Международное правовое сотрудничество государств по противодействию террористической деятельности на примере Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Международное правовое сотрудничество государств по противодействию террористической деятельности на примере Республики Беларусь»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2020
84.00 BYN
Международное правовое сотрудничество государств по противодействию террористической деятельности на примере Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется только 3 глава.
Поделиться
ГЛАВА 3 БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
3.1 Роль международных организаций в борьбе с терроризмом
3.2 Международное сотрудничество Республики Беларусь с органами, осуществляющими контртеррористическую деятельность
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 3 БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
3.1 Роль международных организаций в борьбе с терроризмом
Руководствуясь основными принципами работы Организации Объединенных Наций, закрепленных в ст. 1 Устава, международное сообщество «в согласии с принципами справедливости и международного права улаживает или разрешает международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира».
Начиная с 1972 года, ООН создает универсальные документы (Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма) и специализированные органы (Специальный комитет по терроризму), что укрепило международное сотрудничество между государствами для принятия эффективных мер по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм терроризма.
После событий 11 сентября 2001 г. антитеррористические действия ООН характеризовались принятием резолюций, которые обязывали вести борьбу с терроризмом напрямую в рамках боевых операций (резолюция СБ ООН №1386) [2], созданием комитетов их контроля и регулировании, а также принятием Глобальной контртеррористической стратегии в 2006 году, в которой содержатся содержит конкретные меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, предотвращению терроризма и борьбе с ним, укреплению потенциала государств в предотвращении данной угрозы; в то время, как деятельность Контртеррористического комитета (далее – КТК) и Исполнительного директората КТК сводится к оказанию технической, финансовой и консультационной помощи [1].
Проанализировав международные документы ООН, посвященные противодействию рассматриваемой угрозе, можно сделать вывод, что в большинстве из них закреплены следующие основные принципы борьбы с терроризмом:
1. решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от поставленных террористами целей;
2. отказ от какого бы то ни было содействия террористам, соучастия в преступлении террористической направленности, подстрекательства к терроризму;
3. искоренение практики двойных стандартов, так как применение двойных стандартов имеет самые негативные последствия для противодействия международному терроризму. Нельзя допускать, чтобы террористы для одного государства воспринимались другим государством как борцы за свободу. Ликвидация практики двойных стандартов возможна только при совместных усилиях мирового сообщества;
4. развитие тесного сотрудничества в области противодействия международному терроризму на мировой арене, которое предполагает регулярный обмен информацией о предупреждении терроризма и борьбе с ним;
5. эффективное осуществление конвенций и заключение соглашений о взаимной правовой помощи и выдаче преступников на двусторонней, региональной и многосторонней основе;
6. проведение разного рода практических мероприятий по обмену опытом в сфере контртеррористического противодействия на международном уровне, научно-аналитической работы по выработке более эффективных программ борьбы с международным терроризмом, причинами его зарождения;
7. соблюдение норм международного права в деле борьбы с терроризмом через неприменение силы каким-либо образом, не соответствующее целям и принципам ООН, урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права;
8. отказ от нарушения основополагающих прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общественной безопасности;
9. защита мировых религий (прежде всего ислама) от экстремистского влияния, решительный отказ от отождествления какой-либо религии, культуры или национальности с терроризмом и насилием.
Таким образом, на современном этапе в ООН создан развернутый системный механизм противодействия международному терроризму. Согласно официальным данным, в антитеррористическую систему ООН входят 23 организации, каждая из которых имеет собственную компетенцию в борьбе с международным терроризмом [3]. Однако в научной литературе имеется точка зрения, подчеркивающая неэффективность и безрезультативность ООН и ее органов в деле борьбы с международными формами преступности и терроризмом в связи с отсутствием единого текста Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом, который был предложен еще в 1996 году, универсального определения терроризма и оценочные стандарты контртеррористических действий. Следовательно, ООН способна эффективно действовать лишь в условиях активного взаимодействия с иными субъектами международного пространства: организациями, государствами, индивидами.
3.2 Международное сотрудничество Республики Беларусь с органами, осуществляющими контртеррористическую деятельность
Противодействие терроризму – одна из универсальных функций государства в условиях нарастания данной угрозы. Для Республики Беларусь она приобретает особую актуальность в силу ряда факторов:
1) длительное время на части территории нашей страны (Чеченская Республика) действовал режим контртеррористической операции, по своей интенсивности больше напоминающий режим вооруженного конфликта;
2) в нашем государстве были совершены масштабные теракты, унесшие жизнь значительного числа людей и имевшие максимальную общественную опасность.
Согласно ст. 3 Устава целями ОДКБ являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
Статья 8 Устава ОДКБ определяет одно из направлений деятельности: «Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов».
Необходимо отметить, что в соответствии с Протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г., подписанным 10 декабря 2010 г., данное направление было заметно расширено. Таким образом, в настоящий момент государства-члены:
– принимают меры к созданию и функционированию в рамках Организации системы реагирования на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов;
– взаимодействуют в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий;
– осуществляют свою деятельность на этих направлениях, в том числе в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными организациями при главенствующей роли ООН.
ОДКБ – важный элемент сохранения мира на постсоветском пространстве. Следует напомнить, что в начале 90-х гг. ХХ столетия серьезные террористические угрозы стали проявляться со стороны стран Средней Азии.
В частности, неоднократно указывалось на положительный опыт урегулирования всех возможных конфликтов вокруг Каспийского моря [1]. Благодаря ОДКБ развиваются и иные формы политического сотрудничества: как например, парламентская дипломатия [2; 3]. К таковым можно отнести:
– Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения противодействия технологическому терроризму в государствах-членах ОДКБ, утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 24 ноября 2016 г. № 9-4.5;
– рекомендации по гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ в области информационно-аналитической работы правоохранительных органов, утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 13 октября 2017 г. № 10-3.9;
– рекомендации по сближению законодательства государств-членов ОДКБ по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам в рамках противодействия терроризму и трансграничной преступности, утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 13 октября 2017 г. № 10-3.3;
– рекомендации по сближению и гармонизации законов государств-членов ОДКБ об оперативно-розыскной деятельности, утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 26 ноября 2015 г. № 8-14;
– рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств-членов ОДКБ в сфере противодействия терроризму и экстремизму, утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 26 ноября 2015 г. № 8-3;
– рекомендации по совершенствованию и гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, утверждены Постановлением Парламентской Ассамблеей ОДКБ от 13 октября 2017 г. № 10-3.5;
– рекомендации межпарламентских слушаний по вопросам эффективного противодействия системы коллективной безопасности гибридным войнам в современных условиях, утверждены Постановлением Совета ПА ОДКБ от 13 октября 2017 г. № 16;
– рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждены Постановлением Совета ПА ОДКБ от 16 апреля 2004 г. № 2.
1. Батырь В. А. Сбалансированный современный особый международно-правовой статус Каспийского моря / В. А. Батырь // Lex russica. — 2019. — № 9. — С. 51–62.
2. Когут В. Г. Актуальные вопросы международной безопасности в русле парламентской дипломатии ОДКБ как фактор интеграции / В. Г. Когут // Управленческое консультирование. —2016. — № 5 (89). — С. 42–52.
3. Варлен М. В. О возрастающей роли парламентской дипломатии в многополярном мире / М. В. Варлен // Lex russica. — 2019. —№ 7. —С. 54–65.
4. Камалова Г. Г. Перспективы совершенствования правового регулирования государственной тайны в глобальном информационном обществе / Г. Г. Камалова // Информационное право. —2018. — № 4. — С. 8–10.
5. Синюков В. Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В. Н. Синюков // Lex russica. — 2018. — № 10. — С. 18–29.
6. Фуражнин Д. Ю. О понятии «международное сотрудничество в области противодействия терроризму» / Д. Ю. Фуражнин // Право в Вооруженных Силах. — 2017. — № 12. С. 83–88.
7. Шестакова Е. В. Модельное законодательство в странах СНГ / Е. В. Шестакова // Международное публичное и частное право. — 2006. — № 1. — С. 48–52.
8. Федотова Ю. Г. Модельное законодательство стран СНГ в области привлечения институтов гражданского общества к участию в обеспечении национальной безопасности государства / Ю. Г. Федотова // Международное право и международные организации. — 2015. — № 4. — С. 510–520.
9. Андреев А. Ф. Правовое обеспечение деятельности Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности / А. Ф. Андреев // Международное право и международные организации. — 2018. — № 4. — С. 28–38.
10. Романовская О. В. Акт о патриотизме: ограничения права на неприкосновенность частной жизни в США в целях противодействия терроризму / О. В. Романовская // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2. — С. 10–16. — URL: http://esj.pnzgu.ru.
11. Романовская О. В. Акт о свободе: ограничения прав человека в США в целях противодействия терроризму // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 3. — С. 65–71. — URL: http://esj.pnzgu.ru.
12. Терроризм и современное право: актуальные вопросы противодействия: монография / О. В. Безрукова, Е. А. Капитонова, Г. П. Кулешова [и др.]. — Москва : Проспект, 2018. — 176 с.
13. Перевалов Д. В. Специальный комплексный административно-правовой режим обеспечения безопасности критически важных объектов в Республике Беларусь / Д. В. Перевалов // Административное право и процесс. — 2012. — № 8. — С. 43–50.
14. Терроризм, права человека и демократические ценности в России и за рубежом / О. В. Безрукова, Е. А. Капитонова, Г. П. Кулешова [и др.]. — Москва : Юрлитинформ, 2019. — 232 с.
15. Особенности деятельности службы пробации в ведущих иностранных государствах: аналитический обзор / Л. Ф. Пертли, С. Н. Овчинников, М. А. Калужина [и др.], под ред. проф. А. В. Быкова. — Москва : НИИ ФСИН РФ, 2014. — 32 с.
16. Быков А. В. Ф. Психологическая коррекция противоправного поведения осужденных службой пробации Великобритании / А. В. Быков, Л. Ф. Пертли // Юридическая психология. — 2015. — № 2. — С. 13–16.
17. Пролетенкова С. Е. Общие методологические подходы к исследованию факторного комплекса религиозного экстремизма / С. Е. Пролетенкова // Российский следователь. — 2013. — № 4. — С. 37–39.
18. Романовский В. Г. Ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в странах СНГ / В. Г. Романовский // Современное общество и право. — 2018. — № 2. — С. 43–48.
19. Сухаренко А. Н. Антитеррористическое сотрудничество государств СНГ: состояние и тенденции / А. Н. Сухаренко // Международное публичное и частное право. — 2018. — № 6. — С. 16–20.
20. Василенко В.И. Международный терроризм в условиях глобального развития (политический аспект). М., 2003; Сыроежкин К.Л. Обыкновенный терроризм // Геополитика – безопасность – терроризм: Сб. статей под ред. Е.А. Вертлиба. Бишкек, 2006.
21. Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М., 2007.768 с.
22. Борьба с международным терроризмом: сборник документов / под ред. К. А. Бекяшева. М., 2005.
23. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. М., 2008.
24. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23.09.1971 г. // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международно-правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. М.: Эксмо, 2007. 768 с.
25. Пуховский, В.И. Глобальный терроризм и роль международного сообщества в борьбе с ним / В.И. Пуховский // Юридический журнал. – 2006.– №1. – С. 4–10.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется только 3 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты