Диагностика особенностей отклоняющегося поведения подростков
ТГУ (Тольяттинский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Диагностика особенностей отклоняющегося поведения подростков»
по дисциплине: «Практикум по психодиагностике»
2020
30 BYN
Диагностика особенностей отклоняющегося поведения подростков
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Практикум по психодиагностике
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Мужской вариант.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понимание отклоняющегося поведения западными и отечественными учеными
1.2 Психологические особенности девиантного поведения подростков
1.3 Методики диагностики девиантного поведения подростков
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов исследования
2.3 Рекомендации по социально–педагогической профилактике отклоняющегося поведения подростков
Вывод по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема отклоняющегося (девиантного) поведения является одной из самых сложных и малоисследованных в современной психологии. Современное общество существует в атмосфере масштабных изменений массового сознания, обесценивание жизненных ориентиров предыдущих поколений, интенсивной плюрализации стилей жизни. Процесс осуществления человеком жизненных выборов может сопровождаться переживанием состояния фрустрации. Также наблюдается существенное увеличение асоциальных процессов в обществе среди молодых людей и подростков. В условиях роста неопределенности основных параметров жизнедеятельности людей, все более распространенными становятся отклонения в их поведении, что в значительной мере влияет на установление норм и правил взаимодействия. Девиантное поведение является существенной частью жизни общества, нарушает и деформирует распределение общественных ресурсов. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности.
Все возрастные периоды в жизни человека являются уникальными и важными. Особое место в возрастной периодизации занимает подростковый период. В подростковом возрасте индивид уже не является ребенком, но он еще и не взрослый. Такая позиция подростка и представлена спецификой данного периода, но это далеко не раскрывает сути, не объясняет его поведения. Современные подростки находятся в сложной ситуации, которая обусловлена двойной нагрузкой ответственности за жизненный выбор в силу специфики возрастного периода и особенностей общественно–культурной ситуации. Подростки являются активным психологическим субъектом, и поэтому проявления социально неприемлемого поведения отчетливо прослеживается именно у них. В ситуации социальных преобразований уязвимым оказывается именно подросток.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понимание отклоняющегося поведения западными и отечественными учеными
Каждый человек демонстрирует свое поведение, по которому можно вычислить успешность его социализации. Социализация предусматривает процесс вхождения личности в разные сообщества людей. В процессе социализации происходит развитие представлений о правилах поведения, которые соответствуют или нет нормам общества [1, с. 56]. Оценка любого поведения подразумевает сравнение его с определенной нормой. По результатам сравнения с нормой определяют нормальное (такое, что соответствует норме) и аномальное девиантное поведение личности.
Обоснование проблемы асоциальности и отклонений в поведении начало формироваться в социологических и криминологических работах, среди которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Ч. Беккариа, Л. Божович, М. Вебера, Л. Выготского, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Миллза, Н. Смелзера, П. Сорокина, Е. Ферри, Э. Фромма и других. Из современных ученых следует назвать А.А. Александрова, Н.В. Абдюкова, Б.С. Малышок, С.А. Беличеву, М.И. Дидора, Я.И. Зелинського, А.А. Габиани, И.М. Гоян, В.П. Кащенко, А.Б. Коваленко, И.С. Кон, В.В. Клименко, В.Н. Кудрявцева, Н.Ю. Клейберг, Н.Ю. Максимову, М.Ю. Максимовича, С.Д. Максименко, Л.Е. Орбан–Лембрик, А.А. Реана, А.А. Сукало, М.В. Савчина, М. Федоришин, Ю.М. Швалба, С.Т. Шацкого, М.Г. Ярошевского и других ученых [13, с. 62].
Девиантное поведение было предметом исследования многих наук. У каждой теории свое понимание девиантного поведения. У философии понимание девиантного поведения происходит через призму системного подхода к анализу социальных явлений с позиций принципов системности, историзма, детерминации (О. Дробницький, И. Кант, М. Каган, А. Скрыпник).
Выводы по главе 1
Современные представления и знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что девиантное поведение – это чрезвычайно сложная форма социального поведения личности, которое детерминировано совокупность взаимосвязанных факторов: биологических, социологических, психологических.
В силу сложных жизненных обстоятельства, неправильного семейного воспитания, низкого образовательного и культурного уровня, влияния окружающих – это всё способствует появлению и развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста. Девиантное поведение подростков формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, где важное место занимает их предрасположенность к внутреннему принятию отклоняющегося поведения, что обусловлена психологическими особенностями подростка.
В настоящее время существует множество способов диагностики девиантного поведения подростков. Выбор тех или иных методик зависит от различных факторов.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить склонность и особенности отклоняющегося поведения подростков.
С целью изучения склонности подростков к отклоняющемуся поведению нами была реализована методика Алексея Николаевича Орла «Склонность к отклоняющемуся поведению».
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе ...
В исследовании приняли участие 40 учащихся (20 мальчиков и 20 девочек) в возрасте 15 – 16 лет.
Данная методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска. Методика включает 97 вопросов, позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить установку на социальную желательность, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм отклоняющегося поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Процедура исследования: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению осуществлялась в групповой форме. Испытуемым были предложены бланки опросника с 97 вопросами, на которые необходимо было дать ответ «да» или «нет». Мальчики заполняли мужской вариант опросника, девочки – женский вариант опросника.
Вывод по главе 2
Проведенная диагностика показала, что среди учащихся склонность к отклоняющемуся поведению достаточно широко распространена (90% подростков). Девочки более склонны к аддиктивному поведению, а также самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Мальчики более склонны к преодолению норм и правил, а также делинквентному поведению. Результаты диагностики обусловливают необходимость разработки мер и мероприятий по предупреждению отклоняющегося поведения.
Для этого мы разработали ряд рекомендаций. Цель рекомендаций: повышение педагогической компетентности родителей и педагогов, работающих с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению. Целевая группа: родители подростков, социальные педагоги, классные руководители, педагоги–предметники, осуществляющие работу с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные представления и знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что девиантное поведение – это чрезвычайно сложная форма социального поведения личности, которое детерминировано совокупность взаимосвязанных факторов: биологических, социологических, психологических.
Теоретический анализ различных подходов к определению девиантного поведения, дает основания для обобщения: в широком смысле девиантное поведение понимается как поступки и социальные действия индивида, которые вступают в конфликт с социальными нормами общества и оказывают негативное влияние на окружающих и саму личность. Девиантное поведение человека является его личным вызовом социальной среде, порожденным несогласованностью между ее личностными притязаниями и общественными требованиями (нормами, стандартами, правилами, предписаниями) и выявленным такими социально–поведенческими действиями и поступками, не одобряются (или осуждаются) близким окружением или обществом.
В силу сложных жизненных обстоятельства, неправильного семейного воспитания, низкого образовательного и культурного уровня, влияния окружающих – это всё способствует появлению и развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста. Девиантное поведение подростков формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, где важное место занимает их предрасположенность к внутреннему принятию отклоняющегося поведения, что обусловлена психологическими особенностями подростка.
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению показала, что среди учащихся склонность к отклоняющемуся поведению достаточно широко распространена (90% подростков). Девочки более склонны к аддиктивному поведению, а также самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Мальчики более склонны к преодолению норм и правил, а также делинквентному поведению.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Мужской вариант.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты