Социальная работа с малообеспечеными гражданами
МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Социальная работа с малообеспечеными гражданами»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
30 BYN
Социальная работа с малообеспечеными гражданами
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению малообеспеченности граждан
1.1. Малообеспеченность в современной России: основные причины и динамика
1.2. Формы социальной работы с малообеспеченными гражданами
Выводы по 1 главе
Глава 2. Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам
2.1. Государственно–правовые основы социальной работы с малообеспеченными гражданами в России
2.2. Тенденции развития системы услуг социальной защиты малообеспеченных слоев населения
Выводы по 2 главе
Глава 3. Совершенствование государственной поддержки малообеспеченного населения
3.1. Анализ деятельности по оказанию социальной помощи малообеспеченным гражданам в городе Москве
3.2. Разработка программы социальной помощи малообеспеченным гражданам
Выводы по 3 главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Социальная работа – это профессиональная деятельность, ее целью является помощь нуждающимся людям, социальным группам во всех сферах жизни. Данная деятельность направлена на оказание государственной социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения, к которым относятся: инвалиды, многодетные и неполные семьи, престарелые граждане и малообеспеченные семьи.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что социальная работа в России, как и социальная работа за рубежом, направлена не только на оказание социальной поддержки уязвимым слоям населения, но и на обеспечение социальной защиты нуждающихся граждан.
Для того чтобы понять актуальность этой темы, следует отметить, что любая социальная защита, поддержка и помощь определяются исключительно социальной политикой соответствующего государства, а также общими мерами социального развития в обществе.
Экономическая ситуация в Российской Федерации за последние десять лет очень резко ухудшилась. В результате перехода от государственной экономики к рыночным отношениям в нашей стране возник ряд проблем, в том числе: рост числа безработных граждан, инфляция, увеличение числа малообеспеченных граждан. Значительно ухудшилось финансовое положение пожилых людей, многодетных семей и инвалидов [1] .
Поэтому вопрос повышения благосостояния нашей страны требует особого внимания. Каждое государство стремится создать для своего общества такие условия, которые будут удовлетворять все потребности, его граждане будут чувствовать поддержку со стороны государства и будут находиться в постоянной экономической стабильности.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению малообеспеченности граждан
1.1 Малообеспеченность в современной России: основные причины и динамика
Под малообеспеченностью понимается особое состояние материальной необеспеченности индивида, когда доходы индивида или семьи недостаточны для поддержания социально необходимого потребления, что является фактором социального риска [4, c. 45].
Понятие бедности является исторически обусловленным и многофакторным. В СССР проблема социально–экономического неравенства была официально признана в 1970–х годах, когда были введены пособия на малообеспеченных детей. Но и до этого тема людей о низких доходах и низкой заработной плате присутствовала в периодическом повышении минимальной заработной платы и пенсий, введении определенных социальных льгот и выплат населению.
Однако в советское время бедняки представляли собой довольно узкий круг людей, в основном по демографическим показателям: возраст, здоровье, потеря кормильца, возросшая зависимость от работающего человека. По социальным причинам – низкая квалификация, профессиональный статус – статус сотрудника сыграл свою роль. Однако эти характеристики не обязательно сопровождались низкими доходами. Территориальные различия в уровне жизни имеют определенное значение – из–за неравномерного экономического развития регионов, городской и сельской местности и т.д. – но они также важны для развития экономики. Тем не менее, социально– экономические факторы, определяющие сферу бедности в этих условиях, явно уступают нынешнему положению дел [6, c. 89].
Глава 2. Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам
2.1 Государственно–правовые основы социальной работы с малообеспеченными гражданами в России
Государственная система социальной помощи посвящена проблемам, которые являются фундаментальными для научного осмысления социальной помощи.
Российская модель социального государства отличается от существующих в зарубежных странах по многим параметрам из–за огромной разницы в условиях формирования социальной государственности. В стране пока нет стабильной экономики, необходимой для успешной реализации масштабной социальной политики. Поэтому в современных условиях идею государства всеобщего благосостояния можно рассматривать только как политическую основу для будущего развития. Она служит руководством для правительства, которому в последние годы удалось остановить негативные тенденции в экономике.
Одним из основных международных документов, касающихся социальной защиты малоимущих граждан и их семей, является Конвенция Международной Организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 года) [2]. Содержание данного документа содержит перечень основных видов социальной защиты малообеспеченных граждан, а именно девять видов: «пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по безработице; медицинское обслуживание; пособия по беременности; пособия по болезни; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; семейные пособия».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация является государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Глава 3. Совершенствование государственной поддержки малообеспеченного населения
3.1 Анализ деятельности по оказанию социальной помощи малообеспеченным гражданам в городе Москве
Основным инструментом реализации государственной политики в области социальной защиты населения является принятая Правительством Москвы Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы», основными целями которой являются создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, и развитие адресных форм социальной поддержки.
Доминирующим видом социальной поддержки москвичей являются социальные пособия и выплаты, которые составляют 44,6% от общего объема средств, выделенных из городского бюджета на Государственную программу на 2018 год [17, c. 9].
Структура Государственной программы предусматривает пять подпрограмм, реализация которых обеспечивает стабильный уровень социальной поддержки различных социальных групп населения. В 2018 году на программную деятельность, в том числе на подпрограммы, с учетом бюджетных корректировок города Москвы было выделено 316,3 млрд. рублей:
- «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – 36,7 млрд руб.
- «Социальная помощь пожилым людям» – 230,5 млрд рублей.
- «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды» – 5,5 млрд руб.
- «Предотвращение социальной изоляции» – 21,1 млн руб.
- «Модернизация и развитие системы социальной защиты населения Москвы» – 43,6 млрд рублей.
Заключение
Малообеспеченность как социально–экономическая проблема – это, прежде всего, отсутствие материальных ресурсов для удовлетворения экономических и социальных потребностей человека. Со стороны государства решение этой проблемы заключается в достижении социальной гармонии, содействии развитию механизмов преодоления и социальной поддержки и уменьшении социального неравенства. Меры по решению этих проблем должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства и семьи в целях повышения уровня и качества жизни населения и создания равных возможностей для всех категорий граждан России.
Социальная работа с малообеспеченными гражданами осуществляется в индивидуальной и коллективной (групповой) формах. Первоначальный прием клиента, как взаимодействие между специалистом и клиентом один на один, помогает определить степень потребности человека или семьи и определить стратегию оказания им помощи. Под социальным патронажем понимаются коллективные формы социальной работы с малообеспеченным гражданином, с помощью которых специалист получает информацию об организации повседневной жизни клиента, о частоте его приема пищи, о его работе и др. Многие другие формы социальной работы также используются для предотвращения иждивенческой позиции малообеспеченных граждан путем увеличения их доходов.
Нормативно–правовая база социальной работы с малообеспеченными гражданами в Российской Федерации очень разнообразна и включает в себя множество нормативно–правовых актов, главным образом, в связи с тем, что категория малообеспеченных граждан очень разнообразна и включает в себя большое количество людей из разных социальных категорий: безработных граждан, студентов, пенсионеров и т.д., для которых приняты самые разнообразные нормативные документы.
1. Акимова В.М. Исчисление НДФЛ: вопросы издательского семинара / В.М.Акимова. // Российский налоговый курьер. – 2011.–№12. – С.10–12
2. Александров Е.Л., Александрова О.Е. Меры борьбы с бедностью: зарубежный и отечественный опыт // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9–1. – С. 101–105;
3. Басов, Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н.Ф. Басов. – М.: Кнорус, 2015. – 528 с
4. Бердяев, Н.А. Судьба человека в современном мире / Н.А. Бердяев // Новый мир. – 1990. – №1. – С. 207–232.
5. Бондаренко Л.В. Бедность и социально–психологический климат в российской деревне // АПК: экономика, управление». 2010, № 11.
6. Бурлакова, Е.В. Бедность в современной России / Е.В. Бурлакова. – Саратов, 2003. – 28 с.
7. Бурьянова, Н.В. Новые подходы к оценке бедности и неравенства в современном мире / Н.В. Бурьянова. – Ростов–на–Дону: издательский центр ДГТУ, 2013. – 130 с.
8. Верин, А.Е. Уровень жизни населения России / А.Е. Верин. – М., 2007. – 257 с.
9. Гематаева, С.Х. Совершенствование форм и методов предоставления услуг малообеспеченным слоям населения в системе социальной защиты / С.Х. Гематаева. – Махачкала, 2014. – 22 с.
10. Глазев, С. Перспективы социально–экономического развития России / С. Глазев // Экономист. – 2009. – № 1. – С. 3 – 18.
11. Графская С.А. Минимизация налога на доходы физических лиц / С.А.Графская // Налогообложение, учет и отчетность. – 2011. –№2. – С.9 75
12. Гришина, Е.Е. Технология адресной социальной помощи «Самообеспечение»: руководство по внедрению для местных и региональных администраций / Е.Е. Гришина, К.Г. Чагин. – М.: Институт экономики города, 2008. – 93 с
13. Деркачева, Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи: (федер. и регион. аспекты) / Т.В. Деркачева. – М., 2002. – 28 с.
14. Замараева, З.П. Нормативно–правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З.П. Замараева. – Пермь: Вестник пермского университета, 2012. – 356 с.
15. Карелова, Г.А. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра / Г.А. Карелова // Человек и труд. – 2002. – № 6. – С.24–28.
16. Курбатов, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. – М.: Дашков и К, 2006. – 480 с.
17. Кутаев Ш.К. Теневая занятость как способ выживания // Российское предпринимательство. № 9. Вып. 1 за 2010. С. 172–176.
18. Лозовская, Е.Г. История социальной работы в России / Е.Г. Лозовская. – Волгоград.: Издательство ВолГУ, 2001. – 72 с.
19. Неравенство и бедность – уровень бедности [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики, 2019 – Режим доступа: www.gks.ru
20. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 17.07.1999 г. №178–ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
21. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи [Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 05.04.2003 N 44–ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22. О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 24.10.1997 N 134–ФЗ (ред. от 03.12.2012) « // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 N 442–ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
24. Социальное положение и уровень жизни населения России [Электронный ресурс]: стат. сборник / Росстат – M., 2019. – 311 c. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – Режим доступа: http://www.gks.ru/
25. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2004. – 496 с.
26. Тихонова, Н.Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни / Н.Е. Тихонова // Социальная политика. – 2012. – №10 (306). – С. 29 – 39.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты