Актуальность
Задачей изучения русского языка является повышение уровня грамотности учащихся. Тем не менее, одной из важнейших проблем начальной школы является изучение словарных слов. Если проблема не решается, то она превращается в тяжелую нагрузку, которая в решающий момент жизни человека может его подвести. Современные дети не пишут грамотно, что связано со снижением интереса к урокам русского языка, а в частности, к изучению словарных слов. Детям не нравится учить наизусть словарные слова.
Научно-методическое обоснование
В.В. Агафонов, занимающийся вербальной мнемоникой, успешно описывает механизм этой техники. Сначала необходимое слово ассоциируется с другим, затем разыгрывается ассоциативная связь, и в словаре появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить желаемое написание. «Более того, такая связь между словами», - пишет В.В. Агафонов, - «чем неожиданнее, смешнее и абсурднее, тем выше эффективность запоминания» [1, с. 18]
Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), является признанным средством самого легкого, быстрого и самого длительного запоминания, ассимиляции [2].
Согласно словарю Ушакова: «Мнемоника - это набор правил и приемов, направленных на облегчение запоминания как можно большего количества информации и фактов» [9, с. 430].
Мнемоника (греч. Mnemonika - судебный процесс - в запоминании) - набор приемов и методов, которые облегчают запоминание и увеличивают память посредством формирования искусственных ассоциаций [7].
Этапы работы над темой
Подготовительный – изучалась лингвистическая, научно-методическая, учебно-методическая литература по вопросам знакомства младших школьников со словарными словами, психолого-педагогическая литература.
Основной – систематизирован и обобщен теоретический материал; внедрены в практику приёмы мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка.
Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, поскольку дифференцированный подход к обучению определяет более высокую способность к обучению младших школьников.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
1. Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
2. Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.
3. Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
Суть опыта
Изучив педагогическую литературу по теме, проанализировав свой опыт работы и эффективный опыт моих коллег, мне удалось определить приёмы мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка.
1. Упражнения на основе зрительных ассоциаций.
Визуальное восприятие, визуальное изображение слова является основой для запоминания слов с не поддающимся проверке правописанием с использованием метода визуальных ассоциаций. Суть его в том, что реальный ассоциативный образ можно выразить через сходство формы букв с формой изображения. Важно знать, что рисунки следует делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, в противном случае может произойти «нагромождение» изображений.
Результативность опыта
Для оценки результативности и эффективности опыта были использованы критерии выявления особенностей написания словарных слов на уроках русского языка:
а) формирование «видеть» орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости);
б) установление связи между частными операциями, то есть включение их в единую систему действий;
в) уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.
Задания, предлагаемые детям, представлены в приложении 2.
При оценивании результатов учитывалось количество правильных ответов: правильный ответ выставлялся 1 балл.
Определение уровней зависело от количества баллов:
Высокий уровень: 26-27 баллов
Средний уровень: 25-24 баллов
Низкий уровень: 23 и меньше.
Заключение
Цель опыта достигнута, так как учащиеся демонстрируют достаточно высокий уровень правописания словарных слов.
Итоги проведенного мною исследования позволяют сделать следующие выводы:
• мнемотехнический метод - метод косвенного запоминания. То, что нужно запомнить, согласно определенным правилам или ассоциативным связям, переносится в другую систему знаков, в другие изображения, которые проще запомнить;
• к мнемотехническим приемам относятся приемы группировки слов, небольшие стихотворения, рассказы, рисунки, ребусы
• на каждом уроке русского языка целесообразно проводить минутку словарно-орфографической работы.
1. Агофонов, В.В. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы / В.В. Агофонов. — М.: Ювента, 2007. — 64 с.
2. Амосова, И.Ю. Как запомнить словарные слова / И.Ю. Амосова // Нач. шк. - 2014. - № 5.- С.69-70.
3. Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно - орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина// Нач. шк. - 2000. - №3. - С. 22-27.
4. Бутенко, А.В. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты обучения орфографии в начальной школе / А.В. Бутенко // Международный студенческий вестник. - 2015. - № 5-4. - С. 587-588.
5. Гордеев, Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями / Э.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк// Нач. шк. - 1995.- №1. - С. 15-18.
6. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для младших школьников высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
7. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров . -2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
8. Соловейчик, М.С. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах: цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»/ М.С. Соловейчик, О.О. Харченко // Начальная школа, 2006, - № 17-24.
9. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.