Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания у работников банка
СПбГУП (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов)
Готовые диссертации
на тему: «Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания у работников банка»
по дисциплине: «Социальная психология»
2020
215 BYN
Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания у работников банка
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется документ, выполненный в MS Excel.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие и основные теории эмоционального интеллекта
1.2 Факторы развития синдрома выгорания в профессиональной деятельности личности
1.3 Личностные ресурсы преодоления стресса
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ БАНКА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта, уровня синдрома выгорания и стратегий преодоления стрессовых ситуаций у работников банка
2.2.1 Уровень и характеристики эмоционального интеллекта сотрудников банка
2.2.2 Степень выраженности синдрома выгорания сотрудников банка
2.2.3 Стратегии поведения сотрудников банка
2.2.4 Взаимосвязь эмоционального интеллекта, синдрома выгорания и стратегий совладания со стрессом
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
На современном этапе развития общества в условиях, когда стремительно меняется политическая и социально - экономическая жизнь страны и мира в целом, а новейшие информационные и коммуникационные технологии несут собой глобальные изменения во всех сферах жизни, значительно возрастают требования к личностным и профессиональным качествам человека.
В настоящее время, в любой сфере деятельности общество нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, а в профессионалах, которые обладают высоким нравственным потенциалом, качествами лидера, развитыми коммуникативными способностями, умеющих работать в команде, обладающих умением системно мыслить и оперативно действовать. Перечисленные качества являются ведущими для жизни каждого современного человека, который стремится развиваться и реализовать себя в том или ином виде деятельности.
К банковской деятельности современные реалии выдвигают особые требования. Банки не могут продолжать оставаться в предыдущей парадигме и должны уметь своевременно перестраивать работу своих сотрудников и в целом структурных подразделений, чтобы оставаться конкурентоспособными на ранке банковских услуг. В связи с этим образовываются новые форматы работы банка. Банки выстраивают свои собственные экосистемы, в связи с чем, стремительно меняются процессы и подходы к профессиональной деятельности как таковой. В нестабильных и быстроменяющихся условиях от работника банка требуется высокий уровень адаптивности, гибкости и стрессоустойчивости. Зачастую условия труда, связанные с постоянной трансформацией деятельности, приводят к постоянным стрессовым ситуациям, на которые накладываются личные морально психологические стресс-факторы работника, что в итоге приводит к физическому, эмоциональному и умственному истощению, личностной отстраненности и снижению удовлетворенности выполненной работы. Таким образом, в процессе профессиональной деятельности могут происходить различные разрушения личности, в частности синдром выгорания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие и основные теории эмоционального интеллекта
В последнее время в психологии наблюдается высокий рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект» трактуется по-разному. На современном этапе принято считать, что «Эмоциональный интеллект» — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач».
Существует множество теорий эмоционального интеллекта, которые описывают его суть и структуру. Сегодня, мы уже свободно употребляем понятие эмоциональный интеллект, и оно стало неотъемлемой составляющей жизни современного человека, однако философские взгляды на эмоциональный интеллект имели место еще в античный период.
Например, Платон и Аристотель задавались мыслями о связи мыслительного процесса и эмоций. В эмоциональной жизни людей должна присутствовать рациональность – считал Платон. Негативные эмоции, такие как гнев и страх, должны быть под особым контролем – утверждал Аристотель.
Античные мыслители оказали влияние и значительно обогатили философские идеи эпохи Просвещения. Особый тип страстей видел в эмоциях Р. Декарт. Допускал влияние эмоций на самосознание шотландский философ Д. Юм. Нидерландский философ Б. Спиноза считал, что мотивами поступков являются аффекты [24, с.35].
Ж.-Ж. Руссо, крупнейший мыслителей XVIII века говорил о роли эмоций в образовании. Он считал, что в познании человек идет за эмоциями, и, если обучение базируется только на логике, оно будет сильно затруднено.
Ч. Дарвин так же не обошел тему эмоционального интеллекта. В своём труде «Выражение эмоций у людей и животных» (1872 год) он указывал на взаимное влияние мышления и эмоций. Он выдвигал предположение, что в доисторические времена выживать человеку помогал именно эмоциональный интеллект, так как был ведущим, и проявлялся он в способности находить общий язык с представителями своего и чужого племени и, конечно, в способности адаптироваться к среде обитания [4, с. 59].
Занимался проблемами эмоциональной сферы и управлением эмоциями и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что общество издревле осуществляло попытки усмирить и окультурить эмоции, создавая этические законы и правила, такие как «Свод законов Хаммурапи», «эдикт императора Ашоки» [21, с. 3].
Немецкий психолог Дж. Майер, в начале XX столетия, в книге «Психология эмоционального мышления» предложил и детально описал свою классификацию видов мышления. Майер считал, что не всякое представление продиктовано логикой, так как часто мы руководствуемся чувствами. Отсюда ученый выделил два типа мышления: логическое («судящее мышление»), где в фокусе внимания познавательный интерес и эмоциональное, где ведущими потребностями являются чувство и воля [45, с. 12].
Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1964 году в работе М. Белдока (Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication), позже в 1966 году это понятие прозвучало в работе Б. Лойнера (Emotional intelligence and emancipation) [31, с. 7].
Зачастую, параллельно с понятием эмоциональный интеллект используется термин «эмоциональная грамотность». Его ввел в 1975 году один из основателей транзактного анализа, американский психолог и психотерапевт Клод Штайнер, который разработал концепцию эмоциональной грамотности. Штайнер представил ее в своей книге Achieving Emotional Literacy, а впоследствии запустил, свою программу тренинга эмоциональной грамотности. Штайнер утверждал, что у людей способность к эмоциональной грамотности дана от природы, но в процессе взросления человек эту способность утрачивает.
Выводы по 1 главе
Несмотря на то, что проблема эмоциональной культуры актуальна на протяжении всего существования цивилизованного общества, сегодня эта проблема встает особенно остро. За последнее десятилетие стремительно растет уровень эмоциональной несдержанности, часто наблюдается пренебрежение нормами этики в общении людей и одной из характерных особенностей современного общества становится эмоциональная несдержанность. Все это оказывает влияние на увеличение случаев депрессии, тревоги, агрессивного поведения, вспышек немотивированной жестокости и других формы расстройства личности. Данные обстоятельства объясняют пристальное внимание ученых к эмоциональному миру человека.
Эмоциональный интеллект — это ресурс, который есть у каждого человека. Эмоциональный интеллект рассматривается в научных трудах как когнитивная способность личности обрабатывать информацию, полученную через эмоции. Способности выражаются в следующих типах:
1. Способность идентифицировать эмоции.
2. Способность их понять.
3. Способность использовать эмоции для решения задач.
4. Способность управлять эмоциями.
При умелом использовании эмоционального интеллекта качество жизни, в том числе эффективность деятельности личности повышается в разы. Психологи и исследователи, в целом, придерживаются единой точки зрения, что высокий уровень эмоционального интеллекта повышает мотивацию и способствует успешной и результативной деятельности, так как является предпосылкой позитивного поведения, и, в противовес, низкий уровень его развития связан с различными формами социальной дезадаптации.
Это утверждение верно и в отношении целого бизнеса. В частности, банковского.
Исследователи эмоционального интеллекта утверждают, что актуальность его развития связана с тем, что мы живем во время технического и технологического прогресса, и изменения происходят настолько быстро, что нужно быть очень мобильным, гибким и адаптивным, а для этого как раз необходимо уметь работать со своими эмоциями. То есть рассматривать их как помогающий ресурс, так как в любом серьезном бизнесе одной рациональности мало. Профессиональная деятельность работников банка отличается коммуникативной направленностью и характеризуется высокой эмоциональной напряженностью, что требует от работников личного вклада в установление и поддержание положительных отношений, а также в умение управлять конфликтами.
Напряженность профессиональной ситуации обусловлена тем, что обычно все виды деятельности приходится выполнять одновременно, то есть умение работать в режиме многозадачности. Дополнительными стрессовыми факторами являются постоянно меняющиеся правила и стандарты работы, изменение инструкций и внутренних нормативных документов, регулярное проведение тестирований и собеседований с целью повышения квалификации. Кроме того, необходимо соблюдать стандарты работы и этические нормы при одновременном поддержании высокого качества работы.
Все это может послужить источником эмоционального выгорания. Выгорание снижает качество профессиональной деятельности, ухудшает эффективность работы банковского сотрудника. Это непременно сказывается на отношениях с клиентами, что приводит к их потере и, как следствие, падению доходов банка. 0В связи с этим, эмоциональный интеллект может рассматриваться как личностный ресурс, развитие которого способствует повышению эффективности выбранных поведенческих стратегий в преодолении синдрома выгорания, а также благоприятствует снижению риска возникновения различных форм личностных деструкций. Что качественно повышает продуктивность и эффективность деятельности и жизни каждого человека и общества в целом.
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ БАНКА
2.1 Организация и методики исследования
В ходе работы было организовано исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта, синдрома выгорания и стратегий его преодоления у сотрудников банка.
Цель исследования: выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и синдрома выгорания, а также стратегий его преодоления у сотрудников банка.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- определить уровень эмоционального интеллекта у работников банка;
- диагностировать уровень и стадии профессионального, эмоционального и психического выгорания работников банка;
- измерить стратегии и стили реагирования, которые выбирают работники банка для совладания со стрессом;
- выявить наличие или отсутствие взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта, синдрома выгорания и стратегий его преодоления у сотрудников банка.
В исследовании приняли участие 50 работников банка. Возраст испытуемых от 25 до 47 лет. Женщин – 40 чел., мужчин – 10 чел. Работники занимают различные должности и имеют стаж работы от 4 месяцев до 26 лет. Эмпирическое исследование проводилось на базе коммерческого банка г. Благовещенска, Амурской области.
Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и выбором стратегии преодоления синдрома выгорания.
Частные гипотезы исследования:
- чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже профессиональное выгорание;
- степень развития синдрома эмоционального выгорания, а также выбор стратегий его преодоления зависит от стажа работы.
В ходе анализа исследования использовались статистические методы (корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона).
Для получения достоверных данных было принято решение использовать следующие методики:
Для измерения уровня эмоционального интеллекта:
1. Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина – 46 вопросов, 9 шкал. В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
2. Тест на эмоциональный интеллект Н. Холла – 30 вопросов, 5 шкал. Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Методика построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации.
3. Тест на эмоциональный интеллект Д. Гоулмана –10 вопросов, 5 шкал. Методика основана на определении поведенческих стратегиях в различных ситуациях. Тест на эмоциональный интеллект Д. Гоулмана является одной из известнейших методик на основе авторской модели EQ. В ее основе лежат представления и многолетние наработки Мейера, Саловея и Карузо. Но в отличие от них в методику помимо когнитивных способностей человека были добавлены и некоторые личностные качества, такие как самооценка, уверенность в себе, адаптивность, инициативность, оптимизм.
Для диагностирования уровня выгорания:
Выводы по 2 главе
В ходе работы было организовано исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта, синдрома выгорания и стратегий его преодоления у сотрудников банка.
Цель исследования: выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и синдрома выгорания, а также стратегий его преодоления у сотрудников банка.
В исследовании приняли участие 50 работников банка. Возраст испытуемых от 25 до 47 лет. Женщин – 40 чел., мужчин – 10 чел. Работники занимают различные должности и имеют стаж работы от 4 месяцев до 26 лет. Эмпирическое исследование проводилось на базе коммерческого банка г. Благовещенска, Амурской области.
Анализ эмоционального интеллекта работников показал, что для них наиболее характерен средний уровень эмоционального интеллекта, как в общем, так и по отдельным его показателем. Также респонденты лучше управляют собственными эмоциями, нежели вызывать у других людей те или иные эмоции, а также снижать интенсивность нежелательных эмоций у других. Значительно более развитыми являются способности вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные по отношению к себе.
Исследование уровня эмоционального выгорания выявило, что у большинстав респондентов средний уровень эмоционального выгорания. Сравнительный анализ уровней по трем шкалам показал, что наиболее высокие показатели характерны для шкалы эмоционального истощения, наиболее низкие – для деперсонализации. В целом при формировании ЭВ у работников банка наиболее сильно развиваются синдромы, направленные не на внутренний мир личности, а на социальное взаимодействие. Так наиболее сильно подвергается воздействию профессиональная сфера деятельности человека и его способность сопротивляться внешним факторам.
Анализ выбора стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях показал, что в качестве приоритетных стратегий работники выбирают следующие: мысленный уход от проблемы, поиск социальной поддержки инструментального характера, активное совладание, планирование решения проблемы, самоконтроль, положительная переоценка. Наименее предпочтительными являются планирование, поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам, отрицание и принятие.
С целью выявления наличия или отсутствие взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта, синдрома выгорания и стратегий его преодоления у сотрудников банка, а также проверки гипотезы о том, что эмоциональный интеллект влияет на выбор стратегии совладания был проведен анализ данных при помощи метода параметрической статистики – критерия корреляции Пирсона.
Была обнаружена отрицательная корреляционная связь между эмоциональным выгоранием и эмоциональным интеллектом по всем методикам (кроме связи К. Маслач и Н. Холл). Это говорит о том, что чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже степень эмоционального выгорания.
Анализ компонентов показал отрицательную связь по отношению ко всем шкалам эмоционального интеллекта следующих характеристик ЭВ: эмоциональное истощение, деперсонализация, напряжение, резистенция, истощение, психоэмоциональное истощение, личностное отдаление. Положительная связь установлена между всеми шкалами ЭИ и такими характеристиками ЭВ как: редукция личных достижений и профессиональная мотивация.
Также в ходе исследования было установлено, что работники, имеющие высокий уровень ЭИ предпочитают такие стратегии поведения как: активное совладание, мысленный уход от проблемы, поиск социальной поддержки инструментального характера, позитивное переформулирование и личностный рост, поведенческий уход от проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретической литературы по теме исследования показал, что существует множество теорий эмоционального интеллекта, которые описывают его суть и структуру. Эмоциональный интеллект представляет собой способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Исследователи выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:
1. Восприятие и выражение эмоций.
2. Использование эмоций.
3. Понимание и анализ эмоций.
4. Управление эмоциями.
Несмотря на множественность исследований проблемы взаимосвязи когнитивных и аффективных процессов в зарубежной и отечественной психологии до сих пор остается недостаточно разработанной.
Существуют определенные факторы развития синдрома выгорания в профессиональной деятельности личности. Ученые склонны считать, что часто встречающееся состояние эмоционального и физического истощения свойственно людям, чьи профессии связаны с постоянным межличностным общением. К данной категории относятся такие специалисты как педагоги, психологи, врачи, работники социальных служб, а также банковские работники.
В настоящее время большинством отечественных исследователей феномен выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Психологи выделяют в синдроме выгорания три компонента:
1. Эмоциональную истощенность.
2. Деперсонализацию.
3. Редукцию профессиональных достижений.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1997 - 261 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
3. Андреева И.Н. О становлении понятая «эмоциональный интеллект» Текст. / И.Н. Андреева // Вопросы психологии.- 2008.- № 5.- С. 83-96.
4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта Текст. / И.Н. Андреева // Вопросы психологии.- 2007.- № 5.- С. 57-66.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена Текст. / И.Н. Андреева // Вопросы психологии.- 2006.- № 3.- С. 78-86.
6. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания Текст. /О.И. Бабич // Иркутск: ИПКРО, 2009.172с.
7. Белкина O.A. Феноменология эмоционального интеллекта Текст. / O.A. Белкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009.-№ 4. - С. 47-62.
8. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса Текст. / В.А. Бодров // Психологический журнал. 2006. -№ 3. - С. 106-116.
9. Бойко В.В. Охрана психического здоровья./В.В. Бойко. - М.: Академия, 2004. – 148 с.
10. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб.: Речь, 2002. – 286 с.
11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. СПб.: изд-во Сударыня, 2007 год.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. - М.: наука, 2011. 154 с.
13. Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 10. 8-10 с.
14. Васильев И.А., Магомед-Эмигов М.М. Мотивация и контроль действий. - М.: 2001. 68 с.
15. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 276-282 с.
16. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова//СПб.: Питер, 2018. 109-113 с.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова/ СПб ГУ, 2016. 131—139 с.
18. Водопьянова Н.Е. Психология здоровья/ Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - 443-463 с.
19. Гоулман Д. Деструктивные эмоции Текст. / Д. Гоулман // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 672 с.
20. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта Текст. / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. 3- изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.- 301с.
21. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект Текст. / Д. Гоулман. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 478 с.
22. Даниел Дж., Шабо И. Эмоциональное выгорание у постоянно общающихся профессионалов // психологическая студия. 2003. - № 35.412-414 с.
23. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) Текст. / Л.Г. Дикая // М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.- 318 с.
24. Ерохина Е.В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта Текст. / Е.В. Ерохина // Автореф. дис. канд. психологических наук. Краснодар, 2011.
25. Донал С.Л., Ренауд С. Индивидуальные, организационные и социальные детерминанты выгорания. - Будапешт, 1992 г.
26. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. - 215 с.
27. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: «Питер», 2000.
28. Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации Текст. / Е.Ю. Кожевникова // Автореф. дис. канд. психологических наук. Краснодар, 2006.
29. Копылова Н.Н. Справляемся с профессиональным выгорание// 2014г. - 6-41с.
30. К. Штайнер «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем». – Киев, ТОВ «НВП «Интерсервис», 2016.
31. Левит Л.З. ЛОКС: между Фрейдом, Юнгом и Маслоу. - Минск : А.Н. Вараксин, 2012. - 120 с.
32. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2000 №3. 4-20 с.
33. Леонтьев А.А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001 г.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с., стр. 37.
35. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики/Е. Лешукова// интернет
36. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте Текст. / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29-36.
37. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. http://www.myword.ru
38. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с., стр. 480.
39. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности Текст. / Т.В. Манянина // Автореф. дис. канд. психологических наук. Барнаул, 2010.
40. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.//Практикум по социальной психологии СПб: «Питер», 2001. - 432 с.
41. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Серия: Мастера психологии. Изд-во: Питер. – 2016. – 411 с.
42. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 688 с.
43. Менегетти А. Личность и система. М., 1996.
44. Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с., стр.336.
45. Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний Электронный ресурс. / В.В. Овсянникова // Автореф. дис. канд. психологических наук. Москва, 2007.
46. Оллпорт Г.У. Личность в психологии. М., 1999.
47. Ольшевская Э.Н. научная статья «эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности».
48. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал,2001, №1. с.90-101.
49. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.
50. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
51. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов на Дону., 1996.
52. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
53. Плужников И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах Текст. / И.В. Плужников // Автореф. дис. канд. психологических наук. Москва, 2010.
54. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. "Вопросы психологии",№ 1,1991.
55. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) Текст. / Под. ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. -Курск: Изд-во КГУ. 2007. - 168 с.
56. Психологические проблемы самореализации личности. Ред. A.A. Крылов, JI.A. Коростылева, СПб., 1999.
57. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление личности человека. М.1994.-480 с.
58. Рюмшина Л.И. «Эмпирическое изучение стилей поведения» /Вопросы психологии/, 2000, N1.
59. Соловьева С.Л. Ресурсы личности Электронный ресурс. / С.Л. Соловьева// Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru
60. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента) Текст. / Е.С. Старченкова // дис. канд. психологических наук. Санкт-Петербург, 2002. -203 с.
61. Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности Текст. / И.С. Степанов // Автореф. дис. канд. психологических наук. Новосибирск, 2010.
62. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г.
63. Умняшкина C.B. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) Электронный ресурс. / C.B. Умняшкина // Дисс. канд. психологических наук. Томск, 2001.
64. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процесс ее профессионализации//Вопросы психологии. 1997.№2.
65. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» //Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67.
66. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье Текст. / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян. // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 61-74.
67. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1998.
68. Х.Хекхаузен Мотивация и деятельность. Питер 2003 г.
69. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129.
70. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают // Московский психотерапевтический журнал. 1994, № 1, С.7 -48.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеется документ, выполненный в MS Excel.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты