Методика организации математических диктантов на уроках геометрии в 7-9 классах
ВГСПУ (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Методика организации математических диктантов на уроках геометрии в 7-9 классах»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2020
30 BYN
Методика организации математических диктантов на уроках геометрии в 7-9 классах
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1.1. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
1.2. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ 9
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ
2.2. КОНСТРУИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ ПО ТЕМЕ «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ» В 8 КЛАССЕ
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Математический диктант – одна из форм контроля знаний учащихся. Учитель диктует вопросы или задания; учащиеся записывают под номерами ответы на них. Воспринимая задания на слух, ученики учатся слушать лекцию, рассказ, слушать вообще. Из различных имеющихся у человека каналов информации слуховой канал занимает второе место после зрительного, и развивать слуховые возможности школьников очень важно.
В 60-е годы XX века в процессе разработки новых форм проведения уроков учителя заинтересовались математическими диктантами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А. Дистервег, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предложения о введении математических диктантов вносились и ранее, в 30-е и 40-е годы. Но эти предложения не имели успеха, так как речь шла только об одной из возможных форм письменной работы. Также предложенные образцы диктантов имели существенные недостатки, методика составления и проведения математических диктантов не была разработана. Однако уже в 60-х годах положение изменилось. Были осознаны цели, стоящие перед математическими диктантами, опыт работы учителей помог установить требования к объему и содержанию математических диктантов. В 70–80-е годы сотрудниками лаборатории математики Научно-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР была разработана технология, получившей в наше время наименование технологии учебных циклов (ТУЦ), и проведено исследование эффективности применения математических диктантов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1.1. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Важным и чрезвычайно тонким моментом учебно-воспитательного процесса как для учителя, так и для ученика является контроль знаний. Контроль– составная часть процесса обучения и обеспечивает учителю получение информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а ученикам– получение информации о своих успехах. Контроль знаний имеет обучающее и воспитывающее значение, способствует более глубокому изучению учащимися основ наук, совершенствованию их знаний и умений [3].
Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Как правило, ребятам трудно воспринимать задания на слух. Но если диктанты проводить часто, то школьники овладевают этим навыком. А ценность такого умения неоспорима. Иногда слуховому восприятию нужно помочь. Для этого одновременно с чтением задания делаю запись или чертеж на доске. В зависимости от подготовленности учащихся число заданий увеличиваю или уменьшаю [2, с. 24].
Прежде чем перейти к объяснению нового материала, целесообразно убедиться, что предыдущая порция знаний учащимися усвоена. Традиционная методика рекомендует в этом месте педагогического процесса организовать опрос учащихся.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ
Математический диктант на уроках геометрии в 7-9 классах – короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность – 10-15 минут.
Математический диктант состоит из нескольких фраз, связанных между собой тематически, но не представляющих единого связного текста. Все фразы математического диктанта обычно относятся к одному вопросу, однако нередко в текст включаются 1–2 фразы, связанные с материалом пройденных ранее тем.
Математический диктант относится к одной из форм письменной работы. Средняя продолжительность диктанта 7–10 минут. Рекомендуется его проводить в начале или в конце урока. Это обусловлено тем, что в иных случаях трудно переключить внимание учащихся с диктанта на освоение учебного материала.
При подготовке диктантов учитель определяет конкретную часть теории или практических умений, которую надо вынести для проверки в диктант. Главное условие при определении количества вопросов – чтобы диктант не занимал слишком продолжительное время. Содержание диктантов строится по мере усложнения вопросов, от простых к более сложным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы нами были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать математический диктант как средство контроля знаний учащихся основной школы.
Контроль – составная часть процесса обучения и обеспечивает учителю получение информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а ученикам – получение информации о своих успехах. Контроль знаний имеет обучающее и воспитывающее значение, способствует более глубокому изучению учащимися основ наук, совершенствованию их знаний и умений. Математический диктант – это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся. Система математических диктантов, с одной стороны, должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, с другой стороны, их проверку.
2. Проанализировать содержание математических диктантов на уроках геометрии в 7-9 классах.
Математические диктанты на уроках геометрии в 7-9 классах можно разделить на следующие виды: проверочные, обзорные, итоговые. Каждый вид математических диктантов имеет свои особенности, свои цели, и следовательно, требования, предъявляемые к составлению этих работ, должны быть различны.
3. Выявить и описать методические особенности организации математических диктантов на уроках геометрии в 7-9 классах.
Математический диктант на уроках геометрии в 7-9 классах – короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность – 10-15 минут.
1. Андреева, Н.С. Выпуклые многогранники / Н.С Андреева / М.: Педагогическая литература, 2010. – 243 с
2. Арутюнян, Е.Б. Математические диктанты для 5-9 классов Текст. : кн. для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас-М.: Просвещение,1991. – 80 с.
3. Арутюнян, Е.Б. Система устных заданий для IV класса Текст. / Е.Б.Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас // Математика в школе. 1980. – №5. – С. 40-44.
4. Атанасян, Л.С. Геометрия 7-9 Текст.: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных заведений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 13-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 384 с.
5. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия. 9 класс. (Пособие для учителя к учебнику Л.С. Атанасяна, и др. «Геометрия. 7–9 классы»). – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Барышникова Н.В. Математика. 5–11 классы. Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Безрукова, Г.К. Технология проектирования системы повторения школьного курса математики Текст. : дис. .канд. пед. наук / Г.К. Безрукова. М., 2000. – 150 с.
8. Глаголев, Н.А. Геометрия: Стереометрия [Текст] / Н.А. Глаголев, А.А. Глаголев. – М.: Педагогическая литература, 2001 – 258 с.
9. Григорьева, Т.П., Кузнецова, Л.И., Перевощикова, Е.Н., Пыжьянова А.Н. Пособие по элементарной математике: методы решения задач. Часть 2 / Т.А. Григорьева [и др.] – Н. Новгород: НГПУ, 2004. – 101 с.
10. Ершова А.П., Голобородько В.В. Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7– 9 классов. – М.: Илекса, 2004.
11. Жохов, В.И. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 кл. Текст. / В.И. Жохов, Т.Д. Карташева, Л.Б. Крайнева, С.М. Саакян. – М.: Вербум-М, 2003. – 208с.
12. Зив Б.Г. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. – М.: Академический проект, 2000. – 375 с.
13. Зинченко, Г.Н. Система итогового повторения в VII-IX кл. Текст. / Г.Н. Зинченко // Математика в школе. – 2004. №2. – С. 10-14.
14. Кузнецова, Л.И. Правильные многогранники. Методические рекомендации/ Л.И. Кузнецова. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 148 с.
15. Левитас, Г.Г. Диктанты по геометрии. 7-11 классы Текст. : дидактические материалы / Г.Г.Левитас. М.: Илекса, 2006. – 72 с.
16. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002.
17. Методика и технология обучения математике Текст. : курс лекций./ под ред. H.JL Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
18. Погорелов, А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. школе [Текст] / А.В. Погорелов. – М.: Академия, 2000. – 384 с.
19. Подласый, И.П. Педагогика Текст. : учеб./ И.П. Подласый.– М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
20. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл. Текст. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
21. Ремчукова И.Б. Математика. 5–8 классы. Игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007.
22. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга Текст. / И.М. Сеченов – М. : Комкнига, 2007. – 125 с.
23. Стройк, Д.Я. Краткий очерк Истории математики [Текст] / Д.Я. Стройк. – М.: Издательство «Наука», 1996 – 286 с.
24. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология Текст. : учеб. для студ. сред, пед. учеб. заведений/ Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
25. Ходеева, Т. Свойства многогранников [Текст] / Т. Ходеева // Математика. – 2002. – № 11. – С.20 – 26
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты