Анализ концерта Дмитрия Смирнова Приявший мир
СГСПУ (Самарский государственный социально-педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Анализ концерта Дмитрия Смирнова Приявший мир»
по дисциплине: «Анализ музыкальных произведений»
2020
30 BYN
Анализ концерта Дмитрия Смирнова Приявший мир
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Анализ музыкальных произведений
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования и развития жанра хорового концерта в творчестве Д. Смирнова
1.1 Развитие жанра хорового концерта
1.2 Творчество Д.В. Смирнова и А. Блока
Глава 2 Анализ хорового концерта Д. Смирнова «Приявший мир»
2.1 Концерт Д. Смирнова «Приявший мир». Содержание и образный строй
2.2 Музыкально-теоретический анализ хорового концерта Д. Смирнова «Приявший мир»
Заключение
Список использованных источник
Введение
Современное искусство тяготеет к анациональности языка – это факт, к сожалению, бесспорный. Художник, мыслящий и пишущий по-русски – фигура достаточно редкая и в сегодняшней отечественной музыке. К числу немногих авторов такой направленности принадлежит петербуржец Дмитрий Смирнов, продолжающий национальные традиции старшего поколения русских композиторов - Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина.
Музыка петербургского композитора Дмитрия Смирнова обладает уникальным свойством захватывать и увлекать исполнителя и слушателя своей тонкостью, страстностью, изысканностью и возвышенностью, достоверностью и необычайной силой эмоционального воздействия. Она вошла в репертуар многих хоровых коллективов. Дмитрий Смирнов создал свой уникальный, ни на кого не похожий, хоровой язык, основанный на глубинных пластах русской хоровой музыки.
Все его сочинения обладают собственным характерным индивидуальным стилем и пользуются большим спросом в профессиональных хорах. «Это – Музыкант. Его произведения – самые «вкусные» в нашем репертуаре», – говорят о нем [1, с. 228].
«Хор – это вокальный оркестр», – любит повторять композитор. И действительно, в вокальных сочинениях автора много чисто оркестровых приемов, а хоровая фактура богата и изобретательна. Кроме многочисленных хоровых сочинений, в творческом багаже Дмитрия Смирнова есть музыка к драматическим спектаклям, показанным на сценах различных московских театров, фильмам, в том числе сериалу «Конь белый». Написана детская опера «Девочка со спичками» в соавторстве с Сергеем Баневичем. Все известные петербургские дирижеры-хоровики – его друзья и постоянные исполнители: Юлия Хуторецкая (Молодежный камерный хор), Борис Абальян («Леге Артис»), Владимир Успенский (хор Консерватории), Татьяна Чернышева (женский хор Университета культуры и искусств), Станислав Грибков (Детский хор телевидения и радио).
Глава 1 Теоретические аспекты формирования и развития жанра хорового концерта в творчестве Д. Смирнова
1.1 Развитие жанра хорового концерта
Жанр хорового концерта в истории русской профессиональной музыки является едва ли не единственным жанром, просуществовавшим более трех столетий. Такой длительный период бытования был обусловлен, с одной стороны, особой функцией, выполняемой им, а с другой стороны - способностью адаптироваться к новым стилистическим условиям.
Хоровой концерт как часть церковного ритуала возник во второй половине 17 века на Украине, где были сильны влияния западно-европейского искусства, исторически обусловленные польско-украинскими связями. Он не имел своего музыкального прототипа в предшествующий период, в эпоху монодического пения, явившись продуктом партесного типа многоголосия. Истоками его стали такие несхожие друг с другом жанры как русский кант и западно-европейский концерт, получивший название мотет [3].
В партесных концертах проявляется новое восприятие действительности, другое ощущение течения времени, пришедшее на смену средневековому. Форму концертов в целом можно определить как контрастно-составную. Но необходимо учитывать малую степень тематического контраста разделов. Мелодико-интонационные ячейки вырастают одна из другой, вариантно дополняя друг друга, они образуют новые разнообразные многочисленные сочетания, которые повторяются как в последовательности, так и одновременно [2, с. 37].
Развитие партесного стиля в истории русского музыкального искусства представляет целую эпоху: с начала 17 века - вплоть до первой трети 18 века. «Период с начала 17 века до середины 70-х. годов считают этапом становления партесного концерта как жанра, он вырастает на пересечении двух сфер музыкального искусства: культовой и светской, выделяясь среди других жанров церковных песнопений особым характером музыкальной организации» [4, с. 119].
Глава 2 анализ хорового концерта Д. Смирнова «Приявший мир».
2.1 Концерт Д. Смирнова «Приявший мир». Содержание и образный строй
Стиль Д.В. Смирнова отмечен особой индивидуальностью, в нем есть место и живописности, и утонченному психологизму. Традиции классического русского хорового письма находятся в органичном синтезе с современными и возрожденными в XX веке некоторыми старинными приемами. Эти и другие черты, в частности использование композитором разнообразных литературных текстов, особенно любимой многими музыкантами поэзии Серебряного века.
Вообще, сочинения Д. В. Смирнова на тексты символистов, и в первую очередь А. А. Блока, можно объединить в отдельную группу, поскольку композитор использовал их довольно часто. Особую роль в хоровом творчестве Д. В. Смирнова играет Концерт для смешанного хора без сопровождения «Приявший мир» на стихи А. А. Блока (1983).
Отличительная особенность этого произведения – сквозная структура, в которой части следуют одна за другой, соединяясь текстом чтеца. Для удобства восприятия и наглядности анализа пронумеруем музыкальные части, а также отметим курсивом стихотворения, произносимые чтецом между хоровыми номерами:
1. «Приявший мир» (1907), «Предчувствую тебя» (1901).
2. «Когда-то долгие печали» (1901), «Вхожу я в темные храмы» (1902).
3. «Милый друг, ты юною душою так чиста» (1899), «Будет день, словно миг веселья» (1902).
4. «Мы живем в старинной келье» (1902), «Запевающий сон, зацветающий цвет» (1902).
5. «Не могу тебя не звать» (1908), «Тени на стене» (1907).
6. «В углу дивана» (1907), «Когда вступая в мир огромный» (1909).
Заключение
В ходе работы было проанализировано хоровое творчество композитора Д. Смирнова. Несмотря на современность гармонического языка композитора, он в целом следует традициям русской хоровой школы.
Большой плат творчества композитора составляют хоровые произведения. В зависимости от выбранного поэта Д. В. Смирнов по-разному расставляет стилевые акценты в том или ином опусе. Например, в цикле «Кипарисовый ларец» на стихи И. Ф. Анненского преобладает «мелкий штрих», тембровая палитра характеризуется особой зыбкостью и хрупкостью. В Концерте «Я рожден в девяносто четвертом…» на стихи О. Э. Мандельштама композитор работает более «крупными мазками», многие мелодические линии охватывают широкие регистрово-тесситурные пространства. Кроме того, заметно, что в этих сочинениях увеличивается значение трагических образов ипредчувствий, связанных с восприятием своей эпохи и себя в ней (в цикле на стихи Мандельштама), своего внутреннего мира (в Концерте на стихи И. Ф. Анненского).
Одним из значительных хоровых сочинений является хоровой концерт «Приявший мир». Анализ данного произведения позволил выявить определенные стилистические черты хорового творчества композитора, особенности его музыкального письма, а также новаторские приемы реверберации, стереофоничности.
1. Гладкова, О. Дмитрий Смирнов: музыкант и личность / О. Гладкова // Русское самосознание: Философско-исторический журнал. – 2002. – № 9. – С. 228-236.
2. Герасимова-Персидская, Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры / Н. Герасимова-Персидская. – М.; Муз., 1983г. – 288 с.
3. Герасімова-Персидська, Н. Хоровий концерт на Україні в 17 -18 ст. / Н. Герасімова-Персидська. – К., Муз.Укр., 1978.
4. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры / В. Ильин. – М., Сов. комп., 1985. – 376 с.
5. Рыцарева, М.Г. Российский хоровой концерт второй половины XVIII века : (Проб. эволюции стиля) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Киев. гос. филармония им. П. И. Чайковского. – Киев, 1989. – 46 с.
6. Васина Гроссман, В.А. В. Хоровая музыка / В.А. Васина Гроссман. – М., 1977. – 217 с.
7. Ливанова, Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры / Т. Леванова. – М., 1938. – 418 с.
8. Протопопов, В. О хоровой многоголосной композиции 17 - начала 18 в. и о Симеоне Пекалицком / В. Протопопов. – М.:Музыка,1983. – 89 с.
9. Стець, О.В. Жанр хорового концертав музыке отечественных композиторов XX столетия / О. В. Стець // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. II Междунар. науч.-практ. конф., 27 янв. 2006 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. – Тамбов, 2006. – С. 53-55.
10. Паисов, Ю. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70–80-х годов) / Ю. Паисов // Музык. современник. – М. : Совет. композитор, 1987. – Вып. 6. – 240 с.
11. Барлас, В. Творческая судьба Александра Блока / В. Барлас // Глазами поэзии: об открытиях искусства и современных поэтах. – М.: Советский писатель, 1986. – С. 218-250.
12. Енишерлов, В. Александр Блок. Штрихи судьбы. – М.: Современник, 1980. – 303с.
13. Иванова, Т.Ф. Традиции европейской средневековой поэзии в цикле А.А. Блока «Стихи о прекрасной даме» / Т.Ф. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2008. – № 2. – С. 95-102.
14. Турков, А. В мире Александра Блока // А.А. Блок. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1988. – С. 5-16.
15. Авдонина, Л.Н. Венок Александру Блоку / Л. Н. Авдонина // Русский язык в школе. – 2011. – № 8. – С. 57-60.
16. Быстров, В.Н. Блок Александр Александрович / В.Н. Быстров // Русские писатели: ХХ век: биобиблиографический словарь: в 2 в. Ч.1. А-Л / редкол. Н.А. Грознова и др.; под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – С.183-189.
17. Машарипова, Ю.Б. Особенности интерпретации хорового концерта «Приявший мир» Д. Смирнова и его место в репертуаре нижегородских хоровых коллективов / Ю.Б. Машарипова // Музыкальное образование и наука. – 2017. – №2. – С. 36-38.
18. Орлова, Е. Новаторские тенденции в тематике русского музыкального искусства начала XX века / Е. Орлова // В кн.: Русская музыка на рубеже XX века. – М., 1966. – 266 с.
19. Асафьев, Б. О хоровом искусстве / Б. Асафьев. – Л., 1980. – 216 с.
20. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 1979. – 345 с.
21. Елисеева-Шмидт, Э.С. Энциклопедия хорового искусства / Э.С. Елисеева-Шмидт. – Москва : Добросвет : КДУ, 2011. – 502 с.
22. Локшин, Д.Л. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры : крат. очерк / Д.Л. Локшин. – Москва : Музгиз, 1953. – 134 с.
23. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков : методическое пособие / К.Ф. Никольская-Береговская. – Москва : Языки русской культуры, 1998. – 189 с.
24. Черноморская, Г.Я. Хоровое творчество русских композиторов конца XVIII–XIX веков: учебно-методическое пособие по истории русской хоровой музыки / Г.Я. Черноморская. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. – 184 с.
25. Механикова, Н. Русская хоровая литература XIX-начала XX в. (Светский жанр): Конспекты лекций / Н. Механикова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты