Природоведческий туризм в Гродненской области: особенности и перспективы его развития
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Природоведческий туризм в Гродненской области: особенности и перспективы его развития»
по дисциплине: «Туризм и гостеприимство»
2020
251.00 BYN
Природоведческий туризм в Гродненской области: особенности и перспективы его развития
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Туризм и гостеприимство
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 2 ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2.1. Сущность природоведческого туризма
2.2. Особенности развития природоведческого туризма
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Особенности развития природоведческого туризма в Гродненской области
3.2. Туристический потенциал природоведческого туризма в рамках развития безвизового движения
ГЛАВА 4 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
4.1. Кластерная модель организации природоведческого туризма
4.2. Природоведческая экскурсия «Августовский шлях»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие туризма является одной из наиболее заметных тенденций социально-экономической жизни Республики Беларусь в начале XXI в. Этот процесс особенно примечателен тем, что осуществляется в стране, которая не имеет выхода к морю и горных систем, традиционно не специализировалась на организации отдыха и путешествий, а также серьезно пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Тем не менее, Республика Беларусь в последнее десятилетие демонстрирует устойчивые темпы роста туристической отрасли.
Современный туризм характеризуется большим разнообразием форм, видов и направлений, что позволяет практически любой стране найти свою нишу на глобальном туристическом рынке. В Республике Беларусь наиболее популярными видами туризма являются санаторно-курортный туризм, культурно-познавательный туризм, агроэкологический туризм и спортивный туризм. В последние годы заметных успехов достигли медицинский туризм и событийный туризм. Идет процесс становления промышленного туризма.
Развитие любого вида туризма требует наличия в стране определенных туристических ресурсов. Республика Беларусь традиционно обладает богатыми природными туристическими ресурсами. Конечно, речь не идет о традиционной основе массового коммерческого туризма – комбинации природных туристических ресурсов по принципу «море – горы». Однако, страна обладает не менее привлекательными природными туристическими ресурсами, связанными с большими территориями почти не тронутой человеком аутентичной европейской природы. Почти 40 % территории Беларуси заняты лесами, включая самый древний сохранившейся европейский лес – Беловежскую пущу, внесенную в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По белорусской земле протекает около 20 000 рек, включая такие крупные водные артерии, как Днепр, Западная Двина, Неман, Припять и другие. На территории страны находятся почти 11 000 озер, включая легендарные Свитязь и Нарочь. Уникальной природной жемчужиной мирового масштаба является Полесье – крупнейший в Европе болотный регион, с незапамятных времен сохранивший особую экосистему и самобытные этнокультурные традиции.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Природоведческий туризм является одним из наиболее известных видов туризма. По меньшей мере, с середины XIX в. в странах Западной Европы получили популярность путешествия с целью непосредственного ознакомления с уникальными природными местами и удивительными явлениями природы. Долгое время наиболее популярной дестинаций, связанной с природоведческим туризмом, являлась Швейцария, которая располагала уникальными горными ландшафтами – самой высокой горной системой Европы – Альпами. Популярность отдыха в горах была так велика, что вскоре соседние государства – Австрия, Франция, Италия и Германия (Бавария) – стали предлагать свои варианты отдыха в горах. Региональными аналогами альпийских курортов стали Карпаты для стран Восточной Европы и Кавказ для подданных Российской империи [7, c. 45].
После Первой мировой войны (1914–1918) стал быстро набирать популярность отдых на море, который предполагал не только загар и купания, но также и морские прогулки вдоль побережья, с целью ознакомления с красотами приморских пейзажей. Именно в это время сформировался классический идеал природных туристических ресурсов – комбинация «море – горы», которая по сегодняшний день считается идеальной для развития массового туризма.
Собственно о природоведческом туризме можно говорить лишь со второй половины ХХ века. В это время большинство стран Западной Европы и Северной Америки преодолели негативные последствия двух мировых войн и полностью завершили процессы индустриализации и урбанизации. Для относительно обеспеченных жителей крупных промышленных городов Запада природоведческий туризм стал единственной возможностью приобщиться к утраченной навсегда жизни в единении с природой, а также шансом на непосредственное знакомство с природным богатством и разнообразием. В это время расширяется содержание понятия природоведческого туризма. Если раньше оно ограничивалось только эстетическими качествами натуральных пейзажей и ландшафтов, то теперь в него включается все разнообразие флоры и фауны на определенной территории. В качестве критерия качества туристических ресурсов, лежащих в основе природоведческого туризма, выступает их первозданность и отсутствие влияния человека – каких-либо антропогенных нагрузок на посещаемой территории. Этим требованиям к природоведческому туризму на рубеже XX–XXI вв. могли соответствовать только охраняемые природные территории – национальные парки, заповедники и заказники. Однако, большинство из них рассматривает организацию туристско-экскурсионной деятельности как второстепенное направление своей работы, по сравнению с сохранением, приумножением и изучением природного достояния. Дилемма между природоохранными задачами учреждений и организаций, в ведении которых находятся наиболее привлекательные природные туристические ресурсы, и коммерческим характером современного туризма определяет проблематику большинства научных работ, посвященных актуальным вопросам развития природоведческого туризма [12, c. 13-14].
Указанная проблема получила достаточно широкое освещение в научной литературе. Необходимо отметить работу Т. В. Архипенко и Г. В. Дудко «Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий», в которой авторы рассматривают широкий спектр вопросов, связанных с организацией природоведческого туризма. В первую очередь речь идет о регулировании допустимых антропогенных нагрузок на природоохранных территориях, которые бы, с одной стороны, не угрожали естественным биоценозам, а с другой стороны, обеспечили бы доступ туристов к наиболее привлекательным природным туристическим ресурсам. Авторы справедливо отмечают, что помимо очевидного коммерческого эффекта от организации природоведческого туризма, связанного с привлечением внебюджетных средств, существуют и весьма важные косвенные эффекты, связанные с популяризацией природного наследия и воспитания бережного отношения к природе [1, с. 66–67].
Аналогичные проблемы при изучении биологического разнообразия Беларуси затронул коллектив белорусских ученых под руководством А. В. Козулина. Исследователи пришли к выводу, что Беларусь обладает уникальными природными туристическими ресурсами, которые способны стать основой для формирования привлекательного туристического продукта. В первую очередь, речь идет о лесных и болотных биоценозах, не имеющих аналогов в Европе. Следует отметить, что вопросы организации собственно природоведческого туризма остались за пределами внимания ученых, которые сконцентрировались на описании природного биоразнообразия Беларуси.
ГЛАВА 2 ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2.1. Сущность природоведческого туризма
Зарождению природоведческого туризма способствовали определенные факторы. Глобализация и экономический рост привели к увеличению мегаполисов, населения которых, устав от шума и суеты, устремились в уголки тихих природных ландшафтов. Началось развитие массового неконтролируемого туризма. Возник дисбаланс между путешествующими туристами и природой. Это привело к негативным последствиям, природные ресурсы истощались, нанесен большой вред экологии. Назрела острая необходимость создания организованного туризма с рациональным использованием природных ресурсов. Так возник природоведческий туризм.
По определению мексиканского экономиста Г. Цебалосса-Ласкурейна, впервые в 1980 г. употребившего понятие «природоведческий туризм», экотуризм означает: «сочетание путешествия с бережным отношением к природе и позволяет объединить радость знакомства и изучения образцов флоры и фауны с возможностью содействовать их защите» [5, c. 34].
Понятие природоведческий туризм – это, прежде всего ответственность человека за сохранение природы, ее защиты и бережного отношения к ней. Экологи считают: «природоведческий туризм – это разновидность природного туризма, основной целью которого является экологическое просвещение туристов при условии минимального воздействия на природные комплексы».
По определению Международного союза охраны природы, понятие природоведческий туризм определяется, как путешествие по заповедным и природным территориям с целью созерцания и изучения природных ландшафтов, растительного и животного мира, культурных достопримечательностей. При этом каждая туристическая фирма несет ответственность за сохранение природы, оказывает мягкое воздействие на окружающую среду, так как нет таких видов туризма, которые бы не наносили ущерб природе, а также привлекает местное население в социально-экономическую деятельность. Понятие природоведческий туризм, по мнению Т. К. Сергеевой, характеризуется следующим образом: «посещение уникальных природных территорий, мало затронутых хозяйственной деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения; повышение уровня экологической культуры всех участников туристского процесса и повышение жизненного уровня местного населения, соблюдение природоохранных норм и технологий при реализации природоведческих туров и программ».
По определению В. Б. Поздеева природоведческий туризм это один из видов рекреационного туризма. Однозначного мнения нет, так, как и природоведческий и рекреационный туризм в своем развитии используют природные ресурсы. Таким образом, само понятие природоведческий туризм включает в себя все формы природного туризма, где туристы приобщаются к природе, наблюдают за ней. Природоведческий туризм, сравнительно новое туристское направление, имеющее свои определенные цели и задачи [13, c. 54].
Основные цели природоведческого туризма заключаются в следующем:
1. Взаимосвязь человека с природой;
2. Экологическое образование;
3. Ответственность человека за сохранение природы;
4. Соблюдение этических норм поведения, находясь на отдыхе;
5. Обеспечение полноценным отдыхом туристов в условиях естественной природной среды;
6. Восстановление здоровья человека, используя лечебные воды и грязи.
К числу задач природоведческого туризма следует отнести:
1. Приобщение и стимулирование общение туристов с природой более организованным способом путешествий, создавая маршруты, туры и т.д.;
2. Бережное отношение к природе, взаимосвязь природоведческого туризма с природными ресурсами;
3. Развитие социально-экономической базы недолжно негативно сказываться на природе;
4. Отдых и развлечение туристов сочетать с экологическим просвещением и формировать у туриста такого понятия, как взаимосвязь человека с природой;
5. Уважение культуры и быта местного населения, заботясь о их сохранении;
6. Развитие природоведческого туризма должно быть экономически эффективным;
7. Природоведческий туризм должен занимать достойное место в туристической индустрии [15, c. 44].
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Особенности развития природоведческого туризма в Гродненской области
Туристский потенциал Гродненского района базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы, уникальности историко-культурного наследия и состоит из объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.
В Гродненском районе проводится значительная работа по выполнению Указа Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2017 г. № 462 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», Плана мероприятий по совершенствованию туристического сервиса в г. Гродно и Гродненском районе, утвержденного решением Гродненского облисполкома от 29 марта 2018 года № 170, Плана развития Августовского канала на 2016–2020 гг., утвержденного решением Гродненского облисполкома от 8 апреля 2016 года № 170, Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016–2020 гг.
Согласно статистическим данным государственной статистической отчетности объем экспорта туристических услуг без учета экспорта организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления в Гродненском районе за 2018 год составило 116,8 % (план 112,3 %). Основными экспортерами услуг являются: санатории «Озерный», «Поречье», туристско-оздоровительный комплекс «Пышки».
В Гродненском районе агротуризм рассматривается как важная составляющая экономики, которая призвана в максимальной степени задействовать природный и человеческий потенциал белорусской деревни на благо её жителей, всех граждан республики и многочисленных зарубежных гостей. На сегодняшний день на территории района зарегистрировано 94 субъекта агроэкотуризма, в 2019 году 9 субъектов. Владельцы агроусадеб являются победителями и участниками областных и республиканских конкурсов [23, c. 45].
Историко-культурное наследие района представлено 181 объектом, которым в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О культуре» и на основании решений Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь присвоены статусы и категории историко-культурной ценности. Возможность представления историко-культурного наследия обзору туристов реализуется путем включения их в туристические маршруты.
На сегодняшний день, исходя из пожеланий туристов, на территории Гродненского района разработано и действует 42 туристических маршрута (из них: 20 пешеходных, 13 велосипедных, 8 водных и 1 конный). В Республиканском ландшафтном заказнике «Озёры» действует «Сенсорная экологическая тропа», благодаря которой слабовидящие и незрячие лица могут получить максимум информации об окружающей их природной среде посредством различных органов чувств – через восприятие звуков и запахов, через тактильные ощущения, а также с помощью специальной техники. Экологическая тропа позволяет перевести зрительные образы в форму, доступную для тактильного и аудио восприятия и связать эти образы с экологической просветительской информацией.
Гродненская область обладает значительными природными условиями для развития экотуризма. В данном регионе преобладает умеренный климат, в сравнении с восточными районами Беларуси более влажный, с теплой зимой и прохладным летом. Значительное воздействие на климат области оказывают воздушные массы Атлантики. Однако такую закономерность нарушают внутриматериковые воздушные массы. Зима в области мягкая и короткая, лето долгое и умеренно теплое. Среднемесячная температура воздуха в январе колеблется от –6,6° С в Кореличском и Новогрудском районах до –5° С на юго-западе, в Берестовицком и Свислочском районах. В июле температура достигает +17–18,2°С. Вегетативный период длится 189–200 суток. Годовое количество осадков составляет 520–640 мм (в Новогрудке – 706 мм), 71 % из их приходится на теплую половину года (апрель – октябрь) [13, c. 11–12].
Для области характерен равнинный рельеф (130–190 м над уровнем моря). Центральное положение занимает Неманская низина, вытянувшаяся вдоль Немана. При выходе реки за границы республики в районе Привалки находится самый низкий пункт страны –80 м над уровнем моря. На севере и северо-востоке располагаются Лидская равнина (до 170 м) и Ошмянская возвышенность (до 320 м), на крайнем северо-востоке страны – часть Нарочано-Вилейской низины. На юге и востоке располагаются моренные сглаженные возвышенности: Гродненская, Волковысская, Новогрудская, на которой находится самая высокая точка области – Замковая гора (323 м) [26, c. 67].
ГЛАВА 4 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
4.1. Кластерная модель организации природоведческого туризма
Если рассматривать Беларусь, то природоведческий туризм здесь развивается не так хорошо, как бы этого хотелось. Такая ситуация наблюдалась и в других странах на заре становления этого вида туризма. Однако, во многих местах эффективность его удалось значительно повысить за счет использования кластерных моделей.
Кластер – это новое модное слово, которое пришло к нам из английского языка. В этом языке слово «Сluster» изначально обозначает куст или гроздь. Но современная трактовка его уже меняется. В первую очередь — это группа, команда людей или организаций, в партнерстве работающих на реализацию общей цели. При этом наблюдается синергетический эффект.
Цель создания любого туристического кластера – повышение конкурентоспособности региональных туристических предприятий, которые, как правило, представлены небольшими субъектами хозяйствования, неспособными самостоятельными сформировать целостный и качественный туристический продукт. При этом многие из них могут предложить по отдельности уникальные услуги и/или товары, которые в комплексе, в рамках цельного регионального туристического продукта будут востребованы туристами.
Особенности кластеров, по сравнению с другими формами организации совместной деятельности нескольких партнеров, заключаются в следующем:
- широкий состав участников — большое количество вовлеченных в совместную работу людей, каждый из которых занимается разными видами деятельности;
- кластер может быть разного размера (от территории одного населенного пункта до уровня страны);
- наличие синергетического эффекта (работать в команде выгоднее, чем поодиночке, а конечный результат или продукт будет обладать очевидными конкурентными преимуществами, которые участники кластера никогда не смогли бы достичь поодиночке);
- партнеры по кластеру выполняют разную работу (функции) заранее спланировав их и скоординировав свои действия;
- конкурирующие участники идут на сотрудничество для достижения общих целей [19, c. 43].
Туристический кластер – это группа организаций и физических лиц, участвующих в развитии туристического продукта. Основной целью туристического кластера является формирование и функционирование такого комплекса услуг туристам, который позволял бы получать финансовую выгоду всем его участникам, а также пользу для развития территории. Кроме того, он должен составить хорошую конкуренцию соседним территориям.
Центральным понятием туристического кластера являются привлекательные местные объекты или события. Именно таким туристическим ресурсам принадлежит главная роль в привлечении туристов в сельскую местность. Именно они в наибольшей степени являются основной причиной участия людей в туристских поездках, они заставляют туристов делать свой выбор в пользу той или иной территории. Такие туристические ресурсы позволяют формировать туристический продукт — то, за что туристы готовы платить деньги.
Для успешного развития туризма необходимо провести паспортизацию достопримечательностей территории. Так обычно формируется каталог мест и объектов, интересных для туристов. Причем обычно бывает недостаточно простого их перечня. Нужны описания, фотографии, видео- и аудио- записи, результаты бесед со старожилами, носителями традиций и ремесленных навыков, мнения экспертов.
Во многих районах Гродненской области бытует мнение, что ничего интересного для туристов здесь попросту не осталось. Однако, как показывает опыт, в ряде случаев такое мнение связано лишь с тем, что потенциал этой территории слабо исследован.
В большинстве случаев туристические ресурсы здесь есть. Однако они настолько слабо представлены в информационных материалах, в сети Интернет, что потенциальные туристы либо их не замечают, либо такие ресурсы не являются для путешественников достаточно привлекательными.
Важно понимать еще и то, что некоторые ресурсы, например, озера, крупные реки, леса и заповедники, привлекательны для туристов уже сами по себе. Тогда как другие объекты, например, особые деревья, родники, камни, традиции, ремесла и т.п., требуют интерпретации — рассказа о них, знакомства с легендами и обрядами. Многие такие объекты находятся в трудно доступных местах, и их посещение требует участия местных жителей в качестве проводников. Здесь для эффективного взаимодействия с туристами огромную роль играет человеческое общение, знания, умение увлечь интересным рассказом [18, c. 54].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале XXI века природоведческий туризм становится одним из наиболее популярных и востребованных видов туризма. Этому способствуют объективные процессы развития глобального туристического рынка, связанные как с новыми моделями организации туризма, так и сменой предпочтений и интересов путешественников.
Для Беларуси все эти тенденции открывают широкие перспективы в плане развития природоведческого туризма. Наша страна обладает разнообразными и уникальными природными туристическими ресурсами, которые могут и должны широко использоваться при развитии природоведческого туризма. Для этого необходимо бережное отношение к природе и опора на следующие принципы при формировании тематического турпродукта: учет взаимосвязи человека и природы, акцент на экологическом образовании, ответственность человека за сохранение природы, соблюдение этических норм поведения на отдыхе, обеспечение полноценным отдыхом туристов в условиях естественной природной среды, восстановление эмоционального и физического здоровья человека по итогам путешествия.
С точки зрения туристической отрасли природоведческий туризм предполагает: приобщение и стимулирование общение туристов с природой более организованными способами путешествий, через создание тематических маршрутов и туров, бережное отношение к природе, взаимосвязь природоведческого туризма с природными ресурсами, развитие социально-экономической базы не должно негативно сказываться на природе, отдых и развлечения туристов необходимо сочетать с экологическим просвещением, уважение культуры и быта местного населения, экономическая эффективность развития природоведческого туризма. Лишь при соблюдении этих принципов природоведческий туризм может занять достойное место в туристической индустрии.
Гродненская область обладает большим числом природных туристических ресурсов, которые могут использоваться при формировании туристско-экскурсионных услуг, направленных на развитие природоведческого туризма. Среди наземных природных туристических ресурсов Понеманья выделяются крупные лесные массивы: Беловежская пуща, северная часть этого реликтового лестного массива расположена на землях Свислочского района, Гродненская пуща на пограничье Гродненского и Щучинского районов, Липичанская пуща на территории Мостовского и Дятловского районов, а также Налибокская пуща, которая образует естественную границу между Минской и Гродненской областями.
1. Архипенко, Т. В. Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий / Т. В. Архипенко, Г. В. Дудко // Рекреационная география / Под.ред. А. С. Кускова, В. Л. Голубевой, Т. Н. Одинцовой. – М. : МПСИ, Флинта; 2005. – С. 65–67.
2. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма / А. В. Бабкин – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 252 c.
3. Барчуков, И. С. Методы научных исследований в туризме / И. С. Барчуков. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 224 c.
4. Бизнес в агро- и экотуризме: пособие / А. И. Тарасенок [и др.]. – Минск : [б. и.], 2014. – 380 c.
5. Биологическое разнообразие Беларуси / А. В. Козулин [и др.] – Минск : Kivi, 2015. – 146 с.
6. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков – СПб. : «Невский дом Герда», 2004. – 352 с.
7. Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как объект наследия / Ю. А. Веденин, М. Е. Кулешова // Культурная география /. – М.: Институт Наследия, 2001. – С. 172–190.
8. Вертинская, Т. С. Методология создания региональных туристических кластеров в Беларуси / Т. С. Вертинская, В. А. Клицунова – Минск : ОО «Отдых в деревне», 2014. – 148 с.
9. Ветитнев, А. М. Лечебный туризм / А. М. Ветитнев, А. С. Кусков. – М.: ФОРУМ, 2010. – 592 с.
10. Волкова, Н. В. Туристские ресурсы / Н. В. Волкова, А. А. Кузнецов. – М. : МИИТ, 2003. – 288 с.
11. Гайдукевич, Л. М. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии / Авт.-сост. Л. М. Гайдукевич, С. А. Хомич, Я. И. Аношко и др. – Минск :Аверсэв, 2004. – 252 с.
12. Гайдукевич, Л. М. Туристическая политика Республики Беларусь на современном этапе / Л. М. Гайдукевич // Веснік БДУ. – Сер. 3. – 2011. – № 3. – С. 120–125.
13. Гродненский край приглашает гостей: / (к 70-летию Гродненской области) / сост. М.А. Загидулина (и др.). – Гродно: Гродненская типография, 2014. – 192 с.
14. Дроздов, А. В. Как развивать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков / А. В. Дроздов. – М. :Экоцентр «Заповедники», 2000. – 342 с.
15. Дроздов, А. В. Основы экологического туризма: учебное пособие / А. В. Дроздов. – М. : Гардарики, 2005. – 271 с.
16. Инновационные инструменты продвижения туристических услуг Республики Беларусь: монография / А. И. Тарасенок [и др.]; под ред. Н. И. Кабушкина. – Минск : БГЭК, 2011. – 254 с.
17. Квартальнов, В. А. Туризм / В. А. Квартальнов.– М. : Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
18. Колбовский, Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма / Е. Ю. Колбовский. – М. : Изд. центр «Академия», 2007. – 248 с.
19. Колотова, Е. В. Рекреационное ресурсоведение / Е. В. Колотова. – М. : РМАТ, 1998. – 198 с.
20. Косолапов, А. Б. Теория и практика экологического туризма / А. Б. Косолапов. – Владивосток : ДВГАЭУ, 2003. – 234 с.
21. Кусков, А. С. Курортное дело / А. С. Кусков, А. В. Иванов, И. Я. Яшков, В. Л. Голубева // под ред. А. В. Иванова. – М. : Университетская книга, 2010. – 383 с.
22. Кусков, А. С. Туристское ресурсоведение / А. С. Кусков. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.
23. Локотко, А. И. Историко-культурные ландшафты Беларуси / А. И. Локотко. – Минск : Белорус. наука, 2006. – 470 с.
24. Маринин, М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М. М. Маринин. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 144 с.
25. Николаенко, Д. В. Рекреационная география / Д. В. Николаенко. – М. : Владос, 2003. – 432 с.
26. Основные направления обеспечения безопасности в туризме на современном этапе и их научное обоснование: сборник научных статей / под ред. С. Ю. Житнёва и др. – Орёл : Орловский гос. ун-т, 2011. – 219 с.
27. Официальный сайт ГЛХУ «Волковысский лесхоз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://volkovysk-leshoz.by/.
28. Официальный сайт ГЛХУ «Гродненский лесхоз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grodnoleshoz.by/.
29. Официальный сайт ГЛХУ «Лидский лесхоз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lidaleshoz.by/.
30. Официальный сайт ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novogrudokleshoz.by/.
31. Официальный сайт ГЛХУ «Слонимский лесхоз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slonimleshoz.by/.
32. Официальный сайт ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://npbp.by/.
33. Официальный сайт ГПУ «Республиканский ландшафтный заказник «Озёры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gpu-ozera.by/index.php/ru/.
34. Оценка туристического потенциала регионов Республики Беларуси: спрос, предложение, конкуренция и рыночные тенденции / ГУ «Национальное агентство по туризму». – Минск :Колорград, 2018. – 220 с.
35. Пирожник, И. И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания / И. И. Пирожник. – Минск : Университетское, 1985. – 188 с.
36. Планета идей. Трансграничный трансфер знаний в области привлечения инвестиций для приграничного туризма Польша – Беларусь – Украина: От замысла до реализации / под ред. С. Донских и Р. Зюлковского. – Мн.: ООО «РИФТУР ПРИНТ», 2015. – 300 с.
37. Понеманье и Сувальщина – Сказочный край: путеводитель по белорусско-польскому пограничью / под ред. Я. Борейшо, С. Коледы, В. Ивановского и др. – Белосток : Типография PRO100, 2011. – 144 с.
38. Портал «Дикая природа Беларуси». Wildlife.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wildlife.by/.
39. Потаев, А. Г. Рекреационные ландшафты / А. Г. Потаев. – Минск : БГУ, 1996. – 214 с.
40. Рекомендации по развитию экологического туризма в лесном хозяйстве Беларуси: реестр техн. норматив. правовых актов М-ва лесного хоз-ва Респ. Беларусь, 10 сент. 2008 г., № 000083. – Введ. 01.08.2008 / И. В. Ермонина; ГНУ «Ин-т леса НАН Беларуси» // Науч.-техн. информ. в лесном хозяйстве / М-во лесного хоз-ва Респ. Беларусь, Респ. унитар. предпр. «Белгипролес». – Минск, 2008. – Вып. 9. – 58 с.
41. Ровкач, А. И. Основы ведения лесного и охотничьего хозяйства: учеб. пособие / А. И. Ровкач, М. М. Санкович, Н. Т. Юшкевич. – Минск: РИПО, 2012. – 196 с.
42. Сайт общественного объединения «Зеленая экономика»: Активный отдых в заказниках Беларуси, экотуризм, охота, рыбалка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.itourist.by/.
43. Сергеева, Т. К. Экологический туризм / Т. К. Сергеева. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 324 с.
44. Современные тенденции развития международного туризма в мире и Республике Беларусь в условиях глобализации: материалы междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 20-летию основания каф. междунар. туризма фак. междунар. отношений Белорус. гос. ун-та 12 октября 2018 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол. Л. М. Гайдукевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – 291 с.
45. Статистический ежегодник Гродненской области 2019 / под ред. С. Л. Щирой. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Главное статистическое управления Гродненской области, 2019. – 498 с.
46. Стратегия устойчивого развития экологического туризма в Беларуси / Л. М. Гайдукевич [и др.] ; ред. Л. М. Гайдукевич, С. А. Хомич. – Минск : БГУ, 2008. – 98 с.
47. Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 годы. – Минск: Белсэнс, 2010. – 64 с.
48. Тарасенок, А. И. Виды экологического туризма / А. И. Тарасенок // Туризм и отдых, 2000. – № 4. – С. 21–23.
49. Тарасенок, А. И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси / А. И. Тарасенок. – Минск : ЕГУ, 2003. – 120 с.
50. Тихонова, Т. Ю. Природно-рекреационные ресурсы туризма – составляющая часть туристских ресурсов / Т. Ю. Тихонова. – М. : МИИТ, 2004. – 176 с.
51. Трансграничный экологический туризм: состояние и перспективы развития в приграничье Беларуси и Польши / Т. М. Грибов и др. – Брест : Альтернатива, 2012. – 104 с.
52. Туризм в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития: материалы респ. науч.-практ. конф. (Гродно, 19–20 ноября 2009 г.) / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол. И. И. Веленто и др. – Гродно :ГрГУ, 2011. – 133 с.
53. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник 2019 / под ред. И. В. Медведевой. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 76 с.
54. Туристическая мозаика Беларуси / А. И. Локотко и др. – Минск : Беларус. навука, 2011. – 640 с.
55. Туристская энциклопедия Беларуси / Авт.-сост. И. И. Пирожник, Г. П. Пашков, З. Я. Андриевская, В. Ф. Винокуров, В. И. Ганопольский [и др.]; Под общ. ред. И. И. Пирожника. – Минск : БелЭн, 2007. – 648 с.
56. Ширинкин, П. С. Туристское ресурсоведение: региональные аспекты (Пермский край) / П. С. Ширинкин. – Пермь : Пресстайм, 2011. –323 с.
57. Этналогія Беларусі : традыдцыйная культура насельніцтва ў гістарычнай перспектыве / Т. А. Навагродскі і інш. – Мінск : БДУ, 2009. – 335 с.
58. Этнокультурные процессы Гродненского Понеманья в прошлом и настоящем / А. Вл. Гурко и др. – Минск : Беларуская навука, 2014. – 447 с.
59. Этнакультурныя і прыродныя турыстычныя рэсурсы Гродзеншчыны і Сувальшчыны: энцыкл. давед. / рэд. В. Р. Карнялюк, І. І. Трацяк. – Гродна – Мінск: Беларускі Дом друку, 2014. – 304 с.
60. Якуш, Н. М. История и география туризма в Беларуси: учебное пособие для учреждений высшего образования по специальности «Туризм и природопользование» / Н. М. Якуш; Учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет». – Минск : [БГТУ], 2012. – 114 с.
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты