Кейс № 1
Социальный успех – это результат осознанной ориентации человека на реализацию желания найти причину своей жизни.
Ничто так не помогает успеху, как глубокое знание того, что вы делаете.
Каждый из нас, в ежедневном взаимодействии играет очень определенную социальную роль. Каждый член общества либо интегрируется в это общество, либо нет. Оказывается, что социальный успех – это успешная адаптация в обществе, достигнутая по собственной воле человека.
Если человек находит свою нишу в обществе и ему комфортно в этой нише, выражает себя в ней, самореализуется, чувствует себя удовлетворенным проделанной работой (как моральной, так и материальной), то человек достиг социального успеха.
Состояние социального успеха важно на всех этапах жизни человека, но особенно важным оно становится в школьном возрасте. Насыщенность школьной жизни оценочными атрибутами оказывает существенное влияние на самореализацию потенциальных возможностей растущей личности, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Односторонняя, в основном связанная с достижениями учащегося в учебной деятельности, оценка личности может привести к постоянному ощущению неспособности, неполноценности.
Представим ситуацию:
«Учащаяся 9 класса показывает высокие результаты в спорте, однако не может наладить положительных отношений с семьей. Однажды, на уроке физкультуры она не смогла сделать упражнения, чем предполагала, этот факт сильно ее расстроил, и он сказал, что больше не хочет ходить на уроки физкультуры»
Проблема: излишне высокое отношение к учебе, процесс замещения достижений в спорте взаимодействием с семьей. Болезненное ощущение ненужности и переключение негативных эмоций со стороны общения с семьей на процесс учебы.
Цель: оптимизация эмоционально-психологического фона девушки.
Этапы психологической деятельности:
1. Определение причин (диагностика эмоционально-волевой сферы и сферы межличностных отношений);
2. Построение плана работы с данной проблемой.
3. Основная часть (включает в себя все запланированные мероприятия).
Кейс № 2
Неправильное поведение сверстников и родителей зачастую может оказать негативное влияние на формирование социальной успешности учащегося.
Ситуация:
«Учащаяся 9 класса показывает высокие результаты в спорте, однако не может наладить положительных отношений с семьей. Однажды, на уроке физкультуры она не смогла сделать упражнения, чем предполагала, этот факт сильно ее расстроил, и он сказал, что больше не хочет ходить на уроки физкультуры»
Неправильное поведение:
– агрессивное и настоятельное отношение родителей и учителей к данному явлению;
– родители или педагоги заставляют девушку опять начать занятия по физической культуре;
– отрицание наличия глубоких психологических причин данного явления;
– пренебрежительное отношение семьи к достижениям ребенка;
– наличие негативного эмоционального фона в семье.