Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
ОГПУ (Оренбургский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2020
30 BYN
Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Логопедия
Организация: Центр развития ребенка-детский сад №199, МБДОУ (г. Оренбург)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания для обследования звукопроизношения по методике О.С. Ушаковой.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе
1.2. Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
1.3. Методы коррекции звукопроизношения у старших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ состояния уровня нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
2.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Среди них значительную долю составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.
В общей системе коррекционно-развивающего образования детей с тяжелыми нарушениями речи особое место отводится коррекции нарушений звукопроизношения. Без правильного произношения всех звуков невозможно добиться четкой, ясной и правильной речи, которая необходима для успешной социализации, адаптации в обществе и развития грамотной личности.
Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Значительная тенденция к увеличению детей с тяжелыми нарушениями речи, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями позволяет считать исследование актуальным на социальном уровне.
Степень изученности проблемы исследования. Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались многие ученые. Приведем некоторых из них: А.Г.Богомолова, К.П.Беккер, Л.С.Волкова, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Е.Ф.Рау, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, М.Е.Хватцев. Большое количество методик преодоления дефектов звукопроизношения разработано Ф.А.Рау, М.Е.Хватцевым, а также Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, С. А. Мироновой.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе
Звукопроизношение является основой речевого процесса. Правильное произношение звуков необходимо, чтобы ребенок уверенно общался, правильно читал и писал, и гармонично развивался. Говоря о звукопроизношении, мы будем понимать «процесс формирования речевых звуков, осуществляемый энергетической (дыхательной), генераторной (голосообразующей) и резонаторной (звукообразующей) частями речевого аппарата при регуляции центральной нервной системой» [1].
Ребенок при нормальном развитии учится артикулированию на основе слухового восприятия речи окружающих. Структуры звуков речи, фонем и их соединений закрепляются на основе образовавшихся кинестетических стереотипов. И.П. Павлов говорил: «Слово состоит из трех компонентов: кинестетического, звукового и зрительного» [2, с.36]. Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата окружающих, и это играет роль в построении им артикуляционного процесса.
Н.И. Жинкин условно представил последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе следующим образом:
– к первому году - появляются смычки органов артикуляции;
– к полутора годам - появляется возможность чередовать позиции (смычка-щель);
– после трех лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
– к пяти годам - появляется возможность вибрации кончика языка [3].
Выводы
Развитие и становление речи – это сложный и многоступенчатый процесс, происходящий плавно и постепенно. Для гармоничного развития речевой функции у детей важно, чтобы все фазы ее развития начинались вовремя, не отставая и не опережая другие структуры.
Тяжелые нарушения речи – это серьезное препятствие для ребенка в овладении речевыми нормами, а также в его социализации и адаптации. Поэтому очень важно знать, как грамотно помочь таким детям и с какого возраста это нужно делать. Для этого учителю-логопеду нужно владеть такими знаниями, как формирование звукопроизношения в онтогенезе, а также особенности формирования звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. С помощью этих знаний логопеду намного проще будет разработать индивидуальную методику коррекции или адаптировать уже разработанную.
Мы придерживаемся мнения, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста максимально активны при использовании на занятиях игровых приемов и средств. Продуктивность работы намного выше, если ребенок заинтересован в занятии. Поэтому очень важно создать все условия для наибольшей эффективности коррекционного процесса, о чем будет сказано во второй главе.
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Организация и методы исследования
Для подтверждения теоретического анализа по проблеме коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи во время проведения логопедических занятий, было организовано эмпирическое исследование.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявить эффективность логопедической работы, направленной на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня
Объект исследования: старшие школьники с ОНР III уровня речи с нарушением звукопроизношения.
Предмет исследования: особенности коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Определить уровень звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Раскрыть содержание логопедических занятий, подобрать и апробировать игры и упражнения, направленные на коррекцию звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Рабочая гипотеза исследования:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня произношение будет соответствовать низкому уровню сформированности, по причине недостаточно развитых фонематических представлений и артикуляционной моторики, участвующих в формировании данных звуков у детей.
Выводы
К тяжелым нарушениям речи, наряду со множеством нарушений, относится и общее недоразвитие речи, которое было отмечено у исследуемых нами детей. Мы выбрали для исследования старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Методика исследования была доступна и валидна выбранной группе испытуемых. Пробы оценивались как количественно, так и качественно.
Анализ результатов диагностики звукопроизношения и обследования речевой моторики показал, что в целом нарушено звукопроизношение всех групп звуков. Некоторые дети имеют нарушения звукопроизношения в трех группах звуков из четырех, и только три ребенка неправильно произносят звуки двух групп. Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что всем детям необходима логопедическая помощь по четко намеченному плану.
Исходя из результатов обследования, нами был разработан перспективный план логопедической работы для каждого ребенка. Коррекционная работа включает в себя следующие направления: мелкая моторика, артикуляционная моторика, звукопроизношение и фонетические процессы. Грамотная работа по всем этим направлениям позволит совершенствовать речь детей и поможет им развиваться грамотно и гармонично.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в данной работе вопросы о коррекции звукопроизношения старших дошкольников с ОНР III уровня очень актуальны в наше время. Статистика показывает, что современные дети испытывают большое количество затруднений в речи. Эти затруднения приводят к нарушениям, которые нужно исправлять систематично, используя специально подобранные методы и приёмы.
В работе мы рассмотрели нормы развития звукопроизношения в онтогенезе, выделили основные затруднения в звукопроизношении у таких детей: многочисленные замены, смешения, искажения или отсутствие звуков. Наряду с нарушением звукопроизношения у детей с ОНР III уровня страдает фонематическое восприятие, звукослоговая структура слова, артикуляционная моторика и другие компоненты речевой системы. Все это приводит к невозможности овладения правильной и грамотной речью и, соответственно, затрудняет общее развитие детей, а также их социализацию.
Была проанализирована методика диагностики сформированности звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР III уровня. Указанная методика была также проведена среди детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад 199» г. Оренбурга, что дало возможность практическим способом закрепить теоретические знания и убедиться в их достоверности. На основании анализа результатов методики и используя рекомендации Е. Н. Винарской, Е.Н. Масловой, О.С. Ушаковой, Н.Ю. Костылевой, мы разработали перспективные индивидуальные планы коррекции для каждого ребенка.
1. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание». / М.Ф. Фомичева – М.: Просвещение, 2012. – 239 с.
2. Коштоянц, Х. С. Наука и жизнь: И.П. Павлов и его учение. / Х. С. Коштоянц – М.: АПН РСФСР, 2010. – 100 с.
3. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин.– М.: АПН РСФСР, 2013. – 378 с.
4. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 680 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 472 с.
6. Бунина, В.С. Формирование звукопроизношения в онтогенезе / В.С. Бунина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 260 с.
7. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 200 с.
8. Филичева, Т.Б. Общее недоразвитие речи: определение, характеристика уровней речевого развития. / Т.Б. Филичева. – М.: 2009. – 250 с.
9. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2017. – 326 с.
10. Шаховская, С.Н., Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2010. – 470 с.
11. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с неречевыми аномалиями органов артикуляции / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. – М.: Книголюб, 2015. – 144 с.
12. Карлова, М.А. Современные тенденции развития системы образования. Особенности звукопроизношения у детей с ОНР / М.А. Карлова, В.А. Дегальцева. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. –217 с.
13. Ильякова, Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений / Н.Е. Ильякова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. –54 с.
14. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстов. – М., 2018. – 40 с.
15. Левина, Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков. / Е.В. Левина. – М.: Логопед, 2014, 64 с.
16. Огнева, М. А. Развивающие игры как средство коррекции речи у детей младшего школьного возраста, обучающихся в специальных коррекционных классах. / М. А. Огнева. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – 100 с.
17. Калинченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. / А.В. Калинченко. – М., 2015. – 97 с.
18. Шичанина, О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков в рамках раздела «Речевые игры и упражнения». / О.В. Шичанина. – М., 2015. – 56 с.
19. Костылева, Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным / Н.Ю. Костылева. – М.: Логопед, 2010. – 77 с.
20. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении школьников с отклонениями в развитии. /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М., 2014. – 154 с.
21. Ушакова, О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 288 с.
22. Винарская, Е. Н. Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития. / Е. Н. Винарская. – М., 2012. – 104 с.
23. Маслова, Е.Н. Ускоренная постановка звуков. Разработки занятий. / Е.Н. Маслова. – М., 2017. – 63 с.
24. Чевелева, Н.А. Физиологические основы произносительной стороны речи./ Н. А. Чевелева. – М., 2015. – 50 с.
25. Серебрякова, Н.В. Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития. / Н. В. Серебрякова. – М., 2012. – 123 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания для обследования звукопроизношения по методике О.С. Ушаковой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты