В материале дадим ответы на вопросы, которые возникают у студентов после составления основной части выпускной квалифицированной работы: как написать содержание в дипломе, чтобы сэкономить время, почему для оценки труда экзаменационной комиссии достаточно прочитать вторую страницу и как использовать возможности текстовых редакторов.

Содержание:

  1. Зачем посвящать раздел содержанию и что включать в структуру
  2. Оформление содержания в дипломе: основные правила и ГОСТ
  3. Как сделать содержание для диплома в ворде: автоматом и вручную
  4. Как сделать содержание диплома в Google Docs
  5. Распространённые ошибки студентов

Согласно ГОСТу 7.32-2017, на который ориентируются студенты при оформлении научно-исследовательских работ, содержание должно составляться, если объём научного труда превышает 10 страниц. Также, как и к другим структурным разделам диплома, к содержанию предъявляются требования по объёму, расположению заголовков и форматированию, за несоблюдение которых проект отправят на доработку. Чтобы не запутаться в подразделах, оформлением содержания лучше заняться после того, как в диплом внесены все изменения, а не допустить ошибок помогут наши рекомендации.

Зачем посвящать раздел содержанию и что включать в структуру

Когда написана теоретическая и практическая части, проведён анализ и сделаны выводы, остаётся последний рывок – оформить отчётность по работе: составить список использованных источников, написать пару слов во введении, оформить реферат и содержание. Сделать эти разделы на скорую руку не получится, ведь именно они притягивают внимание научного руководителя и приёмной комиссии, в то время как основной текст проверяется беглым прочтением. Правильно составленное содержание со стройной структурой может многое сказать о работе. Например, если практическая часть исследования занимает всего пару тройку страниц, это вызовет вопросы у экзаменационной комиссии уже на этапе просмотра раздела. Также, изучив содержание, можно оценить:

  • насколько широко студент раскрыл тему (по количеству разделов, подразделов, пунктов и приложений);
  • прослеживается ли логическая связь между структурными элементами диплома (связь между главами, пунктами и подпунктами);
  • насколько удачно подобраны методы исследования и соблюдён научный стиль;
  • правильно ли распределён объём между главами диплома (достаточно ли проработана практическая часть, раскрыта ли теоретическая);
  • актуально ли исследование и представляет ли практический интерес для научного сообщества.

Также для тех, кто захочет познакомиться с научным трудом поближе, содержание послужит навигатором по разделам. По структуре содержание занимает не больше одного листа, выносится в отдельный раздел (сразу после титульного листа) и учитывается при подсчёте страниц. Проставление номера зависит от внутренних правил учебного заведения. Также независимо от вида диплома в содержании должны присутствовать:

  • введение;
  • разделы/подразделы, пункты/подпункты, параграфы;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (если имеются);
  • номера страниц, соответствующие структурным элементам, через отточие.

Следует помнить, что именно содержание создаёт первое впечатление о всей работе, поэтому даже если исследование проведено качественно, но в тексте пропущены главы или нарушена нумерация страниц, это может существенно повлиять на оценку и вызвать сомнения в качестве работы и серьёзном подходе студента.

Оформление содержания в дипломе: основные правила и ГОСТ

Единого образца оформления содержания диплома нет, потому что кроме правил ГОСТа, студенты должны учитывать стандарты, установленные в учебном заведении. Например, в некоторых вузах в содержании не ставится отточие или слово «СОДЕРЖАНИЕ» заменяется на «ОГЛАВЛЕНИЕ», поэтому лучше заранее взять методичку на кафедре или проконсультироваться с научным руководителем. Если особых требований не предъявлено, не нужно изобретать велосипед – достаточно воспользоваться стандартными правилами оформления:

  • параметры текстового редактора для содержания задаются такие же, как и для всего диплома: шрифт Times New Roman чёрного цвета размером 14 пунктов (заголовки можно сделать полужирным шрифтом Arial 16 размера прописными буквами), слово «СОДЕРЖАНИЕ» выравнивается по ширине, каждая запись содержания оформляется как отдельный абзац, выровненный влево, номера страниц располагаются справа через отточие, обозначения подразделов можно приводить после абзацного отступа, равного двум знакам относительно обозначения разделов, пунктов – после абзацного отступа, равного четырём знакам относительно обозначения разделов, устанавливаются поля (левое – 15 мм, правое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20) и междустрочный интервал – 1,5 см;
  • при оформлении содержания прописывают все наименования структурных элементов работы так, как они подаются в тексте, разделам и подразделам присваивают порядковые номера с использованием двойного индекса (например, 1 – номер раздела (главы), 1.1. – номер подраздела), цифры – арабские;
  • все предложения в содержании – повествовательные, точки ставятся только после номера раздела и подраздела, переносы слов, подчёркивания и цветовые выделения запрещены.


Также стоит уделить содержанию особое внимание на финальном этапе работы. Например, важно контролировать грамотность и внешний вид раздела: орфографические, пунктуационные и другие ошибки в тексте недопустимы, также важно следить за тем, чтобы в содержании не образовывались разрывы строк внутри одного пункта, корректно располагались отточия или не смещалась нумерация. Если работа объёмная, и содержание занимает несколько страниц, нужно убедиться, что переход между ними выполнен корректно, с сохранением структуры.

Как сделать содержание для диплома в ворде: автоматом и вручную

Потратить вечер для ручного проставления отточия – перспектива не из лучших, поэтому текстовые редакторы облегчили жизнь студентам, автоматизировав этот процесс. Создать содержание диплома в ворде можно за 3 шага:

Шаг 1. Нумерация

Для начала нужно проставить номера страниц в дипломе, чтобы программа автоматически сделала нумерацию в разделе (делать это лучше, когда диплом полностью готов). Кликните на вкладку «Вставка» и выберите расположение номера. Чтобы на титульном листе номер не проставлялся, нужно выбрать «Особый колонтитул для первой страницы» (путь: «Нижний колонтитул» – «Изменить нижний колонтитул»):


Шаг 2. Подбор стилей

Теперь все главы, разделы, подразделы и параграфы нужно выделить стилями ворда, которые расположены на вкладке «Главная»: выделяем текст и вручную выбираем стиль по иерархии (глава/раздел – Заголовок 2, подзаголовок/подраздел – Заголовок 3 и т. д.):


Шаг 3. Автособираемое оглавление

Теперь формируем содержание: нажимаем курсор на чистой странице документа, открываем вкладку «Ссылки», выбираем «Оглавление» и нужный вид. Готовое содержание можно редактировать по правилам вуза, например, убрать отточие, уровни или абзацный отступ, а также обновить информацию, если в диплом добавлены корректировки:


Долговременный вариант – создавать оглавление вручную – по шаблону, однако в таком случае всю информацию нужно будет прописывать самостоятельно:


Также в оглавлении, созданном в ворде, можно перемещаться между разделами и параграфами с помощью наведения курсора и клавиши «Ctrl».

Как сделать содержание диплома в Google Docs

Для приверженцев гугл-документов создать оглавление в дипломе ещё проще. Для начала задаём стили: открываем вкладку «Формат» – «Стили абзацев» и распределяем их так же, как и в ворде.


Далее формируем само содержание: кликаем на «Вставку» – «Оглавление» и выбираем подходящее:


Переходить по разделам можно с помощью вкладки сбоку.

Распространённые ошибки студентов

Оформление содержания, тем более автоматического, кажется простой задачей, однако и здесь студенты допускают ошибки, которые снижают итоговую оценку. Перед тем, как писать содержание диплома, важно знать, в чём прокалываются другие, чтобы не наступить на те же грабли. Разберём 5 основных ошибок:

Несоответствие номеров страниц

Эта ошибка возникает, когда студент добавляет или удаляет текст после создания содержания, но забывает обновить его. В результате номера страниц в содержании перестают совпадать с реальным расположением разделов. Чтобы этого избежать, обязательно обновляйте содержание после внесения любых изменений в работу.

Несоответствие названий разделов

Такая ошибка может возникнуть, когда научный руководитель предлагает изменения в дипломе, а студент забывает внести их в содержание. Например, заголовок "Анализ современных методов" в содержании может превратиться в "Изучение актуальных подходов" в тексте. Такие расхождения сразу бросаются в глаза и могут стать причиной серьёзных замечаний.

Непоследовательная структура

Содержание должно чётко отражать логику исследования. Если заголовки расположены хаотично или пропущен важный раздел (например, заключение или список литературы), это вызовет вопросы у комиссии. Каждый элемент должен занимать своё место и соответствовать логике исследования.

Избыточная детализация

Некоторые студенты стремятся включить в содержание даже мелкие подпункты, что делает его громоздким и трудным для восприятия. Например, указывать каждый шаг анализа данных в виде отдельного пункта не нужно – достаточно ограничиться основными разделами и параграфами. Это сделает содержание читабельным и удобным для навигации.

Неправильное использование стилей заголовков

При работе в текстовых редакторах важно использовать встроенные стили заголовков: без этого автоматическое оглавление не сформируется.

Пришло время составлять оглавление, а готова только половина диплома? Без паники, эксперты Зачётки успеют закончить диплом в срок: доработают главы, оформят по ГОСТу или правилам учебного заведения и проверят содержание. Работаем со студентами из Гомеля, Гродно, Бреста, Могилёва и Витебска.

Контакты
Беларусь
г. Гомель, ул. Крестьянская 1-3,
кабинет 3-17
г. Витебск, ул. Буденного, д.7, 2й этаж, офис-Центр «МИР», офис 210
г. Брест, пр-т Машерова 23а, 4-й этаж,
офис 4-6
Мы в социальных сетях
Прием заявок 24 / 7
Оформление заказа
Данные, необходимые для качественного выполнения работы
% у меня есть промокод