Комплексная реабилитация пожилых пациентов после операции на желудочно-кишечный тракт
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Комплексная реабилитация пожилых пациентов после операции на желудочно-кишечный тракт»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
251.00 BYN
Комплексная реабилитация пожилых пациентов после операции на желудочно-кишечный тракт
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии, ГУ
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Реабилитационный потенциал личности» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ
1.1 Цели, задачи, предмет реабилитации
1.2 Принципы и основные направления реабилитации
1.3 Виды реабилитации
1.4 Система поэтапной реабилитации больных
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ «МИНСКИЙ НАУЧНО–ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ХИРУРГИИ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ И ГЕМАТОЛОГИИ» В ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ
2.1. Материальное и кадровое обеспечение базы исследования
2.1.1 Материальное и кадровое обеспечение в деятельности ГУ «Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии»
2.1.2 Характеристика контингента больных ГУ «Минский научно–практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии»
2.1.3 Характеристика кадров ГУ «Минский научно–практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии»
2.2 Социально–психологичфеская реабилитация пожилых пациентов ГУ «Минский научно–практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии»
2.3 Медицинская реабилитация пожилых пациентов ГУ «Минский научно–практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья нации – одна из основ ее безопасности. Поэтому здоровье населения, особенно старшего поколения, является приоритетным на государственном уровне. В современном обществе медико-социальная реабилитация оказывается профессионально и является важнейшим аспектом здоровья населения любого государства.
Во всех странах мира, в том числе и в Республике Беларусь, сформированы система государственной помощи населению, в которую включены: социальное законодательство; органы и учреждения, оказывающие медико-социальную помощь; учебные заведения по подготовке специалистов по оказанию медико-социальной помощи.
Глобальной стратегией Всемирной организации здравоохранения является достижение «Здоровья для всех в XXI столетии», провозглашенное в мае 1998 г. Всемирной декларацией по здравоохранению. Декларация подтверждает, что улучшение здоровья и благосостояния является конечной целью усиление справедливости в отношении здоровья [19].
Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», граждане Республики Беларусь [16] независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.
Продлить жизнь человеку возможно не только путем радикального хирургического вмешательства и применения всевозможных лекарственных препаратов, но также с помощью профессионального ухода, создания комфортной психологической обстановки, ежедневной старательной работы с пациентом. От поведения медицинского персонала, а также их умения вселить оптимизм и уверенность в успехе лечения в особой степени зависят настроение и самочувствие пациента, и, непосредственно, качество его жизни. В настоящее время в Республике Беларусь на медперсонал хирургических отделений возложена важнейшая задача – обучение пожилых пациентов и их родственников самоуходу и самоконтролю.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ
1.1 Цели, задачи, предмет реабилитации
Толчок к развитию реабилитации дало время первой и второй мировых войн, поскольку в это время, наука достигает наиболее динамичного развития. В результате достижений в области медицины, санитарии, гигиены значительно снизились заболеваемость и смертность от острых инфекционных заболеваний.
В то же время ускорение научно–технического прогресса, стремительная индустриализация и урбанизация, загрязнение окружающей среды и рост стрессовых ситуаций привели к росту серьезных неинфекционных заболеваний. Увеличивается число пациентов с наследственной и врожденной патологией, хроническими заболеваниями органов дыхания, пищеварительной и мочеполовой систем, аллергическими заболеваниями, травмами и отравлениями. Однако, как и остальное население, пожилые люди перенесшие сложные оперативные вмешательства в том числе приведшие к инвалидности должны иметь физические, социальные и экономические возможности, которые позволяют им, вести полноценную социальную, экономическую и творческую жизнь [8, c. 47].
В.А. Епифанов определяет реабилитацию (от латинского слова «rehabilitatio» – реабилитация трудоспособности) как комплекс медико– воспитательных, физико–медико–профилактических, социально–правовых мер и средств, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больного [10].
Реабилитация – это отрасль современной медицины, которая в своих различных методах опирается, прежде всего, на личность пациента и активно стремится к восстановлению функций человека, нарушенных болезнью, а также его социальных отношений.
Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнью, травмой или физическими, химическими и социальными факторами.
Целью реабилитации является эффективное и скорейшее возвращение больного и инвалида в бытовые и профессиональные процессы, в общество; восстановление личных качеств человека.
К частным задачам реабилитации относятся [4, c. 74]:
- восстановление способности пациента справляться с повседневной жизнью, т.е. способности двигаться, помогать себе и выполнять простые бытовые задачи;
- восстановление трудоспособности, т. е. утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;
- предотвращение развития патологических процессов, приводящих к временной или постоянной нетрудоспособности, т.е. осуществление вторичных мер вторичной профилактики.
По мнению экспертов Всероссийской организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации труда, реабилитация – это система государственных, социально–экономических, медицинских, профессиональных, образовательных и психологических мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или постоянной потере трудоспособности и достижение эффективного и скорейшего возвращения больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно–полезной жизни.
Это определение предполагает в первую очередь восстановление рабочих функций и способностей, возможность участия в общественной жизни и производственной деятельности как средство достижения экономической самостоятельности и самодостаточности больных и инвалидов и снижения затрат на их содержание, т.е. реабилитация служит не только чисто экономическим, но и, по крайней мере, социальным целям.
Одним из достоинств этого определения экспертов ВОЗ и Международной организации труда сущности реабилитации относятся (Осадчих А.И.) [15, c. 36]:
- идея реабилитации как системы;
- государственное финансирование системы реабилитации;
- профилактическая направленность реабилитационных мероприятий;
- социальный характер цели системы реабилитации;
- расширение сферы охвата реабилитационных мероприятий для детей.
Если реабилитация рассматривается как комплекс мер, применяемых для определения и развития физического, личностного и социального статуса больных с врожденными и патологическими состояниями, приобретенными в раннем детстве, то реабилитация интерпретируется с точки зрения восстановления (возвращения в исходное состояние) физического, личностного и социального статуса при заболеваниях, имевших место у больных других возрастных групп.
Выводы по первой главе
Реабилитация – комплекс медико-воспитательных, физико–медико–профилактических, социально–правовых мер и средств, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больного. Целью реабилитации является эффективное и скорейшее возвращение больного и инвалида в бытовые и профессиональные процессы, в общество; восстановление личных качеств человека. Реабилитацию следует рассматривать как сложную социально– медицинскую проблему, которую можно разделить на несколько видов или аспектов: медицинский, физический, психологический, профессиональный (трудовой) и социально–экономический.
Основные принципы реабилитации заключаются в следующем: раннее начало реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитации, комплексный характер реабилитационных мероприятий, индивидуальность системы реабилитационных мероприятий, осуществление реабилитации в коллективе пожилых пациентов, возвращение инвалида к активному общественно полезному труду. Выделяют несколько направлений реабилитации: ноореабилитация, психореабилитация, сенсореабилитация, логореабилитация, кинезореабилитация, вегетореабилитация, экореабилитация, лудореабилитация, эгореабилитация.
В настоящее время различают четыре основных вида реабилитации – медицинскую, физическую, психосоциальную и профессиональную.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУ «МИНСКИЙ НАУЧНО–ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ХИРУРГИИ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ И ГЕМАТОЛОГИИ» В ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ
2.1. Материальное и кадровое обеспечение базы исследования
2.1.1 Материальное обеспечение в деятельности ГУ «Минский научно–практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии»
С целью изучения особенностей решения вопросов в области комплексной реабилитация пожилых пациентов проводилось исследование деятельности ГУ «Минский научно–практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии».
Учреждение здравоохранения «9-я городская клиническая больница» г. Минска функционирует с 31 декабря 1976 года. С 01. 08. 2018 г. учреждение здравоохранения «9-я городская клиническая больница» переименовано в государственное учреждение «Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии».
Учреждение здравоохранения «9-я городская клиническая больница» является многопрофильным лечебным учреждением оказывающим высокоспециализированную, экстренную и плановую медицинскую помощь.
В составе Учреждения предусмотрены структурные отделения хирургического, терапевтического профиля для лечения больных, параклинические отделения, административное отделение, вспомогательные службы.
Основной целью Учреждения является сохранение и укрепление здоровья населения района.
Исполнительным органом Учреждения является главный врач. Главный врач организует работу в Учреждении и несет ответственность за ее результаты перед вышестоящими органами и трудовым коллективом. Главный врач имеет заместителей, которые назначаются на должность главным врачом по согласованию с управлением здравоохранения Гродненского облисполкома и районным исполнительным комитетом
Медсансовет – рабочий коллективный совещательный орган управления Учреждения. Создается для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности по улучшению состояния здоровья населения района. Состав – 5–7 человек – утверждается приказом главного врача. В состав медсансовета входят главный врач, его заместители и ведущие районные специалисты. Председателем медсансовета является главный врач Учреждения. Заседания проводятся регулярно, но не реже 1–го раза в месяц и правомочен при наличии 2/3 установленного состава.
Ассоциация средних медицинских работников избирается на конференции средних медработников в количестве 9–11 человек. Ассоциация средних медицинских работников избирает из своего состава председателя. Общее руководство Ассоциацией осуществляет заместитель главного врача.
Основная задача – повышение теоретических и практических навыков совершенствование качества и культуры обслуживания больных на рабочих местах.
Ассоциация работает по плану, утвержденному главным врачом Учреждения. Заседания проводятся не реже 1–го раза в 2 месяца. Решения принимаются большинством, но не менее 2/3 состава. Контроль за исполнением осуществляется Советом Ассоциации О проделанной работе Ассоциация отчитывается ежегодно на конференции средних медработников.
Для осуществления четкого руководства и контроля за состоянием лечебно–диагностического процесса Учреждение в своей деятельности создает аттестационную комиссию, общественный Совет по питанию, лечебно–контрольную комиссию (ЛКК), врачебно–контрольную комиссию (ВКК), врачебно–отборочную комиссию (ВОК), организационно–методический кабинет и другие, положения о которых утверждаются главным врачом Учреждения.
Качественная медицинская помощь неотделима от укрепления материально–технической базы учреждения и создания благоприятных условий для пациентов в отделениях больниц и поликлиник.
Коечный фонд учреждения на 01.08.2016 г. составляет 1005 коек, из которых:
- терапевтический профиль (кардиологический, пульмонологический, гематологический, ревматологичекий, гастроэнтерологический) – 519 коек;
- неврологический – 198 коек;
- хирургический профиль – 245 коек;
- ОИТР – 43 койки. В связи с реконструкцией больницы 90 коек (из которых 60 терапевтических и 30 хирургических) временно закрыты на ремонт.
Выводы по второй главе
В ходе диагностического исследования мы выявили:
1. Мужчины после операции (на желудочно-кишечном тракте) имеют преимущественно низкий уровень реабилитационного потенциала, что указывает на отсутствие у них личностных ресурсов, позволяющих им активно и эффективно участвовать в процессе реабилитации, адаптироваться к изменяющимся условиям среды в ситуации хронической болезни. Женщины после операции (на желудочно-кишечном тракте) обладают преимущественно средним уровнем реабилитации, что свидетельствует о наличии у них системы личностных ресурсов, позволяющих им активно и эффективно участвовать в процессе реабилитации, адаптироваться к изменяющимся условиям среды в ситуации хронической болезни, выраженной на среднем уровне
2. Уровень реабилитационного потенциала выше у женщин, чем у мужчин. Выраженность реабилитационного потенциала женщин обусловлена оптимистичной внутренней картиной болезни, ярко выраженным коммуникативным компонентом – стремлением расширить круг значимых социальных связей, активно устанавливая межличностные отношения во время болезни. Выраженность реабилитационного потенциала мужчин обусловлена выраженным эмоциональным компонентом – позитивным общим эмоциональным фоном жизни в связи с заболеванием и возможностями регуляции эмоциональных реакций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реабилитация – комплекс медико– воспитательных, физико–медико–профилактических, социально–правовых мер и средств, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма больного. Целью реабилитации является эффективное и скорейшее возвращение больного и инвалида в бытовые и профессиональные процессы, в общество; восстановление личных качеств человека. Реабилитацию следует рассматривать как сложную социально– медицинскую проблему, которую можно разделить на несколько видов или аспектов: медицинский, физический, психологический, профессиональный (трудовой) и социально–экономический.
Основные принципы реабилитации заключаются в следующем: раннее начало реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитации, комплексный характер реабилитационных мероприятий, индивидуальность системы реабилитационных мероприятий, осуществление реабилитации в коллективе пожилых пациентов, возвращение инвалида к активному общественно полезному труду. Выделяют несколько направлений реабилитации: ноореабилитация, психореабилитация, сенсореабилитация, логореабилитация, кинезореабилитация, вегетореабилитация, экореабилитация, лудореабилитация, эгореабилитация.
В настоящее время различают четыре основных вида реабилитации – медицинскую, физическую, психосоциальную и профессиональную.
Системный подход, характеризующий отечественное здравоохранение, распространяется и на организацию реабилитационной помощи. В качестве методологической основы организации лечебного процесса представляется оправданным принять концепцию М.М. Кабанова, в которой динамически сочетаются медико–социальная и психологическая модели реабилитации.
В зависимости от тяжести заболевания пациента планируются следующие этапы: этап 1. лечебно–реабилитационный; этап 2. ранняя стационарная медицинская реабилитация; этап 3. амбулаторный; этап 4. домашний; этап 5. поздняя (повторная) стационарная медреабилитация.
1. Азарова, Л.А. Психодиагностика: применение методов математической статистики в социально–психологических исследованиях: метод. рекомендации / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 84 с.
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – с. 368.
3. Александров, В. В. Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учеб. пособие / В. В. Александров, А. И. Алгазин. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 144 с
4. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореферат дисертация / Ю.А. Афонькина. – СПб, 2003. – 33 с.
5. Белова, А. Н. Реабилитация больных / А. Н. Белова, С. В. Прокопенко. – Москва: Изд–во ИП «Т. А. Алексеева», 2013. – 288 с.
6. Белых, О. Б. Структурный анализ социальной реабилитации / О. Б. Белых // Вестник Челябинского гос. ун–та. – 2008. – № 1. – С. 80–85.
7. Бодров, В.А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. – 855 с.
8. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, Логос, 2007.
9. Васильева, Л.П. Актуальные аспекты социальной реабилитации подростков–инвалидов / Л. П. Васильева, В. В. Ковальчук // Социальная политика: современность и будущее: материалы Междунар. Научно – практ. конф., 20 янв. 2009 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. – С. 35–40. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/157338/1/110–114.pdf – Дата доступа: 30.04.2020.
10. Васильева, Л.П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 124 с.
11. Васильева, Л.П. Профессиональное консультирование подростков с нарушениями психофизического развития на этапе выбора профессии / Л. П. Васильева // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 3. – С. 9–15.
12. Васильева, Л.П. Профориентационное направление в социальной реабилитации / Л.П. Васильева, В.В. Ковальчук // социальная работа. – 2010. – № 6.
13. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М.: академический проект, 2007. – 333 с.
14. Волкова, О. В. Социальная реабилитация как направление социальной работы / О. В. Волкова // Гадеамус. – 2006. – № 1. – С. 60–64.
15. Гафиятуллина Г.Ш. Физиотерапия: учеб. пособие / Г. Ш. Гафиятуллина [и др.]. – Москва: ГЭОТАРМедиа, 2010. – 272 с.
16. Девятова, М.В. Лечебная физическая культура при артрозах нижних конечностей: производственно–практическое издание / М. В. Девятова, Н. С. Карлова, Д. И. Шадрин. – СПб.: Гиппократ, 2008. – 128 с.
17. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учеб. для студ. мед. вузов / В. И. Дубровский. – Москва: МИА, 2006. – 598 с.
18. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А.Л. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2006. – 416 с.
19. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В. А. Епифанов. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 568 с.
20. Епифанов, В.А. Восстановительная медицина: учеб. для вузов / В. А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2013. – 304 с. ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426371.html
21. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» Статья 19. Предупреждение инвалидности среди детей.
22. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. № 1224–XI. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 48–З I; Глава 1 Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения.
23. Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. №285–З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании).
24. Зборовский, К.Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов: учебно–методическое пособие / К.Э. Зборовский. – Минск: Общественная организация «Белорусская ассоциация социальных работников», 2008. – 156 с.
25. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
26. Ибатов, А. Д. Основы реабилитологии: учеб. пособие / А. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2007. – 160 с.
27. Клебанович, М.М. Массаж при болях в спине и сколиозах: научно–популярная литература / М. М. Клебанович. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с.
28. Лечебная физическая культура и массаж: учебник. Епифанов В.А. 2–е изд., перераб. и доп. 2013. – 528 с.:ил. ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426456.html
29. Лечебная физическая культура: учеб. для вузов / под ред. С.Н. Попова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
30. Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / Г. В. Каштанова [и др.]; под общ. ред. Г. В. Каштановой. – Москва: АРКТИ, 2006. – 101 с
31. Малявин, А. Г. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания / А. Г. Малявин, В. А. Епифанов, И. И. Глазкова. – Москва: ГЭОТАР–Медиа, 2010. – 352 с.
32. Малявин, А.Г. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания: рук. / А. Г. Малявин, В. А. Епифанов, И. И. Глазкова. – М.: ГЭОТАР– Медиа, 2010. – 352 с.
33. Медицинская реабилитация. В 3т.: рук. / под ред. В.М. Боголюбова. – 2–е изд., доп. – [Б. м.]: М, 2007 – т.1. – 679 с., т.1.– 629с., т.3.– 584 с.
34. Пономаренко, Г.Н. Медицинская реабилитация: учеб. для мед. вузов / Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2014. – 360 с.
35. Постановление министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 65 «Об установлении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, утверждении Инструкции о порядке ее заполнения и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 10»
36. Постановление министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11
37. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 128 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности».
38. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451 «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы».
39. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: уч. Пособие. – А.А. Реан. – СПб: 2001, 224 с.
40. Смычек, В.Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / А.В. Копыток, Показатели инвалидности детского населения Республики Беларусь. – Минск: УП «Энциклопедикс», 2016. – 356 с.
41. Смычек, В.Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / В.Б. Смычек, Г.Я. Хулуп, В.К. Милькаманович. – Мн.: Юнипак, 2005. – 420 с.
42. Теория и практика социальной реабилитации / Р. В. Куприянов, Д. Р. Шарифулина, Е. А. Берецкая. – Казань: Казан. гос. технол. ун–т, 2005. – 230 с.
43. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова, Н. Ф.Дементьева. – М.: «Дашков и Ко», 2006. – 430 с.
44. Шайтов, Л. Массаж и мануальная терапия при боли в пояснице: производственно–практическое издание / Л. Шайтов, С. Фриц; пер. с англ., под ред. И.С.Красиковой. – М.: БИНОМ, 2010. – 304 с.
45. Шуплецова, Т.С. Комплексная реабилитация: метод. рекомендации / т. с. Шуплецова [и др.]. – Минск, 2000. – с. 7–8.
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Реабилитационный потенциал личности» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты