследователей.
Одна из важнейших задач, которую подросток решает в своем развитии, – задача стать отдельным и автономным субъектом собственной жизни, автором своего жизненного проекта. Он, взаимодействуя с миром, вступая в различные контакты с другими людьми, должен в состоянии отделить себя от них и обозначить свои индивидуальные границы, которые помогут ему сформировать и сконструировать собственную личность.
Посредством использования гаджетов, их многочисленных функций, подростки выстраивают свое психологическое пространство, одной из характеристик которого выступает личная граница. В подростковом возрасте личные границы имеют свою специфику. Это связано как с психологическими особенностями подростков, так и их увлеченностью гаджетами.
Проблемой изучения зависимости от гаджетов занимаются такие исследователи как А.В. Белоусова, Д.Ю. Богданов, А.С. Филатова, М.В. Борцова, Н.Л. Гаврилова, Н.В. Дудина, И.Ю. Кулагина и др. Многие исследователи уделяет внимание гаджет-зависимости в подростковом возрасте (А.М. Максимов, А.М. Тимофеева, О.В. Крухмалева и др.).
В психологии понятие личных границ подчеркивает дифференциацию субъекта с миром, одновременно утверждая их единство. Особенности этого пространства с различных методологических позиций раскрывают понятия «жизненное пространство» (К. Левин), «жизненный мир» (Ф.Е. Василюк), «личностное пространство» (К. Ясперс), «смысловое поле» (Л.С. Выготский), «транссубъективное пространство» (Д.Н. Узнадзе), «многомерный мир» (А.Н. Леонтьев), «многомерное пространство жизни» (В.Е. Клочко). В концепции С.К. Нартовой-Бочавер получил развитие феномен психологической суверенности, отражающий состояние границ субъекта в разных сферах бытия, обеспечивающее его социальное и личное благополучие.
Исследований, посвящённых изучению личных границ у подростков, в современной психологии крайне мало (М.В. Сафонова, Д.А. Тихонова, Д.Б. Иркин). Проблема изучения связи зависимости от гаджетов и личных границ у подростков в современной психологии остается недостаточно разработанной.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны, с современной литературе имеются сведения о негативном влиянии использования гаджетов на развитие подростка. С другой стороны, к настоящему времени недостаточно раскрыты особенности связи зависимости от гаджетов и личностных границ в подростковом возрасте, которые могут выступить фундаментом для определения путей гармоничного личностного развития современного подростка.
Объект исследования: личные границы у подростков.
Предмет исследования: связь зависимости от гаджетов и личных границ у подростков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ И ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ У ПОДРОСТКОВ
1.1. ФЕНОМЕН ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ
Понятие зависимости от гаджетов в психологической науке является достаточно новым. К настоящему времени еще не сформировался терминологический аппарат для его изучения.
Под зависимостью понимается «способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни» [16, с. 153]; «повторяющийся паттерн поведения, увеличивающий риск развития болезни и/или личных (социальных) проблем и сопровождающийся потерей контроля» [22, с. 35].
Согласно Ц.П. Короленко, «зависимость представляет собой стремление личности к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях для развития и поддержания интенсивных эмоций» [24, с. 265].
По мнению В.А. Лоскутовой, «зависимость представляет собой повторяющийся паттерн поведения, увеличивающий риск развития болезни и личных (социальных) проблем и сопровождающийся потерей контроля. При этом, зависимое поведение может зависимость может быть вызвано: стремлением освободиться от негативных ощущений; потребностью в удовлетворении любопытства, новых впечатлений; стремлением к развлечению; стремлением получить приятные ощущения от процесса деятельности; мотивацией достижений» [42, с. 123].
Так, если зависимость означает навязчивую потребность в определенной деятельности, то зависимость от гаджетов можно определить как навязчивую потребность в совершении действий с гаджетами.
В работе Н.Л. Гавриловой гаджет-зависимость определяется как «пристрастие индивида к техническим новинкам, проявлением которого является неконтролируемое желание покупать более новые электронные устройства, а также неограниченное времяпрепровождение за изучением устройства, проверяя его многообразные функции» [10, с. 35].
По определению Ю.А. Клейберг (2015), гаджет-зависимость — психологическая зависимость от телефона, плеера, ноутбука или другого электронного устройства [22, с. 45].
Термин «гаджет» является достаточно устоявшимся и общепринятым для понимания информационной культуры. Под гаджетом понимают устройство, созданное с использованием цифровых технологий специально для какой-то определенной области. К гаджетам относятся: смартфоны, музыкальные плееры, планшеты, портативные игровые приставки и т.д. [3; 28]. Современные гаджеты условно подразделяются на три группы:
— коммуникативно-игровые гаджеты — это устройства, снабженные выходов в Интернет, помогающие осуществлять коммуникацию, играть в виртуальном мире. Это планшеты, смартфоны, игровые приставки;
— бытовые гаджеты — это устройства, не связанные с прямой коммуникацией и предназначенные для повышения комфорта бытовой жизни и здоровья человека. Речь идет о фитнес-браслетах, умных часах, браслетах от укачивания и т.д.;
— программные гаджеты (или виджеты) — небольшие компьютерные приложения, посредством которых человек получает дополнительную информацию, осуществляет доступ к различным услугам, оплачивает счета [28, с. 50].
Предназначение гаджетов заключается в возможности быстрого нахождения информации и обучения, связи с любым человеком на большом расстоянии посредством электронных писем, чатов, звонков, видеозаписи, хранения личных данных, а также в использования полезных программы для организации работы. Как отмечает Н.В. Дудина, чрезмерное увлечение гаджетом может превратиться в зависимость, которая требует больших затратов времени, отвлекая от необходимых дел и обязанностей [13, с. 275].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ И ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ У ПОДРОСТКОВ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: выявить и описать связь зависимости от гаджетов и личных границ у подростков.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МАУ ДО Центр внешкольной работы «Дзержинец» г. Тюмени». В исследовании приняли участие 50 учащихся 9-10 класса в возрасте 14-15 лет (подростковый возраст).
Этапы исследования:
1. На первом этапе был осуществлен подбор методов и методик исследования, сформирована выборка исследования;
2. На втором этапе выдвинута гипотеза исследования, проведено исследование зависимости от гаджетов и личных границ у подростков с помощью тестирования;
3. На третьем этапе проведены обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, сформулированы выводы по проведенному исследованию.
Гипотеза исследования: существует обратная связь зависимости от гаджетов и личных границ у подростков.
С помощью использования гаджетов подростки обычно играют в компьютерные игры и общаются в социальных сетях. Зависимость у подростка может возникнуть не от гаджета, а от той деятельности, посредством которого он ее выполняет. Потому нами были использованы методики, позволяющие определить степени увлеченности интерактивными играми и степень зависимости от виртуального общения.
Методики исследования:
1. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми (А. В. Гришина).
Цель: выявление степени увлеченности компьютерными играми.
С помощью методики можно определить количественную выраженность степени увлеченности компьютерными играми (КИ), степень компьютерной зависимости.
Тест-опросник разработан А.В. Гришиной на основе методики диагностики Интернет-зависимости К. Янг. Методика пробирована на младших подростках (в возрасте 11-12 лет) и может использоваться на старших подростках. Данную методику мы адаптировали в целях нашего исследования и переформулировали вопросы, чтобы определить степень увлеченности играми посредством использования гаджетов.
Опросник состоит из 22 вопросов, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному.
При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 6. По каждой шкале опросника набранные баллы суммируются. Итоговый балл отражает степень вовлеченности в компьютерные игры:
- естественный уровень (6-11 баллов). Игра носит характер развлечения без каких-либо негативных последствий. Подростки способны контролировать свою игровую активность, редко играют и думают об игре;
- средний уровень (12-21 балл). Игра является важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах компьютерных игр. Подростки не теряют самоконтроль над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру. В таком случае компьютерная играть выполняет компенсаторную функцию;
- зависимость (22-37 баллов). Подростки все свое свободное время тратят на игры, часто думают о них, о достигнутых результатах, стремятся повысить уровень этих результатов. Высокий уровень компьютерной зависимости у подростка следует рассматривать как условие, предрасполагающие к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения, приводящим к психологическому и физическому истощению от сильного напряжения, ухудшению социального, семейного и межличностного функционирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что понятие гаджет-зависимости используется для обозначения психологической зависимости от гаджетов - электронных устройств небольшого размера (смартфонов, планшетов, игровых приставок, виджетов). Гаджет-зависимость - это пристрастие индивида, навязчивое стремление к покупке и использованию электронных устройств, постоянного длительного изучения их многообразных функций. Зависимость от гаджетов проявляется в навязчивом желании постоянно проверять новые сообщения и звонки, в состоянии эйфории в ходе использования устройства, в появлении ощущения пустоты и депрессии без гаджета, в фантомной вибрации, умственном зуде, боязни забыть или потерять телефон, невозможности удержаться от покупки нового устройства.
В зарубежной психологии при рассмотрении личных границ подчеркивается разграничения «Я» субъекта и социума. В отечественной психологии широко распространен субъектно-средовый подход, согласно которому личные границы, состояние их целостности отражает как суверенность психологического пространства. Несмотря на различное понимание феномена личных границ, зарубежные и отечественные авторы согласны в том, что личные границы контролируются, регулируются, осознаются, понимаются, чувствуются и защищаются субъектом. Личные границы выступают важнейшим психологическим образованием, выполняющим различные функции (адаптивную, развивающую, интегративную и пр.).
Основными факторами возникновения гаджет-зависимости у подростков являются: деформация основных потребностей, личностные особенности, стиль семейного воспитания. Гаджеты содержат в себе такие функции, реализация которых соответствует решению задач подросткового возраста – приобщению к группе сверстников, адаптация к новой социальной ситуации развития, самореализации. В подростковом возрасте особую значимость приобретет формирование суверенности психологического пространства личности. Межличностные отношения в подростковом возрасте выстраиваются на противоречивом стыке двух потребностей: обособлении (сохранения неприкосновенности личных границ, суверенности личностного пространства) и аффиляции (потребности в принадлежности, включенности в группу).
В результате исследования нами было выявлено, что большинство подростков имеют средний уровень зависимости от онлайн и офлайн игр. Посредством использования гаджетов подростки погружаются в мир игры, которая становится важной частью их жизни. При этом, они не теряют самоконтроль над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру. Онлайн и офлайн игры в таком случае выполняют компенсаторные функции: они являются средством компенсации неудовлетворенных потребностей личности.
Установлено, что подростки активно используют гаджеты для общения в социальных сетях. Они имеют собственные страницы в сети, которые посещают в целях установления контактов со сверстниками. При этом, у них нет непреодолимого желания использовать гаджет для входа в социальную сеть, постоянно проводить в ней время. Эмоциональное состояние подростков не ухудшается не необходимости завершить сеанс общения, невозможности посетить страницу в социальной сети.
Показано, что большая часть исследуемых подростков обладает умеренной (нормальной) суверенностью. У них умеренной развита способность контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Состояние их личных границ можно считать нормальным., границы целостными.
Выявлено, что подростки обладают низкой суверенностью физического тела и территории, средней суверенностью привычек и ценностей, высокой суверенностью вещей и социальных связей.
1. Абдираман Н. Т. Психологическое влияние социальных сетей и гаджетов на учащихся начальных классов / Н. Т. Абдираман // Априори. 2018. – № 4. – С. 1-8.
2. Баранова Ю. М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – Вып. 4. – С. 105-110.
3. Белоусова А. В. Профилактика гаджет-зависимости у детей / А. В. Белоусова // Социально-педагогическая деятельность в социуме : теория, практика, перспективы : сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2014. – С. 67-71.
4. Богданов Д. Ю. Современные гаджеты как новая зависимость / Д. Ю. Богданов, Г. В. Шабанова, А. С. Филатова // Тверской медицинский журнал. – 2017. – № 3. – С. 18-20.
5. Богомолова Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета : автореф. дис … канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
6. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации : автореф. дис. … докт. филос. наук / Т. А. Бондаренко. – Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007. – 20 с.
7. Борцова М. В. Отношение родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов / М. В. Борцова, С. Д. Некрасов // Человек. Сообщество. Управление. – 2017. – № 3. – С. 69-77.
8. Войскунский А. Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А. Е. Войкунский, А. С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
9. Володина Ю. А. Проблема определения границ психологического пространства личности / Ю. А. Володина // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 136–141.
10. Гаврилова Н. Л. Гаджет-зависимость у подростков как социально-педагогическая проблема / Н. Л. Гаврилова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей. – Витебск, 2016. – С. 34-37.
11. Галяутдинова С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского ун-та. – 2013. – №1. – С. 232-235.
12. Грибанов А. Д. Психологические границы современного человека в виртуальном пространстве / А. Д. Грибанов // Дистанционные технологии в профессиональном психологическом пространстве. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 113-116.
13. Дудина Н. В. Гаджет-зависимость у детей младшего школьного возраста // Молодость. Интеллект. Инициатива : материалы научно-практич. конференции / гл. ред. И. М. Прищепа. – М., 2016. – С. 275-276.
14. Емелин В. А. Утрата приватности: идентичность в условиях технологического контроля / В. А. Емелин // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14). – С. 17–24.
15. Жмырко К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
16. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
17. Изотова Е. И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е. И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
18. Иркин Д. Б. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями / Д. Б. Иркин, Т. Д. Шевеленкова // Психология и право. – 2011. – Том 1, № 3. – С. 1-14.
19. Исаев А. Н. Дети и современные гаджеты / А. Н. Исаев // Академическая публицистика. – 2017. – № 12. – С. 392-398.
20. Качан Г. А. Факторы риска формирования гаджет-зависимости в подростковом возрасте / Г. А. Качан, Н. Л. Гаврилова // Наука - образованию, производству, экономике : материалы научно-практической конференции. – 2017. – С. 52-53.
21. Кириченко Д. Е. Гаджет-зависимость у современного студента / Д. Е. Кириченко, О. В. Рябцева, О. Ю. Тришина // Сборник материалов научно-практической конференции / Отв. Ред. С. Г. Костюк. – 2017. – С. 83-86.
22. Клейберг Ю. А. Аддиктивное поведение : феноменология и современные формы проявления / Ю. А. Клейберг // Формирование здорового образа жизни : материалы научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 33-37.
23. Коваль Т. В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости / Т. В. Коваль // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4. – С. 1-13.
24. Колотилова И. В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И. В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234-244.
25. Королева А. Ф. Связь суверенности психологического пространства личности с особенностями межличностных отношений подростков / А. Ф. Королева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 12-2 (119). – С. 147-149.
26. Королева А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А. Ф. Королева, Н. С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
27. Косивченко Е. И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей / Е. И. Косивченко // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. – Краснодар, 2010. – С. 185-188.
28. Крухмалева О. В. Современные игровые устройства в жизни детей и подростков : социокультурный анализ / О. В. Крухмалева, Е. В. Крухмалев // Культура и образование. – 2017. – № 1. – С. 47-60.
29. Кулагина И. Ю. Занятия с гаджетами в системе интересов младших подростков / И. Ю. Кулагина, Е. В. Апасова, С. В. Кузьмичева // Проблемы современного пед. образования. – 2017. – № 1. – С. 345-353.
30. Максимов А. М. Диагностика влияния рисков Интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов / А. М. Максимов, Л. М. Мануйлов // Наука о человеке : гуманитарные исследования. – 2018. – № 2. – С. 94-99.
31. Мартыненко Е. А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта / Е. А. Мартыненко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 3 (28). – С. 349-353.
32. Медова А. А. Психология и феноменология границы / А. А. Медова // Социальные и культурные процессы в российском приграничье : материалы научной конференции. – Омск, 2017. – С. 120-124.
33. Михайлина А. В. Гаджет-аддикция : причины возникновения, методы борьбы / А. В. Михалина // Аллея науки. – 2017. – № 12. –
С. 116-122.
34. Нартова-Бочавер С. К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства – 2010» / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2014. – № 3. – С. 105–119.
35. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 6. – С. 27-36.
36. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография / С. К. Нартова -Бочавер. – М.: Прометей, 2005. – 312 с.
37. Неверова А. А. Зависимость от гаджетов / А. А. Неверова, М. В. Рудер, А. П. Суворова // Молодёжь XXI века: шаг в будущее : материалы научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 950-951.
38. Паршкова, А.В. Особенности жизненной перспективы и образа мира у подростков, склонных к интернет-зависимости / А.В. Паршкова // Инновационная наука. – 2015. - № 2. – С. 122-126.
39. Печенкин, В. Анализ социальных сетей: в ожидании чуда / В. Печенкин // Журнал «Компьютера». – 2005. – № 42. – С. 15–20.
40. Позднякова А. Е. Исследование уровня тревоги у активных пользователей гаджетов // Таврический научный вестник : сборник статей / Под ред. М. Р. Скоробогатовой. – Симферополь, 2018. – С. 146-150.
41. Полухина Е. С. Особенности учебной мотивации у студентов с разной гаджет-зависимостью / Е. С. Полухина // Конкурентоспособность территорий : сб. трудов. – Урал, 2017. – С. 221-223.
42. Поротикова Р. С. Негативное влияние научно-технического прогресс на становление личности // Информационные технологии в современном мире : материалы студенческой конференции / под ред. Н. В. Хмельковой. – 2016. – С. 123-125.
43. Прокурова С. В. Компьютерная зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению / С. В. Прокурова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 55-59.
44. Сафонова М. В. Удовлетворенностью жизнью подростков с различными уровнями психологической суверенности / М. В. Сафонова, Д. А. Тихонова // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 2. – С. 126-139.
45. Силина О. В. Границы «Я» как маркер становления субъектности в детском возрасте / О. В. Силина // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – № 3 (44). – С. 45-58.
46. Тимофеева А. М. Влияние современных гаджетов на детей и подростков // Образование и наука в современных реалиях : сборник материалов научно-практической конференции / Редкол. : О. Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 178-179.
47. Хломов К. Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
48. Хуторной, С.Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения / С.Н. Хуторной // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 6. – С. 1-10.
49. Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.
50. Шинтарь Ю. Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю. Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросники
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросники
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблицы результатов
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты