Глава 1. Теоретический анализ исследования проблемы «идентичности» в психологической литературе
1.1. Система взаимосвязанных понятий «образ Я» - «Я-концепция» - «идентичность» - «самость»
1.2 Анализ понятия «идентичность» в рамках зарубежной и отечественной психологии
1.3. Исследование идентичности в возрасте ранней зрелости
Глава 1. Теоретический анализ исследования проблемы «идентичности» в психологической литературе
1.1. Система взаимосвязанных понятий «образ Я» - «Я-концепция» - «идентичность» - «самость»
Для полноценного раскрытия темы нашего исследования, считаем целесообразным начать с анализ системы взаимосвязанных понятий «образ Я» - «Я-концепция» - «идентичность» - «самость».
Понятие «образ Я» в современной психологии используется в разных значениях. Такие ученые, как Р. Бернс [Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М.,1986.], А.А. Бодалев [Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982], В.Е. Каган [Каган В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и образ «Я» у подростков // Вопр. психологии. 1989,№3.], А.В. Петровский [Петровский А.В. Психология о каждом из нас, Москва, 1996.], С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.М., 1989.] и др., указывают на то, что понятие «образ Я» аналогично таким понятиям, как «Я – концепция», «идентичность».
Взаимосвязь таких понятий, как «образа Я» и «Я – концепции» разные авторы также трактуют в различных содержательных аспектах. А.А. Бодалев [Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.,1983.] и В.В Столин [Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.] считают их синонимичными, причем указывая на отсутствие терминов этих понятий. Но существует и ряд исследований, которые позволяют говорить о совпадениях или различиях в трактовке данных терминов. Именно потому считаем важным проследить историю возникновения современной интерпретации данных понятий.
Термин «образ Я» впервые был выделен У. Джеймсом [Джеймс У. Психология. М.,1991.] в рамках изучения самосознания. Он считал, что это особое психологическое явление, которое можно разграничить на «познающее Я» («I»: буквально – «я», местоимение первого лица единственного числа), и «эмпирическое Я», обозначаемое словом («me»: «моё» – всё то, что человек может назвать своим). «Эмпирическое Я» («образ Я») ученый разделил на четыре компонента: «материальное Я» – одежда, собственность; «социальное Я» – то, кем признают данного человека окружающие; «духовное Я» – совокупность психических способностей и склонностей, «физическое Я» – тело. Таким образом, в структуре «Я» У. Джемса существуют образования, которые являются двумя сторонами одной целостности и всегда существуют одновременно. В конце XIX века понятие «образ Я» начинает приобретать наиболее сложную структуру.
Проблема «образа Я» в зарубежной психологии стала обсуждаться в первой половине двадцатого века в исследованиях таких авторов, как З.