Интерпретация фольклора в театральном искусстве Республики Беларусь
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диссертация
на тему: «Интерпретация фольклора в театральном искусстве Республики Беларусь»
по дисциплине: «История искусств»
2021
286.00 BYN
Интерпретация фольклора в театральном искусстве Республики Беларусь
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: История искусств
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 95.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Историография (аналитический обзор литературы) и методология вопроса (описание методов, определение терминов)
1.2 Исторические предпосылки интерпретации фольклора на белорусской театральной сцене
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
2.1 Взаимодействие традиционных и инновационных фольклорных форм в постановках классики
2.2 Фольклор в контексте выразительных средств исторического спектакля
ГЛАВА III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА МУЗЫКАЛЬНЫМИ ТЕАТРАМИ
3.1 Элементы фольклора в расширении стилевого разнообразия произведений музыкальных театров
3.2 Песенный и танцевальный фольклор в творчестве Большого театра Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Фольклоризм в концертной и сценической практике – это разнообразное и сложное явление, характеризующееся разными подходами к сценическому воплощению фольклора. В конце ХХ – начале ХХI века в разных странах мира значительно возросло количество творческих коллективов, ориентированных на фольклор. Методы сценического воплощения фольклора этими коллективами варьируются от минимальной сценической адаптации фольклорного материала до его глубокой трансформации. Эти подходы осуществляются в рамках трех видов исполнительского фольклора: трансляция, адаптация и авторская интерпретация.
Трансляция представляет собой наиболее правильную сценическую передачу фольклорного источника. Адаптация подразумевает сценическое воплощение фольклора через синтез элементов аутентичного материала с элементами других систем художественного стиля, вплоть до его полного подчинения стилевым нормам, не характерным для устного фольклора данного этноса. Согласно авторской интерпретации, художественное целое формируется через исполнительскую импровизацию, которая исполняется по законам фольклора и в рамках средств выражения, не свойственных традиционному фольклорному исполнению.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что народное искусство и фольклор – это первые этапы художественного осмысления и воплощения народного сознания, духа, психологии, первые переживания их отражения в «зеркале поэзии», которое охватывает все жанры литературы и художественных форм. Каждый последующий этап культурного развития той или иной нации в той или иной степени связан с отсылкой к определенным элементам художественной системы, сложившейся уже в ранние периоды истории нации.
В разные периоды истории литературы и искусства степень значимости традиций в создании художественного произведения и степень трансформации, художественной обработки элементов фольклора не совпадают. Этот процесс характеризуется преемственностью, бережным отношением к традициям, их новаторским преломлением в произведениях национальных авторов, усложнением принципов обработки фольклорного материала.
Достаточно обратиться к произведениям музыкального искусства, чтобы понять, насколько великим является роль фольклора, в который включены различные элементы народного искусства, который помогает определить систему художественного осмысления современности.
Обращение к фольклору логично и неизбежно – оно хранит и сгущает важнейшие черты мировоззрения народа, свойства, присущие нации, связанные с особенностями историко-культурного развития, оно закладывает сильнейший импульс к созданию реалистичного национального характера, национального колорита, национальной психологии.
Фольклор отражает основные идеологические и тематические направления в искусстве и литературе народа, а в более узком, методологическом аспекте – традиционные жанры национального искусства, приверженность определенным жанровым формам. Благодаря тому, что фольклор охватывает богатейший набор идеолого-эстетических идей народа, его преломление в произведении распространяется на содержание, стиль, язык и характеры произведения.
При анализе различных направлений фольклора необходимо отметить, что важное место в рамках данного анализа занимает исполнительский фольклор.
Исполнительский фольклор следует понимать как самостоятельное направление художественного творчества, в рамках которого существует сценическое воплощение фольклора посредством исполнения музыки, хореографического и театрального искусства. В Беларуси исполнительский фольклор более характерен для хореографического и музыкального искусства. В диссертации рассматривается специфика этого самостоятельного художественного явления на разных исторических этапах его развития. Изолированные примеры исполнения устного фольклора в нетипичных для фольклора условиях известны давно. Так, магнаты и дворяне приглашали традиционных исполнителей ко двору во время праздников. Однако этих форм пока не было. Они были лишь первыми шагами в формировании исполнительского фольклора.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Историография и методология вопроса
Для определения основных историографических и методологических особенностей необходимо рассмотреть основные источники, связанные с тематикой нашего исследования. Основным источником является труд Надежды Александровны Ювченко «Музыка в драматическом театре Беларуси: XX – начало XXI века».
В рамках данного источника было выявлено, что белорусский театр – один из важнейших, художественно значимых, стабильных и поддерживаемых государством видов искусства. Спорный интерес зрителей подтверждает социальную значимость театральных постановок, сложный «механизм» которых формируется множеством взаимодействующих составляющих. Это и избранная драматургия, и высокий уровень актерского мастерства, и режиссерское мастерство, и адекватное декоративное оформление, и музыка, которая является частью практически всех спектаклей драматических театров страны. Как показала практика, это неотъемлемая драматургическая составляющая генетических композиций, способствующая развитию жанра и стиля национального театрального искусства в целом. Ему посвящены исследования как одной из важнейших составляющих белорусского профессионального театра XX - XXI веков.
По мнению Н.А. Ювченко, музыка постановок, определяемая на практике как театральная музыка и музыкальное сопровождение спектакля, музыка, связанная со сценическим представлением и актерским мастерством, представляла собой богатейшую фактическую совокупность материалов, накопленную за почти столетие в отечественных театрах.
Большинство белорусских композиторов писали музыку для белорусских театров (что понимается здесь в достаточно широком смысле: как белорусские театры, которые содержат название «белорусский» в своем значении и работают преимущественно на белорусском языке, так и русские, еврейские и другие театры, причем особенность русскоязычных театров также включалась в современный репертуар белорусско-язычных спектаклей). Среди них такие выдающиеся имена, как народные артисты СССР Е. Глебов, И. Лученок, Е. Тикоцкий, народные артисты БССР и Беларуси А. С. Козлов, народный артист БССР и др.
Также, Ювченко Н. А. в статье «Музыкальная «палитра» спектакля (на примере драматического театра Беларуси ХХ начала ХХI», определяет, что характерной особенностью белорусского театра в период становления, как профессионального стационарного учреждения, были имманентность и отстраненность музыкальной составляющей.
Это было обусловлено как естественной преемственностью традиций народного искусства в его зрелищных формах, так и влиянием мирового режиссерского театра рубежа XIX и XX годов, и художественным поиском, экспериментами в потоке исследований, при всем его многообразии, учреждения. Театр, изначально задуманный как важнейшая «трибуна искусства», особенно в эпоху отсутствия кинематографа, телевидения и радиовещания, до сих пор представляемый как средство массовой информации, искал, вдохновлял и получал музыку для своих постановок.
В то же время музыка для драматической сцены сформировала одно из самых обширных направлений профессиональной композиторской деятельности. Стимулирующее влияние «немузыкального» театра на музыкальный театр, формировавшийся в БССР в начале 1930-х годов, становилось все более очевидным. На рубеже ХX-XXI вв. развитие действия спектакля связано как с реализацией собственных направлений (примечаний) драматического текста, так и с их «трансформацией», «расширением», а также с введением, необходимым для «конкретного спектакля, в том числе и специально сочиненной музыки».
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
2.1 Взаимодействие традиционных и инновационных фольклорных форм в постановках классики
Наиболее интересным аспектом изучения проблемы, является анализ комплекса средств воплощения фольклорных традиций на театральной сцене.
Сценическая составляющая может включать в себя фольклорную ориентацию в декорациях и костюмах, в пластической части – традиции белорусов могут быть поняты на уровне танцевального или сценического движения. Музыкальная составляющая спектакля может быть представлена введением в игру традиционных народных мелодий и напевов.
Театральное представление может отражать те или иные жанры традиционной народной поэзии или театрального фольклора, народной драмы, сказки, пословиц и пословиц). Кроме того, фольклорный жанр может либо полностью совпадать с жанром исполнения, либо быть значимым только на уровне сцены или эпизода.
Важным для анализа является объем элементов фольклора в постановке и их восприятие зрителем, а также степень творческой переосмысленности аутентичного материала.
Наиболее интересным аспектом изучения проблемы, изложенной в данной работе, является анализ комплекса средств воплощения фольклорных традиций на театральной сцене. Так, музыкальная составляющая может быть представлена введением в игру традиционных народных мелодий и напевов, сценографическая – ориентацией на фольклорные мотивы в декорациях и костюмах, а в пластической – традициями белорусов на уровне танцевального или сценического движения. Театральное представление может отражать те или иные жанры традиционной народной поэзии или театрального искусства (устный фольклор, народная драма, сказки, пословицы и поговорки) [Барышев, 2000].
Нет сомнения в том, что фольклор как уникальный пласт культуры несет в себе потенциал художественного творчества, которое более двухсот лет реализовывалось в процессе его воплощения в искусстве.
В течение многих десятилетий традиционное народное искусство рассматривалось как основа советского искусства, а идея фольклора выдвигалась как основной принцип соцреализма, как его художественный метод. Идея народного искусства пропагандировалась как основной принцип соцреализма в его художественном методе искусства современности.
Кроме того, фольклорный жанр может либо полностью совпадать с жанром исполнения, либо быть значимым только на уровне сцены или эпизода. Согласно представленному анализу в рамках сценографии, музыки, хореографии, будут проанализированы средства реализации фольклорных традиций в спектакле «Тутэйшия», который был поставлен в 1990 году на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы.
Будут рассмотрены средства реализации фольклорных традиций в спектакле «Тутэйшыя», поставленном в 1990 году на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы по мотивам одноименной сатирической трагической комедии Янки Купалы в постановке режиссера Н. Купалы. Н. Пинигин, искусство. Б. Герлован и комедия. В. Курьян) [Смольский, 1999]
Сюжетная линия спектакля разворачивается на фоне калейдоскопа событий, связанных с нестабильной политической ситуацией в Минске в период с 1918 по 1920 гг. Главный герой пьесы – коллежский регистратор Микита Зносак, готовый ради собственной выгоды отречься от своего происхождения, родного языка и культуры предков. Этот контекст послужил благодатной почвой для размышлений о путях исторического развития и сущности национального самосознания белорусского народа.
ГЛАВА III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА МУЗЫКАЛЬНЫМИ ТЕАТРАМИ
3.1 Элементы фольклора в расширении стилевого разнообразия произведений музыкальных театров
Фольклоризм в концертно-сценической практике – это многообразное и сложное явление, характеризующееся различными подходами к сценическому воплощению фольклора, а также их сочетаниями. В конце XX – начале XXI в. в разных странах мира значительно увеличилось количество творческих коллективов, деятельность которых ориентирована на фольклор. Методы сценического воплощения фольклора данных коллективов варьируются от минимального сценического приспособления фольклорного материала до его глубинной трансформации.
Данные подходы осуществляются в рамках трех типов исполнительского фольклоризма: трансляции, адаптации и авторской интерпретации. Трансляция представляет собой максимально корректную сценическую передачу фольклорного первоисточника. Адаптация предполагает сценическое воплощение фольклора через синтез элементов аутентичного материала с элементами других стилевых художественных систем, вплоть до его полного подчинения стилевым стандартам, которые не характерны для устного народного творчества данного этноса. Согласно авторской интерпретации, художественное целое образуется через исполнительскую импровизацию, которая осуществляется по законам фольклора и в рамках средств выразительности, не свойственных традиционному фольклорному исполнительству.
Исполнительский фольклоризм следует понимать как самостоятельное направление художественного творчества, в рамках которого происходит сценическое воплощение фольклора исполнительскими средствами музыкального, хореографического и театрального искусства. В Беларуси исполнительский фольклоризм в большей степени характерен для хореографического и музыкального искусств. В данной статье рассматривается специфика этого самостоятельного художественного явления на разных исторических этапах его развития. Единичные примеры исполнительства носителей устного народного творчества в нетипичных для фольклора условиях были известны издавна. Так, магнаты и знать приглашали традиционных исполнителей ко двору во время проведения праздников. Однако данные формы еще не носили самостоятельного характера, а являлись лишь первыми шагами становления исполнительского фольклоризма.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как важнейший фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.
Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой национального стиля. Основные ветви белорусского фольклора – это музыка вокальная (народные песни) и инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).
В современном мире опера «Седая легенда» является одним из первоначальных опытом авторов создать сложнейший музыкально-театральный жанр. К времени рождения замысла данной оперы значительно изменяются особенности культурно-исторического фона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что фольклор – предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы – хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества – театроведы, народное декоративно-прикладное искусство – искусствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре свое направление.
Интерпретация как процесс всегда была одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем научного дискурса, практического музыкознания, музыкального исполнительства, так как реализация художественного содержания любого вида творчества играет основополагающую роль в воспроизведении и восприятии содержания явлений искусства в системе отношений «автор – исполнитель – слушатель (ценитель)».
При рассмотрении музыки в постановках указанного нами периода, отмечается определенная непосредственность, иллюстративность в изображении сценической ситуации, схожесть музыкального стиля постановок, фрагменты ранее написанных сочинений композитора находят жизнь в драматическом действии.
В второй главе рассмотрены основные особенности взаимодействия традиционных и инновационных форм фольклора рамках постановки классики. Мы видим, что в основном режиссеры отходят в своем творчестве от традиционных форм и по-новому, инновационному пути подходят к процессу видения основных классических форм и произведений, которые направлены на определенные спектакли и постановки.
Нами были рассмотрены основные особенности взаимодействия традиционных и инновационных форм фольклора рамках постановки классики. В основном режиссеры отходят в своем творчестве от традиционных форм и по-новому, инновационному пути подходят к процессу видения основных классических форм и произведений белорусских авторов.
Исторический контекст оказывает решающую роль на достоверность применения и способы интерпретации фольклора в постановках драматического театра. Режиссеры в исторических спектаклях все чаще производят собственную интерпретацию происходящего, в которую включены инновационные методы.
Исторические мотивы глубоко отражаются в системе построения спектаклей исторической тематики. Мы можем определить, что исторические аспекты отражаются в рамках костюмов, декораций и в основном, музыкальных аспектов.
Мы рассмотрели основные элементы фольклора в расширении стилевого разнообразия произведений музыкальных театров. Нами были рассмотрены основные жанровые характеристики и фольклорные элементы в таких постановках как «Дорожка моя», «Дзяды», «Седая легенда» и т.д. Нами было определено, что все перечисленные постановки основаны на элементах фольклора и формируют особое представление о системе белорусской культуры и ее представлении в музыкальных театрах Беларуси.
Нами были выявлены основные особенности формирования песенного и танцевального фольклора в рамках постановок Большого театра Беларуси. Нами было определено, что все постановки данного театра в первую очередь ориентированы на формирование национального самосознания и продвижения национальной культуры в рамках театральной деятельности. Были выявлены основные песенные и танцевальные направления, ответственные за формирование особенностей национального самосознания личности в рамках театральной деятельности.
1. Артамошкина, Л.Е. «Аристократизм духа» в исторической памяти поколений / Л.Е. Артамошкина // Вопросы философии. – 2017. – № 8. – С.11-21
2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. – М.: Яз. славян. культуры, 2004. – 368 с.
3. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. – М.: Новое лит. обозрение, 2014. – 323 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Ху-дож. лит., 2009. – 412 с.
5. Бацера, Д.М. «Русская народная музыка. 1776—1973» (М., 1981—1984).
6. Бореев, Ю. Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика / Ю.Б. Борев. – М.: Наука, 1985. – 148 с.
7. Всесоюзный фестиваль творческой молодежи музыкальных театров. ІІІ Всесоюзный фестиваль творческой молодежи музыкальных театров, Минск, 18-29 апр. 1982 г. / Сост.: Н.А. Первякова, О.Б. Залетнев – М.: Асвета, 2011. – 278 с.
8. Гороховик, Е.М. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке / Е.М. Гороховик. // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – Мн. – 2008. – №11–12. –С. 38-40
9. Гусев, В.Е. Фольклор как универсальный тип субкультуры / В.Е. Гусев. – СПБ: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – C.320.
10. Дорошевич, Э.К. Теория фольклора / Э.К. Дорошевич. – Мн.: Асвета, 2010. – 245 с.
11. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т.М. Дридзе. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
12. Дубкова, Т.А. Музычны тэатр Беларусі,1960-1990: Балет.Музыка ў пастаноўках драматычных тэатраў:Падруч.для навуч.устаноў культуры і мастацтва / Навук. рэд. Куляшова Г.Р.; АН Беларусі.Ін-т мастацтвазнаўства,этнаграфіі і фальклору, М-ва культуры Рэсп. Беларусь. – Мн.: Асвета, 2014. – 245 с.
13. Женетт, Ж. Фигуры: в 2-х томах. Т. 2 / Ж. Женетт; пер. с фр. Е. Васильевой [и др.] – М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998. – 472 с.
14. Карабулатова, И.С. Региональная этнолингвистика: современная этнолингвистическая ситуация в Тюменской области / И.С. Карабулатова. – М.: Академия, 2001. – 258 с.
15. Коровина Е.М. Экология современной музыкальной фоносферы // Международная научно-практическая конференция и семинар «Инновации в современном музыкально-художественном образовании» / Е.М. Коровина. – Екатеринбург, 2007. – 258 с.
16. Кристева, Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева; пер. с фр. Г. К. Косиков – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 656 с.
17. Куляшова, Г.Р. Музычны тэатр Беларусі 1960-1990: Опернае мастацтва. Музычная камедыя і аперэта : падруч. для навучальных устаноў культуры і мастацтва / навук. рэд. Г. Р. Куляшова; АН Беларусі., Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мн.: Академия, 2012. – 236 с.
18. Ляпушкина, Е.И. Введение в герменевтику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library. durov.com /Lyapushkina-038.doc.
19. Лотман, Ю.М. Текст в тексте II Труды по знаковым системам / Ю.М. Лотман. – М.: Тарту, 2011. – 247 с.
20. Мельникова, Е.Г. Музыкальные театры // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – С.11-55
21. Минеева, М.В. Лингвистический гипертекст как способ декодирования информации / М.В. Минеева. – Челябинск: искра-профи, 2017. – 178 с
22. Михайлов Дж. К. проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. статей / Г.Р. Михайлов. – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2006. – 258 с.
23. Музычны тэатр Беларусі, 1960―1990: Балет. Музыка ў пастаноўках драматычных тэатраў: падручнік для навучальных устаноў культуры і мастацтва / Акадэмія навук Беларусі, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь / Т. А. Дубкова і інш. ; навуковы рэдактар Г. Р. Куляшова. – Мн.: Асвета,2011. – 236 с.
24. Немцова, С. Н. Музыкальный театр Е. Глебова в свете проблем межжанровых взаимодействий / С.Н. Немцова. – Мн.: Учреждение образования «Белорусская государственная академия музыки», 2007. – 245 с.
25. Нестьев, И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века / И.В. Нестьев. – Мн.: Белый ветер, 2012. – 369 с.
26. Нора П. Всемирное торжество памяти, Поля Рикера [Рикер П. Память, история, забвение: пер. с фр. П. Нора. – М.: Изд-во гуманитар. лит., 2004. – 728 с.
27. Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., Винок М. Проблематика мест памяти [Электронный ресурс] // Франция -память. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – С. 17-50.
28. Олсон Л. Миры русской деревенской женщины. Традиция, трансгрессия, компромисс / Л. Олсон, С. Адоньева. – М.: НЛО, 2016. – 440 с.
29. Отражения музыкального театра: Сб. ст. и материалов к юбилею Л.Г. Данько. – СПб: консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
30. Сидоров, Е.В. Проблема речевой системности. / Е.В. Сидоров. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
31. Тараканов М.Е. Фольклор и «фоносфера» / М.Е. Тараканов // Курьер ЮНЕСКО. – 1987. – №11. – С.24
32. Шаповалов, В.Ф. Историческая реконструкция и ее познавательная роль / В.Ф. Шаповалов. – М.: МГУ, 2012. – 42 с.
33. Уйбо, A.C. Проблема объективности реконструкции прошлого / А.С. Уйбо – М.: МГУ, 2012. – 215 с.
34. Фуко, М. Что такое автор? / М. Фуко; сост. И. В. Кабанова // Современная литературная теория. Антология. – М.: Флинта, Наука, 2004. – С. 70–91.
35. Эко У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста. / Пер. с англ. и италь. C. Серебряного. – СПб.: Питер, 2005. – 214 с.
36. Ювченко, Н.А. Музыкальный фольклор / Н.А. Ювченко. – М.: Академия, 2011. – 265 с.
37. Booth W. C. The Rhetoric of Fiction. – Chicago: University Of Chicago Press, 1983. – 572 p., с. 73
38. Jauss H. R. The Theory ofReception: A Retrospective of its Unrecognized Prehistory // Literary Theory Today / ed. by Peter Collier and Helga Geyer-ryan. Cambridge, 1990. P. 53
39. Шведова, Елена Викторовна Комедийные жанры и их сценическое воплощение в современном музыкальном театре Беларуси : Дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения : 17.00.09 : Защищена 19.12.02 : Утв. 21.05.03 / Шедова Елена Викторовна. – С.33
40. Костина А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия / А.В. Костина. – М.: Академия, 2011. – 258 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 95.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты