Самоактуализация личности как фактор успешности предпринимательской деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Самоактуализация личности как фактор успешности предпринимательской деятельности»
по дисциплине: «Психология личности»
2020
251.00 BYN
Самоактуализация личности как фактор успешности предпринимательской деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология личности
Организация: Кадровое агентство МИГ, ООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования «Самоактуализационный тест» (САТ)
Э. Шостром, в адаптации Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к самоактуализации личности
1.2 Эффективность предпринимательской деятельности и ее критерии
1.3 Проявления самоактуализации во взрослости
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
2.2 Психологический анализ результатов изучения самоактуализации личности предпринимателей
2.3 Анализ успешности предпринимательской деятельности
2.4 Характеристика особенностей проявления самоактуализации успешных и не успешных предпринимателей
2.5 Рекомендации по повышению успешности предпринимательской деятельности
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в настоящее время глобализационные процессы и радикальные трансформации в нашей стране и в мире в целом способствуют возрастанию роли профессионализма во всех областях деятельности человека. Это делает актуальным изучение проблемы личности профессионала, определение критериев успешности профессиональной деятельности. Практически в любой области производства на передовых позициях оказывается тот, кто обладает внутренними ресурсами и творческим потенциалом, успешно их применяет в рабочем процессе.
Особый интерес представляет изучение предпринимательской деятельности, успешность которой зависит от соотношения между достигнутыми результатами и использованными ресурсами. С каждым годом потребность в самореализации профессионала лишь возрастает. Предпринимали, которые вкладывают свои силы и ресурсы в развитие карьеры, своего дела, является той категорией, которая требует повышенного внимания в связи с изучением проблемы самоактуализации личности. Для успешной реализации предпринимательской деятельности необходимо обладать рядом личностных качеств. Особая роль в этом принадлежит самоактуализационным характеристикам, позволяющим эффективно функционировать в профессиональной сфере и стремиться к дальнейшему саморазвитию.
Актуальность темы исследования тем, что феномен предпринимательства, порожденный современными рыночными отношениями, постепенно становится неотъемлемой частью нашей жизни. Для предпринимателей важно не только достижение экономических целей, но и реализация в работе своих способностей, знаний, умений и навыков. Успешность предпринимательской деятельности напрямую связана с личностью предпринимателя, которая на сегодняшний лень является недостаточно изученной.
В настоящее время личность предпринимателя в различных ее аспектах привлекает все большее внимание исследователей. Успешность предпринимателя сегодня связывается многими учеными с личностными характеристиками. Критерии успешности предпринимателя анализируются Л.В. Кашириной, С.К. Рощиным, А.Н. Семеновой и др.
В разработку проблемы самоактуализации личности внесли особый вклад зарубежные психологи, на базе исследований которых появляются и отечественные концепции. Среди зарубежных психологов можно назвать следующих: А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Среди отечественных ученых выделяются К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ю.И. Попова, Н.Н. Самохина, Е.А. Сорокоумова и др.
Вместе с тем, эмпирических исследований, посвященных изучению самоактуализации личности как фактора успешности предпринимательской деятельности, крайне мало, что делает данную тему актуальной и важной. Выявление особенностей самоактуализации у успешных и не успешных предпринимателей позволит разработать определить пути повышения эффективности предпринимательской деятельности.
Цель исследования: установить соответствие уровня проявления самоактуализации личности успешных и не успешных предпринимателей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к самоактуализации личности и профессиональной деятельности.
2. Выявить проявления самоактуализации в период взрослости у предпринимателей.
3. Установить уровень самоактуализации и успешности ее предпринимательской деятельности.
4. Установить соотношение самоактуализации личности успешных и не успешных предпринимателей.
5. Разработать рекомендации, направленные на создание условий для самоактуализации личности.
Объект исследования: предпринимательская деятельность.
Предмет исследования: проявления самоактуализации личности в предпринимательской деятельности.
Методологической основой нашего исследования выступили:
– положение А. Маслоу о том, что самоактуализации – это всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимально полная реализация его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности;
– положение Е.В. Беловой о том, что предпринимательская деятельность – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая в условиях неопределенности и риска деятельность, направленная на создание организации с целью систематического получения прибыли.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– метод экспертных оценок, психологическое тестирование (методика «Самоактуализационный тест» Э. Шостром, в адаптации Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской, тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбух);
– методы математической статистики: программа «STATISTICA» v. 12.0, критерий U-Манна-Уитни.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические подходы к самоактуализации личности
Изучение феномена самоактуализации берет свое начало в 50-е годы прошлого века в зарубежной гуманистической психологии, хотя сама идея о реализации реальных и потенциальных возможностей личности возникла еще до формирования гуманистического направления (А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг).
Впервые концептуальное оформление идеи о самоактуализации было отражено в работах теоретика-физиолога К. Гольдштейна. Автор сформулировал понятие «самоактуализация», под которой понимал основу, единственный мотив организма. К. Гольдштейн рассматривал самоактуализацию в качестве фундаментального процесса, управляемый тенденцией актуализировать в наибольшей степени свои способности [6, с. 46].
Согласно К. Гольдштейну, необходимой предпосылкой для самоактуализации и самореализации всего организма является потребность в самоактуализации, а именно удовлетворение этой потребности. Отсюда следует, что организмом управляет тенденция актуализировать в наиболее возможной степени индивидуальные способности. Самоактуализация является основой развития и совершенствования организма, творческой тенденцией человеческой природы. При этом, различия в целях и направлениях самореализации связываются К. Гольдштейном с различными внутренними потенциями и людским окружением. Преодоление данных препятствий способствует или приспособлению к среде, или к приобретению более эффективных способов поведения [6, с. 46].
В гуманистической психологии проблеме самоактуализации уделяли особое внимание А. Маслоу и К. Роджерс. Создателем теории самоактуализации личности принято считать Абрахама Маслоу. Согласно психологу, самоактуализация является желанием стать тем, кем возможно, потребностью в самосовершенствовании, в реализации своего личностного потенциала, своих возможностей и способностей. Самоактуализация – это путь, выводящий личность на новый уровень существования – уровень полноценного бытия, связанный со сменой «неистинных» жизненных проблем к «истинным» или экзистенциальным проблемам [34, с. 126]. Так, под самоактуализацией А. Маслоу понимал полное использование и реализацию своих способностей и потенциала личности. При этом, он рассматривал самоактуализацию не только в качестве конечного состояния, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей.
Самоакуализация, в первую очередь, представляет собой осуществление индивидом выбора из предлагаемых ему жизненных вариантов. Однако, выбор должен быть направлен в пользу личностного роста человека. В этом смысле самореализация является необходимым условием и движущей силой, способной направлять и изменять жизнедеятельность личности с целью ее успешного самоосуществления в конкретном обществе [15, с. 3].
К. Роджерс под самоактуализацией понимал ту силу, которая подталкивает человека к развитию на всех уровнях и полагал, что самоактуализирующий человек – это полностью функционирующая личность. Пытаясь стать такой личностью, индивид проживает свою жизнь, наполняя ее поисками и смыслом. Самоактуализация при этом является врожденной тенденцией человека, главным мотивом в совокупности мотивации индивида. Процесс роста управляет человеком, в процессе которого осуществляется его личностный потенциал. В контексте взглядов К. Роджерса стремление к самоактуализации как процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, а став самоактуализирующейся личностью, живет экзистенциально, наслаждается каждым моментом и активно и полно участвует в ней. При этом самоактуализация не знает границ, ей не присуще конечное состояние совершенства. К. Роджерс отмечает, что человек не может стать самоактуализированным в такой степени, чтобы отбросить все свои мотивы, остановиться в своем самосовершенствовании [42, с. 45].
Таким образом, самоактуализация представляет собой процесс и результат развития личности, как характеристику личностного роста, как силу, направленную на выстраивание собственной стратегии жизни, формирование системы ценностей и обретения смысла жизни, система личных ресурсов и особенностей, способствующих самореализации через ответственный выбор.
В психоаналитическом подходе самореализация рассматривается через такие термины как «личностный рост» и анализируется в связи с проблемами преодоления неврозов, тревоги, фиксаций, комплексов. Так, К. Юнг описывал процесс развития личности в метафорическом аспекте, где данный процесс мог осуществляться лишь при взаимодействии самости, сознательного морального выбора, давления обстоятельств [49, с. 128].
А. Адлер полагал, что движение в направлении развития обязательно предполагает борьбу таких аспектов как недостаточность органов, «жизненный стиль» и «комплекс неполноценности». Автор говорил о стремлении к превосходству или совершенству, которое лежит в основе разрешения жизненных проблем и находит свое выражение в том, как индивид реагирует на эти проблемы. Достижение совершенства, по мнению А. Адлера, не столько выражение потенциальных возможностей, сколько достижение завершенности [2, с. 84].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
С целью установления соответствия уровня проявления самоактуализации личности успешных и не успешных предпринимателей нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение эмпирического исследования с помощью метода экспертных оценок и тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «Кадровое агентство МИГ». В исследовании приняли участие 80 предпринимателей (мужчин) в возрасте 20-40 лет, из них 62 мужчины и 18 женщин.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что уровень самоактуализации является важным фактором в успешности профессиональной деятельности.
Для разделения выборки на две группы: успешных и не успешных предпринимателей был использован метод экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертом анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Эксперт – это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования. Использование этого метода позволяет получить как количественную, так и качественную информацию об испытуемому.
Оценка успешности предпринимателей осуществилась в соответствии со следующими критериями:
1) способность к организации и планированию профессиональной деятельности;
2) профессиональная компетентность;
3) принятие ответственности за выполняемую работу;
4) способность к выработке и внедрению оригинальных решений;
5) стремление к профессиональному росту;
6) уровень успешности профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в современной психологии существуют различные взгляды на понятие самоактуализации. Под самоактуализацией понимается всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимально полную реализацию его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. Самоактуализация рассматривается как личностная характеристика, позволяющая субъекту достигнуть личностной зрелости через реализацию потребности в саморазвитии осознанное самоизменение, приобретение личностных характеристик.
Предпринимательская деятельность – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая в условиях неопределенности и риска деятельность, направленная на создание организации с целью систематического получения прибыли. На успешность предпринимательской деятельности оказывают влияние способности, таланты, потребности и мотивация, личностные качества. Основными критериями эффективности предпринимательской деятельности являются: 1) способность к организации и планировании профессиональной деятельности; 2) профессиональная компетентность; 3) принятие ответственности за выполняемую работу; 4) способность к выработке и внедрению оригинальных решений; 5) стремление к профессиональному росту; 6) уровень самоактуализации личности; 4) уровень личностной зрелости.
Проявлениями самоактуализации в период взрослости являются: личностное развитие и профессиональное развитие. Вхождение в этап взрослости предполагает наличие у человека расширение границ «Я», потребности в саморазвитии, обогащение сфер деятельности, повышение степени самоконтроля и ответственности. В период ранней взрослости профессиональная сфера рассматривается в качестве одной из приоритетных сфер самореализации, так как именно в ней личность может в полной мере воплотить и раскрыть себя. Сущность самоактуализации в профессиональной деятельности заключается в достижении успешности и построении карьеры. На успешность в профессиональной деятельности оказывают влияние личностные особенности субъекта, его профессионально важные качества.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что большая часть предпринимателей обладают средним уровнем самоактуализации – у них в умеренной степени выражено всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала, наблюдается максимально полная реализация их возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, наполненность эмоциональной сферы и духовной жизни, средний уровень психического здоровья и нравственности.
Установлено, что успешные предприниматели обладают более выраженными способностями к организации и планированию профессиональной деятельности, более высокой профессиональной компетентностью, принятием ответственности за выполняемую работу, способностью к выработке и внедрению оригинальных решений, стремлением к повышению профессиональных знаний, умений и навыков, достижению более высоких результатов в профессиональной деятельности, по сравнению с не успешными предпринимателями.
Выявлено, что успешные предпринимали характеризуется способностью жить «настоящим», ощущать свою жизнь целостной, выраженной внутренней поддержкой, выраженной гибкостью поведения, выраженной спонтанностью, умеренной контактностью, высоким самоуважением и самопринятием, высокой креативностью. Они придерживаются ценностей и установок, присущих самоактуализирующейся личности. Не успешные предприниматели отличаются ориентаций на один из отрезков временной шкалы, конформностью, умеренной гибкостью поведения, умеренной спонтанностью, высоким самоуважением, и самопринятием, выраженной контактностью, умеренной креативностью. Они не придерживаются ценностей и установок, присущих самоактуализирующейся личности. На достоверном уровне (р≤0,05) у успешных предпринимателей более выражены такие характеристики самоактуализации как: поддержка, гибкость поведения, сензитивность, ценностные ориентации, принятие агрессии, креативность, уровень самоактуализации. У не успешных предпринимателей более выражены такие характеристики самоактуализации как: ориентация во времени, спонтанность, синергичность, контактность.
Установлено, что успешные предприниматели обладают преимущественно высоким уровнем личностной зрелости, что свидетельствует о ярко выраженных качествах, связанных с усвоением моральных норм, принципов межличностного общения, развитием личностных свойств, обусловливающих способы самоосуществления и организующих жизненный путь. Не успешные предприниматели характеризуются средним уровнем личностной зрелости.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. Е. О. Любченко. – Киев, 1997. – 288 с.
3. Акимова, О. Е. Вектор мотивации предпринимательской деятельности в современной России / О. Е. Акимова // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 11–20.
4. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2002. – 369 с.
6. Базаева, Ф. У. Анализ феномена самореализации в зарубежной гуманистической психологии / Ф. У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 46-50.
7. Балык, А. С. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы / А. С. Балык, О. П. Цыбуленко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 2. – С. 11-15.
8. Балык, А. С. Развитие личности в период взрослости / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУ ВПО. – 2016. – Т. 3. – С. 86-91.
9. Белова, Е. В. Психологические особенности личности успешных предпринимателей / Е. В. Белова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – Вып. 2. – С. 200-205.
10. Бильчак, Е. В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства / Е. В. Бильчак, Л. В. Пурыжова // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2009. – № 3. – С. 75–83.
11. Богатырева, О. О. Психологические предпосылки карьерного роста / О. О. Богатырева // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 92-98.
12. Бодалев, А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития / А. А. Бодалев // Мир психологии. – 1995. – № 3. – С. 154-159.
13. Вершловский, С. Г. Взрослость как категория андрагогики / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 285-292.
14. Вечорко, Г. В. Профессиональная самореализация личности : акмеологический взгляд / Г. В. Вечорко // Вестник Полесского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 36-41.
15. Воюшина, Е. А. О соотнесении понятий «самореализация», «самоактуализация» и «акме» / Е. А. Воюшина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 10. – С. 1-4.
16. Гильбух, Ю. З. Тест-опросник личностной зрелости // Психодиагностика и дифференцированное обучение / Ю. З. Гильбух. – Киев : НПЦ, 1994. – 14 с.
17. Головей, Л. А. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л. А. Головей. – СПб. : Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
18. Дупленко, Н. Г. Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации / Н. Г. Дупленко, Л.В. Пурыжкова // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 2–5.
19. Емельянов, Е. Н. Психология бизнеса / Е. Н. Емельянов, С. Е. Поварницына. – М. : АРМАДА, 1998. – 511 с.
20. Иванова, Е. М. Психология и эффективность деятельности субъекта труда / Е. М. Иванова // Психология в экономике и управлении. – 2013. – № 1. – С. 6-12.
21. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 563 с.
22. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
23. Исаев, Е. И. Психология развития человека : Развитие субъективной реальности в онтогенезе / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. – 400 с.
24. Кабелькова, А. С. Сущность предпринимательства : теоретический аспект / А. С. Кабельникова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 520– 523.
25. Климова, Е. К. Психологические критерии успешности предпринимательской деятельности : автореф. дис… канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. К. Климова. – Калуга, 2004. – 21 с.
26. Колиниченко, И. А. Психология предпринимательства : учебное пособие / И. А. Колиниченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 425 с.
27. Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности/ И.В. Костакова, С.С. Белоусова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 80-85.
28. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747 с.
29. Крупнов, А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А. И. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2006. – № 1 (3). – С. 63-74.
30. Кудинов, С. И. Полисистемный подход к самореализации личности / С. И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 145-149.
31. Кудинов, С. И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России / С. И. Кудинов, Н. А. Ежова // Вестник РУДН. – 2011. – № 2. – С. 5-10.
32. Лебедев, М. А. Психологические особенности ранней адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости / М. А. Лебедев // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 26-29.
33. Макарова, Е. В. Мотивы профессиональной карьеры успешных профессионалов / Е. В. Макарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 463-466.
34. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 2008. – С. 118-125.
35. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. М. Ожегов. – М. : Смысл, 2008. – 944 с.
36. Панькина, Е. В. Взаимосвязь ответственности, самоактуализации и зрелости личности / Е. В. Панькина // Педагогика и психология образования. – 2009. – № 2. – С. 20-26.
37. Паттурина, Н. П. Проблема зрелости в современной психологии / Н. П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
38. Пахомова, Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений / Е. В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 111-115.
39. Попова, Ю. И. Характеристики аксиологической сферы мужчин и женщин в период зрелости / Ю. И. Попова // Вестник ЯГУ. – 2016. – № 1. – С. 114-117.
40. Посохова, А. В. Конкурентоспособность предпринимателей: результаты психолого-акмеологического экспертного оценивания / А. В. Посохова // Человеческий капитал. – 2014. – № 8. – С. 64-67.
41. Робер, М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман – М. : Просвщеение, 2004. – 496 с.
42. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек / Пер. Е. И. Исениной. – М. : Смысл, 2008. – 463 с.
43. Русалов, В. М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? / В. М. Русалов // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 83-91.
44. Самаль, Е. В. Особенности профессиональной самоактуализации и профессиональной деятельности современного предпринимателя / Е. В. Самаль, Н. О. Алмазова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2014. – № 2. – С. 96–102.
45. Самоактуализационный тест (САТ) // Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В.Б. Шапарь. –Ростов н/Д., 2006. – С. 95-99.
46. Самохина, Н. Н. Психологические аспекты проблемы самореализации личности в воззрениях отечественных и зарубежных исследователей / Н. Н. Самохина // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 9 (25). – С. 79-83.
47. Солдатова, Е. Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е. Л. Солдатова, И. А. Шляпников // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – № 27. – С. 66–74.
48. Сорокоумова, Е. А. Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье / Е. А. Сорокоумова, М. О. Вахрушина // Известия СНЦ РА. – 2013. – № 2-2, Т. 15. – С. 403-408.
49. Фризен, М. А. Феномен «саморазвития» в проблемном поле современной психологии / М. А. Фризен // Вестник КРАУНЦ. – 2013. – № 1. – С. 75-79.
50. Фурманова, Н. В. Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Фурманова. – Ярославль, 2008. – 23 с.
51. Ханова, З. Г. Психологические особенности личностного и профессионального самоопределения предпринимателей / З. Г. Ханова // Вестник Университета. – 2014. – № 17. – С. 341–346.
52. Хуснутдинов, Р. Р. Психологические факторы успешности предпринимательской деятельности малого бизнеса : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / Р. Р. Хуснутдинов. – Казань, 2007. – 19 с.
53. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. д. Шадриков. – М. : Просвещение, 2005. – 325 с.
54. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи; пер. с англ. – СПб. : Ювента, 1999. – 436 с.
55. Энциклопедический словарь предпринимателя / сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник. – СПб.: Питер, 1992. – 592 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования «Самоактуализационный тест» (САТ)
Э. Шостром, в адаптации Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты