Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
Нижнетагильский педагогический колледж №1
Готовые курсовые работы
на тему: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
30 BYN
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
Введение
Теоретическая часть
1.1 Понятие универсальные учебные действия. Виды универсальных учебных действий
1.2 Характеристика универсальных учебных действий у младших школьников
1.3 Средства и методы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Заключение
Библиографический список
Введение
Современное общество отличается очень быстрым научно-техническим развитием, созданием новых информационных технологий, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Скорость обновления научных знаний настолько высока, что человеку приходится постоянно переучиваться, дополнительно, приобретать новые профессии. Непрерывное образование становится не только реальностью, но и необходимостью в жизни человека. Развитие средств массовой информации и сети Интернет привело к тому, что школа теряет позиции единственного источника знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на базе формирования умений учиться – вот та задача, в решении которой школу сегодня не заменить.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что общественном сознании происходит постепенный переход от понимания социального предназначения школы в простой передаче знаний, умений и навыков от педагога непосредственно ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетная цель школьного образования в последнее время – развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебную цель, проектировать путь ее реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Иначе говоря, главной целью общеобразовательного школьного учреждения является формирование умения учиться. Учащийся при этом должен стать «архитектором и строителем» своего собственного образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию комплекса универсальных учебных действий. Близкими по значению данному понятию представляются понятия «общеучебное умение», «общепознавательное действие», «общий способ деятельности», «надпредметное действие».
Теоретическая часть
1.1 Понятие универсальные учебные действия. Виды универсальных учебных действий
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с введением в 2011 году новых федеральных государственных образовательных стандартов, изменивших парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося. Под «универсальными учебными действиями» в ФГОС общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса», «…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Универсальные учебные действия обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, тем самым обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [8, с. 115].
Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.
1.2 Характеристика универсальных учебных действий у младших школьников
Способность младшего школьника самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В 1 классе процесс освоения универсальных учебных действий находится на начальном этапе. В рамках мониторинга метапредметных универсальных учебных действий у первоклассников диагностируется владение этими умениями на уровне представления. Этот уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия. Педагогу, проводящему и анализирующему результаты мониторинга, важно разбираться в сути каждого метапредметного умения, а также видеть, в каких учебных ситуациях оно проявляется.
1.3 Средства и методы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется следующими взаимодополняющими положениями:
– формирование универсальных учебных действий, как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
– формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
– универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной;
– представление о функциях содержании и видах универсальны учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса;
– отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия подразделяются на четыре основных блока, обеспечивающих главные цели общего образования: первый – личностный; второй – регулятивный; третий – познавательный; четвёртый – коммуникативный.
Под личностными универсальными учебными действиями понимают знание общепринятых моральных норм, способность учащихся следовать, соотнося свои и чужие поступки с данными этическими нормами, что обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся, их понимание социальных ролей и характер межличностных отношений.
Заключение
Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных знаний, умений, навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становиться возможным благодаря формированию учащихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения на уроках русского языка.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.
1. Абрамова, А.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе групповой работы по курсу «Окружающий мир» / А.А. Абрамова, Е.Ф. Козина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / сост. и отв. ред.: М.С. Смирнова. – М.: Спутник+, 2016. – С.134-139.
2. Анфалова, Е.Л. Формирование у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий / Е.Л. Анфалова. – 2013. – С. 96.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
4. Вазякова, И.М. Игра как средство формирования коммуникативных УУД / И.М. Вазякова // Вестник научных конференций. ‒ 2015. ‒ № 3‒ 6(3). ‒ С. 28‒29.
5. Вахрушева, А.В. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий при переходе из начальной в основную школу / А.В. Вахрушева. – 2016. – С. 103-107.
6. Венецкая, А.Б. Гармония общения: Учебно-методическое пособие / А.Б. Венецкая, Т.Г. Исакова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 151 с.
7. Вершинина, Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №20.1. ‒ С. 10‒ 12.
8. Голант, Е. Я. Организация учебной работы в современной школе / Е. Я. Голант. – М.: АСТ, 2004. – 232 с.
9. Джалилова, К.С. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / К.С. Джалилова // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2015. – №5-1. – С. 18-20.
10. Длимбетова, Г.К. Развитие личностных качеств у школьников / Г.К. Длимбетова, А.А. Досмухамбетова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №2. ‒ С. 790-796.
11. Дроздова, О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения / О.А. Дроздова, Т.А. Смирнова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 5-1 (59). – С.182-184.
12. Едалина, Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках литературного чтения / Т.А. Едалина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4(5). – С. 276-278.
13. Жуковина, Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.В. Жуковина // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. – 2015. – № 1 (2). – С. 56-59.
14. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования // под ред. Ковалевой. Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
15. Колесова, О.В., Зайцева С.А., Сухаренко Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при использовании технологии развития критического мышления / О.В. Колесова, С.А. Зайцева, Н.В. Сухаренко // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 11-2 (20). – С. 41-42.
16. Ломакина, Д.А., Маркушевская Е.А. Внеклассная работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 26. – С. 36-40.
17. Марахова, В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В.А. Марахова // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия: Педагогика. – 2013. – №3. – С. 23-26.
18. Маркушевская, Е.А. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Маркушевская, А.В. Никандова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – №26. – С.63-68.
19. Мережников, А.П. Концепция деятельности А.Н. Леонтьева и системно-деятельностный подход в образовании / А.П. Мережников // Академический журнал западной сибири. – 2014. – Т.10. – №3(52). – C.109-110.
20. Меркулова, Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий / Т.В. Меркулова, М.Р. Битянова, А.Г. Теплицкая. – 2015. – С.11-32.
21. Мурунова, М.Н. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.Н. Мурунова // Студенческий электронный журнал стриж. – 2016. – №7(11). – С. 25-27
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 2008. – С.356-357
23. Подходова, Н.С. Особенности формирования познавательных действий / Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова. – 2011. – С.139-146.
24. Полушкина, Г.Ф. Универсальные учебные действия: история и перспективы / Г.Ф. Полушкина // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – №19(61). – С. 86-88.
25. Попова, А.А. Универсальные учебные действия в начальном образовании : монография / А.А. Попова, Н. Н. Титаренко, Л.Г. Махмутова. – Челябинск : ООО «Фотохудожник», 2011. – 147 с.
26. Сурикова, М.А. Проблема формирования универсального учебного действия контроля у младших школьников / М.А. Сурикова. – 2013. – С. 56.
27. Теличко, О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников. культура. наука. Интеграция / О.А. Теличко. – 2012. – № 1 (17). – С. 54-58.
28. Шестакова, Е.Н. Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе / Е.Н. Шестакова // Научное мнение. – 2011. – № 4. – С. 104-108.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты