Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
ТГУ (Тольяттинский государственный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения»
по дисциплине: «Теория и методика оздоровительной физической культуры»
2020
30 BYN
Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Теория и методика оздоровительной физической культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Характеристика нарушений зрения у детей
1.2 Особенности физического развития и двигательных нарушений детей школьного возраста с нарушениями зрения
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1 Форма организации адаптивного физического воспитания
2.2 Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
2.3 Организация и виды подвижных игр с детьми с нарушением зрения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее тяжелых видов нарушений здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной неудаче, является полная или частичная потеря зрения: слепота и слабовидение. Несмотря на реальные достижения в офтальмологии, распространенность слепоты в мире медленно снижается.
Если ничего не будет сделано для сохранения «остаточного» зрения у этих людей, то многие из категории людей со слабым зрением могут вскоре стать полностью слепыми. Физическая культура играет очень важную роль в предотвращении потери зрения и остановке развития данного дефекта.
Зрение является самым мощным источником информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, а частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и умственном развитии ребенка.
В процессе адаптивной физкультуры выполняются специальные задания, которые имеют коррекционную, компенсационную, профилактическую и, при необходимости, лечебно-восстановительную направленность.
Ребенок с нарушением зрения – это термин, относящийся как к слепым, так и к слабовидящим детям. Слепых делят на тотально слепых и детей с остаточным зрением (к слабовидящим относятся люди со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальмус, дети с монокулярным зрением, а также с расстройствами центрального и периферического зрения и т.д.).
Одной из основных задач реабилитационной работы по развитию компенсаторных способностей является квалифицированная помощь ребенку. Тренер по адаптивной физкультуре должен осознавать, что дети с нарушениями зрения чаще попадают в стрессовые ситуации, чем их нормальные сверстники.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Характеристика нарушений зрения у детей
Классификация детей с нарушением зрения:
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, у которых острота зрения составляет 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящие с ослабленным зрением от 0,05 до 0/2 на лучше видящем глазу с коррекцией очков;
- дети с косоглазием и амблиопией.
Слепота является наиболее выраженной степенью потери зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира из-за глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций. Формы детской слепоты, наиболее выраженные с клинической и тифлопедагогической точки зрения, характеризуются тем, что функции различных зрительных структур нарушаются в результате органического нарушения зрения. Раннее наступление слепоты особенно негативно сказывается на психофизическом развитии детей [2, с.36].
Абсолютная (тотальная) и практическая слепота отличаются степенью остаточного сохранения зрения. В случае абсолютной слепоты зрительные ощущения на обоих глазах полностью отключаются. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется свет или форма зрения. При остаточном зрении можно фиксировать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты объектов с близкого расстояния.
Остаточное зрение характеризуется:
- неравным взаимодействием различных зрительных функций и несоответствие их параметров;
- нестабильность зрительных возможностей и снижение скорости и качества обработки информации;
- наступление быстрой утомляемости из-за снижения зрительных функций.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1 Форма организации адаптивного физического воспитания
Каждый вид адаптивной физической культуры – адаптивная физкультура, адаптивный двигательный отдых, адаптивный спорт, физическая реабилитация – имеет свои задачи, средства, методы и приемы, формы организации.
Формы организации физических упражнений чрезвычайно разнообразны, они могут быть системными (занятия физкультурой, утренняя гимнастика), эпизодическими (прогулки, рыбалка), индивидуальными (в больнице или на дому), массовыми (фестивали, праздники), конкурсными (от групповых до международных), игровыми (в летнем оздоровительном лагере) [7, с.228].
Некоторые формы обучения организуются и проводятся специалистами АФК, другие – общественными и государственными организациями, третьи – родителями детей-инвалидов, волонтерами, учащимися, четвертые – самими инвалидами.
Целью всех форм организации является расширение двигательной активности за счет систематических физических упражнений, приобретение доступных видов спорта и интересного досуга, развитие собственного достояния и творчества, пропаганда здорового образа жизни.
Основной формой физических упражнений во всех формах адаптивной физической подготовки является форма обучения, которая исторически и эмпирически сложилась [9, с.158].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что нами были рассмотрены основные виды нарушений зрения у детей. Разнообразие форм данного явления приводит к сложностям в рамках диагностики и лечения нарушения зрения. Основными категориями детей с нарушениями зрения являются такие как слепые, слабовидящие и дети с косоглазием и амбиопией.
Для детей с нарушениями зрения характерны определенные нарушения двигательной активности, которые требуют коррекции в рамках работы специалистов. В зависимости от сложности и длительности нарушений выбираются определенные формы коррекционной работы, которые будут способствовать оптимизации физического состояния данной категории детей.
Формы организации адаптивного физического занятия очень разнообразны и подразумевают определенную форму взаимодействия людей с ограниченными возможностями и социума.
При обучении детей с нарушениями зрения очень редко используется какой-либо один метод, как правило, используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов в соответствии с целями деятельности. Приоритет отдается тому, который наилучшим образом развивает моторику и двигательную активность детей.
В рамках организации и проведении игр и мероприятий по адаптивному физическому развитию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, специалисты придерживаются определенных принципов и правил, основными из которых являются такие как соблюдение возрастных норм и степени нарушений зрения у детей.
Результаты, полученные в ходе исследования могут быть полезны специалистам и педагогам, которые строят свою деятельность в рамках организации адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
1. Белецкая В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников / А.Н. Гнеушева. – М.: Академия, 2013. – 103 с.
2. Григорьева Л.П. Психофизические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих детей / Л.П. Григорьева. – М.: Академия, 2013. – 87 с.
3. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением / В.П. Гудонис. – М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. – 228 с.
4. Демирчоглян Г. Улучшаем зрение / Н. А. Воробьева. – М.: Изд–во Эксмо, 2013. – 48 с.
5. Демирчоглян Г.Ф. Гимнастика для глаз / В.И. Якулин. – М.: Изд–во Эксмо, 2013. – 51 с.
6. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2013. – 608 c.
7. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. – М.: Медицина, 2013. – 304 с.
8. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 2013. – 151 с.
9. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н.Н. Кожухова. – М.: «Академия», 2011. – 320 с.
10. Курепина М. М. Анатомия человека / М.М. Куреина. – М.: Владос, 2013. – 384 с.
11. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.
12. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 2010. – 592 с
13. Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности // Воспитание школьников. – 2010. – №10. – С. 33.
14. Никулина Г. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. –84 с.
15. Основы научно–методической деятельности в физической культуре и спорте» / Железняк Ю.Д., Петров П.К. – М.: Академия, 2011. – 262 с.
16. Плаксина Л.И. Психолого–педагогическая характеристика детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 2012. – 54 с.
17. Профилактика близорукости. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ / Т.З. Особова, С.Г. Генкина. – СПб.: Питер, 2013. – 105 с.
18. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 528 с.
19. Ростомашвили Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения / Под ред. Л. В. Шапковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013. – 66 с.
20. Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения: материалы городской научно–практической конференции, Санкт–Петербург. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 204 с.
21. Тинькова Е.Л. Анатомо–физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Е.Л. Тинькова. – Ставрополь: Изд–во СГПИ, 2009. – 137 с.
22. Тупоногов Б. К. Тифлопедагогические требования к современному уроку: Методические рекомендации / Б.К. Тупоногов. – М.: Академия, 2010. – 34 с.
23. Федоров С.Н. Глаза в глаза. / С.Н. Федоров – М.: Изд–во Эксмо, 2013. – 43 с.
24. Физическая реабилитация / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. – Ростов н/Д: изд–во «Феникс», 2013. – 608 с.
25. Частные методики адаптивной физической культуры / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2011. – 464 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты