Особенности драматургического развития оперы Н.А. Римского-Корсакова Царская невеста
МГУ (Московский государственный университет)
Готовые диссертации
на тему: «Особенности драматургического развития оперы Н.А. Римского-Корсакова Царская невеста»
по дисциплине: «Искусство»
2020
215 BYN
Особенности драматургического развития оперы Н.А. Римского-Корсакова Царская невеста
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: Искусство
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Драматургия как направление творчества
1.1 Особенности драматургического направления в искусстве
1.2 Драматургическая направленность в творчестве Римского–Корсакова
Глава 2. Особенности драматургического развития оперы Н.А. Римского– Корсакова «Царская невеста»
2.1 Особенности создания произведения
2.2 Оценка драматической направленности в развитии оперы Н.А. Римского–Корсакова «Царская невеста»
2.3 Драматургический узел оперы «Царская невеста» Грязной, Любаша, Марфа и их музыкальные характеристики
2.4 Лейтмотивы и музыкальные образы оперы «Царская невеста»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Драма – один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Лессинг), которая изображает в основном личную жизнь человека в его остром конфликте, но в отличие от трагедий, не безнадежные отношения с обществом или с самим собой. Трагическое начало присуще исторической драме. Склоняясь к проблеме драматического произведения, прежде всего, следует охарактеризовать основные значения драматического направления в оперном искусстве.
Оперное искусство пережило много изменений в историческом развитии. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже 16–17 веков. В России оперное искусство развивалось в 17 веке. Пермский театр оперы и балета был основан в 1870 году. Однако оперное искусство в Перми зародилось задолго до строительства здания театра. В 1843 году Пермскому зрителю была представлена первая опера. Удивительно, но художественная труппа была собрана из крепостных.
Но вернемся к оперному искусству. Опера – это сложное, элитарное искусство, доступное для образованной и культурной личности. Слово «орегано» в переводе с итальянского буквально означает произведение, композицию. Литературная основа оперы – либретто. Почти каждая опера начинается с увертюры – симфонического вступления, которое в общем знакомит слушателя с содержанием всего действия.
Опера – это жанр музыкально–драматического искусства, в котором содержание воплощается посредством музыкальной драматургии, в основном через вокальную музыку. В этом музыкальном жанре поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, декорации и костюмы сливаются в единое целое. Расцвет оперного искусства в России приходится на 19 век.
Среди многих творческих школ и эстетических направлений музыкальной культуры второй половины XIX века одно из ведущих мест заняла «Новая русская школа». Н. А. Римский–Корсаков, М. А. Балакирев, К. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин были не только связаны совместными уроками и большой дружбой, но и объединены общими взглядами на музыкальное искусство и художественные цели и задачи [1, с. 32].
Композиторы «Могучей кучки» сосредоточили свое творческое внимание на опере – демократичном жанре музыкального искусства, доступном широкой аудитории. Развитие реалистических основ этого жанра композиторы считали принципиально важным. Приблизить оперное искусство к жизни, воссоздать образ народа, раскрыть внутренний мир человека – задачи, которые поставили перед собой русские композиторы. Это привело к проблемам как общего эстетического, так и конкретно музыкального характера: вопросы выбора темы, сюжета, образа героя, драматического содержания и его музыкального воплощения, взаимосвязи между музыкой и сценическим действием, взаимосвязи между словом и вокальной мелодией.
Основным творческим подходом композиторов «Новой русской школы» было создание произведений, ориентированных на особенности литературного текста. Русские композиторы всегда придавали большое значение слову как выражению идеи. Глинка уже знал это, то есть русская опера родилась в стране, где язык народа еще не потерял хоровой напев живой интонации, и где литература «читаемое слово» была насыщена выразительностью поющего слова. Русский драматический театр исходил из истины интонации". [7, 150]. Отсюда становится понятно, почему именно в драматургии композиторы оперы искали вдохновение.
«Царская невеста» завершила средний период оперного творчества Римского–Корсакова и в то же время эволюцию русской оперы – музыкально–психологической драмы в ее классической форме, характерной для второй половины XIX века.
Глава 1. Драматургия как направление творчества
1.1 Особенности драматургического направления в искусстве
Первым драматизированным видом искусства, безусловно, является театр, истоки которого лежат в древнейших театральных постановках, составляющих один из главных элементов фестивалей в честь бога Диониса (V век до н.э.). Основные принципы театра и оперы отражаются в рамках драмы или драматургического направления в искусстве.
Драма – это в широком смысле слова литературный род (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой действие, разворачивающееся в пространстве и времени через прямое слово персонажа – монологи и диалоги. Если эпическое произведение свободно опирается на арсенал приемов и способов вербально–художественного освоения жизни, то драма «пропускает» эти средства через фильтр сценических требований.
Как род вербального искусства, предназначенный для театра, драматургия рассматривалась еще с времен Платона и Аристотеля, которые отмечают в «Поэтике», что «писатель может идти по трем путям описания – становясь чем–то чужим, как это делает Гомер, или от своего имени, не подменяя себя другими, или изображая всю свою игру и проявляя свою энергию» [4, с. 11].
Драма – литературный род, принадлежащий одновременно двум видам искусства: театральному и литературному; его специфика – сюжет, конфликт действия и разделение на сценические эпизоды, сложная цепь высказываний персонажей. Драматические конфликты, отражающие социальные противоречия, воплощаются в поведении и действиях персонажей и, прежде всего, в монологах и диалогах.
Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и звук, соответствует возможностям сценического времени, пространства и театральной техники (с конструированием мизанских сцен). Литературная драма, реализованная актером и режиссером, должна иметь сценический характер. Ведущими жанрами драмы являются трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия.
Драма – один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Лессинг), которая изображает в основном личную жизнь человека в его остром конфликте, но в отличие от трагедий, не безнадежные отношения с обществом или с самим собой. Трагическое начало присуще исторической драме. Склоняясь к проблеме драматического произведения, прежде всего, следует охарактеризовать основные значения термина «драма».
Драмой можно назвать:
– определенный круг жизненных явлений (реальность);
– жанр драматической литературы (пьесы) наряду с эпосом и лирикой (драма XVII века);
– ведущий вид сценического искусства – драматический театр (сочетает в себе игру актеров жестами и словами).
Это «непрерывная линия словесных действий» (К.С. Станиславский). Слова знаменитого Волькенштейна подтверждают, что вся жизнь – это конфликт: «Драма, драматическое произведение – это своего рода вымысел, образ действия, а точнее – образ конфликта, т.е. действий, которые накапливаются на противостоянии, на противодействии» [9, с.201].
«Драма – это образ конфликта в виде актеров и авторских заметок». В.Г. Белинский: «Драма по своей природе – самый пафосный вид искусства, суть пафоса – борьба». «Это образ четко очерченных персонажей, обогащенный в ходе развития конфликта, это то, что мы в первую очередь требуем от драматического писателя».
Проблемам драматической теории посвящено множество произведений, как прошлых лет, так и современных, отечественных и зарубежных, пожалуй, ни одной другой художественной формы, о которой было бы написано так много.
Глава 2. Особенности драматургического развития оперы Н.А. Римского– Корсакова «Царская невеста»
2.1 Особенности создания произведения
Опера «Царская невеста» основана на одноименной драме русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822–1862). Еще в 1868 году по совету Балакирева Римский–Корсаков обратил внимание на эту пьесу. Однако только тридцать лет спустя композитор начал сочинять оперу по ее сюжету.
Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и завершено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в Московской частной опере С. И. Мамонтова.
1890–е годы – эпоха высокой зрелости в творческой жизни Н.А. Римского–Корсакова. Начиная с весны 1894 года, одна опера написана в эскизе или оформляется эскизами, другая – инструментом, третья готовится к постановке; в то же время в разных театрах обновляются ранее поставленные произведения.
Римский–Корсаков продолжает преподавать в Петербургской консерватории, дирижируя Русскими симфоническими концертами и продолжает исполнять многочисленные редакторские работы. Но эти сочинения отодвигаются на второй план, и основные силы посвящены непрерывному творчеству.
На своем творческом подъеме после завершения блестящего Садко композитор хотел попробовать новое, а не остаться со старым. Как писал Римский–Корсаков: «Много вещей постарело и увяло на наших глазах, и многое из того, что казалось устаревшим, видимо, впоследствии окажется свежим и сильным и даже вечным...».
Среди «вечных маяков» Римского–Корсакова – великие музыканты прошлого: Бах, Моцарт и Глинка (а также Чайковский: его «Пиковую даму» изучал Николай Андреевич во время работы над «Царской невестой»). А вечные темы – любовь и смерть.
История произведения «Царская невеста» проста и коротка: задуманная и начатая в феврале 1898 года, опера была сочинена и закончена в партитуре за десять месяцев, а следующий сезон поставлена в «Частной опере». Ссылка на эту драму Льва Мея была «давним замыслом» композитора – вероятно, еще в 1860–е годы, когда Римский–Корсаков сам сочинил свою псковитянку по мотивам другой пьесы Мея, а Балакирев и Бородин задумались о сюжете «Царской невесты» (последний даже сделал несколько эскизов опричнительных хоров, музыка которых впоследствии была использована в «Князе Игоре»).
Сценарий новой оперы Римский–Корсаков планировал сам, а «окончательную постановку либретто» поручил писателю, театральному деятелю Илье Тюменеву и его бывшему ученику. (Кстати, написав «Сервилия» через несколько лет после майской пьесы, Римский–Корсаков «перекрыл» всю драматургию этого столь любимого им автора) [18, с. 11].
Принципы оперного реалистического искусства диктовали новые подходы к опере: требования к сценической доброжелательности либретто (наличие в нем драматического действия), к естественности прямой речи в монологах и диалогах, ансамблях во избежание частого повторения одних и тех же стихотворений и слов.
Истинное зарисовывание характеров актеров, тесная связь музыки со словом и определенной сценической позицией, сочетание мелодической красоты и верной драматической декламации в певческих речитативах – все это Римский–Корсаков видит как своеобразную, кодексированную, прогрессивную реалистическую оперу.
Николай Андреевич также заботится о ярком воспроизведении национального и местного колорита с помощью оркестровки и мелодичности в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что опера – синтетический жанр, объединяющий в одном театральном действии различные виды искусства: драму, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). В состав оперной труппы входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган.
Драматургия как направление в искусстве определяется особенностями жанровых характеристик, направленных на определение центральных особенностей драматического строя произведения. Драма в своей основе содержит определенный конфликт, который разрешается посредством определенных систем и форм драматургического воздействия.
Мы можем сделать вывод о том, в рамках драматургии Римского Корсакова преобладающими характеристиками являются такие как степенность и медлительность разворачивания драматического сюжета. В рамках произведений Римского – Корсакова мы можем отметить то, что основными драматическими направлениями в творчестве данного автора являются такие как определение положительных и отрицательных героев, написание определенной тематической симфонии, которая бы в полной мере отражала особенности поведения конкретного героя, однако, в рамках его драматургии отмечается, что данные герои не являются «чистыми» злодеями или положительными персонажами, они требуют более детального анализа с точки зрения их поведения в рамках оперы.
На протяжении всей своей творческой карьеры Римский–Корсаков стремился к художественному самообновлению, неоднократно, по его словам, «переделывал» себя, обогащал и совершенствовал свой стиль и мастерство. Такая стилистическая гибкость имела мощную и устойчивую основу – крупную художественную личность, самобытность, которая не стиралась никакими «наслоениями». Широта горизонтов, острый интерес к окружающей музыкальной жизни сочетались с потребностью композитора активно использовать новое и ценное, что казалось ему близким, полезным для его собственного творческого роста. Стиль Римского–Корсакова формировался и развивался как внутреннее монолитное и в то же время разностороннее единство. Его основные аспекты – связь с фольклором, традициями Глинки и творчеством его современников; в этом для Римского–Корсакова значение музыкального языка великих западноевропейских романтиков и восточной народной музыки.
Многое в музыкальном стиле Римского–Корсакова связано с большим значением в нем эпического начала, художественной сферы, которая как фактор национальной культуры сложилась в эпоху романтизма. Объективный образ мышления о мире и опора на эпические жанры народного творчества ("На самом деле моя семья – сказка, былина и, конечно же, русские") объясняют это явление в творчестве Римского–Корсакова.
Заняв позицию художника – «зрителя», композитор чаще всего мыслит музыкальными картинами и воплощает свои идеи в виде рассказа о реальном или поэтически вымышленном. Поэтому музыкальное мышление Римского–Корсакова носит в основном эпический характер, хотя в его произведениях есть замечательные образцы драмы и острого психологического конфликта. Эпический метод воздействует на «жизнь образов», они сохраняют свою эстетическую и музыкальную сущность, получая разностороннее освещение в процессе смены основного тематического материала.
Опера «Царская невеста» основана на одноименной драме русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822–1862). Еще в 1868 году по совету Балакирева Римский–Корсаков обратил внимание на эту пьесу. Однако только тридцать лет спустя композитор начал сочинять оперу по ее сюжету.
Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и завершено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в Московской частной опере С. И. Мамонтова.
1. Асафьев Б.В. Н.А. Римский–Корсаков // Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5 т. Т.3. / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 2014. – 380 с.
2. Асафьев Б.В. Избранные труды / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка 2014. – 375 с.
3. Асафьев Б.В. Римский–Корсаков. Опыт характеристики / Б.В. Асафьев. – СПб.: Питер, 2012. – 98 с.
4. Асафьев Б. В. Симфонические этюды / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 2000. – 189 с.
5. Барсова Л. Г. Николай Андреевич Римский–Корсаков / Л. Барсова. – М.: Академия, 2012. – 378 с.
6. Бельский А. Г. «Краткая биография Римского–Корсакова / А.Г. Бельский: Музыкальная академия № 2, 2014. – 789 с.
7. Биневич В. Д. «Римский–Корсаков в рисунках современник / В.Д. Биневич. – М.: Советская музыка, 2011. – 325 с.
8. Васильева, Е. Г. Опера Н.А. Римского–Корсакова «Кащей бессмертный»: дипломная работа / Е. Г. Васильева; науч. рук. Д. В. Житомирский . – Горький : Изд–во ГГК им. М.И. Глинки, 2006 . – 103 с.
9. Веприк, А.М. Трактовка инструментов оркестра: [Бифункциональность тембра. Римский–Корсаков и Вагнер. О развитии оркестрового целого] / А.М. Веприк; автор предисл. Д. Д. Шостакович. – М.: Музгиз (Гос. муз. изд–во), 2011.– 303 с.
10. Глебов, И. К. Римский–Корсаков. Опыт характеристики. / И.К. Глебов. – СПБ: Светозар, 2012. – 62 с.
11. Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском–Корсакове. / М.Ф. Гнесин. – М.: Академия, 2006. – 389 с.
12. Гозенпуд, А. Опера «Царская невеста». / А. Гозенпуд. – М.: Академия, 2015. – 345 с.
13. Гордеева Е. М. Николай Андреевич Римский–Корсаков / Е.М. Гордеева. – М.: Академия, 2013. – 247 с.
14. Данилевич, Л.В. Последние оперы Н.А. Римского–Корсакова / Л.В. Данилевич. – М.: Музгиз (Гос. муз. изд–во), 2011. – 280 с.
15. Друскин М. П. 100 опер / М.П. Друскин. – Л., Музыка 2007. – 478 с.
16. Евсеев А.М. «Римский–Корсаков и русская народная песня» / А.М. Евсеев. – М.: Академия, 2014. – 341 с.
17. История русской музыки. Вторая половина XIX века. Н. А. Римский–Корсаков / А.И. Кандинский, МГК им. П. И. Чайковского. – Изд. 2–– М.: Музыка, 2014. – 310 с.
18. Консон Г. Стиль Н. Римского–Корсакова сквозь призму целостного анализа В. Цукермана / Г.Консон. – М.: Академия, 2013. – 189 с.
19. Кремлев Ю.А. Эстетика природы в творчестве Н.А. Римского–Корсакова / Ю.А. Кремлев. – М.: Музгиз (Гос. муз. изд–во), 2012. – 110 с.
20. Кручинина А.Н. Николай Андреевич Римский–Корсаков / И.М. Образцова. – М.: Музыка, 2008. – 128 с.
21. Кулаковский, Л.В. Снегурочка. Опера Н.А. Римского–Корсакова : Путеводитель по опере / Л.В. Кулаковский . – 4–е изд . – М. : Музгиз (Гос. муз. изд–во), 2015. – 82 с.
22. Кунин И.Ф. Н.А. Римский–Корсаков / И.Ф. Кунин. – М.: Музыка, 2008. – 245 с.
23. Кюи Ц. Избранные статьи / Ц. Кюи. – Л.: Академия, 2012. – 345 с.
24. Кремлев Ю. Эстетика природы в творчестве Н. А. Римского–Корсакова / Ю. Кремлев. – М.: Академия, 2012. – 372 с.
25. Лебедев Д. М. «Мастера русской оперной сцены» / Д.М. Лебедев. – СПБ: Ленинградское отделение, 2013. – 345 с.
26. Морозов В. Н. «Театр Римского–Корсакова. Оперы Римского–Корсакова». – М.: Музыкальная жизнь, 2011. – 256 с.
27. Нестеренко Е. Е. Глинка, Бородин, Римский–Корсаков, Чайковский, Ипполитов–Иванов, Прокофьев. Ариозо из опер / Е.Е. Нестеренко и др. – М.: Композитор – Санкт–Петербург, 2017. – 863 c.
28. Никулина Э.К. Строение и художественные функции терцово–хроматических ладов в оперном творчестве Римского–Корсакова : дипломная работа / Э.К. Никулина ; науч. рук. И. В. Способин. – Горький: Изд–во ГГК им. М.И. Глинки, 2012. – 154 с.
29. Озерецковская И.С. «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского–Корсакова / И.С. Озерецковская . – Изд. 4–е . – М.: Музыка, 2014. – 48 с.
30. Оперы Н.А. Римского–Корсакова: путеводитель / Л. В. Полякова, З. Финкельштейн, Л.В. Кулаковский, В. А. Цуккерман, Б.В. Левик, А. А. Соловцов, И. Озерцковская, В. М. Цендровский, Л.М. Кершнер, В. О. Берков, Вл. В. Протопопов; введ. В.М. Цендровского. – М.: Музыка, 2006. – 477 с.
31. Петрушевич Ю.Ю. Архетипические мотивы в оперном творчестве Н.Римского–Корсакова : автореферат дис ... канд. искусствовед. : 17.00.02 : на правах рукописи / Ю.Ю. Петрушевич ; науч. рук. Л. С. Дьячкова; офиц. оппонент М. П. Рахманова, Ю.В. Васильев. – М.: Изд–во РАМ им. Гнесиных, 2008. – 27 с.
32. Прокофьев С. С. Автобиография / С.С. Прокофьев. – М.: Советский композитор, 2012. – 598 с.
33. Рацкая Ц. К. Н. А. Римский–Корсаков / Ц. Рацкая. – М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 2013. – 142 c.
34. Римский–Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / А.Н. Тимофеенко – М.: Директ–Медиа, 2015. – 804 с.
35. Н. А. Римский–Корсаков и музыкальное образование / А.Г. Леонов. – М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 2016. – 327 c.
36. Н. А. Римский–Корсаков / А.Б. Северянин. – М.: Музыка, 2017. – 192 c.
37. Римский–Корсаков, Н. А. Н. А. Римский–Корсаков. Испанское каприччио. Сочинение 34 / Н.А. Римский–Корсаков. – М.: Нота, 2014. – 391 c.
38. Рихтер С. Врываясь в мировой оркестр / С. Рихтер. – М.: Академия, 2015. – 245 с.
39. Сказка в творчестве Н.А. Римского–Корсакова: [сб. статей]: науч.–попул. изд / Т. Карнаух, И.А. Прохорова, Р. Э. Лейтес, А. А. Баева, А.С. Казурова, И.В. Кошмина. – М.: Музыка, 2017. – 93 с.
40. Скрынникова О.А. Славянский космос в поздних операх Н.А.Римского–Корсакова : автореферат дис ... канд. искусствовед. : 17.00.02 : на правах рукописи / О.А. Скрынникова ; науч. рук. Т. Ю. Масловская ; офиц. оппонент М. П. Рахманова, И. А. Скворцова . – М. : Изд–во РАМ им. Гнесиных, 2000 . – 23 с.
41. Соколов О. В. Лейтмотивная система в операх Н.А. Римского–Корсакова : (автореферат дис ... кандидата ис–вед.) / Олег Вл. Соколов; науч. рук. В. А. Цуккерман. – М.: Академия, 2005. – 15 с.
42. Соловцов А. А. Римский–Корсаков: научно–популярный очерк / А. А. Соловцов. – М. : Музгиз (Гос. муз. изд–во), 2010 . – 312 с.
43. Соловцов А. Н. А. Римский–Корсаков / А. Соловцов. – М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 2012. – 216 c.
44. Соловцов А. Н. А. Римский–Корсаков / А. Соловцов. – М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 2012. – 218 c.
45. Стасов В. В, Николай Андреевич Римский–Корсаков / в сборн. Статьи о музыке вып. 4. / В.В. Стасов. – М. «Музыка» 2018. – 356 с.
46. Туманина В. А. «Русская хоровая литература» / В.А. Туманина. – М.: Академия, 2008. – 278 с.
47. Цендровский, В. М. Увертюры и вступления к операм Римского–Корсакова / В. М. Цендровский. – М.: Музыка, 1974 . – 147 с.
48. Яковлев В.Н. «Избранные труды о музыке» / В.Н. Яковлев. – М.: Академия, 2011. – 345 с.
49. Ястребцев В. В. Н. А. Римский–Корсаков. Воспоминания / В.В. Ястребцев. – М.: Академия, 2016. – 245 с.
50. Ястребцев В. В. Н. А. Римский–Корсаков. Воспоминания Т. 2. / В.В. Ястребцев. – М.: Академия, 2016. – 245 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты