Формирование представления о патриотизме у обучающихся на 1 ступени общего среднего образования
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диплом
на тему: «Формирование представления о патриотизме у обучающихся на 1 ступени общего среднего образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
251.00 BYN
Формирование представления о патриотизме у обучающихся на 1 ступени общего среднего образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Организация: Бороньковский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа, ГУО (Костюковичский р-н,)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Что такое Родина»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Я – патриот»
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Любишь ли ты Родину?»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Мероприятие «Праздник белорусских хозяек»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Народные промыслы Беларуси
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Тема: «Игра -путешествие по Беларуси»
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТРИОТИЗМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
1.2 Сущность и особенности патриотического воспитания младших школьников
1.3 Методические основы патриотического воспитания младших школьников во внеклассной деятельности
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление представлений о патриотизме у учащихся 2 класса
2.2 Содержание работы по патриотическому воспитанию учащихся 2 класса
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ведущих направлений современной системы воспитательной работы в образовательных учреждениях является патриотическое воспитание, которое определяет основу личности, формирует фокус, понимание человеком себя и своего места в обществе, адекватное отношение к текущим событиям, культурному и научному наследию и историческим достижениям. Будущее нашей страны зависит от того, какого патриота подготовят родители, учителя и воспитатели.
Важность воспитания патриотизма у молодого поколения приобрела общегосударственное значение, поскольку значительные социальные, экономические и культурные изменения, произошедшие в Беларуси в последние годы, привели к переосмыслению места и роли патриотизма в общественной жизни. Само понятие «патриотизм» чаще всего символизирует любовь к Родине, активное участие в ее истории, культуре, природе, прогрессивной жизни, достижениях и проблемах. Другими словами, патриотизм – это высоконравственная категория, а патриотическое воспитание молодого поколения – одна из важнейших задач современной школы.
Младший школьный возраст открывает широкие возможности для систематического и последовательного обучения в широком диапазоне: патриотическом, моральном и эстетическом. Основы характера и мировоззрения ребенка в этом возрасте имеют прочную и устойчивую основу. Для этого возраста характерна большая подверженность влиянию извне, вера в истинность изучаемого, выраженное, неизменное моральное значение общепризнанных стандартов.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения направлена на ориентацию государственных инициатив в области образования на формирование патриотической идентичности личности, развитие качества гражданства и патриотизма.
Младший школьный возраст лучше всего подходит для повышения интереса к общественным явлениям, общим делам. Важно не упустить этот момент и включить всех в работу с социально значимым содержанием. В этот период закладываются духовно-нравственные основы ребенка, эмоции, чувства, мысли, механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс самосознания в мире. Этот отрезок жизни человека наиболее благоприятен для эмоционального и психологического воздействия на ребенка, потому что его / ее восприятие очень бодрое и сильное и поэтому остается в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для воспитания патриотизма.
На сегодняшний день были рассмотрены различные аспекты этой проблемы. Теоретические и методологические основы патриотического воспитания подрастающего поколения получили освещение в работах М.А. Бесовой, В.В. Буткевич, Т.М. Прудко, О.В. Толкачевой и др.
Актуальность данной темы заключается в потребности воспитания у детей понятий о принадлежности к гендерной, семейной, гражданской общности, патриотических чувств, осознания принадлежности к собственной семье и к коллективу детей и взрослых; к мировому сообществу.
Цель дипломной работы – определить педагогические средства и условия формирования представления о патриотизме у обучающихся на 1 ступени общего среднего образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность патриотического воспитания как педагогическую проблему;
2. охарактеризовать особенности патриотического воспитания младших школьников;
3. описать методику патриотического воспитания младших школьников во внеклассной деятельности;
4. выявить представлений о патриотизме у учащихся 2 класса;
5. представить содержание работы по патриотическому воспитанию учащихся 2 класса;
6. провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – патриотическое воспитание школьников.
Предмет исследования – процесс формирования представления о патриотизме у обучающихся на 1 ступени общего среднего образования.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по выбранной теме, анкетирование, педагогическое наблюдение, метод анализа и синтеза, метод структуризации фактического материала, количественный и качественный анализ, педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТРИОТИЗМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
Важной частью в системе воспитательной работы является воспитание патриотизма.
Анализируя различные подходы к понятию патриотизма важно отметить, что к настоящему времени не существует однозначного и единственно верного определения патриотизма, так как в различные времена и различные авторы рассматривали данное понятие с различных сторон.
Самое начало изучения патриотизма можно связать с трудами античных мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Цицерон. Мыслители обращались в своих трудах непосредственно к вопросу о любви к своей Родине, своему Отечеству.
Уже значительно позже проблемы патриотизма и патриотического сознания можно увидеть в работах таких известных личностей, как Гегель, Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Уже на данном этапе общественного сознания начинается осознание проблемы патриотизма, патриотизма государственного, так как непосредственным объектом патриотических чувств данные мыслители рассматривали государство [15].
Непосредственно в России изучение патриотизма начинается с 19 века. Различные направления русской философской мысли уже делали акцент на патриотизм и патриотическое сознание, что можно проследить в трудах таких ученых, исследователей, мыслителей, как H.A. Бердяев, H.A. Добролюбов, П.Я. Чаадаев и многих других.
Если рассматривать непосредственно трактовки патриотизма, то можно отметить, что в советский период основной трактовой было понимание В.И. Ленина. Он считал, что патриотизм отражает непосредственную любовь к Родине и представляет собой одно из самых глубоких чувств, которое закреплено веками и тысячелетиями различных отдельных отечеств [18, c. 31].
А И. М. Морозов считает, что человек, который не является патриотом Родины, может изначально считаться ее предателем. И в критической ситуации это проявляется, человек либо предает свою Родину, либо становится на ее защиту [7].
Важным этапом в становлении и понимании патриотизма является период Великой Отечественной войны. Непосредственно в данный период армия и отдельные люди, а также народ в целом, проявили высокого уровня патриотизм. Непосредственно проявление патриотизма стало основой духовно-нравственного превосходства над противником [25, с. 15].
Для рассмотрения понятия патриотизма необходимо также обратиться к научным источникам.
Патриотизм представляет собой непосредственную безусловную любовь к своему Отечеству, а также конкретную готовность подчинить интересам Родины свои интересы, а также стать на защиту Отечества в случае необходимости. Патриотизм подразумевает непосредственную гордость достижениями Родины и ее культуры, а также желание сохранять её характер и особенности культуры, желание и стремление защищать интересы Родины и народа.
Исторической основой патриотизма считается существование обособленных государств в течение длительного времени, что непосредственно и формирует привязанность к своей земле, к культуре и традициям, языку [5, с. 2].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление представлений о патриотизме у учащихся 2 класса
Современная система образования в сочетании с ее обращением к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка сталкивается с наиболее важной задачей в воспитании патриотов и граждан своей страны.
Младший школьный возраст – это сензитивный период для знакомства детей с общественной жизнью, принятия моральных норм детей и воспитания патриотических чувств.
Процесс патриотического воспитания тесно связан с развитием у детей представления о Родине, традициях и культуре своего народа, формировании опыта патриотического поведения.
В практике школ широко используются традиционные методы патриотического воспитания: пример взрослых, беседа, чтение произведения искусства, убеждение, физические упражнения. В современных условиях они дополняются методикой проектирования, видеопрезентациями, дискуссиями и многим другим. Многочисленны формы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. К ним относятся занятия, виртуальные экскурсии, путешествия, игры, встречи, праздники, парады, музеи, выставки, телевизионные шоу и семинары.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО» Бороньковский учебно-педагогический комплекс ясли – сад – базовая школа Костюковичского района». В опросе приняли участие 13 учеников 2 класса.
Целью исследования является выявление представлений о патриотизме у учащихся 2-го класса. Для нас было важно изучить представления детей о патриотизме, малой Родине, стране, народных традициях и обычаях, отношении детей к патриотическим событиям и способности действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами.
Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников включают следующие этапы:
1. Определение уровня патриотического воспитания учащихся начальной школы, анализ результатов и на этой основе постановка задач для дальнейшей работы с детьми.
2. Разработка содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста и ее апробация.
3. Проведение контрольного этапа, определение результатов исследования, формулирование выводов об эффективности работы.
Для проведения констатирующего этапа мы выбрали критерии патриотического воспитания, разработали характеристику уровней и определили диагностические задачи.
Исследование проводилось с использованием следующих диагностик: «Что такое Родина», «Я – патриот», «Любишь ли ты Родину?» (авторы: Е.В.Федотова, И.В.Скворцова, Т.Б. Табарданова) [45].
Уровень патриотического воспитания у младших школьников определяется по системе из трех баллов: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл [45].
Каждая методика оценивается от 1 до 3 баллов. Таким образом:
«3» балла – высокий уровень формирования патриотического сознания, патриотических чувств, проявления гражданской активности;
«2» – средний уровень;
«1» – низкий уровень.
Основное содержание и порядок методологии «Как начинается Родина» включает в себя следующие пункты:
Представим результаты исследования по первой методике «С чего начинается Родина» (Приложение А).
Материал: лист для каждого ребенка с заданными вопросами.
Методология. Детям настоятельно рекомендуется внимательно прочитать вопрос и ответить на него в письменном виде.
В результате этой диагностической задачи были получены следующие результаты: низкий уровень «когнитивного» был обнаружен у 3 детей (23%), средний уровень был обнаружен у 8 детей (62%) и высокий уровень у 2 детей (15%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многогранная структура понятия «патриотизм» требует комплексного подхода к его формированию. В современном обществе особенность патриотического воспитания заключается в усилении его интегрирующей функции не только для членов общества и поколений, но и для педагогических методик, различных и по степени прогрессивности и по направлениям. Это проявляется в тенденции применения как традиционных мер, так и инновационных, а также в стремлении воспитания у молодежи не только гражданских, но и общечеловеческих ценностей: духовных, моральных, эстетических и других.
Патриотизм представляет собой непосредственную безусловную любовь к своему Отечеству, а также конкретную готовность подчинить интересам Родины свои интересы, а также стать на защиту Отечества в случае необходимости. Патриотизм подразумевает непосредственную гордость достижениями Родины и ее культуры, а также желание сохранять её характер и особенности культуры, желание и стремление защищать интересы Родины и народа.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо воздействовать комплексно: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения, ценностные ориентиры. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности
Организация внеклассных мероприятий отличается от уроков. Это экскурсии, секции, круглые столы, конференции, споры, КВН, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, научные исследования и пр. При правильной организации образовательного процесса, установлении национальных приоритетов, можно привить молодым поколениям чувство патриотизма, гражданственности, формирования национальной идентичности, уважения к историческому и культурному наследию Беларуси и всего мира, человека, прав человека. Таким образом, патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внешкольных и внеклассных мероприятиях и должно быть систематическим. Основой патриотического воспитания в процессе внеклассной деятельности является воспитание у учащихся определенных патриотических чувств по отношению к своей Родине. В процессе организации внеклассных мероприятий в школах возможно и необходимо использовать различные формы организации обучения учащихся (например, экскурсии, круглые столы и дискуссии учащихся, интересующихся темами, научные общества, различные спортивные и интеллектуальные мероприятия, олимпиады и соревнования).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО» Бороньковский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа Костюковичского района». В опросе приняли участие 13 учеников 2 класса.
Целью исследования является выявление представлений о патриотизме у учащихся 2-го класса. Для нас было важно изучить представления детей о патриотизме, малой Родине, стране, народных традициях и обычаях, отношении детей к патриотическим событиям и способности действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами.
Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников включают следующие этапы:
1. Определение уровня патриотического воспитания учащихся начальной школы, анализ результатов и на этой основе постановка задач для дальнейшей работы с детьми.
2. Разработка содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста и ее апробация.
3. Проведение контрольного этапа, определение результатов исследования, формулирование выводов об эффективности работы.
Для проведения констатирующего этапа мы выбрали критерии патриотического воспитания, разработали характеристику уровней и определили диагностические задачи.
1. Абросимова, Г.Н. Патриотическое воспитание средствами краеведо – туристической деятельности / Г.Н. Абросимова. – М.: АРКТИ, 2000. – 300 с.
2. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование. – 2012. – № 1. – С. 130–134.
3. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь, 2007. – 98 с.
4. Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 5. – С. 14. –18.
5. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: дис. … канд. пед. наук / Г.Х. Валеева. – Челябинск, 2006. – 190 с.
6. Горина, Н.К. Основные направления патриотического воспитания в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625390/.
7. Григорьев, Д.В. Программы внеклассной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
8. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.
9. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. – 686 с.
10. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
11. Дорошко, О. М. Система патриотического воспитания студентов университета: пособие по организации воспитательной работы в вузе / О.М. Дорошко, Т.М. Прудко, А.К. Гецевич. – Гродно: Ламарк, 2009. – 198 с.
12. Захарова, С. Н. Гражданином быть обязан: основы гражданского образования: методическое пособие / С. Н. Захарова; под науч. ред. О. Л. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 20003. – 96 с.
13. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 85 с.
14. Ивашов, Л.Г. Проблемы патриотизма и власть / Л.Г. Ивашов // Патриотизм народов России: традиции и современность: Материалы межрегион, научн.-практ. конф. – М.: Триада-фарм, 2002. – С. 36-39.
15. Ильичев, И.М. О сущности, содержании и значении патриотизма / И.М. Ильичев // Вестн. Рос. Филос. Об-ва. – 2002. – № 3. – С. 84–92.
16. Казиев, Н.Э. Механизм патриотического воспитания современной российской молодежи / Н.Э. Казиев, М.Д. Магоррамов, З. К. Нухова // Известия ДГПУ. – Махачкала, 2017. – № 1. – С. 52–56.
17. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
18. Ковалева, Г. С. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России» / Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centeroko.ru.
19. Коган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования / М.С. Коган. – М.: Политиздат, 1974. – 376 с.
20. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.
21. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника [Электронный ресурс] / И.В. Колесникова // ИСОМ. – 2015. – №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-kak-prostranstvo-dlya-proektirovaniya-individualnogo-marshruta-lichnostnogo-razvitiya-mladshego-shkolnik.
22. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. – Минск, 2015. – 39 с.
23. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №3. – – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-patrioticheskogo-soznaniya-uchaschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly.
24. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
25. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи / В.И Лутовинов. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
26. Лях, Е.В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturno-istoricheskimi-traditsiyami.
27. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
28. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 10 – 15.
29. Мусаканова, М.М. Значение патриотических мотивов в воспитании младших школьников / М.М. Мусаканова // Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 50–52.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
31. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Никонова. – Минск: Народная асвета, 1991. – 120 с.
32. Об организации внеклассной деятельности в начальной школе: методические рекомендации / сост. З.А. Кокорева, А.С. Игнатьева, Л.С. Секретарева. – Вологда. 2011. – 192 с.
33. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности / Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. – 2017. – №2. – С. 46-49.
34. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. … д‐ра пед. наук / В.В. Пионтковский. – Якутск, 2006. – 346 с.
35. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Давыдова. – М., 1999. – 591 с.
36. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа / сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с.
37. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2003. – 368 с.
38. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования / Н.М. Снопко. – М., 2007. – 33 с.
39. Степанов, П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие / П.В. Степанов. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 144 с.
40. Столяренко, Л.Д. Педагогика: учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
41. Суколенов, И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях / И.В. Суколенов. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
42. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. – 63 с.
43. Толкачёва, О.В. Теоретико-методологические основы гражданского воспитания младших школьников: монография / О.В. Толкачёва. – Мн.: БГПУ, 2004. – 68 с.
44. Черепанова, А.А. Патриотическое воспитание младших школьников в проектной деятельности / А.А. Черепанова // Исследование различных направлений современной науки. – Астрахань: Олимп, 2018. – С. 230–231.
45. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
46. Яременко, Е. О. Родительские собрания. Внеклассная работа / Е.О. Яременко, Е.К. Лобачёва. – М.: Экзамен, 2009. – 122 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Что такое Родина»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Я – патриот»
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Любишь ли ты Родину?»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Мероприятие «Праздник белорусских хозяек»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Народные промыслы Беларуси
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Тема: «Игра -путешествие по Беларуси»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты