Формирование правовой культуры учащихся средней школы
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Формирование правовой культуры учащихся средней школы»
по дисциплине: «Государственное управление и право»
2020
251.00 BYN
Формирование правовой культуры учащихся средней школы
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное управление и право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.
Правовая культура – это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.
Правовая культура личности – это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.
Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характеризуется определенным уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.
Тема правовая культура, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует много не раскрытых вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа. Это связано, во-первых, с многогранностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще (что более подробно рассматривается ниже), а, во-вторых, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения.
Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия общества.
В настоящее время, особенно актуален вопрос об укреплении правовой культуры каждого гражданина. Именно высокая правовая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования формирования правовой культуры учащихся средней школы.
Предметом исследования выступают проблемы формирования правовой культуры учащихся средней школы.
Цель дипломной работы заключается в углублении теоретических знаний в области формировании правовой культуры учащихся средней школы.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи дипломного исследования:
– исследовать теоретико-методологические основания формирования правовой культуры;
– определить особенности формирования правовой культуры школьников;
– проанализировать актуальные проблемы и пути совершенствования правовой культуры в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Термин «культура» латин. происхождения появился свыше 2 тыс. лет назад и означал «возделывать», «обрабатывать» и вначале использовалось лишь как агротехнический термин, обработка земли- возделывание почвы.
Заслуга Цицерона - именно он впервые употребил слово «культура» для характеристики человека, его воспитанности, образованности – «культивирования» в человеке человеческих качеств.
В качестве одной из важнейших составных частей общей культуры цивилизованного общества выступает правовая культура. [1, c. 3-10]
При рассмотрении такого понятия в более широком аспекте, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов пояснили, что это система идеальных и овеществленных элементов, которые относятся к области функционирования права, их отражению в поведении и сознании людей [31, c. 43].
Понятие «право» выражает систему общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм и правил повеления, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Выделяют следующие функции права в обществе.
Во-первых, право, являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя.
Во-вторых, обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений.
В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их эффективного функционирования и развития.
В-четвертых, в практической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая допустимые границы поведения субъектов по отношению друг к другу.[63, с. 210]
Право, государственные органы, правовые отношения, организации по реализации права, правовое сознание и поведение были выделены как составляющие части элементов правовой культуры. Но, по мнению Н. М. Кейзерова, подобные элементы недостаточны для описания сущности правовой культуры, к ним требуется прибавить критерии политической оценки правового поведения и права [32, с. 111].
Н.Я. Соколов полагает, что правовую культуру следует рассматривать как комплекс правовых убеждений, знаний, а также установок личности, реализуемые в ходе осуществления труда, поведения, общения, а также отношения, как к духовным, так и материальным ценностям общества [27, с. 19].
Как полагает А. Б. Венгеров, под правовой культурой следует понимать социально-правовой феномен, который в своём составе выделяет правосознание, юридические учреждения и проч. С.С. Алексеев думает, что правовая культура охватывает уровни правового сознания, законности, юридическую практику и совершенствования законодательства. На наш взгляд, такое определение структуры не полно, так как в нём присутствуют данные, которые не представляются отдельными элементами подобного определения, к примеру, чрезвычайно расплывчаты «уровень совершенства законодательства» либо «юридическая практика». А.П. Семитко отмечает, что компонентами правовой системы структурных элементов правовой культуры являются правовые тексты, сознание, деятельность, а также уровень развития субъекта [57, c. 21].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время, отличающееся большим динамизмом в молодежной среде, получили распространение различные виды деформации правового сознания, проявляющиеся в форме правового инфантилизма, правового нигилизма, правового идеализма.
Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляет собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему или желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права [6, с. 387].
Таким образом, можно выделить виды правового сознания: общественное, групповое, индивидуальное. Правовое сознание молодежи выступает как разновидность группового правового сознания, которое включает в себя такие элементы, как знание права, представление о праве, отношение к действующему праву; требования, предъявляемые к праву; отношение к исполнению правовых предписаний. И все эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Знание права (правовых норм) формируется в результате либо изучения правовых положений, либо в результате опосредованного знакомства с ними.
Правовые представления формируются под влиянием норм морали, нравственных, политических взглядов. И если политическое и нравственное сознание молодого человека сформировано правильно, то можно предположить, что и его правовые представления будут близки к содержанию действующего закона. Остальные элементы правового сознания – отношение к действующему праву, требования, предъявляемые к праву, отношение к исполнению правовых предписаний – также формируются под влиянием правовых норм, норм морали, политических и иных взглядов.
На процесс формирования и определения специфики правового сознания и правовой культуры молодежи большое влияние оказывают образовательные учреждения (и прежде всего школа), семья и индивидуальные лидеры, СМИ, культурно-этические группы и общественные организации, органы государственной власти. Все эти институты образуют сложную систему взаимодействия личности и общества, и степень их развития влияет на результат правовой социализации молодежи и форму деформации правового сознания молодежи.
Сегодня многие страны постсоветского пространства, в том числе и Республика Беларусь, столкнулись со специфической особенностью современных международных отношений. В настоящее время культуры разных стран мира не могут существовать обособленно друг от друга, как это было в предыдущие эпохи, они испытывают непрекращающееся взаимовлияние и взаимопроникновение. Под видом «демократических ценностей» в нашу страну активно экспортируются зарубежные технологии, которые влекут деградацию и разрушение личности.
Путем всемирной сети Интернет, кинематографа, произведений массовой западной культуры белорусскому обществу навязываются западные стандарты жизни и идеалы, в основу которых положены насилие и разврат, как проявление кризиса ценностей западной (техногенной) цивилизации. В силу этого, в условиях глобализации перед современным государством возникает проблема сохранения собственной идентичности. Современная молодежь в правовом плане является одной из самых незащищенных групп населения. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, молодые граждане становятся субъектами, вовлекаемыми в сферу криминала, алкоголизма, наркомании. Нередко участие молодежи в криминальной среде является престижным занятием. В информационном пространстве набирают популярность такие тренды, как стрим-каналы и онлайн-трансляции.
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
На современном этапе развития общества и государства мы часто сталкиваемся с проблемами, возникающими в сфере правового образования, требующими повышения уровня правовой культуры и правового сознания, а также снижению уровня правового нигилизма. Несмотря на то, что в настоящее время предпринимается ряд мер по устранению вышеуказанных проблем, их до конца решить не представляется возможным. В настоящее время в нашем обществе распространен абсолютный правовой нигилизм, в том числе и среди юристов, что проявляется в девальвации права и законности, игнорировании законов или занижении их регуляторной и социальной роли.
Правовой нигилизм – это направление общественно-политической мысли, отрицающее социальные и личные ценности права и рассматривающее его как наиболее несовершенный способ регулирования общественных отношений. Правовой нигилизм как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания имеет различные формы проявления: от безразличного отношения к роли и смыслу права, до скептического отношения к его потенциальным возможностям, до полного скептицизма к праву и явно негативного отношения к нему.
Основными причинами преобладания правового нигилизма являются:
1) исторические корни – естественный результат авторитарного многовекового крепостного права, лишающего многих людей прав и свобод, репрессивного законодательства и несовершенного правосудия;
2) теория и практика понимания диктатуры пролетариата как силы, не связанной и не ограниченной законом;
3) правовая система, в которой преобладают административно-командный режим, тайные и полусекретные подзаконные правовые акты;
4) количество и качество перестройки правовой системы в переходный период прошлого, кризис легитимности и отсутствие координации механизмов реализации принятых законов, продолжительность процесса реализации всех реформ, включая судебную реформу. С одной стороны, необходимо отличать конструктивную критику права от правового нигилизма, с другой-стремиться избежать правового фетишизма, т. е. абсолютизации права и других правовых средств [34].
Некоторые авторы считают, что причиной правового нигилизма является:
1) авторитарный характер государственной власти;
2) особенности исторического развития государства;
3) использование репрессивного законодательства;
4) пробелы в законодательстве в правовой системе;
5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
6) несовершенство развития судебной и правоохранительной деятельности[30, с. 24].
Правовой нигилизм выражается в следующих формах:
1) Умышленное и прямое нарушение законодательства (правонарушение);
2) массовое несоблюдение и нарушение правовых норм;
3) распространение антиправовой психологии и установок в обществе, а именно: появление норм, доказывающих антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
4)так называемая «правовая война»: создание системы правовых актов, параллельной законодательной системе; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъекта; разработка и публикация нормативных актов различных ветвей власти, в содержании которых могут быть использованы законы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что формирование правовой культуры — это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.
Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Элементы правовой культуры выражаются в:
1) достигнутом уровне совершенства правовых актов;
2) правовой практике;
3) правосознании;
4) степени свободы человека и его взаимоотношении с государством.
Правовая культура проявляется не только в писаных нормах, т.е. конкретных текстах, но и в практике их реализации, исполнения. Чем точнее правоприменительная практика соответствует содержанию норм и принципов права, тем выше правовая культура.
Под правовой культурой личности понимаются обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности включает:
1) знание законодательства;
2) убежденность в его необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов;
3) умение пользоваться правовым инструментарием — законами и другими актами — в практической деятельности правосознание является совокупностью чувств, идей, настроений, взглядов и представлений и т.д., в которых проявляется выражение отношения к функционирующему праву, к вновь созидаемым правовым нормам, правовым явлениям.
Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.
Правовая культура общества — это составная часть общечеловеческой культуры, характеризующая сущность правового состояния общества. Она представляет систему определенных правовых идей, взглядов, нравственных норм и других духовных ценностей, формирующих правосознание и направляющих поведение социальных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями права.
1. Аграновская, Е.В. «Правовая культура и обеспечение прав личности». / Е.В. Аграновская / М.: Наука, 1988. – 218 с.
2. Аминов, И.И. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [И.И. Аминов и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415 с.
3. Байниязов, Р.С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии / Р.С. Байниязов/ Журнал российского права. 2001. - №11. – С. 12-15
4. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Р.С. Байниязов/ Правоведение. – 2007. – №3. – С. 15-18.
5. Байниязов, Р.С. Правосознание и правовой менталитет: автореф. д-ра. юрид. наук: 12.00.01 / Байниязов Рустам Сулейманович. – Саратов, 2006. – 22 с.
6. Баранов, П.П. Концептуальные приоритеты теории правосознания / П.П. Баранов / Юристъ - правоведъ. – 2007. – N 5. – С. 5-11
7. Баранов, П.П. Понятие, структура и функции правосознания / Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. Бабаев В.К. – Нижний Новгород: Изд.-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. – 544 с.
8. Боер, В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / МВД России. Санкт-Петербургский юрид. наук. – Санкт-Петербург, 1993. – 22 с.
9. Борщева, Е.В. Правосознание как фактор формирования правового государства: Автореф. канд. дис. Мн., 2000. – С.14.
10. Борщева, Е.В. Правосознание и правовая культура: Автореф. канд. дис. Мн., 2009 – С. 24
11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права3-е изд./ А. Б. Венгеров / - М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
12. Воспитание нравственной личности в школе [Текст]: пособие для руководителей учреждений образования, педагоговорганизаторов, классных руководителей / К. В. Гавриловец [и др.]; под ред. К.В. Гавриловец. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
13. Воспитание. Третий класс [Текст] / М. П. Осипова, С. И. Козлович, Е. Д. Король и др.; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: Экоперспектива, 2004. – 467 с.
14. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – 10 декабря 1998 г.
15. Глыбовская, Н.А. Правовой нигилизм: современные подходы и трактовки / Н.А. Глыбовская // Вест. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2005. – № 1(9). – С. 382.
16. Горбаток, Н.А. Исторические и социокультурные истоки правового нигилизма / Н.А. Горбаток, Н.А. Глыбовская // Вест. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2005. – №1(9). – С. 42-45
17. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 20 дек. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Гуляихин, В. Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подход!, структура и критерии оценки / В. Н. Гуляихин/ Юридические исследования. – 2013. – № 4.
19. Гусенко, В.Э. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации // В.Э. Гусенко / Молодой ученый. – 2019. – №20. – С. 303-305.
20. Демидов, А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма / А.И. Демидов // Государство и право. – 1992. – № 4. – С. 73-78.
21. Дробязко, С. Г. Основы правосознания и правовой культуры. / С. Г. Дробязко / 2007. – С. 3-5.
22. Дробязко, С.Г. Понятие правовой культуры и основные направления повышения ее уровня в условиях формирования социального правового государства и правового гражданского общества / С.Г. Дробязко // Проблемы формирования и развития правовой культуры белорусского общества: Материалы круглого стола, 3-5 февраля 2005 г. – Минск: МИТСО, 2005. – С. 10-15
23. Ершова, Л.А. Правовая культура: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991; Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Правовая культура адвоката. М., 2005.
24. Ефременко, Е.М. Правосознание учащейся молодежи: теоретические основы и особенности формирования: автореф. Дис. …канд. юрид. наук: 12.00.01 / Бел. гос. ун-т. Минск, 2004. – С. 66
25. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.: одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 г.: в ред. от 10 янв. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
26. Захидов, М.А. Проблемы правосознания современного общества / М.А. Захидов // Наука, техника и образование /Science, technologyandeducation 2015, №3(9) – С. 53-54
27. Зубанова, С. Г. Шпаргалка по теории государства и права /С. Г. Зубанова, Н.Я. Соколов / М.: Аллель, 2009. – 33 с.
28. Иванников, И.А. Концепция правовой культуры / И.А. Иванников / Правоведение. 1998. – №3 (222). – С. 12-16.
29. Кабуш, В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе [Текст] / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская, Н.Е. Щуркова; Акад. последиплом. образования. – Минск: АПО, 2011. - 236 с.
30. Калинский, В.И., Ратипов, А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры / В.И. Калинский/ Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994. – С. 43
31. Каминская, В. И. Правовая культура и правосознания учащихся средней школы / В. И. Каминская / Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. М., 1974. – 781 с.
32. Кейзеров, Н. М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. / Н. М. Кейзеров / М., «Юридическая литература», 1983. – 232 с.
33. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 1. (с изм. и доп.) – Минск, 2020.
34. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [Текст] // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2011. – №17 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/world_of_law/ text.asp?RN= W20615613.
35. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь: сб. нормативных документов. - 2016. - С. 9-39. 2. Ратинов, А. Р Структура правосознания и некоторые метода: его исследования // Методология и методу: социальной психологии. - М., 1981.
36. Кудрявцев, В.Н. Закон, поступок, ответственность. / В.Н. Кудрявцев / М., 1986. – С. 181.
37. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976 г. - №17(1831). – Ст. 291.
38. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М.: 1978 г. –вып. XXXII. – С. 36.
39. Михлин, А.С. Порядок правового воспитания / А.С. Михлин / Государство и право. – № 10. – 2005. – 120 с.
40. Мутузов, Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001. – С. 692.
41. Общая теория государства и права: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.
42. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
43. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с
44. Общая теория права: учеб. Пособие / А.Ф. Лебедев. – Минск: Изд.- во Гревцов, 2013. – 304 с.
45. Общая теория права: учеб. Пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 4-е изд., исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 500 с.
46. Основы советского государства и права: Учеб. пособие для 8-го кл. П.П. Гуреев, Г.П. Давыдов, Э.Б. Мельникова, Ю.В. Феофанов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., «Просвещение», 1978, – 207 с.
47. Поддубская, Г. С. Нравственно-правовое воспитание в начальной школе [Текст] / Г. С. Поддубская. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 110 с.
48. Поддубская, Г. С. Правовое воспитание и образование в начальной школе [Текст] / Г. С. Поддубская. – Могилев: МГУ им.А. А. Кулешова,2001. – 72 с.
49. Поддубская, Г. С. Правовое воспитание школьников [Текст] / Г. С. Поддубская. – Могилев: МГУ им.А. А. Кулешова, 2004. – 120 с.
50. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2008. – 832 с.
51. Профилактика употребления курительных смесей несовершеннолетними в учреждениях общего среднего образования / сост. Н. Л. Стороженко. – Могилев, 2015.
52. Рассолов, М. М. Теория государства и права [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / М. М.Рассолов; под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. – 640 с
53. Рожкова, М. А. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры / Законодательство. – № .5 - 2005. – 80 с.
54. Русинов, Р.К. Правосознание и правовая культура / Р.К. Русинов / Теория государства и права: Учеб. Для Вузов. М., 1997. – С. 332
55. Сальников, В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства / В.П. Сальников / Демократия и законность. Самара, 1991. – С.152.
56. Сальников, В.П. Правовая культура / В.П. Сальников. – Л., 2012. – 667 с.
57. Семитко, А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. / А. П. Семитко / Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. – 172 с.
58. Скакун, О. Ф. Теория государства и права: Учебник. / О. Ф. Скакун / – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 с.
59. Сорокин, В.В. Правосознание в переходный период общественного развития / В.В. Сорокин / Журнал российского права. – 2001. – №10. – С.59-70
60. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 20 дек. 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
61. Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А. Туманов / Государство и право.1993. № 8. – С.51-52.
62. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 19 июля. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
63. Философия: курс лекций / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск :ТетраСистемс, 2012. – 272 с.
64. Юрашевич, Н.М. Общественное правовое сознание на современном этапе формирования правового государства в Республике Беларусь / Н.М. Юрашевич / На пути к правовому государству: совершенствование правовой сферы. Мн., 2004. – С.93-147.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты