Местное самоуправление в Республике Беларусь, основные тенденции его развития
МИТСО (Международный университет) Витебский филиал
Диплом
на тему: «Местное самоуправление в Республике Беларусь, основные тенденции его развития»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
251.00 BYN
Местное самоуправление в Республике Беларусь, основные тенденции его развития
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 88.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Система органов самоуправления в РБ
Приложение 1 Система органов самоуправления в РБ
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В X–XVIII ВВ.
1.2 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.3 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 СООТНОШЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
2.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
3.3 ПРОЕКТ НОВОЙ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы во многих странах мира значимый политический вес приобретает местное самоуправление, которое становиться реальным фактором общественного развития. Значительное распространение получили, в частности, различные объединения граждан по месту жительства, обеспечивающие их прямой доступ к решению текущих проблем данной административно-территориальной единицы, проведение местных референдумов по наиболее важным вопросам жизни населения. Важную роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит органам местного самоуправления.
Местное самоуправление – это форма представительной демократии, посредством которой население реализует свою власть, закрепленную на конституционном уровне.
В конце ХХ века в европейских странах самоуправление стало одной из самых популярных идей и одним из самых значимых политических лозунгов, что, говорит, о важности данной проблемы.
Местное самоуправление как институт характерно практически для всех стран мира. Многие страны уже накопили значительный практический опыт в решении вопросов местного самоуправления. В то же время дискуссии о том, как повысить качество деятельности представительных органов власти (собрания на местном уровне, советы, комитеты и пр.), соответствующих органов управления (местная администрация), местных референдумов, собраний (сходов граждан, иных форм демократизации принятия управленческих решений), а также органов территориального общественного самоуправления населения, продолжаются. В настоящее время не подлежит сомнению: путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное управление и самоуправление.
Актуальность темы обусловлена так же тем, что поиск и внедрение оптимальной модели местного самоуправления – одна из ключевых проблем развития государственности, способ привлечения граждан к участию в решении общенародных задач.
Объектом исследования в дипломной работе являются общественные отношения по осуществлению деятельности местных органов самоуправления.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют правовой статус органов местного самоуправления в Республике Беларусь.
При написании дипломной работы была поставлена цель рассмотрения деятельности местных органов самоуправления на территории Беларуси как развивающейся системы, изучения ее особенностей в Республике Беларусь, определения путей дальнейшего совершенствования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
1. изучить теории местного самоуправления;
2. рассмотреть историческое становление местного самоуправления на белорусских землях;
3. провести сравнительный анализ местного самоуправления Республики Беларусь, Российской Федерации и Федеративной Республики Германии;
4. исследовать проект нового административно-территориального деления в Республике Беларусь;
5. изучить особенности местного самоуправления в настоящее время в Республике Беларусь, предложить пути его дальнейшего совершенствовании.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
1.1 Формирование местного самоуправления в X–XVIII вв.
На раннем этапе развития, в период древних белорусских княжеств, в X–XIII вв. существовали определенные принципы самоуправления, которые проявлялись в деятельности вече (народного совета), органов местного самоуправления (крестьянских собраний и старейшин). Как правило, в юридической и исторической литературе институт правительства часто относится к власти, деятельность которой анализируется, прежде всего, через призму отношений с княжеской властью, которая рассматривается как государственное начало в государствах-княжествах.
Анализ функционирования института вече на территории Беларуси в Полоцке, Турове в X-XIII веках, а также в Киеве, Великом Новгороде, Пскове и других городах Киевской Руси показывает, что институт вече имел «двойной» характер. С одной стороны, вече, как традиционный институт государства, обладало достаточно широкими полномочиями: решение проблем войны и мира, формирование законодательства, заключение договоров, обеспечение справедливости.
С другой стороны, благодаря характеру своей деятельности, организационному порядку, своей власти, вече сохраняло «классический» элемент автономии, характерный для организации племенной власти первобытного общества [20, с. 102].
Палата общин (старейшин) существовала в Витебске, Друцке, Полоцке, Турове. Она обычно собиралась по инициативе князей, княжеской Рады или группы свободных людей на Рыночной площади, рядом с собором и в других важных местах. Все решения вече принимались большинством голосов, о чем можно судить по силе восклицательного знака «любо» или «не любо».
Власть вече никогда не была точно и равномерно определена. Вначале она расширяется за счет силы князя, а затем сужается, когда сила князя «тянет» власть над частью государственной власти вече (в зависимости от внешних и внутренних ролей).
Но вече решало многие другие проблемы жизни, которые не имели государственно-правового характера.
Вече заботилось преимущественно о внутренних проблемах славянской общины и снабжалось традиционными «общинными» методами и средствами, финансируемыми не из казны, а путем объединения материальных и финансовых ресурсов членов общины. Эти проблемы включали в себя ремонт и строительство новых дорог, мостов, других местных и общественных средств и т. д. Именно вече играло роль автономного органа власти в решения этих проблем.
Развиваясь и адаптируясь к новым социально-экономическим и политическим условиям, вечная форма правления существовала в ряде земель и городов Беларуси вплоть до XV века, уступая место более современной форме самоуправления.
Учитывая относительно слабый характер государственной власти в то время, и то, что государство было связано с центральной властью, можно сказать, что большинство жизненных проблем, связанных с земельным государством, решались органами (сходами) самоуправления [18, с. 127].
На белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского местные органы власти и управления строились в соответствии с административно-территориальным делением. Княжество делилось на земли (Витебская земля, Минская земля и т.д.), а после реформы 1565-1566 годов – на 13 воеводств и 30 поветов.
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Соотношение местного самоуправления и государственной власти в Республике Беларусь
Процесс развития местного самоуправления в Республике Беларусь, с момента образования независимого государства, можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – 1991-1994 гг.
20 февраля 1991 г. Принят Закон № 617-XII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [3]. Данный закон определил систему и экономическую базу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, закрепил основы правового положения органов местного управления и самоуправления, отдельных форм непосредственной демократии. Практически он передавал власть на местном уровне от партийных органов и исполкомов Советам и создавал реальные предпосылки для развития местного самоуправления.
15 марта 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь. Конституция содержит раздел V «Местное управление и самоуправление». Установлено, что Советы депутатов, исполнительно-распорядительные органы «решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, исполняют решения вышестоящих государственных органов» (статья 119 Конституции Республики Беларусь) [1]. В этой норме заложена иерархическая модель территориального управления Республики Беларусь.
Второй этап – 1995-1999 гг.
Изданы Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. № 383 «О проведении реформ местного управления и самоуправления» и Указ от 20 октября 1995 г. № 434 «Об объединении административных единиц Республики Беларусь, имеющих общий административный центр». В ходе проведения реформы были упразднены районные Советы депутатов в городах с районным делением, а большинство районов, как административно-территориальные единицы (АТЕ), были объединены со своими административными центрами, т. е. городами и городскими поселками, в одну АТЕ.
Следствием объединения районов и городов явилось упразднение Советов и исполкомов в городах и городских поселках, что привело, в частности, к прекращению функционирования созданных в городах органов общественного территориального самоуправления.
В 1996 г. внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. Определены основные принципы формирования «вертикали власти», включая местные органы управления – исполнительно-распорядительные органы (исполкомы): через делегирование полномочий Советов исполкомам увеличивалась компетенция последних, сокращалась политическое, экономическое и кадровое влияние Советов на исполкомы; в Конституцию Республики Беларусь и законы были внесены изменения, в результате которых исполкомы были выведены из подчинения Советов и переподчинены Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь.
Третий этап – 2000-ые гг. и современный этап развития законодательства.
11 декабря 2009 г. принят Закон №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [3].
Данный Закон определил правовые и организационные основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Осуществлялся процесс формирования системы местной власти, базирующейся на принципах государственной теории местного самоуправления.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Достижения и проблемы в деятельности местного самоуправления в Республике Беларусь
Можно привести достаточно много примеров успешного функционирования органов местного самоуправления в Республике Беларусь.
Органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются рядом Государственных программ, принятых в Республике Беларусь, таких как: Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.», Государственная программа «Образование и молодежная политика на 2016-2020 гг.», Государственная программа «Культура Беларуси на 2016-2020 гг.», Государственная программа «Комфортное жилье и благоприятная среда на 2016-2020 гг.», Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. и др.
45 городов Беларуси присоединились к Соглашению мэров по устойчивому развитию. Города Брест и Минск разрабатывают программу «Умное развитие города». Значительны успехи в развитии Витебского региона.
Вместе с тем необходимо сосредоточить внимание на нерешенных или недостаточно решенных вопросах. Основными проблемами местного самоуправления в Республике Беларусь являются:
1. Не существует единого подхода к развитию местного самоуправления, который негативно влияет на разработку соответствующего законодательства, разработку, взаимосвязь и практическую реализацию некоторых как национальных, так и региональных программ, совершенствование административно-территориальной структуры, и т. д. [27, с. 7].
2. Существует официальная зависимость в системе местного самоуправления. Руководители подведомственных исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем высшего исполнительного органа.
На практике это приводит к тому, что руководящий орган отвечает за общую деятельность подчиненного субъекта, использует все свои полномочия для воздействия на подчиненные структуры (например, смену руководителя), тогда как контролирующий орган ограничен в выборе средства воздействия специальными актами. Исполкомы обязаны контролировать деятельность руководителей структурных подразделений и коммунальных организаций.
3. Недостаточный уровень полномочий исполкомов: административные полномочия передаются подразделениям аппарата исполкома – комитетам, администрациям, отделам.
4. Нехватка квалифицированных кадров в местных администрациях: низкая заработная плата непривлекательна для специалистов, которые по этой причине предпочитают работать в других областях.
5. Отсутствие адекватной технической поддержки для местных администраций (организационное оборудование, транспорт, связь, Интернет).
6. Высокая зависимость местных властей от центрального руководства. Доходы и расходы местных бюджетов определяются и утверждаются центром. Такое оценочное финансирование приводит к отсутствию заинтересованности со стороны местных органов власти в активизации экономической и финансовой деятельности, поскольку нет стимулов для оптимизации затрат. Принцип фискальной децентрализации носит декларативный характер. Местные интересы и потребности выровнены, что приводит к отсутствию инициативы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно утверждать, что существует множество определений понятия «местное самоуправление», которые отражают различные точки зрения авторов относительно специфики этого феномена, а также официальное определение, закрепленной в статье 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Считаем, что им стоит руководствоваться в первую очередь.
Местное самоуправление Беларуси прошло длительный путь развития. Время и своеобразие того или иного периода истории сказывались на местном самоуправлении.
На раннем этапе развития, в период древних белорусских княжеств X–XIII вв. существовали определенные принципы самоуправления, которые проявлялись в деятельности вече (народного совета), органов местного самоуправления (крестьянских собраний и старейшин).
В Великом Княжестве Литовском, в начале своего становления, сохранились и действовали традиционные формы самоуправления в городах для восточных славян. В то же время с конца XVI века на основе так называемого «магдебургского права» в городах и населенных пунктах Беларуси начала формироваться качественно новая форма самоуправления.
После присоединения белорусских земель к Российской империи в Беларуси было отменено магдебургское право. Произошли существенные изменения в правовом статусе белорусских городов и горожан. На горожан распространилась «Жалованная грамота городам» Екатерины II от 1785 г., а правовой статус жителей белорусских городов, которые потеряли магдебургское право, был приравнен к правовому статусу крестьян Российской империи.
В советский период развития местные Советы депутатов как органы местного самоуправления БССР, обладая несомненными положительными качествами, решая важнейшие вопросы местной жизни, вместе с тем, во многом играли декоративную роль, что было обусловлено всевластием партийного аппарата.
Процесс развития местного самоуправления в Республике Беларусь с момента образования независимого государства, можно разделить на несколько этапов.
1) Первый этап – 1991-1994 гг., на протяжении которого определена система и экономическая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, закреплены основы их деятельности.
2) Второй этап – 1995-1999 гг. Внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., определены основные принципы формирования «вертикали власти», включая местные органы управления – исполнительно-распорядительные органы (исполкомы).
3) Третий этап – 2000-ые гг. и современный этап развития законодательства. 11 декабря 2009 г. принят Закон №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», определивший правовые и организационные основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
Также в ходе исследования было установлено, что существует зависимость местного самоуправления от государства. Так, система бюджетного финансирования строится на учете общегосударственных, а затем уже региональных интересов. Да и в целом эффективность функционирования местного самоуправления зависит в значительной степени от стабильности самого государства.
На основе проведенного исследования в целях наиболее эффективной деятельности органов местного самоуправления целесообразно:
1) Найти разумный баланс между государственным управлением и самоуправлением, между элементами централизации и децентрализации. Не следует проводить огосударствление местного самоуправления, впрочем, как и последнее развивать в ущерб единству страны.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2018. – 48 с.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 февраля 2000 г. №370–З: принят Палатой представителей 24 января 2000 г.:одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 06.06.2015, 2/2266.
3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. №108–З: с изм. и доп. от 30 декабря 2018 г. № 159-З / ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 07.01.2016, 2/2346.
4. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
5. Об участии граждан в охране правопорядка: Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 214-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 27 июня 2003 г. N 2/963.
6. Абрамчик, В. А. Сущностная и содержательная характеристика экономической основы местного управления и самоуправления / В. А. Абрамчик // Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы и перспективы развития. – Гродно: ГрГУ, 2009. – C. 3-5.
7. Белявцева, Д.В. Концепты регионализма и регионализации в политической теории / Д.В. Белявцева // Весці Беларускага дзяржаўнага педагагічнага ўниверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2018. – № 3. – С. 11-18.
8. Березина, Н. С. Местная исполнительная власть: формирование организационной структуры / Н.С. Березина, Е.И. Широкая Е. И. // Проблемы управления. – 2007. – № 2. – С. 84-90.
9. Богдан, Е.Е. Пути модернизации местного самоуправления в Республике Беларусь на базовом уровне /Е.Е. Богдан // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – Вып. 7. – С. 19-28.
10. Булавко, В. Г. Некоторые проблемы местного самоуправления: дискуссионные аспекты /В.Г. Булавко // Проблемы управления. – 2017. – №1. – С. 20-23.
11. Василевич, Г.А. Особенности местного самоуправления в Республике Беларусь и некоторые направления его развития / Г.А. Василевич // Проблемы управления. – 2018. – № 4. – С. 11-15.
12. Веленто, Л. И. Феномен местного самоуправления Беларуси в свете европейских стандартов / Л.И. Веленто, Д.З. Сафаревич // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в Европейское и мировое правовое пространство: материалы международной научной конференции (26-27 октября 2001 г.) / под редакцией Н.В. Сильченко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 238-241.
13. Гавриленко, В.Г. Местное управление и самоуправление / В.Г. Гавриленко. – Минск: Право и экономика, 2005. – 163 с.
14. Галас, М.Л. Институционализация идеи общественного регулирования государственности в российских земских организациях в первой трети XX в. / М.Л. Галас // Вопросы истории. – 2019. – № 8. – С. 8-28.
15. Гарбуз, А. В поиске оптимальной модели: эффективное взаимодействие между республиканскими и местными органами управления и самоуправления как фактор устойчивого развития Республики Беларусь // Беларуская думка. – 2010. – № 6. – С. 106-109.
16. Гарбуз, А.А. Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь // Право.by. – 2010. – № 3. – С. 15-19.
17. Градовский, А. Д. Принципы взаимоотношений центральных государственных органов и органов местного самоуправления / Е.М. Гончаров // Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 июня 2005 г., Минск / ответств. ред. Г.А. Василевич. – Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 118-119.
18. Горохов, В.А. От «советского» к «европейскому» или от «неэффективного» к «эффективному»? Демократический транзит и местное самоуправление в странах Центральной и Восточной Европы (Обзор) /В.А. Горохов // Политическая наука. – 2008. – № 3. – С. 126-129.
19. Демичев, Д.М. Местное управление и самоуправление: теория, история и современность / Д.М. Демичев // Местное управление и самоуправление: история и современность. – Минск: БГЭУ, 2017. – С. 3-16.
20. Дорина, Е.Б. Формирование института местного управления и самоуправления: национальные особенности и зарубежная практика / Е.Б. Дорина, И.Н. Русак // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / редкол.: В.Н. Шимов [и др.]. Вып. 9. – Минск, 2016. – С. 99-105.
21. Евдокимов, В. Б. Особенности местного самоуправления в Дании /В. Б. Евдокимов // Российская юстиция. – 2014. – № 8. – С. 13-16.
22. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
23. Европейская хартия о местном самоуправлении: особенности и современная интерпретация // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2003. – № 2. – С. 76–81.
24. Егоров, А.В. Решения органов местного управления и самоуправления в типологической характеристике национальной системы права / А.В. Егоров // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2010. – № 4. – С. 198-203.
25. Егорова, М.О. Совершенствование местного самоуправления / М.О. Егорова. – Минск, 2016. – 564 с.
26. Завадский, А. Местное самоуправление в конституциях Беларуси и России (сравнительный анализ) /А. Завадский // Вестник самоуправления. – 2004. – № 1. – С. 15-20.
27. Идеологическое сопровождение выборов в местные Советы депутатов 28-го созыва / [Главное управление идеологической работы МВД] // На страже. – 2018. – 5 января. – С. 7-8.
28. Исполнительные органы местного самоуправления Республики Беларусь // Местное самоуправление в Беларуси / под научной редакцией И.П. Сидорчук. – Минск: «Тонпик», 2007. – С. 127-135.
29. Каминская, Н. В. Перспективы становления европейской системы местного и регионального самоуправления / Н.В. Каминская // Право и политика. – 2015. – № 2. – С. 227-241.
30. Карач, О.С. Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и странах Европейского союза / О.С. Карач // Местное управление и самоуправление: история и современность. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 83-84.
31. Карпович, H.А. Конституционные основы местного самоуправления в Республике Беларусь / Н.А. Карпович // Проблемы управления. – 2017. – № 1. – С. 39-47.
32. Кодабович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодабович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
33. Кодавбович, В.А. Местное самоуправление в Беларуси: история, опыт, теория / В.А. Кодавбович // Современный политический процесс в Беларуси и перспективы его развития. Материалы межд. науч. конф. (26-27 мая 1994 г.): В 2 ч. Ч. 1. – Минск: БГЭУ, 1994. – С. 87-91.
34. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. – Могилев: Могилевская областная типография, 2000. – 164 с.
35. Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь. Практикум: учебное пособие / А.И. Курак, А.А. Подупейко, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. – 280 с.
36. Курак, А.И. Конституционное право: курс лекций / А.И. Курак, А.В. Марыснин. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 291 с.
37. Малиновский, Н.Л. Изучение генезиса местного самоуправления на территории Беларуси в контексте совершенствования этого института в Республике Беларусь / Н.Л. Малиновский // Местное управление и самоуправление: история и современность. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 93-94.
38. Мархотко, Е.И. Проблемы совершенствования основных форм и моделей организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь /Е.И. Мархотко // Проблемы управления. – 2008. – № 1. – С. 106-109.
39. Маскевіч, Г.I. Мясцовае сялянскае кіраванне ў Беларусіў 1860-я-1890-я гг.: структура, функцыя, нефармальныя стасункі / Г.I. Маскевіч // Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 2. – С. 13-21.
40. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т.С. Масловская. – 3ее изд., перераб. Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
41. Местное самоуправление в Беларуси / Кивель В.Н., Фатеев В.С., Сидорчук В.К. [и др.]; редактор Сидорчук И.П.; Просветительское общественное объединение «Фонд имени Льва Сапеги». – Минск: Тонпик, 2017. – 416 с.
42. Мурашко, О.Л. Местное самоуправление как территориальная организация публичной власти и его правовая природа / О.Л. Мурашко// Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2003. – № 2. – С.65-68.
43. Никитина, М.А. Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь /М.А. Никитина // Гуманитарно-экономический вестник. – 2002. – № 2. – С. 75-83.
44. Новосяд, В. Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь / В. Новосяд // Вестник самоуправления. – 2007. – № 2. – С. 2-5.
45. Панкевич, Н.В. Местное самоуправление в системе организации государственной власти / Н.В. Панкевич // Полис. Политические исследования. – 2016. – № 2. – С. 62-77.
46. Субочев, Н.С. О состоянии и перспективах местного самоуправления в современной России / Н.С. Субочев, А.Н. Фомин // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 6. – С. 240-247.
47. Фатеев, В.С. Перспективные направления совершенствования региональной политики и местного самоуправления в Республике Беларусь /В.С. Фатеев // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: материалы IX Международной научной конференции (Минск, 16-17 октября 2008 г.). – Минск, 2008. – Том 1. – С. 66-78.
48. Чапайкина, И.Г. Полномочия губернатора в сфере местного самоуправления России во второй половине XIX в. = Governor'sAuthoritiesinRussianLocalSelf-GovernmentinSecondHalfof XIX Century / И.Г. Чапайкина // История государства и права. – 2017. – № 11. – С.43-48.
49. Шестакова, Е. Сравнительный анализ местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Беларусь / Е. Шестакова // Муниципальное право. – 2006. – № 2. – С. 95-101.
50. Эсмантович, Е.И. Соотношение местного самоуправления и государственного управления в Беларуси и России / Е.И. Эсмантович // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2010. – № 1. – С. 119-124.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 88.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Система органов самоуправления в РБ
Приложение 1 Система органов самоуправления в РБ
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты