Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника»
по дисциплине: «Психология»
2019
251.00 BYN
Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля».
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля».
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
1.1 Понятие детско-родительских отношений в психологии
1.2 Особенности взаимодействия родителей с младшим школьником
1.3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
2 Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по совершенствованию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Качественные характеристики детско-родительских отношений являются важным фактором, который оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка. В процессе семейного взаимодействия развиваются познавательные способности ребенка, формируется его личность, самооценка, овладение морально-этическими нормами, моделями поведения, выбор и освоение социальных ролей и др. Родители для ребенка выступают как заботливые воспитатели, обеспечивающие его безопасность, и как агенты социализации, ответственные за обучение его автономии.
Ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью, с одной стороны, а с другой, ребенок является объектом воспитательного и педагогического влияния и воздействия со стороны родителя. Семья играет одну из самых важных ролей в интеграции ребёнка в общество, в адаптации ребёнка к окружающему миру. Важным для становления личности ребёнка является стиль взаимодействия взрослых друг с другом, способы обращения взрослых с самим ребёнком. Младшие школьники в свойственных им поступках и формах поведения подражают своим близким и усваивают модели поведения взрослых.
При поступлении в школу в жизни ребенка происходят довольно значительные изменения во взаимоотношениях его с окружающими людьми, так как изменяется его социальный статус – он становится школьником. В его жизни появляются не только сверстники с аналогичным статусом, но и особенный значимый взрослый – учитель, отношения с которым ребенок выстраивает иначе, чем с воспитателем в детском саду. Этот значимый взрослый может даже «конкурировать» с родителями, отношения с которыми также изменяются, потому что при поступлении ребенка в школу родители включаются в решение задач, актуальных именно для данной стадии развития семьи, связанные например, с подготовкой уроков, взаимодействием с учителями и школьной администрацией. В младшем школьном возрасте, в частности, появляются новые возможности для стимулирования умственного развития ребенка. Это происходит через процесс отношений с другими людьми, особенно с родителями. Усердие, дисциплина младшего школьника, то, как он принимает правила школьной жизни, достижения или неудачи в процессе обучения влияют на всю систему и концепцию детско-родительских отношений, но одновременно и «задаются» этой системой.
Многие психологи-консультанты, характеризуя психологические проблемы детей, отмечают, что практика консультирования всё чаще сталкивается со снижением продолжительности и обеднением содержания общения в семье, нехваткой теплоты и понимания, внимательного отношения друг к другу. Исчезают совместные формы полезной деятельности, общий досуг ребёнка и взрослого. Личностное, индивидуальное и познавательное общение всё чаще занимают его узко прагматические формы, а именно, темы общения по поводу быта и обихода, режима дня, контроля над успеваемостью. А одобрение и поощрение детей происходит часто в материальных формах.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Понятие детско-родительских отношений в психологии
Отношения между ребенком и родителем являются самой важной подсистемой семейных отношений как целостной системы и устанавливаются как непрерывные, долгосрочные и опосредованные по возрасту отношения между ребенком и родителем. Формирование, развитие и функционирование детско-родительских отношений и их психологические характеристики устанавливаются в самой семье. В свою очередь, сущность детско-родительских отношений отличает семейно-групповые отношения и взаимодействия от отношений в других групповых сообществах и, в то же время, подчиняется ряду законов, которые свойственны системе отношений человека [18, с. 72].
В то же время, детско-родительские отношения можно определить как независимую систему отношений между взрослым и ребенком, которые находятся в непосредственных взаимоотношениях. Они возникают с появлением в семье ребенка и в процессе взаимодействия родителя и ребенка, имеют свою динамику и специфику. По мере взросления детей и изменения возраста родителей отношения «родитель-ребенок» превращаются в отношения «родитель-дочка» или «родитель-сын», но при этом основой этих отношений остаются отношения между ребенком и родителем.
Специфика взаимодействия между родителями и детьми заключается в том, что такое взаимодействие имеет двусторонний характер. Обе стороны, как родитель, так и ребенок, активно формируют и обуславливают систему взаимоотношений. Однако такие взаимоотношения по своей природе являются неравноценными, и более важная роль в процессе их формирования принадлежит родителям. Именно по причине этого детско-родительские отношения часто сводятся к взаимоотношениям родителей со своими детьми. Такое одностороннее понимание детско-родительских отношений является наиболее распространенным в отечественной и зарубежной психологии, что приводит, в частности, к изучению типа, детерминант и причинам нарушений отношения родителей к своим собственным детям. Так, Б.Ю. Шапиро, обобщая детерминанты отношений «родитель – ребенок» в различных понятиях, выделил следующее:
- особенности личности родителя;
- личностные и клинико-психологические особенности;
- этнологические факторы;
- социокультурные детерминанты;
- особенности внутрисемейных отношений [46, с. 65].
Наблюдения и исследования о влиянии нарушенных родительских отношений с детьми убедительны и показательны. Лишение родительских прав, прежде всего, материнских, рассматривается как конечный вариант нарушенных родительских отношений и поведения. Так, дети, которые воспитываются в детских учреждениях без материнской (родительской) заботы и привязанности, характеризуются более низкими интеллектуальными возможностями, эмоциональной незрелостью и заторможенностью в психическом и личностном развитии. Они отличаются повышенным уровнем агрессивности в отношениях со сверстниками, отсутствием избирательности и постоянством эмоциональной привязанности к взрослым людям. Жизнь в такой среде приводит к сокращению спектра убеждений о доверии [37, с. 221].
Детско-родительские отношения представляют собой самый важный компонент психического развития и социализации детей и характеризуются следующими параметрами:
- Характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь); со стороны ребенка – ласка и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон.
- Мотивы воспитания, материнства и отцовства. Под родительством понимается целостное психологическое воспитание личности (отца и матери), которое включает в себя совокупность ценностных ориентаций, установок, ожиданий, родительских чувств, установок и позиций, стиля семейного воспитания.
- Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему со стороны родителя.
- Степень вовлеченности родителя и ребенка в отношения.
- Стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства.
- Способ решения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка самостоятельности ребенка.
- Социальный и родительский контроль: требования и запреты, их содержание и количество; метод контроля; санкции (поощрение и усиление).
- Степень стабильности и последовательности (непоследовательности) семейного воспитания [27, с. 132].
Отношения в семье между родителями и ребенком основываются на родительской любви и привязанности к родителям с самого рождения. Эмоциональное отношение родителей к ребенку определяется как родительская любовь. По мнению Э. Фромма, материнская любовь безоговорочна и безусловна: ребенка любят просто за то, что он есть, материнская любовь не нуждается в достижениях. Сама мать должна верить в жизнь, не беспокоиться, только тогда она сможет передать ребенку чувство безопасности. Любовь отца, по сравнению с любовью матери, – это обусловленная любовь, она необходима и может быть заслужена успешным исполнением обязанностей, порядком в бизнесе, безупречной дисциплиной [39].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель данной дипломной работы состоит в выявлении особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему и подобрать методы исследования.
На основном этапе в соответствии с анализом научных данных было проведено эмпирическое исследование, направленное на их изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника.
На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, анализу и интерпретации.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 8 города Пинска».
Выборка исследования: 60 учащихся младшего школьного возраста – учащиеся 2-4 классов, а также их родители (отцы и матери):
- первая группа – 30 детей из однодетных семей;
- вторая группа – 30 детей из малодетных семей (два ребенка).
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
2. Методика Рене Жиля.
3. Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
Кратко опишем подобранные методики.
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на который необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. Текст и стимульный материал к методике представлены в Приложении А.
2. Методика Рене Жиля.
Методика направлена на изучение социальной адаптации ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, восприятия им внутрисемейных отношений, некоторых особенностей его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, что дает возможность, влияя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Методика состоит из 42 заданий, среди которых 25 рисунков детей или детей и взрослых, короткий текст, объясняющий изображенную ситуацию и вопрос субъекту, и 17 текстовых заданий. Ребёнок, глядя на картинки, отвечает на вопросы, показывает место, которое он выбрал для себя на картинке, рассказывает, как он будет вести себя в той или иной ситуации, или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Текст и стимульный материал к методике представлены в Приложении Б.
3. Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
Методика дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя методику «Кинетический рисунок семьи», следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений. Методика «Кинетический рисунок семьи» состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения методики ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования (А 4), карандаши и ластик. Текст и стимульный материал к методике представлен в Приложении В.
Для оценки достоверных различий между выборками применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используют для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, которые измерен количественно. Чем меньше значение критерия, тем выше вероятность, что различия между значениями признака в выборках достоверны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения являются ключевым компонентом человеческой жизни и могут рассматриваться с точки зрения организации системы в силу их многокомпонентности, многофункциональности и детерминированности различными факторами. Детско-отцовские отношения традиционно рассматривались как динамическая система, которая возникает в результате интеграции подсистем родительства и детских отношений. В период младшего школьного возраста у детей наблюдается признаки взрослого поведения: младшие школьники становятся более независимыми и самостоятельными, у них формируется чувство ответственности, появляется рассудительность, которая требует противопоставления своего собственного намерения или желания просьбам родителей.
Детско-родительские и внутрисемейные отношения – это главный фактор развития младшего школьника как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития личности младшего школьника. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей младшего школьного возраста в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: дети начинают опосредованно становиться сознательными и произвольными. Младший школьник постепенно осваивает свои умственные процессы и учится управлять вниманием, памятью и мышлением.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. – М. : Наука, 2000. – 335 с.
2. Авдеева, Н.Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 35–47.
3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д, 2008. – 258 с.
4. Акулина, М.В. Особенности восприятия родитель-ребенок отношений у детей дошкольного возраста при разводе семьи / М.В. Акулина, С.А. Терехин // Психология и право. – 2012. – № 2. – С. 1–14.
5. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова ; под ред. Е.Г. Силяевой. – М. : Академия, 2002. – 192 с.
6. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук : 19.00.10 / Лилия Артуровна Асламазова ; СпбГУ – СПб, 2012. – 24 с.
7. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби ; под ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской ; пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. – М. : Гардарика, 2003. – 447 с.
8. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби ; пер. с англ. – М. : Академический проект, 2004. – 237 с.
9. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия : Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001. – 143 с.
10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
11. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка : психологическая диагностика в медико-психологической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковская, Е.Е. Ромицына. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.
12. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург, 2004. – 400 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2000. – 240 с.
15. Дзукаева, В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек : кросс-культурный аспект / В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова // Национальный психологический журнал. – № 4(16), 2014. – С. 52–63.
16. Дружинин, В.Е. Психическое здоровье детей / В.Е. Дружинин. – М. : Сфера, 2002. – 64 с.
17. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. ; 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 176 с.
18. Захарова, Е.И. Опыт родительства и личностное развитие в зрелости / Е.И. Захарова // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 4. – С. 69–86.
19. Захарова, Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства / Е.И. Захарова // Психологическая наука и образование. – Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ, том 6. – 2014. – № 4. – С. 182–193.
20. Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук : 19.00.05 / Татьяна Валерьевна Казанцева ; МГУ. – М., 2011. – 24 с.
21. Калитеевская, Е.Р. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин // сборник Личностный потенциал : структура и диагностика ; под ред. Д.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2011. – С. 611–641.
22. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 342 с.
23. Кволс, К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания / К. Кволкс. – СПб. : Питер, 2006. – 352 с.
24. Козлов, В.В. Интегративная психология : Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В.В. Козлов – М. : Психотератия, 2007. – 528 с.
25. Конарева, И.Н. Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семья // Психология, 2014. – № 8. – С. 22–29.
26. Крэйг, Г. Психология развития : перевод с англ / Г. Крэйг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
27. Крюкова, Т.Л. Психология семьи : жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – Кострома : РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2005. – 321 с.
28. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага : Авиценум, 2004. – 335 с.
29. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс // учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений – М. : Академия, 2008. – 432 с.
30. Липпо, С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности : автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук : 19.00.01 / С.В. Липпо. – СПб. – 2006. – 24 с.
31. Малер, М., Процесс сепарации – индивидуации и формирование идентичности / М. Малер, Дж.Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – № 2. – С. 12–24.
32. Мамайчук, И.И. Психолого-педагогическая помощь семье / И.И. Мамайчук, Л.А. Киреева. – СПб., 2004. – 198 с.
33. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская // монография – М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж. Урал.гос. ун-т, Фак. психологии. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
34. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
35. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
36. Посохова, С.Т. Образ отца и самоактуализация личности / С.Т. Посохова, С.В. Липпо, Р.В. Манеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, выпуск 3, 2008. – С. 23–30.
37. Психология подростка : учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2006. – 480 с.
38. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб. : Питер 2001. – 416 с.
39. Семья в психологической консультации : Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Педагогика, 2009. – 254 с.
40. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 3–13.
41. Смирнова, М.Н. Особенности детской привязанности как фактор развития суицидального риска / М.Н. Смирнова // Современные проблемы психологии семьи : феномены, методы, концепции. Вып. 5. – СПб. : Изд-во АНО «ИПП», 2011. – С. 79–84.
42. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Г.А. Буткина ; под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М. : Налоговый вестн., 2004. – 316 с.
43. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс : Минтис, 2007. – 266 с.
44. Теория семейных систем Мюррея Боуэна : Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. Бейкер К., Варга А.Я. – М. : Когито-центр, 2008. – 265 с.
45. Ускова, С.А. Взаимосвязь сиблинговых отношений и общения между супругами / С.А. Ускова // Вопросы психологии, 2016. – № 5. – С. 22–36.
46. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – Екатеринбург, 2010. – 312 с.
47. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл. – СПб. : Питер, 2015. – 426 с.
48. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко – М. : ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
49. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб. : Питер, 2013. – 288 с.
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля».
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля».
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты