Соотношение ценностных ориентаций и жизнестойкости личности будущих психологов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Соотношение ценностных ориентаций и жизнестойкости личности будущих психологов»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Соотношение ценностных ориентаций и жизнестойкости личности будущих психологов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест жизнестойкости С.Мадди в адаптации Е.Н.Осина и Е.И.Рассказовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Ценностные ориентации» вариант 2 (О.И. Мотков, Т.А.Огнева).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты математико-статистической обработки данных с помощью критерия Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы по формированию ценностных ориентаций и жизнестойкости студентов-психологов.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест жизнестойкости С.Мадди в адаптации Е.Н.Осина и Е.И.Рассказовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Ценностные ориентации» вариант 2 (О.И. Мотков, Т.А.Огнева).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты математико-статистической обработки данных с помощью критерия Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы по формированию ценностных ориентаций и жизнестойкости студентов-психологов.
Поделиться
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций
1.2 Понятие жизнестойкости личности в психологии
1.3 Особенности развития ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у студентов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов-психологов
2.3 Результаты исследования жизнестойкости личности у студентов-психологов
2.4 Анализ результатов исследования соотношения ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у студентов-психологов
2.5 Тренинговая программа для студентов-психологов
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время значительно возросла роль личностного ресурса для вхождения в социальную среду. Для повышения эффективности учебного процесса в вузе важно учитывать систематическое возникновение стрессовых ситуаций, связанных с огромным потоком информации, и те механизмы, которые помогают студенту справиться с подобными ситуациями.
Юношеский возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования жизнестойкости личности, поскольку жизнестойкость может способствовать повышению психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя как специалиста в будущей профессиональной деятельности. Жизнестойкость личности студентов представляет собой интегративное личностное качество, которые активно формируется в процессе обучения в вузе и обеспечивает эффективность профессиональной деятельности и социальной адаптации. Студенческие годы выступают в качестве периода интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление личности в целом. Молодые люди стремятся определить дальнейшие цели и жизненные смыслы, согласно которым они будут осуществлять свою жизнедеятельность и выбирать основные средства для реализации планов.
Жизнестойкость особенно необходима будущим психологам во избежание различных деструктивных изменений личности в результате профессионального выгорания, зачастую свойственного представителям именно данной профессии (Е.С. Асмаковец, С.В. Агафонова, Л.М.Митина, В.Е.Орел, Е.М. Семенова и др.). В этих условиях необходимо рассмотреть жизнестойкость как ключевой ресурс преодоления, систему убеждений, как способность и готовность субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной сложности, контролировать их, управлять ими, уметь воспринимать негативные события как опыт и успешно справляться с ними.
Среди отечественных исследователей проблемой изучения жизнестойкости занимались такие ученые, как Л.И. Анцыферова, Е.В. Медведев, Д.А. Леонтьев, Т.В. Наливайко, В.Г. Никифоров, Р.М. Рахимова, С.Л. Рубинштейн и др. Зарубежными психологами при изучении жизнестойкости преимущественно делается акцент на рассмотрении понятия жизнестойкости с точки зрения связи с адаптацией к стрессу, совладания со сложными жизненными ситуациями, психического и психологического здоровья (Д. Вильямс, С. Кобейса, С. Мадди, В. Флориан и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций
В психологии проблему ценностных ориентаций изучали представители различных психологических школ. В работах З. Фрейда при описании структуры личности упоминаются ценности, возникающие в процессе воспитания в Суперэго ребенка. Оно является хранилищем бессознательных и социально обусловленных установок, эстетических, этических ценностей и норм поведения, выступая предиктором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. С позиций Э. Фромма в качестве основополагающих в формировании ценностных ориентаций выступают процессы ассимиляции и социализации. В рамках бихевиоризме первым, кто обратился к понятию ценности, был Э. Толмэн. При описании направленности реакций индивида и его силы, психолог говорил о привлекательности целевых объектов, определенной его ценности [49, с. 106].
В концепции Дж. Роттера рассматривается понятие ценности подкрепления, которым обозначается та степень, с которой индивид предпочитает одно подкрепление другому при одинаковой вероятности получения. В случае же усреднения подкреплений ценность среднего для основных категорий потребностей психолог обозначил как «ценность потребности». Среди основных потребностей выделяются: потребность в признании, защите, независимости, любви и физическом комфорте. Каждая потребность включает три составляющие: потенциал потребности, ее ценность и свободу деятельности. В сочетании они образуют базу, с помощью которой можно прогнозировать поведение человека. Так, потенциал потребности образуют свобода деятельности и ценность потребности [11, с. 224].
Представители гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) так же уделяли внимание вопросу ценностных ориентаций. По мнению К. Роджерс существует два типа ценностей - непосредственно переживаемые организмом и интроецированные. Первые следует рассматривать как условие сохранения и успешного функционирования организма, а вторая категория ценностей заимствуется из культуры общности, в которой живет индивид [49, с. 107].
С позиций А. Маслоу высшие ценности существуют в самой человеческой природе. Психолог под ценностью понимал избирательную установку, производную от потребностей. Ценности рассматриваются как особый человеческий тип значимости предметов и явлений, которые осмысливаются личностью в процессе оценки людей, общества в целом. При этом, ценности сами по себе обладают собственным содержанием, значением, полифункциональностью. Они представляют собой иерархию характеристик положительного и отрицательного значения [35, с. 74].
В работах В. Франкла понятие ценностей рассматривалось в контексте личностных смыслов. Согласно психологу, переживая определенные ценности, человек обретает смысл жизни, а принятие ответственности за реализацию ценности говорит о повышенной субъективной значимости ценности для человека. Существуют три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (труд), ценности переживания (в частности, любовь), а также ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить) [54, с. 82].
В своей концепции М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно психологу, ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов. Все ценности индивида подразделяются на две группы и могут быть терминальными (связанными с индивидуальным существованием) и инструментальными (связанными со индивидуальным существованием), которые объединяются в системы [12, с. 19].
По мнению Э. Фромма, ценности структурированы и образуют иерархию, в которой некоторые высшие ценности обусловливают все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия. Прежде всего, человеку присуща потребность искать ответы на вопрос о смысле жизни и определять те нормы и ценности, в соответствии с которыми он должен жить и функционировать в обществе [12, с. 20].
Большую роль в изучении проблемы ценностных ориентаций сыграли исследования социальных аттитюдов как склонности индивида к выбору моделей социального поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, М. Смит, Д. Брунер, Р. Уайт, Д. Кац, Т. Шибутани, Г. Мид и др). Под социальными аттитюдами понимаются «программы ситуационного, тактического и стратегического поведения человека по отношению к себе, к ближайшим социальным группам и к обществу в целом». Ценностные ориентации представляют собой социальные установки высшего уровня, отражение фундаментальных социальных интересов личности, выражают субъективную общественную позицию индивидов. Формирование системы ценностных ориентаций суть становление личности как активного субъекта социальной деятельности, а ее непротиворечивость - показатель устойчивости личности, ее зрелости [47, с. 40].
Выводы по главе 1
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме соотношения ценностных ориентаций и жизнестойкости личности будущих специалистов психологов позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной психологии существуют различные подходы к изучению ценностных ориентаций личности. Зарубежные психологии рассматривают ценности в контексте личностных смыслов, потребностей, социальных аттитюдов, а также в качестве руководящих принципов жизни. Отечественные ученые признают, что система ценностных ориентации личности занимает промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Мы придерживается теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, согласно которой ценности – это психологические образование, отражающие степень значимости и реализации целей, подразделяются на внешние и внутренние ценности.
2. Понятие жизнестойкости в психологической литературе рассматривается как личностный ресурс, помогающий сохранить эмоциональное благополучие и снизить риски стресса; как интегральное психологическое свойство личности, развивающееся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями; как интегральная способность к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции. Жизнестойкость проявляется в сложных ситуациях, трудностях и требует мобилизации его жизненных сил, личностных ресурсов для преодоления неблагоприятных обстоятельств жизни. Структурными компонентами жизнестойкости являются включенность, контроль и принятие риска, степень выраженности которых препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить соотношение ценностных ориентаций и жизнестойкости личности будущих специалистов психологов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение ценностных ориентаций и жизнестойкости личности студентов-психологов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования и контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 60 человек. Все испытуемые являются студентами УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». Выборку исследования составили 30 студентов 1 курса в возрасте 17-18 лет и 30 студентов 4 курса 20-21 год. Среди студентов 11 юношей и 49 девушек.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и жизнестойкостью личности студентов-психологов.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» вариант 2 О.И. Моткова и Т.А. Огневой [39] (Приложение Б).
Цель: изучение ценностных ориентаций личности.
Методика основана на теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, согласно которым ценности рассматриваются как психологические образование, отражающие степень значимости и реализации целей, подразделяются на внешние и внутренние ценности.
Испытуемому предлагается оценить значимость, а также степень осуществления возможных 10 жизненных ценностей Оценка утверждений осуществляется по пятибалльной шкале – от 1 до 5 (от очень низкой до очень высокой степени). Среди причин реализации ценностей выделяются: внешние обстоятельства, мои природные данные и собственные усилия. Согласно ключу подсчитываются баллы внешних и внутренних ценностей (среднее значение). Также подсчитывается уровень конфликтности осуществления ценностных ориентаций как разница между значимостью и реализацией ценностей.
2. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [51] (Приложение А).
Цель: изучение уровня жизнестойкости личности как системы убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют индивиду выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Согласно автору методики, «выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий со стрессами и восприятия их как менее значимых».
Шкалы методики:
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Индивид с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности.
Контроль представляет собой «убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован». Индивид с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска – «убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного». Индивид, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.
Опросник включает 45 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение, выбрав дин из вариантов ответов.
Обработка результатов теста. Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3, ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0. Далее подчитывается сумма общего балла жизнестойкости и показателей для каждой из 3 шкал.
Методы математико-статистической обработки данных.
Для оценки достоверных различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Выводы по главе 2
Проведенное эмпирическое исследование соотношения ценностных ориентаций и жизнестойкости личности будущих специалистов психологов позволило выявить следующее:
1. У студентов-психологов 1 курса внешние ценности имеют среднюю значимость, внутренние ценности – высокую значимость. Внешние ценности эти студентами реализуются в средней степени, внутренние ценности – в высокой степени. Они придают среднюю значимость ценностям хорошего материального благополучия, известности и популярности, физической привлекательности и внешности, высокого социального положения и роскошной жизни, высокую значимость – ценностям саморазвития личности, уважения и помощи людям, отзывчивости, заботливых отношений с людьми, творчества, любви к природе. У студентов-психологов 4 курса внешние ценности имеют среднюю значимость, внутренние ценности – высокую значимость. Внешние ценности эти студентами реализуются в средней степени, внутренние ценности – также в средней степени. Они придают среднюю значимость ценностям хорошего материального благополучия, известности и популярности, физической привлекательности и внешности, высокого социального положения и роскошной жизни, высокую значимость – ценностям саморазвития личности, уважения и помощи людям, отзывчивости, заботливых отношений с людьми, творчества, любви к природе.
2. У студентов-психологов конфликтность осуществления ценностей, как внешних, так и внутренних, выражена на низком уровне. Разница между значимостью и реализацией ценностей у них достаточно низкая. Это свидетельствует об оптимальном соотношении значимости и реализации осуществления ценностей студентов-психологов 1 и 4 курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлён теоретический анализ основных подходов к изучению ценностных ориентаций и жизнестойкости личности. В современной психологии существуют различные подходы к изучению ценностных ориентаций личности. Зарубежные психологии рассматривают ценности в контексте личностных смыслов, потребностей, социальных аттитюдов, а также в качестве руководящих принципов жизни. Отечественные ученые признают, что система ценностных ориентации личности занимает промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Мы придерживается теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, согласно которой ценности – это психологические образование, отражающие степень значимости и реализации целей, подразделяются на внешние и внутренние ценности.
Понятие жизнестойкости в психологической литературе рассматривается как личностный ресурс, помогающий сохранить эмоциональное благополучие и снизить риски стресса; как интегральное психологическое свойство личности, развивающееся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями; как интегральная способность к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции. Жизнестойкость проявляется в сложных ситуациях, трудностях и требует мобилизации его жизненных сил, личностных ресурсов для преодоления неблагоприятных обстоятельств жизни. Структурными компонентами жизнестойкости являются включенность, контроль и принятие риска, степень выраженности которых препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Структура ценностных ориентаций в студенчестве обусловлена психологическими особенностями и социальной ситуацией развития. Ценностные ориентации позволяют студенту решать задачи личностного и профессионального самоопределения, принимают участие в формировании профессиональной направленности и идентичности личности, обеспечивают устойчивость жизненной позиции, верность определенным принципам и идеалам. Жизнестойкость личности студента выступает его основным ресурсом адаптации и преодоления трудных ситуаций, связанных с профессиональным становлением. Студенты опираются на качество жизнестойкости, пытаясь преодолеть кризис идентичности. Жизнестойкие студенты характеризуются интернальностью, готовностью к действиям, высокой активностью, низкой ригидностью ориентацией в проблемной ситуации на решение проблемы. Ценностные ориентации и уровень жизнестойкости личности у студентов-психологов обладает своей спецификой.
1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. – М., 2004. – С. 82–90.
2. Алиева, Б. Ш. Ценностные ориентации личности в современной парадигме развития профессионального образования / Б. Ш. Алиева // Вестник Бурятского гос. университета. – 2017. – Вып. 3. – С. 15-21.
3. Бабина, А. А. Роль ценностных ориентаций в самоактуализации личности : современный аспект / А. А. Бабина, Д. Х. Тимшанова, Н. В. Толстова // Новая наука : проблема и перспективы. – 2016. – № 9-2. – С. 101-102.
4. Березкина, О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств будущих специалистов : автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Березкина. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 19 с.
5. Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов. – 2008. – Т.2. – С. 24–27.
6. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов / Н. А. Буравлева Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2. – С. 124-129.
7. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
8. Вагин, С. В. Психология развития в период юности / С.В. Вагин // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5. – С. 68-70.
9. Васильева, Т. В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов / Т. В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 87-90.
10. Внуков, А. В. Ценностные ориентации личности студента как регуляторы социального поведения / А. В. Внуков // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 237-239.
11. Горностай, П. Психологические теории и концепции личности : краткий справочник / П. Горностай, Т. Титаренко. – К. : Рута, 2001. – 320 с.
12. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
13. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
14. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость как психологический феномен / Е. А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 60. – С. 72–78.
15. Ермакова, Е. С. Личностные особенности студентов вуза как основа формирования профессионально важных качеств специалистов / Е. С. Ермакова // Вестник Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 4-1. – С. 131-141.
16. Зеер, Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Э. Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 8. – С. 69–76.
17. Зыбина, Л. Н. Ценностные ориентации студентов в период обучения в вузе / Л. Н. Зыбина // Философия образования. – 2015. – № 1. – С. 75-84.
18. Иванова, К. С. Особенности жизнестойкости у студентов / К. С. Иванова // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 12. – С. 65-66.
19. Калашникова, М. Б. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков / М. Б. Калашникова, Е. В. Никитина. – 2017. – № 4. – С. 51–56.
20. Карелкин, Е. Н. Социально-психологические особенности студенческой молодежи / Е. Н. Карелкин // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2014. – № 2. – С. 155-157.
21. Каширский, Д. В. Психология личностных ценностей : автореф. дис. … докт. психол. наук / Д. В. Каширский. – М. : РГМУ, 2014. – 58 с.
22. Кобзев, Р. А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студентов с разным уровнем интеллекта / Р. А. Кобзев // Инновационные образовательные технологии. – 2012. – № 4 (32). – С. 42-46.
23. Ковалев, Д. С. Жизнестойкость личности : теоретическое обоснование и реализация в педагогической практике / Д. С. Ковалев, М. П. Тырина // Научная интеграция : сборник научных трудов. – Астрахань, 2016. – С. 964–968.
24. Кондратенко, И. В. Особенности ценностных ориентаций студентов / И. В. Кондратенко, В. Ю. Могилевская // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2013. – № 3. – С. 109-117.
25. Кузьмин, М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. Ю. Кузьмин. – Иркутск, 2012. – 24 с.
26. Лавринович, Т. М. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации / Т. М. Лавринович // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2014. – № 4. – С. 27–36.
27. Ларионова, Л. А. Формирование профессиональных ценностей будущих психологов на базе деятельности студенческого центра психологической помощи (профессионального инкубатора) / Л. А. Ларионова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 5. – С. 398-404.
28. Леоненко, Н. О. Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов / Н. О. Леоненко, К. С. Чечулина // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – № 2. – С. 170-172.
29. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
30. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. – М. : Смысл, 2006. – 63 с.
31. Логинова, М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М. В. Логинова // Вестник Московского ун-та МВД России. – 2009. – № 6. – С. 19–22.
32. Логинова, М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. В. Логинова. – М., 2010. – 26 с.
33. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал, 2005. – № 6 – С. 85–112.
34. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
35. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. – М. : Эксмо-пресс, 2002. – 272 с.
36. Медведева, Е. В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е. В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2008. – Вып. 2. – С. 172–177.
37. Миронова, А. В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А. В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378-383.
38. Михалко, Н. Н. Психологические особенности личности студента / Н. Н. Михайлко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1. – С. 229-233.
39. Мотков, О. И. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology .rsuh.ru/motkov.htm.
40. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации : понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
41. Наливайко, Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Наливайко. – Челябинск, 2006. – 17 с.
42. Никитина, Е. А. Жизнестойкость как личностный ресурс студента в условиях высшей школы / Е. А. Никитина // Известия ЮЗГУ. – 2014. – № 2. – С. 79-85.
43. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
44. Попованова, Н. А. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза / Н. А. Попованова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 32-38.
45. Постникова, М. И. Особенности жизнестойкости молодежи / М. И. Постникова // Научный диалог. – 2016. – № 1. – С. 298–310.
46. Почтарева, Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности : сущность, детерминант, механизмы развития / Е. Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. – 2017. – Вып. 4. – С. 563-575.
47. Светлова, М. В. Ценностные ориентации личности как фактор преодоления поведенческих стереотипов в образовательном учреждении / М. В. Светлова // Наука и современность. – 2016. – № 49. – С. 37-43.
48. Сова, Ю. И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям : автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. И. Сова. – Тамбов, 2009. – 22 с.
49. Сорокоумова, Е. А. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры / Е. А. Сорокоумова, Д. С. Фадеев // Известия Самарского научного центра РАН. – 2015. – № 1. – С. 106-109.
50. Тарасевич, И. В. Ценностные ориентации современного студенчества / И.В. Тарасевич // Образование и наука. – 2012. – № 2. – С. 60-68.
51. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psycabi.net/testy/563-test-zhiznestojkosti-metodika-s-maddi-adaptatsiya-d-a-leonteva.
52. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей научно-практической конференции. – Минск : БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
53. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности : монография / А. Н. Фоминова. – М. : Прометей, 2012. – 152 с.
54. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Смысл, 2005. – 368 с.
55. Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
56. Циринг, Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков / Д.А. Циринг // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 336–342.
57. Шевченко, Я. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов ВУЗа / Я. Ю. Шевченко // Концепт. – 2013. – № 7 (23). – С. 1-6.
58. Шнейдер, О. В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–7. – С. 52-53.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест жизнестойкости С.Мадди в адаптации Е.Н.Осина и Е.И.Рассказовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Ценностные ориентации» вариант 2 (О.И. Мотков, Т.А.Огнева).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты математико-статистической обработки данных с помощью критерия Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы по формированию ценностных ориентаций и жизнестойкости студентов-психологов.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест жизнестойкости С.Мадди в адаптации Е.Н.Осина и Е.И.Рассказовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Ценностные ориентации» вариант 2 (О.И. Мотков, Т.А.Огнева).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты математико-статистической обработки данных с помощью критерия Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание тренинговой программы по формированию ценностных ориентаций и жизнестойкости студентов-психологов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты