Развитие социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Развитие социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2020
251.00 BYN
Развитие социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичные данные по психодиагностическим методикам.
Приложение Б Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
1.2 Основные подходы к определению сущности и структуры социально-нравственного самосознания
1.3 Специфика развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста
1.4 Особенности развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
2 Опытно-поисковая работа по развитию социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
2.1 Констатирующий этап диагностики социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста
2.2 Программа развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
2.3 Контрольный этап диагностики уровня социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека. Он должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и силах, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой, реалистическим уровнем притязаний. Причем наиболее оптимальным вариантом является гармоничное развитие всех структурных компонентов – составляющих целостного процесса самосознания, а именно самопознания, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегуляции.
Особый интерес представляет старший школьный возраст в силу значимости данного периода в развитии личности подростка. Во время подросткового кризиса в потребностно-мотивационной сфере подростка происходят качественные изменения. В старшем школьном возрасте приобретает свою актуальность желание доказать свою самостоятельность, заявить о ценности своей личности во взрослом мире, другими словами, возникает потребность в самоутверждении. Самоутверждение является сложным понятием, связанным с такими явлениями как поиск своего Я, самоактулизация, самопрезентация и др. Феномен самоутверждения заключается в том, что человек сам утверждает себя в себе. Проблеме изучения самоутверждения подростков как омпоненту самосознанния посвятили свои работы такие исследователи как Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова; В.Н. Куницына и др.
Проблема самосознания личности, самооценки и уровня притязаний изучалась как зарубежными психологами (У. Джемс, Д.К. Роджерс, М. Розенберг, Э. Эриксон), так и отечественными (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.Н. Леонтеьв, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова). Проблема «Я» является одной из самых сложных и потому наиболее дискуссионных. Можно сделать вывод, что понятийный аппарат, используемый исследователями по проблеме самосознания, представляется хаотичным; такие категории, как «Я», «образ Я», «Я - концепция» смешиваются, отождествляются. Однако, на наш взгляд, они являются не тождественными, но близкими по своему содержанию. Если самосознание, прежде всего, является процессом, то самооценка, «образ Я» и «Я – концепция» являются скорее результатом или продуктом этого процесса. С.М. Петрова предлагает понимать самосознание как родовое понятие, включающее процессуальные (в виде самопознания и самоотношения) и структурные (в виде «Я», «Я-концепции», «образа-Я», самооценки) характеристики [1].
Исследование самооценки и уровня притязаний подростков дает обширный материал для понимания самосознания и личности ребенка, что необходимо для построения продуктивного учебно-воспитательного процесса, определения путей в работе психолога по развитию самосознания подростков. Сопровождение процесса самоосознания, формирование его конструктивных начал и позитивных ценностно-смысловых образований способствует развитию положительно направленной социальной активности личности подростка, утверждению себя в качестве субъекта собственной жизни, обретению опыта эффективных межличностных отношений, стрессоустойчивости, повышению ответственности за свое поведение, личностному росту и самореализации.
Объект исследования – социально-нравственное самосознание.
Предмет исследования – развитие социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации.
Цель исследования – изучить особенности развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста;
- обозначить основные подходы к определению сущности и структуры социально-нравственного самосознания;
- раскрыть специфику развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста;
- выявить особенности развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации.
- Гипотеза исследования: программа развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации способствует повышению у учащихся уровня морального сознания, стабильности нравственных убеждений, формирования нравственных характеристик личности.
Критерии оценки результатов экспериментального исследования и показатели эффективности разработанной программы:
- уровень морального сознания (в соответствии с периодизацией Л. Колберга);
- наличие стабильных нравственных убеждений;
- сформированность нравственных характеристик личности (моральная честь и достоинство, гуманизм и человечность, коллективизм и товарищество, уважение авторитетов, доброжелательность к окружающим, добросовестность и трудолюбие, самоконтроль и самодисциплина, благородство и уважение).
1 Теоретические аспекты изучения социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
В отечественной психологии старший школьный возраст рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст в рамках ранней юности (16-17 лет) [2, с.164].
Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер рассматривал старший школьный возраст внутри юношеского. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию развития личности. В соответствии с данной концепцией направленность личности в старшем школьном возрасте охватывает процесс активного врастания в культуру [3, с.24].
В. Штерн рассматривал старший школьный возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая направленность личности. По В. Штерну, старший школьный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий в соответствии с этой направленностью [4, с.109].
Возрастные особенности старшеклассников характеризуются переходным состоянием от подросткового возраста к юности и представляют собой качественные новообразования в структуре личности. Возрастные особенности старшеклассников влияют на самореализацию, определяя доминирующую направленность личности. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов учащихся. Старшеклассник стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
И.С. Кон отмечает, что социальная ситуация развития характеризуется в пер¬вую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит вый¬ти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит формиро¬вание его направленности личности. Он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязаннос¬тей [5, с.56].
Основная сфера самореализации – профессиональное самоопределение, выбор дальнейшего жизненного пути. Семейные условия непосредственно влияют на самореализацию личности, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [6, с.34].
Л.И. Божович отмечает, что самоопределение, как личностное, так и профессио¬нальное, характерная черта старших школьников. Выбор профес¬сии упорядочивает и приводит в систему соподчинения направленность личности старшеклассников, идущую как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора. В старшем школьном возрасте, когда формируется мировоззрение, происходит дальнейшее становление направленности личности. Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая структура мотивационной сферы старшего школьника. Принципиальное отличие внутренней позиции старшего школьника от внутренней позиции подростка – это обращенность в будущее, все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности [7, с.56].
В старшем подростковом возрасте познавательные процессы становятся более избирательными, зависящими от направленности интересов, по сравнению с младшим подростковым возрастом.
Познавательные процессы, направленные таким образом, являются уже объективно произвольно направленными вниманием, но непроизвольными с точки зрения самого подростка.
С.Л.Рубинштейн отмечал, что произвольные процессы старшеклассников не могут не приобрести большого диапазона и устойчивости не только потому, что интересы стали шире и устойчивее, но и потому, что основной его элемент – воля становится более выдержанной и укреплённой. Благодаря этому и внимание, память, мышление подростка становятся более длительными и активными. Вместе с тем они приобретают большую способность стойко удерживаться на отвлечённом содержании и руководствоваться внутренней логикой материала, меньше нуждаясь в поддержке внешними впечатлениями – стимулами, как и разнообразием их [8, с.312].
Г.Г. Аракелов также называет особенностью познавательных процессов в старшем школьном возрасте их произвольность и подконтрольность. Он отмечает, что колебания внимания, памяти, восприятия у подростков возможны в течение учебного дня или даже урока в силу повышенной возбудимости одних детей или тормозимости, утомляемости других. Это следует иметь в виду, поскольку частые упрёки подростков «абсолютным отсутствием внимательности» объясняются не волей ребёнка, а особенностями его нервной системы и темперамента. Внимание снижается после перенесённых тяжёлых соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, а также при наличии нервно-психических заболеваний у ребёнка. Переутомление, тяжёлые душевные страдания также затрудняют возможность длительной концентрации на учебной деятельности [9, с.115].
2 Опытно-поисковая работа по развитию социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации
2.1 Констатирующий этап диагностики социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста
Цель исследования – изучить особенности развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации.
Для достижения цели была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1 этап – констатирующий: диагностика исходного уровня социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста;
2 этап – формирующий: реализация программы влияния средств массовой информации;
3 этап – контрольный: выявление уровня социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста посредством тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе.
Гипотеза исследования: программа развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации способствует повышению у учащихся уровня морального сознания, стабильности нравственных убеждений, формирования нравственных характеристик личности.
База исследования: государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа №26 г.Гомеля». В эксперименте приняли участие 50 учащихся 10-11 классов в возрасте от 16 до 17 лет.
Методология исследования: системный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Богданов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков), в контексте которого моральное самосознание рассматривается в рамках основных признаков системности: целостности, структурности, иерархичности и динамичности; деятельностный подход и его основополагающий принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), исходя из которого психические процессы протекают в деятельности; принцип детерминизма (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн), который понимается в психологии как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
Критерии оценки результатов экспериментального исследования и показатели эффективности разработанной программы:
- уровень морального сознания (в соответствии с периодизацией Л. Колберга);
- наличие стабильных нравственных убеждений;
- сформированность нравственных характеристик личности (моральная честь и достоинство, гуманизм и человечность, коллективизм и товарищество, уважение авторитетов, доброжелательность к окружающим, добросовестность и трудолюбие, самоконтроль и самодисциплина, благородство и уважение).
В соответствии с представленными выше критериями и показателями нравственного развития старшеклассников нами были подобраны и использованы следующие диагностические методики:
1 «Методика многомерного исследования нравственности» (автор В.Подоляк). Методика основана на структурно-системном подходе. Сущность его заключается в том, что нравственность личности понимается как целостное психологическое образование, включающее в себя множество взаимосвязанных признаков (отношений, чувств, состояний, привычек, качеств), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие психологическую информацию о поведении личности. Методика позволяет выявить 8 характеристик нравственного развития: моральная честь и достоинство, гуманизм и человечность, коллективизм и товарищество, уважение авторитетов, доброжелательность к окружающим, добросовестность и трудолюбие, самоконтроль и самодисциплина, благородство и уважение [41].
2 Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеева, основанная на концепции самосознания В.В. Столина. создан Р.С.Пантелеевым и содержит 9 шкал: внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение. Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен-не согласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка. Задания подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Подсчитанные совпадающие ответы вносятся в таблицу и полученные «сырые» баллы переводятся в стандартные оценки «стэны». По полученным результатам опросника можно судить о различных компонентах самоотношения личности. Валидность методики определялась путем соотнесения полученных данных с результатами личностного опросника Р.Кеттелла, коэффициенты корреляции составили от 0,88 до 0,92 по основным шкалам. Надежность определялась путем расщепления и составила 0,77 [42].
Заключение
Психолого-педагогическую характеристику учащихся старшего школьного возраста можно представить следующим образом. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» является центральным психологическим новообразованием юношеского возраста. Складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени. В старшем школьном возрасте происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Появляется проблема профессионального самооопределения и всё, что с этим связано. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Социально-нравственное самосознание представляет собой высший уровень нравственного сознания личности, интегративное личностное образование, проявляющееся в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения их с нравственными требованиями и ценностями социума. Социально-нравственное самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру и включает в себя: когнитивный элемент (представление о нормах нравственности и морали), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение к номам морали и нравственности), оценочно-волевой и поведенческий компонент (определенная самооценка собственного поведения и поведения окружающих в соответствии с нормами нравственности и морали).
В старшем школьном возрасте специфика развития социально-нравственного самосознания учащихся характеризуется анализом и переосмыслением усвоенных морально-нравственных норм, заметна ориентация на будущее при анализе норм морали и степени их применимости в современных условиях. Изучение когнитивного компонента нравственного самосознания, т.е. представлений школьников о добре, зле, совести и свободе, показало, что усвоение подростками содержания основных понятий морали происходит постепенно, последовательно и поэтапно. Предметом анализа и нравственной оценки понятий добра и зла являются поступки, реальные акты поведения и действия людей. На этом этапе нравственные знания выстраиваются в соответствии с формирующимся мировоззрением. Усвоенные и принятые на более ранних этапах развития нравственные ценности и нормы становятся для молодежи объектом анализа и переосмысления. Нравственные знания в этом возрасте являются частью более высокоорганизованной и сложной структуры – мировоззрения.
Возможности СМИ в развитии социально-нравственного самосознания учащихся старших классов во многом раскрываются при формировании личностной самоактуализации через категорию доверия в процессе формирования жизненных позиций и стратегий. Значение моральных норм и ценностей повышается под влиянием СМИ. Это свидетельствует о том, что СМИ побуждают к определению более конкретных жизненных позиций. Они выполняют функцию достраивания реальности и являются отправной точки конструирования собственной жизни. СМИ усиливают влияние, как традиционных, так и современных норм нравственности и морали.
В соответствии с целью и задачами исследования была проведена диагностика социально-нравственного самосознания учащихся старших классов. Самый низкий показатель сформированности нравственных качеств у учащихся старших классов был выражен по шкалам «моральная честь» и «самоконтроль». На основании данных констатирующего исследования большинство учащихся старших классов находятся на среднем промежуточном уровне развития морального сознания. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствовали о необходимости разработки программы развития социально-нравственного самосознания учащихся старшего школьного возраста средствами массовой информации. Цель программы: формирование социально-нравственного самосознания у старшеклассников посредством влияния на них средств массовой информации. Критерии оценки эффективности программы: повышение уровня морального сознания с конвенционального на постконвенциональный; наличие стабильных нравственных убеждений; высокий уровень сформированности нравственных характеристик личности (моральная честь и достоинство, гуманизм и человечность, коллективизм и товарищество, уважение авторитетов, доброжелательность к окружающим, добросовестность и трудолюбие, самоконтроль и самодисциплина, благородство и уважение). Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает, что количество учащихся с низким уровнем нравственного развития уменьшилось, также уменьшилось и количество учащихся, имеющих средний уровень нравственного развития. За счет уменьшения низкого и среднего уровней обучающихся увеличилось количество учащихся, которые показали высокий уровень нравственного развития. Это доказывает то, что приемы и содержание формирующего этапа проводимого эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня нравственного развития младших школьников. Анализ результатов, полученных в ходе данного эксперимента, доказывает эффективность разработанной нами программы. Следовательно, гипотеза исследования была подтверждена.
1 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Заце¬пин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.
2 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
3 Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2003. – 612 с.
4 Очерки психологии детей / Под ред. Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 356 с.
5 Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
6 Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.
7 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 345 с.
8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 712 с.
9 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 320 с.
10 Полещук, Ю.А. Направленность личности учащихся общеобразовательных школ и гимназий / Ю.А.Полещук // Психология. – 2000. – № 3. – С.12-15.
11 Гасаналиева, З.А. Особенности формирования направленности личности старшеклассника / З.А. Ганасалиева, Е.М. Никиреев // Межвузовский сборник научных работ аспирантов. – М: МГПУ, 2000. – С. 107-111.
12 Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В.Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
13 Жукова, И.Г. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / И.Г.Жукова; под ред. Г.А.Вайзер, Е.Е.Вахромова. – М.: МГУ, 2006. – 420 с.
14 Игнацкая, О.Е. Особенности изучения компонентов просоциальной направленности личности старшеклассников / О.Е.Игнацкая // Психологический журнал. – 2008. – № 4. – С.45-52.
15 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.
16 Церковникова, Н.Г. Теоретические подходы к определению самосонания и эмпиричексое изучение его особенностей у обучающихся кадетских и общеобразовательных школ / Н.Г. Церковникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 4. – С. 18-22.
17 Волкова, Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е.Н.Волкова // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С.33-39.
18 Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с.
19 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3 / Под ред. А.М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.
20 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Просвещение, 1983. – 180с.
21 Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: учеб.пособие для вузов / Под ред. Ю.Н.Карандашева, Т.В.Сенько. – Минск, 2003. – 320 с.
22 Возрастная и педагогическая психология: сборник научных трудов / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
23 Трофимова, Н.М. Возрастная психология: учебное пособие / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
24 Детская психология: сборник научных трудов / Сост. Р.П.Ефимкина. – Новосибирск, 1995. – 220 с.
25 Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Просвещение, 1984. – 212 с.
26 Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей / Я.Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2004. – 480 с.
27 Кретов, Б.И. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества / Б.И. Кретов // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1. – С. 22-26.
28 Рейман, Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л.Д. Рейман // Вопросы философии. – 2001. – № 3. – С. 15-19.
29 Основы теории коммуникации / Под ред. А.В. Ковалева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 320 с.
30 Горбунов, А.С. Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: автореф.дис. ... канд. филос. наук. – М.: МГУ, 2000. – 25 с.
31 Киямова, Л.У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи / Л.У. Киямова // Актуальные проблемы филологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 96-97.
32 Белоножко, Л.Н. Влияние духовно-нравственных ценностей молодежи на формирование гражданской культуры российского общества. / Л.Н. Белоножко, Н.А. Ткачева // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2017. – № 3. – С. 225-234.
33 Волков, В.А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект / В.А. Волков // Молодой ученый. – 2015. – № 3 (83). – С. 13-15.
34 Белоножко, Л.Н. Роль средств массовой информации в процессе формирования нравственных и духовных основ личности // Вестник НГУЭУ. – 2017. – № 1. – С. 242-250.
35 Овчарова, Р.В. Нравтвенное самосознание и внутренняя позиция личности подростка в состоянии социально-педагогической запущенности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13. – С. 70-74.
36 Васильев, С.С. Формирование нравственного самосознания в современном коммуникационном пространстве / С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – №3. – С.12-18.
37 Воробьева, А.И. Развитие направленности личности учащихся в условиях общеобразовательной школы / А.И. Воробьева // Журнал практического психолога. – 2019. – № 1. – С.22-29.
38 Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / под ред. Ю.В. Зосимова. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 212 с.
39 Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования / Л.Т. Потанина, Т.В. Склярова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 255-265.
40 Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: Как же выжить в мире СМИ // Лаборатория ТСО и медиаобразования РАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mediaeducation.ru/publ/zazn1 .shtml.
41 Практическая психодиагностика. Методы и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2008. – 440 с.
42 Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
43 Болотова, А.К. Прикладная психология / А.К. Болотова, И.В. Макарова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с.
44 Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 212 с.
45 Адамчук, Д.В. Активные методы в работе социального педагога: сборник научных трудов / Д.В.Адамчук. – М.: Аспект, 2014. – 165 с.
46 Зосимовский, А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте / А.В.Зосимовский. – М.: Юр-пресс, 2012. – 200 с.
47 Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер – М.: Апрель-Пресс, 1999. – 432 с.
48 Козина, Н.В. Формирование нравственного самосознания в юношеском возрасте // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 3. – С.24-30.
49 Прихожан, A.M. Психологические проб¬лемы нравственного воспитания школь¬ников / А.М. Прихожан. – СПб.: Речь, 2012. – 215 с.
50 Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и вос¬питателей / Л.М. Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Первичные данные по психодиагностическим методикам.
Приложение Б Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты