Правовое регулирование страховой деятельности Республики Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Правовое регулирование страховой деятельности Республики Беларусь»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2019
251.00 BYN
Правовое регулирование страховой деятельности Республики Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Поделиться
Введение
1 Общая характеристика страховой деятельности в Республике Беларусь
1.1 Понятие страховой деятельности
1.2 Развитие и становление страховой деятельности в Республике Беларусь
1.3 Законодательство Республики Беларусь, регулирующее страховую деятельность
1.4 Государственное управление страховой деятельностью в Республике Беларусь
2 Страховые организации в Республике Беларусь
2.1 Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»
2.2 Белорусское бюро по транспортному страхованию
2.3 Коммерческие страховые организации в Республике Беларусь
3 Организация страховой деятельности в Республике Беларусь
3.1 Государственная регистрация и ликвидация страховщиков и страховых брокеров
3.2 Правовое регулирование деятельности страховщиков, страховых брокеров и страховых агентов
3.3 Виды обязательного и добровольного страхования
3.4 Развитие рынка интернет – страхования в Республике Беларусь
3.5 Надзорный контроль за страховой деятельностью в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Предпосылками возникновения института страхования послужили происходившие в жизни людей опасные, непредсказуемые явления и события, которые причиняли им невосполнимые имущественные потери, способные полностью разрушить благополучие тех или иных субъектов гражданского права.
Риск – это объективное понятие, имманентно характеризующее взаимодействие человека с природным и социальным миром, которому противостоит желание и стремление людей уравновешивать, бороться доступными методами и способами, если опасности не устранимы полностью, с их наступившими вредоносными последствиями.
Подобный материальный интерес нашел свое выражение в разработке системы страхования материальных и нематериальных благ.
В основу страхования заложен следующий алгоритм: ставится задача обеспечить максимальное покрытие рисков отдельного лица либо определенного круга лиц, при наступлении для них неблагоприятных обстоятельств, которые могут случиться в отношении имущественных и неимущественных прав физических и юридических лиц. Страхование, благодаря компенсационному принципу при гибели или повреждении имущества и потере здоровья, выступает весомым фактором социально-экономической стабильности.
Более того, устраняя негативные последствия непредвиденных из-за обстоятельств, гарантируя возможность получить обусловленную денежную сумму посредством правового механизма защиты на случай внезапного разрушения, уничтожения имущества, неполучения прибыли, страхование закладывает основу для поэтапного, поступательного развития и повышения благополучия общества.
Страхование дает возможность избежать материальные потери, утрату физических сил и восстановить накопленный опыт и знания. Страхование снижая риски, формирует основу для удовлетворения потребностей граждан и организаций. В связи с этим, значение страхования не ограничивается бытовым восстановлением причиненного вреда, а юридически определяет правовой режим страховой деятельности.
Для минимизации последствий отмеченных опасностей и с целью защиты своих имущественных интересов субъекты гражданского права, объединяют свои усилия и средства, заключая договоры страхования.
Исходя из этого, развитие правового регулирования в области страхования должно быть подчинено принципу сбалансированности интересов страхователей и страховщиков во избежание излишней регламентации и стандартизации. Оно реализуется при формировании подходов к порядку и условиям применения видов обязательного страхования и добровольного страхования.
1 Общая характеристика страховой деятельности в Республике Беларусь
1.1 Понятие страховой деятельности – выравнивание?!
Страхование, если рассматривать в широком смысле, обозначает защиту условий своего существования от вероятных неблагоприятных последствий чего-либо. В таком значении страхование возникло вместе с самим человеком и представляет собой неотъемлемое свойство его природы [3, c. 89].
Напомним, что еще человек, живший в древности, старался запастись пищей, будучи убежденным на собственном опыте, что не каждый день ему получится убить мамонта, однако потреблять пищу в силу потребности своего организма требуется регулярно. Так и появилась такая форма страхования, как «самострахование», либо «страхование себя самого». Суть данного «страхования» состоит в том, что человек по личной инициативе создает запасы материальных и денежных средств, которые позволяют обеспечить свое будущее, и значительно уменьшить, либо вообще избежать последствия того или иного несчастья [23, c. 35].
За последнее десятилетие страхование как отрасль гражданско-правовых отношений приобрело большое значение и популярность не только между коммерческими (частными) и публичными субъектами, но и между людьми.
Страхование – это один из тех финансовых и экономических инструментов, которые призваны обеспечить спокойствие и уверенность людей, как в сегодняшнем, так и в завтрашнем дне. В настоящее время, в отличие от традиционных страховых услуг, на страховом рынке появляются новые виды услуг, обусловленные потребностями населения [45, с. 54].
В частности, такие виды страхования, как:
- страхование от потери работы (безработицы);
- страхование утраты права собственности (титула);
- страхование предпринимательских рисков;
- разнообразие видов и форм накопительного страхования;
- страхование гражданской ответственности перед третьими лицами и др. [45, с. 54].
Такая ситуация придает страхованию статус социально значимого, в том числе и на государственном уровне. Ведь первоначально под страхованием понимается форма финансовой взаимопомощи в случае утраты имущества, болезни, инвалидности, смерти кормильца, а затем она используется специально как специальный термин для разделения и передачи риска утраты имущества.
Страхование является одной из наиболее устойчивых форм финансово-хозяйственной жизни и уходит своими корнями в далекую историю.
Объективная потребность в страховании во все времена обусловливалась тем, что убытки, возникающие вследствие внезапных, случайных разрушительных факторов, неподконтрольных отдельным людям (стихийных сил природы, военных действий, аварий), чрезвычайных ситуаций (пожаров, аварий), преступных действий (кражи, грабежа), собственной неосторожности, не всегда могли быть взысканы с виновного, даже если таковой и был, и приводили к потерям и разорению потерпевших. Только заранее созданный, специальный страховой фонд мог быть источником возмещения убытка [51, с. 42].
Страхование как отрасль финансовой деятельности возникло из разделения общественного труда и развивалось по мере осознания человеком ценности своей жизни, здоровья и имущества. Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, так велико, что резервные и страховые фонды неизбежно создаются в разных организационных формах и служат для разных целей: государственные (госрезервы, внебюджетные фонды социального назначения и т.п.), корпоративные, семейные, личные и, собственно, страховые фонды страховых компаний и обществ взаимного страхования [11, c. 55].
Коммерческое и взаимное страхование играют важную роль в возмещении убытков, и необходимость их развития возрастает с ростом рыночной экономики. Взаимное страхование существует в ряде стран в сфере страхования промышленных рисков и страхования жизни. Страхование защищает имущественные интересы граждан и предприятий от случайного риска, обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности предприятия и непрерывность общественного воспроизводства. Это считается проявлением охранительной функции страхования.
Страхование как система специфических финансовых договорных отношений определяется не только экономическими, но и правовыми (договорными или гражданско-правовыми) и математическими (расчет справедливой цены страховой защиты) и законодательными принципами. Они описывают не только объективные факторы развития природы и общества, но и субъективное восприятие обществом и индивидом природы риска и опасности, психологические и социальные особенности людей.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь № 530 «О страховой деятельности» (далее – Указ № 530) (в ред. Указа № 175 от 11.05.2019 г.) под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет страховых резервов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий) [37].
2 Страховые организации в Республике Беларусь
2.1 Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» – первая страховая организация Республики Беларусь, учредителем которой является Правительство республики. Компания основана в 1921 году, и за прошедшие годы накоплен огромный опыт работы с населением и субъектами предпринимательской деятельности. В рейтинге отечественных страховых компаний предприятие уверенно занимает лидирующие позиции по всем основным показателям [4].
РУП «Белгосстрах» – универсальная страховая организация, осуществляющая социально значимые виды страхования, в рамках действующего законодательства Республики Беларусь. В течение последних лет доля РУП «Белгосстрах» на страховом рынке республики составляет более 60 процентов. В рейтинге отечественных страховых организаций РУП «Белгосстрах» уверенно занимает 1-е место [4].
Социальный характер страховой деятельности РУП «Белгосстрах» заключается в выполнении следующих основных функций:
– обеспечение социально-экономической стабильности в обществе с помощью института страхования;
– инвестиции в экономику государства;
– финансирование профилактических мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления страховых случаев и их материальных последствий [43, с. 74].
Миссия РУП «Белгосстрах» сформулирована следующим образом – оперативное и полное возмещение ущерба имущественным и неимущественным интересам каждого клиента в случае возникновения неблагоприятных ситуаций, исходя из опыта сотрудников и традиций компании.
Цель РУП «Белгосстрах» – защита имущественных интересов субъектов гражданского права при наступлении страховых случаев. При этом компания выступает как инструмент реализации государственной политики в страховой деятельности, а, кроме того, методологический центр отечественного страхового рынка [4].
Основными направлениями деятельности являются:
– страхование культурных ценностей;
– КАСКО;
– добровольное медицинское страхование;
– ипотечное страхование;
– страхование выезжающих за рубеж;
– страхование имущества физических лиц;
– страхование имущества юридических лиц; урегулирование убытков по страхованию имущества и др [4].
При оказании своим клиентам помощи в выборе РУП «Белгосстрах» решает следующие задачи:
1) консультирование по широкому кругу вопросов страхования, оценка рисков, выбор конкретного варианта страховой защиты;
2) предоставление страховых услуг, оценка причиненного ущерба и обеспечение страховой защиты при наступлении страхового случая;
3) финансирование превентивных мероприятий, направленных на снижение степени риска, проводимой страхователем и в его интересах другими организациями.
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, основным видом деятельности РУП «Белгосстрах» является предоставление страховых услуг. Работая как с физическими, так и с юридическими лицами, РУП «Белгосстрах» предлагает своим клиентам более 100 услуг по 74 видам добровольного и обязательного страхования. Специалисты компании постоянно разрабатывают и внедряют новые страховые продукты [4].
РУП «Белгосстрах» осуществляет все виды обязательного страхования, в том числе такие социально значимые, как обязательное страхование зданий, принадлежащих гражданам, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, обязательное государственное страхование военнослужащих, работников органов внутренних дел, прокуратуры, судей, Комитета государственной безопасности.
В данное время РУП «Белгосстрах» представляет собой структуру в виде крупной региональной сети, имеющей филиалы и представительства во всех областях и городах республики и имеет трехуровневую систему управления: аппарат управления (центральный аппарат), филиалы (в каждом районе и Минске) и представительства почти в каждом областном центре и крупном городе [4].
Наличие разветвленной сети из 7 филиалов в областных центрах и Минске и 129 представительств во всех городах и районных центрах, а также устойчивое финансовое положение позволяют защитить интересы клиентов по всей стране. Кроме того, страховые услуги РУП «Белгосстрах» оказывают Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, БПС-Сбербанк, Белвнешэкономбанк, БАМАП, Белпочта и Белтелеком. Таким образом, действующая сеть продаж страховых услуг Белгосстраха превышает более 5000 точек продаж по всей стране [4].
3 Организация страховой деятельности в Республике Беларусь
3.1 Государственная регистрация и ликвидация страховщиков и страховых брокеров
Организация страхования базируется на действии следующих основных принципов:
– демонополизации, предусматривающей деятельность, как государственных страховых организаций, так и страховых организаций других форм собственности;
– конкуренции, побуждающей страховые организации к совершенствованию своей деятельности;
– государственном регулировании, призванном защищать интересы страхователей и общества от некорректных произвольных действий страховых организаций и заинтересовать их в развитии деятельности, полезной для государства;
– информированности, позволяющей страхователю сделать обоснованный выбор страховой организации;
– перестраховании рисков, состоящем в передаче одними страховыми организациями другим части своей ответственности с соответствующим разделением взносов страхователей. Применяется перестрахование при страховании рисков, когда средств одной страховой организации может не хватить на возмещение ущерба;
– надежности и гарантии страховой защиты, базирующейся на юридической и экономической основе. Механизм регистрации страховой организации, лицензирования их деятельности и контроля государства через специальный орган надзора обеспечивает соблюдение интересов страхователей, финансовую устойчивость страховых организаций;
– свободы выбора для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм о объектов страховой защиты [52, c. 56].
Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Беларусь осуществляется по трем направления, которые состоят: во-первых, в установлении ряда требований, которым должны отвечать страховые организации; во вторых, в обеспечении финансовой устойчивости страховщиков и, в-третьих, в осуществлении государственного надзора за страховой деятельностью.
Государственное регулирование страховой деятельности производится путем определения:
1) основных направлений государственной политики в области страховой деятельности;
2) порядка осуществления страховой деятельности в Республике Беларусь;
3) процедур регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;
4) порядка лицензирования страховой деятельности;
5) правил и принципов страхования, перестрахования, тарифной политики;
6) требований к формированию, размещению, использованию страховых резервов и других фондов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховых организаций [12, с. 29].
Прежде всего, следует отметить, что государственное регулирование осуществляется, как правило, с помощью специально создаваемых органов. В Республике Беларусь функции данного органа выполняет Министерство Финансов.
Страховщики и страховые брокеры подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов Республики Беларусь.
Таким образом, создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью является обеспечением выполнения страховыми организациями своих обязательств по договорам страхования, а, как следствие, одним из наиболее важных условий развития страховой отрасли в целом.
Для страховщиков устанавливаются следующие минимальные размеры уставных фондов:
1 млн. евро. – для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни;
2 млн. евро. – для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
5 млн. евро. – для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность [36].
После государственной регистрации страховщик должен постоянно иметь на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей минимальному размеру уставного фонда, указанному выше [37].
Страховая организация, осуществляющая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, не вправе заниматься иными видами страхования. Страховые организации приобретают право на осуществление страховой деятельности, а страховые брокеры – на страховое посредничество со дня получения специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством финансов в порядке, установленном законодательством о лицензировании.
Порядок получения лицензии и требования, предъявляемые к соискателю лицензии, определяются в Указе Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страхование дает возможность избежать материальные потери, утрату физических сил и восстановить накопленный опыт и знания. Страхование снижая риски, формирует основу для удовлетворения потребностей граждан и организаций. В связи с этим, значение страхования не ограничивается бытовым восстановлением причиненного вреда, а юридически определяет правовой режим страховой деятельности.
Для минимизации последствий отмеченных опасностей и с целью защиты своих имущественных интересов субъекты гражданского права, объединяют свои усилия и средства, заключая договоры страхования.
Исходя из этого, развитие правового регулирования в области страхования должно быть подчинено принципу сбалансированности интересов страхователей и страховщиков во избежание излишней регламентации и стандартизации.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Современное законодательство о страховании представляет собой систему нормативных правовых актов, которые обеспечивают регулирование общественных отношений в сфере страхования. При этом все эти нормативные правовые акты можно разделить на общие, специальные и международные. К законодательным актам общего характера относятся Конституция, ГК. К специальным относятся: законы в области страхования, Указы Президента Республики Беларусь, приказы и инструкции страховых организаций.
2. Анализ исторических данных о развитии страхования на территории СССР свидетельствует о недостаточно используемых в настоящее время возможностях удовлетворения потребностей современного общества, предприятий и населения в страховых услугах.
Для повышения уровня доверия населения к страховым организациям необходимо постоянно повышать их капитализацию за счет внутренних и внешних источников и обеспечивать постоянную готовность компенсировать инфляционные потери страхователей за счет инвестиционной деятельности.
3. Важным направлением развития современного страхового рынка является расширение операций по добровольному страхованию, в том числе накопительному страхованию жизни.
В этих целях на государственном уровне необходимо стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни, развитие инфраструктуры страховых организаций, в том числе в малых и средних городах, расширение партнерских отношений страховых компаний с банками и другими институциональными участниками рынка.
1. Абрамов, В. Ю. Страхование : теория и практика / В. Ю. Абрамов. – М. Волтерс Клувер, 2007. – 505 с.
2. Андреев, Ю. Н. Имущественное страхование : теория и судебная практика / Ю. Н. Андреев. – М. : Ось-89, 2008. – 350 с.
3. Архипов, А. П. Страхование. Современный курс : учебник / А. П. Архипов, В. Б. Гомелля, Д. С. Туленты ; под ред. Е. В. Коломина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 446 с.
4. Белгосстрах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bgs.by. – Дата доступа: 28.02.2020.
5. Белов, В. А. Гражданское право : в 4 т. / В. А. Белов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – Т. 4 : Особенная часть. Относительные гражданско-правовые формы, кн. 2 : Иные (не являющиеся обязательствами) гражданско-правовые формы. – 403 с.
6. Белорусское бюро по транспортному страхованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.btib.org/.
7. Белых, В. С. Договор страхования : понятие, форма и содержание / В. С. Белых, И. В. Кривошеев // Юрид. вестн. – 2019. – № 10. – С. 9–20.
8. Болтрушевич, Г. К. Страховое дело : практ. пособие / Г. К. Болтрушевич, Л. А. Глазунова ; М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. ун-т. – Гомель : ГГУ, 2015. – 124 с.
9. Бутков, В. А. Страховое дело : учеб.-метод. комплекс / В. А. Бутков. – М. : Норма, 2017. – 144 с.
10. Галагуза, Р. В. Законодательство в сфере финансово-правового регулирования страховой деятельности / Р. В. Галагуза // Страховое дело. – 2017. – № 10. – С. 15–28.
11. Галаганов, В. П. Страховое дело : учебник / В. П. Галаганов. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2017. – 379, [1] с.
12. Граве, К. А. Страхование / К. А. Граве, Л. А. Лунц ; Всесоюз. ин-т юрид. наук. – М. : Госюриздат, 1960. – 176 с.
13. Гражданский кодекс Респ. Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / [Д. П. Александров и др.] ; Высш. хоз. суд Респ. Беларусь ; под общ. ред. В. С. Каменкова. – Минск : Дикта, 2004. – 1135 с.
14. Гражданский кодекс Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. от 04.05.2019 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Грибанова, Н. А. Состояние и перспективы развития страхования / Н. А. Грибанова // Проблемы развития территории. – 2018. – № 1. – С. 47–51.
16. Европейское страхование в цифрах. Статистика // Страхование в Беларуси. – 2015. – № 2. – С. 8–33.
17. Желиба, Б. Н. Страховое дело : учебник / Б. Н. Желиба. – Минск : МИУ, 2011. – 282 с.
18. Захаров, В. А. Создание юридического лица: правовые вопросы / В. А. Захаров. – М. : Норма, 2002. – 203 с.
19. Инструкция о порядке и условиях образования страховых резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни [Электронный ресурс] : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 17 дек. 2007 г., № 188 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Коваленко, Н. Н. Правовое регулирование страхования в Респ. Беларусь : учеб. пособие / Н. Н. Коваленко. – Минск : РИВШ, 1999. – 399 с.
21. Коломина, Е. В. Страхование : современный курс / Е. В. Коломина.
– Минск : Амалфея, 2015. – 294 с.
22. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
23. Корженевская, Г. М. Страховое дело / Г.М. Корженевская. – Минск: БГУ ГИУСТ, 2016. – 150 с.
24. Кудрявцев, Н. В. Правовое регулирование страхового дела : учеб.-метод. комплекс / Н. В. Кудрявцев, Т. Л. Харковец ; Мин. ин-т упр. – Минск : Изд-во МИУ, 2009. – 265 с.
25. Куприянов, А. Обзор страхового рынка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / А. Куприянов // Infobank.by. – Режим доступа: http://infobank.by/obzor-straxovogo-rynka-respubliki-belarusj/.
26. Лесик, Н. Через призму истории / Н. Лесик // Страхование в Беларуси. – 2016. – № 6. – С. 12–23.
27. Мурина, Н. Н. Страховое дело : учеб. пособие / Н. Н. Мурина, А. А. Роговская. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 245 с.
28. Никитенков, Л. К. Имущественное страхование : учеб.-практ. пособие / Л. К. Никитенков, В. И. Осипов ; Гос. ун-т упр. – М. : Экзамен, 2002. – 286 с.
29. Никулина, Н. Н. Страхование. Теория и практика : учеб. пособие / Н. Н. Никулина, С. В. Березина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 511 с.
30. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
31. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
32. О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 нояб. 2006 г., № 1462 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
33. О некоторых вопросах осуществления страховой деятельности [Электронный ресурс] : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 23 фев. 2007 г., № 34 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
34. О республиканской программе развития страховой деятельности на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 нояб. 2016 г., № 922 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
35. О совершенствовании порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 июня 2000 г., № 339 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
36. О страховании: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 мая 2019 г. №175 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. портал правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
37. О страховой деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 530 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
38. Об утверждении Инструкции о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам [Электронный ресурс] : постановление М-ва экономики Респ. Беларусь, 4 дек. 2012 г., № 107 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
39. Протас, Е. В. Страховое право : учеб. пособие / Е. В. Протас ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. обучения. – М. : Ред.-изд. центр МГИУ, 2000. – 180 с.
40. Рассолова, Т. М. Страховое право : учеб. пособие / Т. М. Рассолова. – М. : Юнити : Закон и право, 2008. – 367 с.
41. Российское гражданское право : в 2 т. / Моск. гос. ун-т, Юрид. фак., Каф. граждан. права ; отв. ред. Е. А. Суханов. – 4-е изд., стер. – М. : Статут, 2015. – Т. 2 : Обязательственное право / [В. В. Витрянский и др.]. – 1206, [1] с.
42. Руденков, И. А. Страховое дело : курс лекций / И. А. Руденков. – Минск : БГУ, 2010. – 459 с.
43. Сахирова, Н. П. Страхование : учеб. пособие / Н. П. Сахирова. – М. : Проспект, 2007. – 740 с.
44. Серебровский, В. И. Избранные труды по наследственному и страховому праву / В. И. Серебровский ; Моск. гос. ун-т, Каф. гражд. права юрид. фак. – [2-е изд., испр.]. – М. : Статут : Консультант плюс, 2003. –556, [1] с.
45. Скамай, Л. Г. Страховое дело : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Скамай, Т. Ю. Мазурина. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 255 с.
46. Статистическая информация о состоянии рынка страховых услуг Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/supervision/stat.
47. Страхование : учебник / [С. Б. Богоявленский и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации ; под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. – М. : Юрайт, 2011. – 827, [1] с.
48. Страхование : учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегород. гос. ун-т ; сост. И. А. Марчева. – Н. Новгород : Нижегород. гос. ун-т, 2012. – 122 с.
49. Страхование : учебник / [Т. А. Архангельская и др.] ; Рос. экон. ун-т ; под ред. И. П. Хоминич. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2011. – 623 с.
50. Страховое дело / М-во образования Респ. Беларусь, Полоц. гос. ун-т ; сост. А. В. Вериго. – Новополоцк : ПГУ, 2004. – 211 с.
51. Страховое дело : учеб. пособ. / М. А. Зайцева [и др.] ; под общ. ред. М. А. Зайцевой, Л. Н. Литвиновой. – Минск : БГЭУ, 2001. – 286 с.
52. Фогельсон, Ю. Б. Страховое право : теоретические основы и практика применения / Ю. Б. Фогельсон. – М. : Норма : Инфра-М, 2012. – 574 с.
53. Шахов, В. В. Введение в страхование : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Шахов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 287 с.
54. Щербаков, В. А. Страхование : учеб. пособие / В. А. Щербаков, Е. В. Костяева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : КноРУС, 2016. – 319 с.
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты