Психологическое сопровождение социально опасных семей
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Психологическое сопровождение социально опасных семей»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Психологическое сопровождение социально опасных семей
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Школа №2, ГУО (г. Круглое)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики уровня тревожности у подростков из обычных семей по методике «Шкала личностной тревожности» А.М. Пригожан на констатирующем этапе исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчет U-критерия Манна-Уитни по шкале «школьная тревожность»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты диагностики уровня агрессивности у подростков из обычных семей с использованием опросника Басса-Дарки на констатирующем этапе исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Первичные результаты диагностики уровня агрессивности у подростков из обычных семей с использованием Многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кеттелла на костатирующем этапе исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Фрагменты содержания программы по психологическому сопровождению подростков, находящихся в социально-опасном положении
ПРИЛОЖЕНИЕ З Первичные результаты диагностики уровня агрессивности у подростков, находящихся в социально-опасном положении с использованием опросника Басса-Дарки на контрольном этапе исследования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.3 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.4 ОЦЕНКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВЕДЕНИЕ
Роль воспитания в семье оказывает самое прямое воздействие на воспитание личности ребенка, поскольку именно в семье формируется и развивается личность человека, он берет на себя социальные роли, необходимые для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья дает изначальный опыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально – нравственных проявлений. Воспитание детей является главным пластом семейной жизни. Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота – все это самым благотворным образом воздействует на детей.
Сегодня преобладающим типом семьи являются традиционные семьи – семьи, состоящие из супругов с детьми или без детей. Значительную часть составляют семьи с одним родителем. Помимо обычной традиционной семьи, в настоящее время значимую часть общества составляют неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи представляют собой особую категорию семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т.д.
Это приводит к проблеме социальной обездоленности детей, т.е. к отсутствию определенных условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка. Во многом это связано с трудностями в установлении межличностных отношений, которые характерны для современного общества. Сложность в установлении контактов со сверстниками и родителями, способствует появлению у детей недостаточной самооценки и поведения, ощущения одиночества.
Выявление детей, нуждающихся в помощи, которые вырастают в семьях, находящихся в социально-опасном положении, должно происходить на как можно более ранней стадии, а не только при контакте с проблемами подростков. В течение 12-14 лет жизни ребенку в такой семье удается приобрести опыт асоциального поведения, покалечить душу, разрушить здоровье психологически и физически и, в конечном счете, перейти в категорию «трудных», педагогически безнадзорных детей. Но этого можно избежать, увидев такого ребенка в детском саду и начальной школе. Ребенок из семьи, находящейся в социально опасной ситуации, оказывается во внешности, манере общения и наборе лексических выражений, в несбалансированной психике, неадекватной реакции. Для таких детей характерными психологическими чертами являются высокая тревожность и страх, они боятся возвращаться домой и долгое время находятся в школе. Поэтому он посылает сигналы о дисфункции: поведение, внешность не только говорят о проблемах, которые у него есть, но и зовут на помощь.
В результате сложившейся ситуации в современном мире, росте числа детей, вырастающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении, особенную актуальность представляет исследование психологических особенностей личности такого ребенка и изучение направлений педагогического сопровождения социально-опасных семей в нашем государстве.
Исследованием проблемы педагогического сопровождения детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, занимались такие авторы, как Л.В. Мардахаева, Ю.В. Слюсарев, Е.А. Александрова, Р.В. Овчарова, И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская, М.Н. Швецова, О.С. Попова и др. Но данная проблема в психологической и педагогической науке является недостаточно изученной. По причине этого будет проведено исследование в данной дипломной работе на тему «Психологическое сопровождение социально-опасных семей».
Объект исследования: дети из неблагополучных семей.
Предмет исследования: условия эффективного психологического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
Цель исследования: определить условия эффективного психологического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
Исходя из цели работы, были выделены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выявить психологические особенности детей, находящихся в социально-опасном положении;
3. разработать программу психологического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении;
4. дать оценку результатам психологического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
База исследования: ГУО «Средняя школа №2 города Круглое».
В исследовании принимали участие 35 подростков в возрасте 13-15 лет.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования); эмпирические (психодиагностический метод), методы математической статистики (описательные статистики; U-критерий Манна-Уитни; T-критерий Вилкоксона).
Методики исследования:
1. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан [33];
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки [5];
3. Многофакторный личностный опросник 16PF Р. Кеттелла [21].
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами в процессе психолого-педагогическом сопровождении и работы с детьми, находящихся в социально-опасном положении.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Современное состояние и общая характеристика неблагополучных семей
Традиционно семья рассматривалась как важнейший институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и образцов поведения, базовые ценностные ориентации человека, складывается его психологическое благополучие. Социализация – это процесс и результат усвоения ребенком существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения [3, с. 324].
В качестве критерия благополучия или неблагополучия семьи выступает ее воздействие на ребенка через стиль семейного воспитания, выполнение родителями воспитательной и социализирующей функции.
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении [23, с. 47].
Неблагополучная семья характеризуется следующими особенностями:
– деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями в системе супружеских и детско-родительских отношений;
– деформированностью общечеловеческих ценностных ориентаций;
– уклонением от исполнения родительских обязанностей;
– конфликтностью членов семьи, их агрессивным отношением к окружающим;
– зависимостью от алкоголя и психоактивных веществ;
– жестоким отношением к детям;
– пренебрежением к соблюдению санитарно-гигиенических норм;
– отсутствием желания родителей сотрудничать со школой по проблеме воспитания и образования ребенка [14, с. 287].
Трудные дети – термин, используемый для обозначения обширной категории детей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения детей и подростков, бывают весьма разнообразны. Однако, сегодня общепринятым является мнение о том, что определяющим фактором развития личностных и поведенческих характеристик детей, отклоняющихся от социальных норм, является семья.
Исследователь М. Раттер называет обстоятельства, способствующие появлению «трудных» детей, среди которых:
– конфликты в семье;
– недостаток любви родителей;
– смерть одного из родителей;
– родительская жестокость или непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д. [31, с. 426].
В работе Б.Н. Алмазова называются типы неблагополучных семей:
– семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
– конфликтные семьи;
– нравственно неблагополучные семьи;
– педагогически некомпетентные семьи [1, с. 110].
В неблагополучных семьях дети с трудом овладевают положительным социальным опытом. В таких семьях среди многих социальных проблем доминируют такие проблемы как:
– социальная дезадаптация семьи и несовершеннолетних;
– социально-педагогическая запущенность детей и подростков.
Семейное неблагополучие, которое способствует деформации социализации и формирования личности ребенка, оказывает значительное влияние на появление социальной дезадаптации детей и подростков [11, с. 155].
Социальная дезадаптация представляет собой нарушение процесса социального социализации индивида, которое заключается в его неспособности или невозможности приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения.
В работе И.Н. Истратовой семейное неблагополучие рассматривается в качестве самостоятельного социально-психологического феномена, представляющего совокупность причин разного рода, которые связаны с нарушением воспитательной функции семьи, что вызывает деформацию личности ребенка и приводит к девиантному поведению [19, с. 16].
Семейное неблагополучие оказывает значительное влияние на негативное развитие личности ребенка, приводит к различным деформациям личности и поведения, среди которых: социальный инфантилизм, стремление
уйти от активного образа жизни, нежелание разрешать личные и социальные проблемы, асоциальное поведение [38, с. 265].
По мнению М.М. Миннегалиева, причинами дезадаптации подростков являются: алкоголизация, педагогическая некомпетентность родителей, приобщение детей к употреблению алкоголя, непоследовательность требований в воспитании [20, с. 361].
Социальная дезадаптация несовершеннолетних является следствием деформации процесса социализации ребенка, которая проявляется в следующих аспектах:
– рассогласованность с нормами и правилами, принятыми в обществе;
– девиантное (отклоняющееся) поведение, искажение ценностных ориентаций, установок, направленности личности;
– разрыв социальных связей со значимыми взрослыми;
– ограничение способности реализовывать социальные функции;
– ослабление интенсивности ведущего вида деятельности, необходимого для социализации ребенка [4, с. 88].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является определение условий эффективного психологического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
Исследование проводилось в ГУО «Средняя школа №2 города Круглое».
Выборка исследования; в исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет. Из них: 35 человек – подростки из благополучных семей и 15 подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан[33];
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки [5];
3. Многофакторный личностный опросник 16PF Р. Кеттелла[21].
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан [33]. Настоящая шкала тревожности была разработана А.М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно.
Шкалы методики:
– школьная тревожность;
– самооценочная тревожность;
– межличностная тревожность;
– магическая тревожность.
Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. В нашей работе использован вариант А данной методики. Текст и стимульный материал к методике представлен в Приложении А.
Опросник агрессивности Басса-Дарки [5]. Назначение методики: выявление уровня агрессивности, а также агрессивных реакций личности у детей. Опросник позволяет оценить агрессивность как свойство личности, и агрессию, как акт поведения. Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Шкалы:
Физическая агрессия – применение физической силы против другого человека.
Косвенный – агрессия окольным путем, направленная на другого человека или не направленная на кого–либо.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – это поведение, противоположное поведению, от пассивного сопротивления активной борьбе против сложившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть других к реальным и воображаемым действиям.
Подозрение колеблется от недоверия и осторожности к людям до убеждения, что другие люди планируют и причиняют вред.
Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств через форму (крик, визг) и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Вина – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он плохой человек, что делает зло, а также угрызения совести, которые он испытывает. Стимульный материал к методике представлен в Приложении Б.
Многофакторный личностный опросник 16PF Р. Кеттелла [21].
Позволяет измерить индивидуально-психологические особенности личности. Методика применяется для оценки индивидуально-психологических особенностей личностей подросткового возраста и позволяет выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Опросник диагностирует черты личности, которые автор методики называет конституционными факторами. Результаты применения методики позволяют оценить развитость следующих личностных качеств, составляющих 16 факторов:
А (общительность – замкнутость);
В (высокий – низкий интеллект);
С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость);
Е (настойчивость – зависимость);
F (беспечность – озабоченность);
G (добросовестность – недобросовестность);
Н (смелость – робость);
I (мягкость – жестокость);
L (подозрительный – доверчивый);
М (мечтательность – практичность);
N (прямолинейность – дипломатичность);
О (тревожность – самоуверенность);
Q1 (консерватизм – радикализм);
Q2 (самостоятельность – зависимость);
Q3 (высокий самоконтроль – низкий самоконтроль);
Q4 (напряжённость – расслабленность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из объектов социальной реабилитации выступает неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Дети и подростки з неблагополучных семей характеризуются негативными особенностями личности, а также склонностью к девиантному поведению. Сущность социальной реабилитации с подростками из неблагополучной семьи заключается в «возвращении» обществу социально активной, адаптированной к условиям жизни общества, личности ребенка.
К психологическим особенностям детей из неблагополучных семей относятся: высокий уровень агрессивности, высокий уровень различных типов тревожности, заниженный уровень самооценки, постоянное ощущение страха, депрессивное настроение и состояние, низкий уровень школьной успеваемости и т.д.
Эффективность психолого-педагогической поддержки подростков, находящихся в социально опасном положении, зависит от вовлеченности всех ведомств; наличия региональных планов и программ, направленных на решение проблемы; квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблемы.
Подростки, находящиеся в социально-опасном положении, обладают следующими психологическими характеристиками: состояние тревожности свойственно в различных ее проявлениях. Они особенно подвержены школьной, самооценочной и межличностной тревожности. Магическая тревожность такой группе подростков особо не свойственна. Тревожность для детей из неблагополучных семей является свойственным показателем. Им также присущи косвенная агрессия и раздражение, т.е. они при малейшем возбуждении могут проявлять негативные чувства. Это выражается во вспыльчивости и грубости. Также они могут выражать свои агрессивные импульсы в виде вербальной агрессии, либо же не направлять агрессию ни на кого, что будет проявляться во взрывах ярости с последующим криком, взрывами эмоций, оскорблениями и др. У подростков, находящихся в социально-опасном положении, слабо развиты такие психологические свойства, как обида, подозрительность, чувство вины, зависть к окружающим и гнев на весь мир. Наиболее выраженными особенностями у детей из неблагополучных семей являются: общительность, ответственность, индивидуализм, тревожность, самоконтроль, наименее выраженными являются: эмоциональная устойчивость и самостоятельность. Установлено, что такие ребята имеют невысокий уровень развития умственных способностей, имеют низкий круг интеллектуальных интересов, эмоционально неустойчивы, не обладают умением контролировать свои эмоции, не уверены в себе, не умеют хорошо развитыми навыками держать себя в руках и т.д.
Исходя из полученных достаточно негативных и отрицательных психологических особенностей подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, в работе были предложены некоторые направления психологического сопровождения подростков, находящихся в социально-опасном положении. Целью программы являлось построить и реализовать модель педагогического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении и создать комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования. После проведения повторной диагностики потребности в саморазвитии подростков и особенностей их взаимодействия с родителями была доказана эффективность программы психологического сопровождения для подростков, находящихся в социально-опасном положении.
1. Авсиевич, М.Т. Семейное воспитание: учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов / М.Т. Авсиевич, Н.А. Крылова. – Мн.: Бестпринт, 2000. – 287 с.
2. Антипова, Е.В. Воспитательный потенциал современной семьи / Е.В. Антипова // Праблемы выхавання. – 2006. – №6. – С. 43-47
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 551 с.
4. Аракелов, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков. – М.: Просвещение, 2007. – 163 с.
5. Битюцкая, Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях / Е.В. Битюцкая. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 265 с.
6. Битянова, Р.М. Организация психологической работы в школе / Р.М. Битянова. – М.: Совершенство, 2008. – 298 с.
7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – С. 114.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с.
9. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. – 261 с.
10. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – №6. – С. 51-55
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2004. – 321 с.
12. Дементьева, Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / Н.В. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
13. Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т.В. Драгунова. – М.: Академия, 2011. – 356 с.
14. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2014. – 464 c.
15. Зубкова, Т.С. Неполные семьи / Т.С. Зубкова // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
16. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 340 с.
17. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова. – СПб., 2008. – 364 с.
18. Киселева, О.В. Личностные особенности и стратегии совладания у учащихся с нарушениями поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. – 313 с.
19. Коночук, Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания / Н.В. Коночук // Психологический журнал. – 2005. – №5 – С. 16-32.
20. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н.И. Конюхов. – М.: Владос, 2010. – 438 с.
21. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 35.
22. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2013. – 324 с.
23. Мальцев, С.Г. Социальный патронаж неблагополучных семей / С.Г. Мальцев, Э.А. Немкина, Т.Б. Масалкина // Работник социальной службы. – М., 2008. – №1. – С. 46-50.
24. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
25. Морозов, А.В. Социальная конфликтология: учебное пособие / Под ред. А.В. Морозова. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
26. Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема /А.С. Никончук //Социально-педагогическая работа. – 2004. – №4. – С. 54-59
27. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства/ Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
28. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2015. – 275 с.
29. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проэкции, практики: учебное пособие / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2012. – 272 с.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2013. – Кн. 1. – 384 c.
31. Роджерс, К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. – М.: Этерна, 2017. – 543 c.
32. Родионова, Т.М. Корректировка воспитания и поведения детей и подростков в проблемных семьях / Т.М. Родионова // Работник социальной службы. – 2003. – №2. – С. 41-47.
33. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. – С. 87-95.
34. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / Л.М. Семенюк. – М., 2006. – 254 с.
35. Склюева, Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении Под ред. Федоровой Н.П., Малаховой Н.М. – Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детях», 2004. – 143 с.
36. Слюсарев, Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю.В. Слюсарев; Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб., 2002. – 16 с.
37. Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации: Учебное пособие / Н.Я. Соловьев. – М., 2008. – 346 с.
38. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – М.: Эксмо, 2008. – 672 с.
39. Фридман, Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей / Л.М. Фридман. – М., 2009. – 203 с.
40. Швецова, М.Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения / М.Н. Швецова // Вестник МПГУ. – 2012. – №12. – С. 1-8.
41. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии. Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. – 329 c.
42. Щипицына, Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Щипицыной, Е.И. Казаковой. – Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
43. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб., 2009. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные результаты диагностики уровня тревожности у подростков из обычных семей по методике «Шкала личностной тревожности» А.М. Пригожан на констатирующем этапе исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Расчет U-критерия Манна-Уитни по шкале «школьная тревожность»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты диагностики уровня агрессивности у подростков из обычных семей с использованием опросника Басса-Дарки на констатирующем этапе исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Первичные результаты диагностики уровня агрессивности у подростков из обычных семей с использованием Многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кеттелла на костатирующем этапе исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Фрагменты содержания программы по психологическому сопровождению подростков, находящихся в социально-опасном положении
ПРИЛОЖЕНИЕ З Первичные результаты диагностики уровня агрессивности у подростков, находящихся в социально-опасном положении с использованием опросника Басса-Дарки на контрольном этапе исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты