Воспитание личности в творческой деятельности
ТГУ (Тольяттинский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Воспитание личности в творческой деятельности»
по дисциплине: «Теория воспитания»
2020
30 BYN
Воспитание личности в творческой деятельности
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Теория воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.2 Понятие творческой деятельности
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение уровня развития творческого мышления младших школьников
2.2 Программа воспитания личности в творческой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы воспитания личности в творческой деятельности у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в современной системе образования, задающие новые ориентиры в обществе и предъявляющие требования к развитию творческой личности в современных условиях. Сегодня востребованы творческие ученики, умеющие адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость воспитания личности в творческой деятельности, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования творческих навыков.
Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Л.С. Выготский считает творчество «нормальным и постоянным спутником детского развития» [4, с. 214]. Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого мышления и креативности, что позволяет закладывать основу для развития личности в целом, ее самосовершенствования и гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Вопросам творческой деятельности как фактора формирования активной, самореализующейся личности большое внимание уделяли В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд.
Вопросами методики выявления и развития творческих способностей занимались В.Г. Грязева, В.А. Петровский, А.М. Матюшкин, А.В. Усова и др. Возможность развития творческих способностей в досуговой деятельности исследована В.А. Горским, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, Л.А. Николаевой, А.Б. Фоминой и др. Социальный аспект творческих способностей раскрывают В.Г. Афанасьев, Л.А. Антонова, Л.П. Буева, И.С. Кон и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Согласно периодизации психического развития, Д. Б. Эльконина, младший школьный возраст ограничивается периодом 7–11 лет [24, с. 133].
Однако в настоящее время большинство детей начинают учиться с 6 -6,5 лет. Итак, происходит смещение границ младшего школьного возраста до 6-10 лет.
В младшем школьном возрасте психологическая структура личности ребенка трансформируется. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью, социальный смысл обучения четко виден, мотивация достижения цели становится доминирующей; для ребенка происходит смена референтной группы, для детей изменяется распорядок дня; укрепляется новая внутренняя (личностная) позиция; меняется система взаимоотношений ребенка с другими людьми [19, с. 102].
Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем школьном возрасте. Также происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться социальная направленность личности.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение уровня развития творческого мышления младших школьников
Цель исследования: разработать программу воспитания личности в творческой деятельности.
Педагогический эксперимент включал 2 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик, формирование выборки исследования; изучение уровня развития творческого мышления младших школьников;
2) разработка программы воспитания личности в творческой деятельности.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
– субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса;
– опросник креативности Дж.Рензулли;
– количественный и качественный анализ.
База исследования: …
Выборка исследования: 20 учащихся 1«А» класса (10 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 6-7 лет.
Приведем краткое описание методик.
Субтест «Закончи рисунок» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса [22].
Назначение: оценка уровня креативности при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Тест Е. Торренса состоит из двух частей: вербальной батареи и образной батареи. Вербальная батарея состоит из семи субтестов. Образная батарея состоит из трех субтестов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Младший школьный возраст относится к эпохе детства, которая приближается подростковой эпохе. Тем не менее, младший школьник – это еще ребенок, он еще не связан с подростковым возрастом.
Младший школьный возраст принадлежит к эпохе детства наряду с дошкольным возрастом, он находится в тесной связи именно с данным возрастом. Дошкольное детство обращено к системе человеческих взаимоотношений и направлено на соответствие нормам деятельности окружающих.
В данном возрасте главным образом происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы ребенка. Одним из наиболее важных факторов ее развития является школьное обучение. Самым важным с позиции будущего развития возрастным новообразованием считается теоретическое мышление.
Творческая деятельность представляет собой человеческую деятельность, при которой создается что-то новое. Предмет творческой деятельности может представлять собой либо некоторую материальную вещь, либо умственное достижение.
1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизн. стратегия творч. Личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Мн.: Беларусь, 1994. – 479 с.
2. Бушуева, Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2008 . – N3 . – С. 13-16.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд., М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Гилфорд, Дж. Психология мышления / Дж. Гилфорд. – М.: Просвещение, 1968. – 562 с.
6. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – 24 с.
8. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология интеллекта / В.Н. Дружинин // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 31–34.
10. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 85 с.
11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
12. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Г. Карпова // Омский научный вестник. – 2015. – № 2 (136). – С. 137-139.
13. Клюева, Н.В. Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Клюева. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 400 с.
14. Ковалева, Г. С. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России» / Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.centeroko.ru/
15. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.
16. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176с.
17. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2011. – 185 с.
18. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
20. Столяренко А.М. Общая педагогика : учеб. Пособие / А.М. Столяренко. – Москва : ЮНИТ-ДАНА, 2017. – 479 c.
21. Тигров, В.П. Проблема развития творческого потенциала личности школьника: методологические подходы / В.П. Тигров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 6.
22. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – С. 2–46.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты