Введение
Исследования молодежи носят междисциплинарный характер, в фокусе научного анализа место молодежи в социальной структуре и социальная мобильность молодежи, проблематика образования и положение молодежи на рынке труда, молодежных ценностей и субкультур и, безусловно, анализ моделей и направлений государственной молодежной политики.
Молодежь составляет четвертую часть населения страны и является мощным стратегическим ресурсом государства. Это та часть общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы.
В Беларуси молодежь находится в центре внимания Главы государства, Правительства, республиканских и местных органов госуправления. В ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что система образования должна «во-первых, научить молодежь жить в нынешней насыщенной и очень информационной среде. Во-вторых, воспитывать нравственную личность, прививать чувство гражданской ответственности человеку с младых лет, чтобы каждый смог видеть разницу между добром и злом и выбирать именно ту положительную сторону любого явления. Речь идет, прежде всего, о системе патриотического, морально-этического и эстетического воспитания, которая требует всяческой поддержки развития в современных условиях».
Такая актуальность молодежной проблематики во многом обусловлена тем, что молодежь является особой социально-демографической группой общества не только из-за своих возрастных особенностей, но и в силу той роли, которую она играет в обществе. Молодежь – это будущее общества и страны, она концентрирует в себе человеческий и социальный потенциал и если общество и государство забывает о молодом поколении, оно теряет свое будущее. В связи с этим все развитые государства разрабатывают и реализуют государственную молодежную политику.
«Молодежь – инвестирование и расширение возможностей», основанную на двух концептуальных посылах: молодежь – наиболее уязвимая часть общества, особенно в периоды экономической нестабильности; молодежь – это ресурс будущего ЕС.
Итак, объектом данной дипломной работы являются совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования деятельности БРСМ в Гомельской области.
Цель дипломного исследования заключатся в комплексном и всестороннем изучении института государственной поддержки общественных молодежных организаций и направления ее развития.
Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи дипломной работы:
– изучить молодежные общественные организации и их виды в Республики Беларусь;
– исследовать основные направления молодежной государственной политики в Республике Беларусь;
– проанализировать особенности государственной поддержки молодежных организаций Республике Беларусь;
– рассмотреть социально-экономические характеристики молодежных организаций Гомельской области;
– определить направления государственной поддержки деятельности БРСМ как основной общественной организации Гомельской области;
– выявить оценку участия молодежи как составляющей трудовых ресурсов области в ее социально-экономическом развитии;
– установить оценку эффективности поддержки БРСМ в Гомельской области;
– изучить главные проблемы молодежной политики г. Гомеля;
– исследовать основные направления развития.
При написании данной дипломной работы использовались следующие методы познания: общенаучный, сравнительно-правовой, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, формально-юридический, метод диалектики.
На формирование социального статуса молодежи со стороны государства в качестве концептуальных основ государственной молодежной политики в постсоветский период обращали внимание известные ученые: Е. С. Бабосов, М. М. Бариев, И. В. Глазунов, Л. Е. Земляков, М. Б. Калинкина, А. В. Кочетков, Г. В. Куприянова, С. Д. Лаптенок, В. В. Лащевский, Г. А. Лукс, В. В. Нехаев, О. А. Рожнов, Е. П. Сапелкин, К. И. Фальковская, Ф. И. Храмцова и др.
1 Основы государственной поддержки общества молодежных организаций как направление государственной молодежной политики
1.1 Молодежные общественные организации и их виды в Республики Беларусь
Среди целей любого государства есть создание взаимосвязи каждой отдельной личности с социумом и приверженности национальной идее. Национальная идея является сильным объединяющим фактором. Она призвана объединять белорусский народ в единую социальную общность, выражать его фундаментальные жизненные ценности, интересы и социальные ожидания, выступать притягательным идеалом и высшим целевым ориентиром на будущее. Народ, объединенный национальной идеей, является более сплоченным и уверенным в собственной идентичности, а также более способен активно развиваться [1, с. 5].
В Республике Беларусь в настоящее время действует множество молодежных организаций, часть из которых более всего делает упор на патриотическое воспитание. В остальных же из них этот пункт является одним из нескольких равноправных. Поэтому можно сказать, что вопреки распространенному мнению молодежные общественные движения и организации своей задачей видят не только продвижение национальной идеи, но и другие, которые также призваны эффективно и благотворно влиять на развитие молодежи.
К таким целям и задачам относится:
– создание заинтересованности молодого поколения в спорте;
– обучение его принципам здорового образа жизни;
– воспитание сострадания и заботы о ближних;
– предоставление информации о профессиональных возможностях;
– помощь в организации первой трудовой деятельности.
Сегодня нашей республике нужны не просто специалисты, обладающие определенными знаниями, а заинтересованные и болеющие за свое дело молодые профессионалы, люди, которые выбрали свой путь в жизни и прилагают все усилия для того, чтобы самореализоваться и принести конкретную пользу родной стране [2, с. 4].
Также нельзя не отметить тот факт, что молодежные движения часто распространяются не только на территории одного отдельного государства. Это могут быть и международные организации, которые помогают и самим участникам, и всему государству развивать международные связи и привлекать широкую общественность к рассматриваемым вопросам. Молодежная политика становится важным элементом в процессе реализации политического курса государства и в развитии механизмов функционирования международных институтов. Международные общественные организации, в том числе те, участники которых есть и в Республике Беларусь, часто нацелены на предоставление высококачественного образования, а также призывают к решению проблем мирового масштаба теми способами, которые возможны для молодого населения планеты.
Цели молодежных организаций охватывают многие сферы жизни, в связи с этим иногда имеют общий характер. К целям и задачам можно отнести:
– обязательное патриотическое воспитание и информирование о национальной идее;
– способствование развитию молодежи, как физическому, так и моральному и духовному;
– проведение профориентационной деятельности;
– помощь в получении новых знаний и первого опыта работы.
Роль и значение молодежи и ее участия в формировании и осуществлении молодежной политики определяется спецификой положения этой группы в обществе, так как она является одним из важнейших объектов государственных интересов и одним из главных факторов обеспечения устойчивого социально-экономического и политического развития страны и ее комплексной модернизации. Именно поэтому в молодежных организациях сегодня более чем когда-либо уделяется внимание различным конкурсам идей, полезных для государства и планеты. Это развивает творческие навыки, приверженность общей или собственной идее, умение рационально использовать собственные навыки и способность мыслить глобально.
Для осуществления вышеуказанных целей молодежные организации проводят многочисленные акции и мероприятия. Это может быть организация конференций, выставок и других научных и культурных событий, а также организация спортивных мероприятий, содействие участникам движения в волонтерской деятельности, предоставление актуальной информации о подходящих вакансиях, организация студенческих отрядов [3, с. 78].
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» общественным объединением «является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Согласно законодательству Республики Беларусь к молодежным относятся общественные объединения граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которые выражают их специфические интересы и уставная деятельность которых направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи (Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»).
2 Оценка эффективности государственной поддержки общественных молодежных организаций Гомельской области
2.1 Социально экономическая характеристика молодежных организаций Гомельской области
Специфика социального статуса молодежи как социально-демографической группы позволяет рассматривать рынок труда молодежи как относительно самостоятельный сегмент рынка рабочей силы. Особое внимание со стороны государства к проблеме трудоустройства молодых граждан обусловлено, в частности, тем, что активное и успешное включение молодежи в трудовые отношения является залогом социально-экономической стабильности страны в будущем. В то же время положение молодежи на рынке труда нельзя охарактеризовать как стабильное.
Это обусловлено такими факторами, как:
‒ отсутствие трудовых навыков и необходимой квалификации, что в свою очередь может отражаться на производительности труда молодых специалистов;
‒ трудовая нестабильность молодежи: молодые люди чаще вынуждены прерывать свою трудовую деятельность в связи с призывом в армию, поступлением на учебу, отпуском в связи с рождением и воспитанием детей;
‒ необходимость предоставления нанимателем льгот молодежи, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс);
‒ завышенные требования самих молодых людей к уровню заработной платы и условиям труда;
‒ низкий уровень осведомленности молодежи о состоянии рынка труда, его конъюнктуре и, как следствие, наличие индивидуальной уверенности в трудоустройстве по имеющейся профессии и квалификации.
Однако у молодых людей существуют и конкурентные преимущества на рынке труда. К их сильным сторонам можно отнести:
‒ восприимчивость к новому. Молодые люди хорошо усваивают современные профессии, быстро приспосабливаются к нововведениям в рабочих процессах, успешно осваивают новые технические решения;
‒ высокую способность к творческой деятельности. Молодые специалисты положительно относятся к инновациям, творчески и с энтузиазмом подходят к решению поставленных задач, выдвигают смелые предложения;
‒ высокая адаптивность к меняющимся условиям общественной жизни, склонность к экспериментам и переменам в рамках профессиональной деятельности;
‒ отсутствие профессиональных заболеваний и относительно хорошее состояние здоровья в целом, что позволяет молодым людям работать на максимальном физическом уровне;
‒ продолжительный период предстоящей трудоспособности позволяет быть гибким при выборе места и профиля работы. Особенности регулирования труда молодежи установлены главой 20 Трудового кодекса.
В соответствии с Трудовым кодексом для молодежи предусматриваются следующие гарантии:
‒ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.
При этом трудовой договор с лицом, достигшим 14 лет, может быть заключен для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, и только с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) (ст. 272 Трудового кодекса);
‒ для подростков установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;
‒ продолжительность рабочего времени учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для лиц соответствующего возраста (ст. 114 Трудового кодекса);
‒ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
- для работников в возрасте от 14 до 16 лет – 4 часа 36 минут; от 16 до 18 лет – 7 часов;
- для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от 14 до 16 лет – 2 часа 18 минут, в возрасте от 16 до 18 лет – 3 часа 30 минут (ст. 115 Трудового кодекса).
Представим некоторые цифровые данные.
Численность молодежи в республике на 1 января 2020 года составляла 1921,1 тыс., в том числе 985,2 тыс. юношей и 935,9 тыс. девушек. В городе проживают 1628,2 тыс. (84,8%), на селе – 292,9 тыс. человек (15,2%). Больше всего молодых людей в Минске (492,2 тыс.), Гомельской (273,1 тыс.) и Брестской (267,3 тыс.) областях.
3 Совершенствование реализации молодежной политики на территории г. Гомеля
3.1 Главные проблемы молодежной политики г. Гомеля
Одной из существенных предпосылок сохранения значимости гражданского и политического участия населения в процессах общественного развития выступает сохранение внутренней преемственности участия, которая обеспечивается путем гармоничного включения в данные процессы представителей молодого поколения в статусе их полноправных субъектов.
Наличие в структуре общества молодежи, способной к масштабному политическому мышлению и ответственным к конструктивным политическим действиям, необходимо рассматривать как критически важный фактор формирования политической элиты страны и условие сохранения устойчивости и предсказуемости функционирования механизмов государственного управления. Наиболее системным способом формирования политической субъектности молодежи является включение молодежи в гражданско-политические отношения институционально-организованного характера.
В Республике Беларусь, как и в большинстве развитых стран мира, реализация задач по комплексному обеспечению гражданского и политического становления молодого поколения разрешается посредством инструментов государственной молодежной политики как самостоятельной отрасли государственного управления. В сфере государственной молодежной политики в Республике Беларусь за период ее независимого существования сформировались институционально-организационные, информационные и иные подходы к формированию и поддержке гражданской и политической субъектности молодежи. Их основной особенностью является полная деполитизация воспитательной работы, свершившаяся к настоящему времени, выразившаяся в ликвидации любых форм институциональной деятельности, непосредственно направленных на политическое воспитание и становление молодежи. При этом гражданская составляющая в работе с молодежью была сохранена [42, с. 76].
Институциональное воздействие на общественную составляющую молодежной социализации в нормативно-правовых и программно-правовых документах сферы государственной молодежной политики закрепилось к настоящему времени в виде их структурных частей гражданско-патриотической направленности. Ликвидация государственной программной поддержки политической работы с молодежью и целенаправленных мер по формированию ее политической субъектности привели к определенным деформациям общественного сознания молодежи. Длительный опыт работы в системе органов управления государственной молодежной политикой и преподавательской деятельности в среде вузовской молодежи позволяет автору фиксировать ряд негативных особенностей современного массового молодежного сознания.
На протяжении длительного периода массовое молодежное сознание характеризуется примитивизацией знаний и представлений о политической сфере общества, вытеснением базовых политических интересов на периферию повседневных межличностных и групповых коммуникаций, низким уровнем внимания к общегосударственным процессам и проблемам, деформацией основ его смыслового содержания и прагматизацией ценностей гражданской и патриотической направленности [43, с. 52].
Значительная часть молодежи не имеет представлений даже начального уровня о способах реализации собственных политико-субъектных интересов при возникновении необходимости взаимодействий с политико-властными институтами. Поведенческие ориентации молодых людей не содержат устойчивых моделей реагирования на стандартные политические ситуации и характеризуются переносом в ментальные конструкции ответных действий на них повседневных бытовых стереотипов. Деполитизация молодежного общественного сознания приобрела системно-средовые свойства и за последние четверть века стала фактором заметной деконструкции представлений о политической системе, политической власти, а также об управлении государством и обществом у значительной части нового поколения государственного аппарата.
Необходимо отметить, что функциональная эффективность всех слоев управленческих работников на протяжении большей части постсоветского периода базировалась на укорененной в массовом сознании совокупности марксистско-ленинских формационных представлений, а также закрепленных в нем поведенческих стереотипах партийной и советской трудовой дисциплины. Объективным фактом становится возрастающее нарастание в 2010-2020-е годы оттока из государственного аппарата и органов управления предприятий, организаций и учреждений специалистов советской формации [44, с. 112].
Проведенная пенсионная реформа, в ходе которой был увеличен возраст выхода на пенсию граждан Республики Беларусь, не сможет существенным образом повлиять на сохранение качественных характеристик кадрового состава органов государственного управления. В ближайшие годы большая часть руководящих кадров будет состоять из работников, имеющих недостаточные для осуществления полноценной управленческой деятельности политические знания.
К этому обстоятельству необходимо прибавить и отсутствие у значительной части молодых чиновников навыков адекватного реагирования на сложные политические проблемы. В данном аспекте, по нашему мнению, целевые программы по подготовке специалистов в области государственного и социального управления лишь в ограниченной мере могут компенсировать недостаточную эффективность современных институализированных политических взаимодействий.
Заключение
Государственная молодежная политика в Республике Беларусь является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития страны и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами в возрасте от 14 до 31 года своего жизненного пути, развития потенциала для их самореализации и ответственного активного участия в создании сильной и процветающей Беларуси.
согласно законодательству и государственным программам, в Беларуси реализуется социал-демократическая модель молодежной политики, ориентированная на поддержку всей молодежи. Однако проведенный нами анализ механизмов реализации и получения государственной поддержки позволяет нам заключить, что фактически в белорусской государственной молодежной политике доминируют стратегии неоконсервативной модели, ориентированной на оказание поддержки лишь менее социально защищенным и неблагополучным категориям молодежи.
Это опасно тем, что может стимулировать молодые семьи воспроизводить пассивные стратегии экономического поведения и вести к развитию патерналистских ориентаций.
Белорусская молодежь заинтересована в реализации социал-демократической модели молодежной политики и в качестве приоритетных направлений указала на программы поддержки молодежи в процессе поиска первого места работы и правовой защиты на первом месте работы; программ предоставления льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство и приобретение жилых помеще¬ний молодым семьям; программ увеличения размера пособий семьям, воспитываю¬щим детей.
Цели молодежных организаций охватывают многие сферы жизни, в связи с этим иногда имеют общий характер. К целям и задачам можно отнести:
– обязательное патриотическое воспитание и информирование о национальной идее;
– способствование развитию молодежи, как физическому, так и моральному и духовному;
– проведение профориентационной деятельности;
– помощь в получении новых знаний и первого опыта работы.
Перспективы развития молодежного движения в Республике Беларусь зависят от того, насколько разноплановой будет их направленность. На данный момент несмотря на то, что существуют организации, направленные на интеллектуальное или профессиональное развитие, большинство имеет сведения только о деятельности Белорусского республиканского союза молодежи. Однако значение имеют и более мелкие организации, которые тоже могут заинтересовать молодежь, например, своей социальной направленностью или какой-либо другой, где продвижение национальной идеи будет взаимосвязано с развитием узкоспециализированных навыков или формированием мировоззрения.
В современных условиях молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, переживающую период становления и имеющую наибольшие возможности для самореализации и самоопределения, которые в последующей деятельности приносят положительный эффект в социально-экономическое развитие регионов. Данное определение понятия «молодежь» отражает как социологическую, так и экономическую сущность столь сложного для современной действительности явления, требующего разностороннего и непрерывного изучения.
Важным направлением реализации государственной молодежной политики является молодежное международное сотрудничество. В Республике Беларусь сложилась практика общественного обсуждения актуальных вопросов в молодежной сфере со всеми субъектами государственной молодежной политики: молодежью; молодежными общественными объединениями; государственными органами и иными организациями, участвующими в пределах своей компетенции в реализации государственной молодежной политики.
Итак, на основе всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Сложившиеся подходы к формированию гражданской и политической субъектности белорусской молодежи, направленные на ее полную деполитизацию, объективно не могут быть признаны соответствующими целям и задачам поступательного развития нашего общества и государства в обозримой исторической перспективе.
2. Начавшиеся процессы формирования «Стратегии государственной молодежной политики в Республике Беларусь на 2020–2030 годы» предоставляют «окно возможностей» для расширения гражданской и политической субъектности молодых людей путем их включения в институализированные процедуры принятия социально значимых решений и распределения программных ресурсов.
1 Иноземцев, В. Л. Глобализация: иллюзии и реальность //В. Л. Иноземцев. – Свободная мысль. 2010. – №1. – С. 21
2 Кибанов, А. Я. Социальная политика государства в отношении молодежи: модели, классификация, актуальные проблемы / А. Я. Кибанов, М. В. Ловчева, Т. В. Лукьянова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2013. – № 6(9). – С.11
3 Астафьева, В. С. Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества /В. С. Астафьева / Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации, 2011. – 667 с.
4 Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.
5 Бабосова Е. С. Повышение значимости государственной молодежной политики в политической социализации юношества /Е. С. Бабосова / «Социологический альманах» Института социологии НАН Беларуси, 2015. – 292 с.
6 Детские и молодежные общественные объединения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mir.pravo.by/library/edu/detipodrostki/ obchestvennue_obedineniy
7 Дети и молодежь Республики Беларусь. Стат. Сборник. – Минск. – 2018. – С. 133.
8 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
9 Об основах государственной молодежной политики [Электронный ресурс] : Закон Респ. Бе¬ларусь, 7 дек. 2009 г., № 65-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Бела¬русь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10900065.
10 Об основах государственной молодежной политики. Специфика правового регулирования [Электронный ресурс]. Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10900065.
11 Молодежные организации РБ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bor-sch.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=43411
12 Саликов, А. Э. Роль государственной молодежной политики в повышении качества жизни белорусской молодежи / А. Э. Саликов // Семья в контексте демографических и гендерных проблем современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск 31 мая 2013 г. / сост. С. В. Лапина, Т. И. Павлюченко; ГУО «Мин. обл. инт развития образования». – Минск: Мин. обл. ИРО, 2019. – С. 164–167.
13 Пастухов, М. И. Конституционное право Республики Беларусь / М.И. Пастухов. - Минск : Право и экономика, 2018. – 268 с.
14 Дымовска, М. Молодежные организации. / М. Дымовска, У. Колодзейчик, Б. Лимановска, К. Секутович, Б. Ставицка – Варшава: Центр Инф. Жен. Об-в ОСЬКА, 2019. – 164 с.
15 Демографический ежегодник Республики Беларусь / И. В. Медведева [и др.] ; Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. – 440 с.
16 Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение / под ред. И.В. Котлярова. – Мн. : Беларуская навука , 2019. – 499 c
17 Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://brsm.by/about/info
18 Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь на 2017–2018 годы // Вестник детского движения. – Минск, 2018. – № 2. – С. 5–10.
19 Ростовская, Т. К. Государственная молодежная политика в регионах Республики Беларусь / Т. К. Ростовская, Т. Э. Петрова // ЦИТИСЭ. – 2017 [Электронный ресурс]. – № 3(12). – Режим доступа: ma123.ru/wp-content/uploads.
20 Система молодежных организаций Республики Беларусь в цифрах. Стат. Сборник. – Минск. – 2019. – С. 32.
21 EU Youth Report 2015 [Electronic resource] // European Commission. – Mode of access: http://ec.europa.eu/assets/eac/youth/library/reports/youth-report-2015_en.pdf.
22 Труд и занятость в молодежной среде Республики Беларусь // Статистический сборник. Мн., 2020. – С. 33
23 Об основах государственной молодежной политики: учебное пособие в сравнительно-правовом аспекте. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – № 65–З. – 2009. – С. 21
24 Фирсов, М. В. Диагностические подходы в теории социальной работы. Диагностическая школа М. Ричмонд / М. В. Фирсов // Теория социальной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: studme.org/38437/sotsiologiya/diagnosticheskie_podhody.
25 Титма, M. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев / М. Титма, Э. Саар, Ю. В. Березутского – Таллин : Ээсти раамат, 2018. – 369 с.
26 Комаров, С. А. Теория государства и права / С. А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма, 2017. – 448 с.
27 Кабуш, В. Т. Моральные ценности молодежного объединения /В. Т. Кабуш / Праблемы выхавання. – 2018. – № 6. – С. 73–83.
28 Государственная молодежная политика: международный опыт. Социология молодежи: электронная энциклопедия [Электронный ресурс] / под ред. В. А. Лукова. – Режим доступа: soc-mol.ru/encyclopaedia/policy/45-molodezhnaya-politika-opyt.
29 Титма, M. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев / М. Титма, Э. Саар, Ю. В. Березутского – Таллин : Ээсти раамат, 2018. – 369 с.
30 Кибанов, А. Я. Анализ молодежной политики в европейских и азиатских странах с учетом распределения ответственности государства, бизнеса и некоммерческого сектора / А. Я. Кибанов, М. В. Ловчева, Т. В. Лукьянова // Вестник университета. – М.: Изд. Дом ГУУ, 2020. – С. 21
31 Вовенда, А.В. Молодежные организации: их влияние на мировую политику / А.В. Вовенда, И.А. Лисовская/ Вестник МГИМО – М., 2020. – С. 18
32 Ильинский, Н. М. Глобализация как современное состояние общественного развития /Н. М. Ильинский / Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). М.: Изд-во МГУ, 2014. – 391 с.
33 Любашиц, В. Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц, М. Б. Смоленский, В.И. Шенелев. – Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 512 с.
34 Скворцова, М. Б Молодежь и молодежные организации в Республике Беларусь / Л. А. Морозова, М. Б. Скворцова // Государство и право. 2019. – № 1. – С. 15-22.
35 Корельский, В. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. - М.: Издательская группа ИНФРА НОРМА, 2017. – 570 с.
36 Гречнева, Е. Ф. Социальная политика: теория и современная практика [Электронный ресурс] / Е. Ф. Гречнева. – Режим доступа: docviewer.yandex.by/view.
37 Мониторинг общественных объединений Беларуси [Электронный ресурс] // Портал общественных объединений Беларуси. – Режим доступа: http://www.ngo.by/monitoring/.
38 Сапелкин, Е. П. Молодежная политика в Республике Беларусь. / Е. П. Сапелкин. – Системный анализ. – Мн.: УП «Технопринт», 2017.– С. 41
39 Василенко, И.А. Диалог цивилизаций. М.: Эдиториал УРСС. 1999. 3. Влияние глобализации как социокультурного процесса на современное российское общество. URL: http://study-english.info/globalization01.php
40 Бабосова, Е. С. Включённость молодёжи в социально-политическую деятельность как фактор устойчивого развития белорусского общества. / Е.С. Бабосова // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Я.Купалы. Серыя 1, Гісторыя, філасофія, палітілогія, сацыялогія. – 2016. - № 3. – С. 135-139.
41 Мусина, Н. Концептуальные основы молодёжной политики. Советский опыт и современность / Н. Мусина // Беларуская думка. – 2018. – № 10. – С.60-65.
42 Чирун, С. Н. Молодёжные политические движения и пути самореализации молодёжи в публичной молодёжной политике / С. Н. Чирун // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А.Куляшова. Серыя D, Эканоміка, сацыялогія, права. – 2011. - № 1. – С. 73-79.
43 Сапёлкин, Е. П. Социализация молодежи в трансформирующемся обществе: (социологический анализ) : монография / Е.П. Сапёлкин ; под ред. Е.М. Бабосова. - Presov : Rokus, 2014. - 179 с.
44 Молодежь и гражданское общество: белорусский вариант : [сборник] / под ред. О.Т. Манаева ; предисл. О.Т. Манаева ; Независимый институт социально-экономических и политических исследований . - Минск : Изд. В.М.Скакун, 2017. - 283 с.
45 Афонченко, Т. П. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь: нормативная правовая база, цели, направления осуществления / Т. П. Афонченко, И. Н. Цыкунова // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. – 2017. – № 1(58). – С. 3–12.
46 Дмитрук, И. П. Реализация государственной политики по социальной поддержке учащейся молодѐжи на современном этапе / И. П. Дмитрук //Актуальные проблемы и перспективы изучения новой и новейшей истории зарубежных стран: материалы междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. 75-летию образования каф. истории Нового и Новейшего времени/ редкол.: В.С. Кошелев(пред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. – С. 49–52.
47 Проблемы оптимизации государственной молодежной политики» Дубовик А.К., Потапенко С. В [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/21742/1/dubovik_potapenko_bmw_2010.pdf
48 Бабосов, Е. М. Идеология белорусского государства : теоретические и практические аспекты / Е. М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск : Амалфея, 2015. – 488 с.