Профилактика эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Профилактика эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2020
251.00 BYN
Профилактика эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика определения профессионального выгорания К. Маслач.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание программы.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы профилактики эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
1.1. Эмоциональное выгорание: сущность и особенности
1.2. Факторы, признаки и последствия эмоционального выгорания операторов почтовой связи
1.3. Специфика и способы профилактики эмоционального выгорания операторов почтовой связи
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Интерпретация полученных результатов исследования
2.2.1. Анализ результатов методики В.В. Бойко
2.2.2. Анализ результатов методики MBI К. Маслач
Выводы по второй главе
Глава 3. Программа профилактики эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
3.1. Характеристика программы
3.2. Ход и результаты частичной апробации программы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психологии, педагогики, теории социальной работы», социологии, и касается изучения особенностей проявления эмоционального выгорания у операторов почтовой связи с разным трудовым стажем.
Одним из факторов, которые влияют на психическое здоровье работников, является синдром «эмоционального выгорания» (далее – СЭВ). Интерес ученых и практиков к СЭВ вызван тем, что в наше время значительно увеличилось число операторов связи, которые ощущают себя физически и эмоционально уставшими, обессиленными, измотанными, что не лучшим образом влияет на продуктивность работы.
Последствия эмоционального выгорания могут быть продемонстрированы как при психосоматических расстройствах, так и при чисто психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) личностных изменениях. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностного рабочего общения называются «профессиональным выгоранием».
Проблема эмоционального выгорания личности очень важна для «помогающих» профессий «человек–человек». В таких профессиях отрицательные признаки профессиональной деформации личности встречаются намного чаще. Среди них есть и общие признаки для всех профессий: деформация механизмов социального восприятия; появление профессиональных фильтров восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а только как фигур специфических, чисто профессиональных отношений.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу СЭВ и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк.
Среди белорусских авторов, занимающихся изучением СЭВ можно назвать Е.В. Гапанович-Кайдалову, Д.А. Пархоменко, А. Г. Давыдовского и др.
Глава 1. Теоретические основы профилактики эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
1.1. Эмоциональное выгорание: сущность и особенности
Труды, посвященные эмоциональному выгоранию, появились в 1970 годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой – выгорание. Х. Фреденбергер использовал термин «burnout» («сгорание», «перегорание»), который является «характеристикой психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи» [12, с. 92].
Сегодня этот термин иногда переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Также понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Э.Э. Сыманюк, Т.В. Форманюк и др.).
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «эмоциональное выгорание». Так, В.В. Бойко СЭВ считает механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; динамическим процессом, поэтапно проходящим фазы напряжения, резистенции и истощения [2, с. 102].
Н.Е. Водопьянова под СЭВ понимает «личностную деформацию, сложный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [3, с. 443].
В.Е. Орел под СЭВ понимает дисфункцию, вызванную воздействием профессиональной деятельности на личность, наиболее отчетливо проявляющаяся в сфере субъектных видов труда. По мнению автора, оно близко к категории психических состояний и имеет структуру, включающую эмоциональный (психоэмоциональное истощение), мотивационный (цинизм) и оценочный (самооценка профессиональной эффективности) компоненты [4, с. 49].
В работе Т.В. Форманюк СЭВ рассматривается как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми [5, с. 58].
Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию. Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены [6, с. 145].
Итак, большинством специалистов феномен выгорания определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия.
В психологических исследованиях СЭВ принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью (Н.Е. Водопьянова, А.К. Маркова и др.) [7; 8].
Под профессиональной деформацией личности понимается изменение качеств личности (стереотипов восприятия, характера, ценностных ориентаций, способов общения и поведения), происходящие под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности [9, с. 107].
Понятие «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» в современной литературе отождествляются, так как эмоциональное выгорание возникает, в первую очередь, в профессиональной деятельности. Так, Н.В. Самоукина определяет профессиональное выгорание как СЭВ, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека [10, с. 12]. В своей работе А.Н. Баженова отмечает, что понятие «профессиональная деформация» является более широким, чем «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», так как профессиональная деформация включает эти проблемы профессионального развития [11, с. 30].
Выводы по первой главе
Существуют различные подходы к объяснению феномена эмоционального выгорания и определения этого феномена. Понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми. В психологических исследованиях СЭВ принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Профессия оператора почтовой связи связана со значительным риском профессионального выгорания, что определяется достаточно большим количеством факторов, специфических для их деятельности. В деятельности оператора почтовой связи можно отметить большое количество личностных, ролевых, «особого» контингента, организационных, мотивационных, экзистенциальных факторов риска развития СЭВ.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
2.1. Организация эмпирического исследования
С целью выявления особенностей эмоционального выгорания у операторов почтовой связи было проведено диагностическое исследование.
База исследования: отделения почтовой связи г. Бреста №1, №5, №7, №10, №13, №20, №24 и Участок центральной доставки.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 60 человек. Для более дифференцированного подхода к исследованию эмоционального выгорания операторов почтовой связи, вся выборка была поделена на две группы: 30 операторов почтовой связи со стажем работы до 5 лет; 30 операторов почтовой связи со стажем работы более 5 лет.
Задачи эмпирического исследования: (должны соотносится с методиками, приблизительно так...)
1) выявить фазу эмоционального выгорания и выраженность симптомов ЭВ операторов почтовой связи со стажем работы до 5 лет и операторов почтовой связи со стажем работы более 5 лет.
2) выявить особенности проявления СЭВ у операторов почтовой связи со стажем работы до 5 лет и операторов почтовой связи со стажем работы более 5 лет.
Методики исследования:
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (Приложение А).
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 году, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Шкала «напряжение» включает в себя следующие симптомы: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств; 2) неудовлетворенность собой; 3) «загнанность в клетку»; 4) тревога и депрессия. Шкала «резистенция» содержит симптомы: 1) неадекватное эмоциональное реагирование; 2) эмоционально-нравственная дезориентация; 3) расширение сферы экономии эмоций; 4) редукция профессиональных обязанностей. Шкала «истощение» включает: 1) эмоциональный дефицит; 2) эмоциональная отстраненность; 3) личностная отстраненность (деперсонализация); 4) психосоматические и психовегетативные нарушения.
Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответа «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
- методика выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач (Приложение Б).
2. Методика выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач была разработана на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирована Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3–х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
Выводы по второй главе
В эмпирическом исследовании эмоционального выгорания операторов почтовой связи приняли участие 60 человек. Для более дифференцированного подхода к исследованию эмоционального выгорания операторов почтовой связи, вся выборка была поделена на две группы:
- 30 операторов почтовой связи со стажем работы до 5 лет;
- 30 операторов почтовой связи со стажем работы более 5 лет.
Методики исследования: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач.
Исследование показало, что для всех операторов почтовой связи характерно эмоциональное выгорание, которое влечет за собой возникновение тревожности, неблагоприятное самочувствие, плохое настроение, а также снижение активности.
Глава 3. Программа профилактики эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем
3.1. Характеристика программы
Обоснование программы. В настоящее время, современные изменения в политической и экономической и образовательной сфере заставляют предъявлять все более высокие требования к психофизическим особенностям человека.
Исходя из современных данных под «эмоциональным (психическим) выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое наиболее часто проявляется у людей, работающих в социальной сфере [3].
К сожалению, эта проблема становится все более актуальной. Не всегда ее определяют термином – «выгорание», но присущие этому явлению симптомы знакомы всем. Это потеря интереса к изначально любимой работе и немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к клиентам, коллегам, и утрата мотивации и, как следствие, снижение эффективности уровня работоспособности. Иначе говоря, это результаты долговременной стрессовой ситуации, характерные для профессионала, работающего в сфере «человек– человек», в первую очередь, для оператора почтовой связи.
Важнейшей и актуальной проблемой для личностного и профессионального развития современного оператора почтовой связи, остается проблема эмоциональной саморегуляции. Операторы почтовой связи, у которых проявляются симптомы «эмоционального выгорания» испытывают всё больше трудностей адекватно реагировать на происходящие жизненные события. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять организации целенаправленной работы по сохранению психического здоровья операторов почтовой связи, которая должна опираться на формирование и развитие личности профессионала.
Исследование показало, что для всех операторов почтовой связи характерно эмоциональное выгорание, которое влечет за собой возникновение тревожности, неблагоприятное самочувствие, плохое настроение, а также снижение активности.
Также было выявлено значительное преобладание показателей высокого уровня эмоционального выгорания у операторов почтовой связи, которые имеют стаж работы более 5 лет. Нулевой показатель имеет крайне низкая степень выгорания во второй группе, и высокая и крайне высокая степени эмоционального выгорания в первой группе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стаж работы операторов почтовой связи оказывает значительное влияние на формирование и развитие СЭВ. В группе со стажем более 5 лет наблюдаются более существенные психические изменения. Исходя из результатов первичной диагностики возникла необходимость разработки программы профилактики эмоционального выгорания у операторов почтовой связи и частично ее апробировать [30; 31].
Цель программы: снизить степень проявления симптомов СЭВ у операторов почтой связи путем минимизации факторов риска его развития.
Задачи программы:
- развитие навыков и способов эффективного управления стрессом;
- помощь в осознании значимости жизненных целей, актуализация смыслового содержания жизненного пути.
Выводы по третьей главе
Программа профилактики эмоционального выгорания операторов почтовой связи с разным трудовым стажем прошла частичную апробацию на базе отделения почтовой связи г. Бреста №1, №5, №7, №10, №13, №20, №24 и Участок центральной доставки.
Цель программы: снизить степень проявления симптомов СЭВ у операторов почтой связи путем минимизации факторов риска его развития.
В программе приняли участие операторы почтовой связи в количестве 30 человек. Всего было проведено 2 занятия продолжительностью 45 минут каждое, что соответствует особенностям возрастной категории участников программы.
В ходе реализации занятий у испытуемых произошли положительные изменения в симптоматике стрессоустойчивости. Следует отметить, что увеличилось число сотрудников имеющих хороший и отличный уровень стрессоустойчивости, что говорит о развитии таких компонентов как прогнозирование развития жизненных ситуаций, саморегуляция, выдержка и самообладание, выдерживание чрезмерных нагрузок в сложных ситуациях, проявление активности в преодолении стрессовой ситуации, самореализация, личностный рост. Программа профилактики способствовала положительной динамике показателей эмоционального выгорания у специалистов, а также повышению их стрессоустойчивости. В целом, как видим, своевременная психологическая профилактика за счёт повышения у специалистов стрессоустойчивости приводит к снижению негативных последствий эмоционального выгорания.
Заключение
Существуют различные подходы к объяснению феномена эмоционального выгорания и определения этого феномена. Понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми. В психологических исследованиях СЭВ принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Профессия оператора почтовой связи связана со значительным риском профессионального выгорания, что определяется достаточно большим количеством факторов, специфических для их деятельности. В деятельности оператора почтовой связи можно отметить большое количество личностных, ролевых, «особого» контингента, организационных, мотивационных, экзистенциальных факторов риска развития СЭВ.
Основной целью профилактики СЭВ у операторов почтовой связи является достижение их психологического здоровья. Существуют следующие показания к профилактической психологической работе по вопросам СЭВ операторов почтовой связи: неадекватно завышенный уровень притязаний в профессиональной деятельности, экстремально высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность соблюдать дистанцию по отношению к работе. Профилактическая деятельность психолога в рамках СЭВ операторов почтовой связи осуществляется по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии. Профилактика СЭВ возможна через сплочение коллектива отделений почтовой связи и снятие психоэмоционального напряжения. В профилактику СЭВ можно включать следующие методы арттерапии, психогимнастики, тренинга общения.
1. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию СЭВа эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий: сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал / Л. И. Анцыферова. – 1994. – № 1. – С. 45–49.
3. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: СЭВ эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
4. Багрий, М. А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / М. А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
5. Баженова, А. Н. Профессиональная деформация личности психолога / А. Н. Баженова // Интеграция образования. – 2003. – № 2. – С. 145–149.
6. Бердяева, И. А. СЭВ эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И. А. Бердяева, Л. Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 2. – С. 117–120.
7. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
8. Боева, А. В. СЭВ эмоционального выгорания у врачей–психиатров / А. В. Боева, У. С. Москвитина // Научные ведомости Белгородского гос. университета. – 2013. – Т. 22, № 11. – С. 6–12.
9. Бойко, В. В. СЭВ «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
10. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 2006. – 469 с.
11. Болотникова, О. П. О СЭВе эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. П. Болотникова, А. С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5–7.
12. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
13. Васева, Л. Е. Профилактика эмоционального выгорания медицинских работников / Л. Е. Васева, Е. В. Маратканова // Личность в современном мире: сб. научных статей. – Екатеринбург, 2016. – С. 47–54.
14. Водопьянова, Н. Е. СЭВ выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 433 с.
15. Водопьянова, Н. Е. СЭВ психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г. С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
16. Гапанович–Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович–Кайдалова // Современный психолог: вызовы, миссия, призвание: сб. науч. статей. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61–69.
17. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 2014. – 332 с.
18. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
19. Доскин, В. А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В. А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57–62.
20. Ермакова, Е. В. Изучение СЭВа эмоционального выгорания как нарушения ценностно–смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно–историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
21. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. Проект, 2003. – 336 с.
22. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк . – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
23. Иванченко, В. А. Специфика проявления СЭВа эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы / В. А. Иванченко // Science time. – 2015. – № 1 (13). – С. 162–166.
24. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
25. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос–Пресс, 2005. – 352 с.
26. Ковальчук, В. И. Психическое «выгорание» тренеров / В. И. Ковальчук // Сборник тезисов научно–практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
27. Коновалова, О. В. Особенности копинг–поведения у медицинских работников / О. В. Коновалова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 320–325.
28. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд–во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
29. Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
30. Лазарева, Л.А. Особенности СЭВа эмоционального выгорания у медицинских сестер / Л.А. Лазарева, Т.В. Коннова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – № 5. – С. 1514–1516.
31. Лозинская, Е. И. СЭВ перегорания и особенности его формирования у врачей–психиатров: автореф. дис… канд. мед. наук: 14.00.18 / Е. И. Лозинская. – СПб., 2007. – 25 с.
32. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
33. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: «Знание», 2008. – 308 с.
34. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2.
35. Миков, Д. Р. Особенности СЭВа эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара / Д. Р. Миков // Вестник Пермского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 88–97.
36. Милевич, К. С. СЭВ эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
37. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76–97.
38. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
39. Осухова, Н.Г. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания // Помощь помощнику: социально–психологическое сопровождение социальных работников / Под ред. Н.Г. Осуховой. – М.: Изд–во «Амиго–пресс», 2006. – С. 96 – 112.
40. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
41. Петрова, Н. Г. СЭВ эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н. Г. Петрова, В. Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
42. Попова, Е. Г. Конфликты в лечебно–профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.52 / Е. Г. Попова. – Волгоград, 2005. – 20 с.
43. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – №5. – С. 92 – 97.
44. Решетов, Д. Н. СЭВ эмоционального выгорания у медицинских работников: проблемы и перспективы предупреждения / Д. Н. Решетов, А. А. Бельтюкова // Экономика и социум: современные модели развития. – 2016. – № 11. – С. 86–92.
45. Ронгинская, Т.И. СЭВ выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85 – 95.
46. Рыбина, О. В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / О. В. Рыбина. – Санкт–Петербург, 2005. – 19 с.
47. Сазонов, В. Я. Профессиональное выгорание у врачей–онкологов, особенности его формирования и псих профилактика: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 13.00.01 / В. Я. Сазонов. – СПб., 2012. – 22 с.
48. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособ. для студ. непсихол. вузов / Н.В. Самоукина. – 2. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 219.
49. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
50. Семенова, Н. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н. В. Семенова, А. С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37–38.
51. Сидоров, П. СЭВ эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25–32.
52. Станибула, С. А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы / С. А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2016. – № 2 (95). – С. 52–56.
53. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально–обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М: Изд–во МПСИ, 2004. – 320 с.
54. Таткина, Е. Г. СЭВ эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е. Г. Таткина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2009. – Вып. 11. – С. 131–134.
55. Тополянский, В.Д. Психосоматические расстройства / В.Д. Тополянский, М.В. Струковская. – М.: Медицина, 2006. – 384 с.
56. Трунов, Д.И снова о «профессиональной деформации» … / Д. Трунов // Психологическая газета. – 2004. – № 6. – С. 32 – 34.
57. Умняшкина, С.В. СЭВ эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
58. Фельдмн, И. Л. Копинг–стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников / И. Л. Фельдман // Известия Тульского гос. университета. – 2013. – № 2. – С. 25–29.
59. Форманюк, Т. В. СЭВ «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
60. Хазова, С. А. Копинг–ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
61. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
62. Частоедова, И. А. Сравнительный анализ проявлений СЭВа эмоционального выгорания у медицинских сестре различной специализации / И. А. Частоедова, Е. А. Мухачева // Вятский мед. вестник. – 2017. – № 2. – С. 80–84.
63. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
64. Юдина, Е. В. К проблеме СЭВа выгорания у психологов–консультантов: экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.
65. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика определения профессионального выгорания К. Маслач.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты