Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Белорусский государственный университет имени Максима Танка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
1.1 Основные подходы к изучению жизненных стратегий в психологии
1.2 Понятие профессиональной карьеры и карьерных ориентаций личности
1.3 Специфика жизненных стратегий и профессиональной карьеры женщин
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
2.1 Методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации ценностных ориентаций общества, системы потребностей, жизненных приоритетов, интересов личности актуализируется проблема проектирования жизненных стратегий, выявления ее сущности, факторов и особенностей проявления. Для каждого человека характерен индивидуальный способ проектирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе с учетом своих ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов собственной жизни.
Жизненный путь современного человека зависит от жизненных стратегий, целей и планов, которые проявляются в деятельности и поведении. Жизненные стратегии формируются под влиянием обстоятельств жизни и внутренней позиции самого человека. От того, насколько эффективными окажутся жизненные стратегии на современном этапе развития общества, зависит степень реализации личностного потенциала индивида, его самореализация и самоактуализация, удовлетворенность жизнью в целом.
Особый интерес представляет изучение профессиональной карьеры женщины как одной из важных составляющих ее жизненного пути. Среди функций карьеры выделяются достижение успеха, накопление профессионального опыта, профессиональное самоопределение и профессиональное самовыражение. Современные женщины стремятся к равноправию в семье, гармоничному распределению обязанностей между супругами. Они стали более независимыми, у них появилось стремление реализовывать себя не только в семье, но и вне ее пределов, в профессиональной сфере.
Для женщин различного социального статуса на определенных этапах карьеры важны соответствующие им определенные карьерные задачи, в зависимости от которых они расставляют свои карьерные приоритеты. На профессиональную карьеру женщины оказывают влияние многие факторы. Однако, открытым остается вопрос, каковы особенности профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
Изучением проблемы профессиональной карьеры женщин занимались такие ученые как А.А. Арутюнян, Н.И. Валеева, Н.А. Бибикова, Е.С. Лученкова, Л.С. Вечер, А.В. Осипова, Е.А. Сорокоумова и др.
Жизненные стратегии изучали зарубежные (Э. Берн, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг) и отечественные и (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, О.С. Васильева, Е.А. Демченко) психологи.
Однако, проблема изучения особенностей жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
Объект исследования: жизненные стратегии и профессиональная карьера женщины.
Предмет исследования: особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
Гипотеза исследования: существуют различия в жизненных стратегиях и профессиональной карьере у замужних и незамужних женщин.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие жизненных стратегий в психологии.
2. Охарактеризовать специфику профессиональной карьеры женщин.
3. Определить особенности жизненных стратегий и профессиональной карьеры у замужних и незамужних женщин.
4. Выявить различия в жизненных стратегиях и профессиональной карьере у замужних и незамужних женщин.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– психологическое тестирование (опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина, методика диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка, методика диагностики карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна, в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой), методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» Н.П. Фетискина);
– методы математической статистики: программа «STATISTICA v.8.0». критерий U-Манна-Уитни.
Методология исследования: положение О.С. Васильевой и Е.А. Демченко о том, что жизненная стратегия представляет собой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Качественными характеристиками жизненной стратегии являются: жизненные цели и система ценностей, количественными – уровень ответственности и осмысленности жизни.
База исследования и контингент испытуемых: исследование проводилось на базе Белорусского государственного университета имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 60 женщин. Выборку исследования составили 30 замужних женщин и 30 незамужних женщин. Возраст испытуемых – 25-40 лет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
1.1 Основные подходы к изучению жизненных стратегий в психологии
Термин «стратегия» по отношению к человеку в современной психологии определяется субъектное видение своих целей жизни и этапов их достижения, а также способов разрешения противоречий жизни в создании жизненных ценностей. Потому под жизненной стратегией принято понимать основную линию жизни, избранную индивидом, исходя из его представлений о смысле жизни, ценностей и образа будущего, а также оценки своих ресурсов и потенциала [3; 6; 11].
Наиболее разработанным в отечественной психологии является подход к изучению жизненных стратегий, связанный с развитием субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн и др.). В качестве основного фактора здесь рассматривается активность и творчество личности как организатора и преобразователя собственной жизни, а наличие и развитость жизненной стратегии выступает важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни [1, с. 28].
По определению К. А. Абульхановой-Славской стратегия жизни (этот термин ею употребляется для обозначения жизненных стратегий) - принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию [1, с. 240].
Наличие жизненной стратегии личности выступает показателем ее социально-психологической зрелости, ее способности решать жизненные противоречия. К.А. Альбуханова-Славская считает, что стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первым признаком стратегии жизни выступает выбор основного для субъекта направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов. Стратегия возникает сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике [1, с. 241].
Вторым признаком стратегии жизни является решение противоречий жизни между тем, что хочет субъект, и тем, что предлагает ему жизнь; достижение человеком своих жизненных целей и планов. Жизненная задача субъекта не только в том, чтобы выбрать, где применить свои силы, как проявить себя. Он должен решать возникающие противоречия, определять пути самореализации, создавая для этого условия, которых нет в наличии.
Третий признак стратегии жизни заключается в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении собственных потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, которая состоит в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, является продуктом определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком [1, с. 243].
В процессе жизни личность выступает субъектом общения, субъектом деятельности, являясь, в конечном итоге, субъектом собственной жизни. Позиция субъекта позволяет человеку соотнести свои возможности с поставленными целями, интегрировать свои способности в разных сферах. К.А. Абульханова-Славская говорит о том, что возможность строить разные стратегии, пробовать разные способы достижения цели соотносится со степенью ответственности личности и ее активностью [1, с. 246].
Соглашаясь с К.А. Абульхановой-Славской, О.С. Васильева и Е.А. Демченко признают, что важнейшими характеристиками жизненных стратегий является уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека, а основными показателями эффективности стратегии жизни человека – его удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. По мнению авторов, стратегия жизни выступает в качестве способа бытия, системы ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной [9, с. 74].
Комплексный теоретико-методологический анализ жизненных стратегий с позиции институционального подхода и системного анализа был представлен в работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник и Е.А. Смирнова. Стратегия жизни определяется авторами как саморегулирующаяся система социокультурных представлений личности о своей будущей жизни. Формирование представлений происходит под влиянием целого ряда факторов, которые следует учитывать при осуществлении сознательного выбора модели поведения в той или иной жизненной ситуации. Однако выработка определенной стратегии жизни позволяет упорядочить, сориентировать и направлять поведение индивида во временной перспективе [41, с. 108].
Г.В. Иванченко определяет жизненные стратегии как «обобщенные способы разрешения жизненных ситуаций и выбора значимых альтернатив». Проблема жизненных стратегий решается автором через проблему самоопределения личности в сфере возможного. Жизненные стратегии определяются в качестве способов самоосуществления человека в разных сферах его жизни, являющиеся интегральной характеристикой самоопределения личности [20, с. 99].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
2.1 Методики исследования
Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)
Методика, разработанная И.Г. Сениным в 1991 году, и предназначенная для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека.
В основе опросника лежит идея о том, что жизненные сферы в некоторой степени имеют для разных людей различную степень значимости, что в каждой из них реализуются желания и стремления, которые выступают как один из компонент его направленности личности. Тест основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Терминальные ценности включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Инструментальные ценности – это ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей:
1. Развитие себя - познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение - руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность - реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты - установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж - завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение - обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение - постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности - преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности распределяются по четырем жизненным сферам:
1) сфера профессиональной жизни;
2) сфера обучения и образования;
3) сфера семейной жизни;
4) сфера общественной жизни;
5) сфера увлечений.
Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале Ликкерта (1 – не имеет никакого значения, 2 – небольшое значение, 3 – определенное значение, 4 – важно, 5 – очень важно). Полученные оценки в баллах по нормативным таблицам переводятся в стены.
Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом. Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стены. Интерпретация проводится согласно следующим критериям оценки: 1–3 – низкий уровень; 4–6 – средний; 7–10 – высокий уровень (Приложение А).
Методика диагностики типа поведенческой активности (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк)
Методика диагностики типа поведенческой активности, разработанная Л.И. Вассерманом и Н. В. Гуменюком, предназначена для выявления типов поведения человека, уровня его общей активности, и, вытекающих из этого, особенностей личности. С помощью методики можно выявить, что и предпринимают респонденты и какие качества проявляют, чтобы реализовать жизненные стратегии.
Опросник включает 61 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Каждый ответ имеет различную весовую нагрузку - от 1 до 13 баллов. В зависимости от общей суммы набранных баллов испытуемый может быть отнесен к тому или иному типу поведенческой активности.
Критерии оценки:
– количество баллов не выше 167 указывает на выраженный тип поведенческой активности личности – тип А;
– количество баллов 168-335 указывает на определенную тенденцию к поведенческой активности типа – А (условно - А1);
– количество баллов 336-459 указывает на промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;
– количество баллов 460-626 указывает на определенную тенденцию к поведенческой активности типа – Б (условно - Б1);
– количество баллов 627 и выше с высокой вероятностью указывает на выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии жизненная стратегия рассматривается как способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Важнейшими характеристиками жизненных стратегий является уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека, а основными показателями эффективности стратегии жизни человека – его удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Жизненные стратегии представляют собой сложное структурное образование и включает: жизненные цели, ценностные и карьерные ориентации, временную перспективу, смысл жизни, самоактуализацию.
В современной психологии карьера рассматривается как процесс профессионального формирования субъекта, что предполагает обогащение опытом, позволяет достигнуть социального признания и реализовать личностный потенциал. Профессиональная карьера женщины имеет свою специфику, связанную с ее положением в обществе и личностными особенностями. Профессиональная карьера является одним из путей самореализации женщины. Посредством семьи женщина способна компенсировать нереализованность в профессиональной сфере, реализовать свои способности. Женщины, ориентированные на карьеру, являются самостоятельными в принятии решений, общительными, уверенными в своих силах, имеют более высокую самооценку и мотивацию. Женщина-профессионал имеет высокий уровень личностного и нравственного развития, что является результатом позитивной межличностной установки, ориентации на общечеловеческие ценности. Профессиональная карьера женщины направляется карьерными ориентациями, придавая ей устойчивый жизненный смысл и выполняя функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения.
Профессиональная карьера женщины имеет свою специфику, связанную с ее положением в обществе и личностными особенностями. Профессиональная карьера является одним из путей самореализации женщины. Посредством семьи женщина способна компенсировать нереализованность в профессиональной сфере, реализовать свои способности. Женщины, ориентированные на карьеру, являются самостоятельными в принятии решений, общительными, уверенными в своих силах, имеют более высокую самооценку и мотивацию. Женщина-профессионал имеет высокий уровень личностного и нравственного развития, что является результатом позитивной межличностной установки, ориентации на общечеловеческие ценности. Профессиональная карьера женщины направляется карьерными ориентациями, придавая ей устойчивый жизненный смысл и выполняя функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения.
С помощью опросника терминальных ценностей (И.Г. Сенин), направленного на выявление жизненных стратегий, было выявлено, что преобладающими терминальными ценностями замужних женщин являются: духовное удовлетворение (7,9), развитие себя (7,7), активные социальные контакты (7,2). Преобладающими терминальными ценностями незамужних женщин являются: собственный престиж (7,6), достижения (7,4), высокое материальное положение (7,3). Использование критерия U-Манна-Уитни позволило установить, что на достоверном уровне (р≤0,05) у замужних женщин в иерархии ценностных ориентаций выше такие жизненные цели как: активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. У незамужних женщин в иерархии ценностных ориентаций выше такие жизненные цели как: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, достижения.
С помощью методики диагностики типа поведенческой активности (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк), направленной на выявление типа личностной активности было выявлено, что большая часть замужних женщин являются сбалансированными личностями, с неявной склонностью к доминированию, уверенными и эмоционально-стабильными (тип АБ – 43,3%). Большая часть незамужних женщин являются энергичными, обладают повышенной деловой активностью, стремлением к лидерству, неполной удовлетворенностью достигнутым, постоянным желанием улучшить результаты проделанной работы (тип А1 – 40%). Использование критерия U-Манна-Уитни позволило установить, что уровень личностной активности выше у незамужних женщин, чем у замужних женщин (U=112 при р≤0,05). Это говорит о том, что незамужние женщины проявляют большую деловую активность, энергичность, стремление к соревновательности, склонность к лидерству, постоянное желание улучшать результаты проделанной работы, чем замужние женщины.
С помощью методики «Якоря карьеры» (Э. Шейн, в адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой), направленной на выявление карьерных ориентаций было выявлено, что преобладающими карьерными ориентациями замужних женщин являются: интеграция стилей жизни (8,3), служение (8,0) и стабильность места работы (7,9). Наиболее выраженными карьерными ориентациями у незамужних женщин являются: менеджмент (8,7), профессиональная компетентность (8,4) и автономия (7,2). Использование критерия U-Манна-Уитни позволило установить, что на достоверном уровне (р≤0,05) у замужних женщин более выражены такие карьерные ориентации как: стабильность места работы, стабильность места жительства, служение и интеграция стилей жизни. У незамужних женщин более выражены такие карьерные ориентации как: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, вызов.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни: монография / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Акбиева, З. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста / З. Акбиева, О. Терновская, Л. Шнейдер. – М. : МПСИ, 2008. – 328 с.
3. Алиев, Ш.И. Понятие и типы жизненных стратегий / Ш.И. Алиев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 21-26.
4. Арутюнян, А.А. Личностные особенности женщин в контексте самореализации профессиональной деятельности / А.А. Арутюнян // American Scientific Journal. – 2017. – № 1 (9). – С. 44-48.
5. Бабина, А. А. Роль ценностных ориентаций в самоактуализации личности: современный аспект / А. А. Бабина, Д. Х. Тимшанова, Н. В. Толстова // Новая наука: проблема и перспективы. – 2016. – № 9-2. – С. 101-102.
6. Белугина, М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования / М.А. Белугина // Психология в вузе. – 2008. – № 6. – С. 93-103.
7. Берберян, А.С. Исследование гендерных особенностей самореализации женщин в профессиональной сфере // А.С. Берберян, А.А. Арутюнян // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 25. – С. 28-32.
8. Валеева, Н.И. Карьера женщины в современном мире / Н.И Валеева, Н.А. Бибикова // Современные парадигмы научных воззрений: сборник научных статей по итогам междунар. научно-практ. конференции. – Москва, 2016. – С. 51-52.
9. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О.С. Васильева, Е.А. Демченко // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С.74-85.
10. Гарипова, Л. Г. Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российском обществе: автореф. дис.… канд. социол. наук / Л. Г. Гарипова. – Казань, 2006.
11. Голованова И.И. Саморазвитие и планирование карьеры / И. И. Голованова. – Казань: Казан. ун–т, 2013. – 196 с.
12. Гончарова, А. А. Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / А. А. Гончарова. – М., 2004. – 27 с.
13. Гришина, Н.В. Психология жизненного пути / Н. В. Гришина // Психологический журнал. – 2007. – № 5. –С. 81-88.
14. Губанова, В.И. Барьеры самореализации женщины в профессиональной сфере / В.И. Губанова // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 1-1. – С. 236–271.
15. Денисова, Е.А. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин / Е.А. Денисова, С.Ю. Николаева // Концепт. – 2015. – № 4. – С. 1-7.
16. Долгов, Ю.Н. Типология жизненных стратегий личности / Ю.Н. Долгов, Т.Н. Смотрова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 1-17.
17. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Жданович. – М., 2008. – 20 с.
18. Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции : возрастной аспект / А. А. Жданович / Психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 52-56.
19. Журавлев, А. Л. Роль ценностных ориентаций личности в формировании ее социально-психологического пространства / А. Л. Журавлев // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 218-226.
20. Иванченко, Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г. В. Иванченко // Мир России. –2005. – № 2. – С. 25-29.
21. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 563 с.
22. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. – Вологда : Легия, 2010. – 332 с.
23. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
24. Ковалева, И. А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере / И. А. Ковалева // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. –М., 2012. – С. 50-52.
25. Кормакова, В. Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности / В. Н. Кормакова // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – № 2. – С. 11-18.
26. Котоманова, О. В. Особенности профессиональной карьеры женщины / О. В. Котоманова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2008. – № 5. – С. 215-220.
27. Купченко, В. Е. Типологии жизненных стратегий / В.Е. Купченко // Актуальные проблемы современной психологии: сб. научных трудов. – Омск, 2002. – С. 28-34.
28. Лученкова, Е. С. Профессиональная социализации женщины как показатель кризиса гендерной идентичности / Е.С. Лученкова, Л.С. Вечер // Материалы докладов междун. конф. – Витебск, 2017. – С. 3-4.
29. Мандрикова, Е. Ю. Личностный потенциал в организационном контексте // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под. Ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 469-490.
30. Методика «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 94–95.
31. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер и В. Э. Винокуровой // Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2006. – С. 55–61.
32. Митюнина, C. B. Планирование карьеры индивида // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: материалы научной конференции. – Пенза, 2006. – С. 176-179.
33. Митюнина, С. В. Модели профессиональной карьеры личности: автореферат дис. ... канд. социол. наук. / С. В. Митюнина. – Нижний Новгород, 2006. – 23 с.
34. Михайлова, Г. Б. Понятие карьеры в психологической науке / Г. Б. Михайлова // Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы / под ред. О. М. Смирновой. – М. : НИТИ, 1997. – 400 с.
35. Могилевкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг : монография / Е. А. Могилевкин. – СПб. : Речь, 2007. – 336 с.
36. Москаленко, О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности / О.В. Москаленко. – М.: РАГС, 2007. – 352 с.
37. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) // Практическая психодиагностика. Методика и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2001. – С. 225-229.
38. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
39. Осипова, А. В. Роль профессиональной деятельности в самоактуализации современной женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Осипова. – СПб., 2004. – 18 с.
40. Пахомова, Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений / Е. В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 111-115.
41. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного исследования) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. – 2002. – № 4 (18). – С. 108-111.
42. Рогозина, Т. И. Самореализация и карьера / Т. И. Рогозина // человек и общество в нестабильном мире : материалы научно-практической конференции. – Омск, 2018. – С. 129-138.
43. Синягин, Ю. В. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности / Ю. В. Синягин, О. Ю. Переверзина // Акмеология. – 2010. – № 1. – С. 27-35.
44. Соловей, А. П. Профессиональная деятельность и карьерные ориентации женщин – молодых ученых НАН Беларуси. – 2018. – № 9. – С. 393-401.
45. Сорокоумова, Е. А. Экспериментальное исследование психологических аспектов самореализации современной женщины в семье / Е. А. Сорокоумова, М. О. Вахрушина // Известия Самарского научного центра Российской Академии. – 2013. – № 2-2, Т. 15. – С. 403-408.
46. Франкл, В. Доктор и душа / В. Франкл. – СПб.: Ювента, 1997. – 245 с.
47. Цариценцева, О. П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг: монография / О.П. Цариценцева. – Оренбург : Изд-во РИО ОУНБ им. Н. К. Крупской, 2009. – 186 с.
48. Цымбалюк, А. Э. Характеристика основных проблем психологии карьерного развития / А. Э. Цымбалюк // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 2. – С. 11-16.
49. Чернышев, Я. Л. Понятие «профессиональная карьера»: потребностно-мотивационная характеристика / Я. Л. Чернышев // Мир психологии. – 2008. – № 2. – С. 221-232.
50. Щелокова, Е. Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Г. Щелокова. – Челябинск, 2012. – 22 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты