Правовое регулирование договора франчайзинга в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Правовое регулирование договора франчайзинга в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Гражданское право»
2020
251.00 BYN
Правовое регулирование договора франчайзинга в Республике Беларусь
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 1 ДОГОВОР КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГ) В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг): становление и развитие
1.2 Понятие и правовая природа договора комплексной предпринимательской лицензии
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ
2.1 Стороны договора комплексной предпринимательской лицензии
2.2 Содержание и форма договора комплексной предпринимательской лицензии
2.3 Права и обязанности сторон договора комплексной предпринимательской лицензии
2.4 Ответственность сторон по договору комплексной предпринимательской лицензии
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Институт франчайзинга обладает высоким уровнем популярности в мире. Вместе с тем в нашей стране данная форма ведения бизнеса в виду ряда причин остается невостребованной. В первую очередь, это некоторая неизученность самой сущности франчайзинга.
В литературе также отмечается недостаточная изученность юридической природы договора франчайзинга [1, с. 111]. Причиной этого является его «многоликость», поскольку, во-первых, разные типы франчайзинга имеют различное экономическое содержание, а во-вторых, имеются заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом разных стран [2, с. 81].
Далее, возможность возникновения конфликта между антимонопольным законодательством и положениями об ограничении конкуренции в договорах франчайзинга. Обязательства участников договора, касающиеся ограничения конкуренции, могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или другого заинтересованного лица.
Актуальность работы обусловлена тем, что франчайзинг в последние десять лет получает все большее распространение в Республике Беларусь, появляются по-настоящему сильные франшизы, которые выходят за рубеж и осваивают уже европейские рынки, а также рынки стран СНГ. Несмотря на кризисные явления в белорусской экономике, темпы развития франчайзинга упали не сильно, подтверждая живучесть такой модели.
В Республике Беларусь создание и развитие собственного бизнеса на основе франшизы с каждым днем становится наиболее актуальным и необходимым в связи с тем, что данный институт включает в себя ряд неотъемлемых достоинств по сравнению с развитием и становлением собственного бизнеса. К таким достоинствам целесообразно отнести то, что для франчайзи это использование опыта и хорошо себя показавших методов ведения предпринимательской деятельности, а также его репутации, что будет сказываться на рекламной деятельности.
Таким образом, существует необходимость в выработке комплексного знания о франчайзинге, а также четкого нормативно-правового регулирования. Ведь до сих пор, несмотря на увеличение темпов роста франшиз в экономике, четко-сформулированный всеобъемлющий закон о франчайзинговой деятельности так и не принят.
ГЛАВА 1 ДОГОВОР КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГ) В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг): становление и развитие
История такой современной формы отношений, как франчайзинг уходит вглубь веков. Само слово “franchise” французское, означает «привилегия, льгота, освобождение от налога». Эта привилегия в средние века выдавалась монархами. Одним из первых исторических лиц, который получил право на торговлю от королевы Изабеллы, является Христофор Колумб.
Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д. Хотя некоторые авторы приписывают этому термину английские корни [3]
В средние века в Англии франшизой назывались особые места, преимущественно места торговли, на которых разрешалось свободным гражданам осуществлять торговую и социальную деятельность.
В то же время этот термин применялся и как право сбора налога на определенных территориях. Поэтому современный франчайзинг родился именно из средневековой традиции.
Эволюция экономики и государственности в течение многих веков привела к современным формам франчайзинга [4, с. 64].
Как концепция современной модели история франчайзинга начинается с 1840 года, когда немецкие пивовары стали предоставлять владельцам таверн франшизы, дающие право эксклюзивной продажи пива того или иного производителя.
Следующим важным этапом развития франчайзинга стало появление законов, регулирующих регистрацию товарных знаков и их использование.
В этом аспекте важно то, что владельцу зарегистрированного товарного знака предоставлялось монопольное право на пользование им и возможность привлечения к суду лиц, которые неправомерно используют уже зарегистрированный и опубликованный товарный знак.
Такие законы были приняты в Великобритании (1875), в Японии (1888), в Германии (1894). В США этот закон был принят в 1870 году, но его признали не соответствующим конституции, и в действие вошел закон, принятый в 1881 году. Заключительную точку в законодательствах о товарных знаках на этом временном отрезке поставило Мадридское соглашение о международной регистрации знаков [5].
Именно правовая охрана товарного знака, а также нормы по противодействию производства контрафакта позволили бурно развиваться франчайзингу, иначе рынок был бы переполнен компаниями-клонами, выпускающими схожую продукцию под схожими знаками, подрывая верупокупателей в продукт и нанося изначальным производителям колоссальный экономический ущерб, лишая всю систему франчайзинга смысла.
Франчайзинг в своем современном облике зародился во второй половине XIX века в США. Считается, что впервые «чистый» франчайзинг начал практиковаться с 1863 года компанией изобретателя знаменитых швейных машинок Й. Зингера.
Его компания «Singer Sewing Machine Company» после значительного улучшения ряда имевшихся на рынке моделей начала собственное производство швейных машинок. Их техническая совершенность по тем временам, высокое качество и хорошо налаженное производство привлекали множество клиентов со всей территории США.
Тогда компания приняла важнейшее для ее развития решение – продать по льготным ценам право на реализацию машинок и использование названия компании Зингера независимым предпринимателям при условии налаживания производства и обслуживания.
Так компания Зингера начала заключать дистрибьюторские соглашения с независимыми компаниями-продавцами. Также в этих соглашениях прописывались условия по ремонту и обслуживанию машинок и территория, в пределах которой осуществлялась деятельность конкретного франчайзи [6, с. 4].
Система, аналогичная системе компании Зингера была использована в 1898 г. компанией «General Motors».
Дилерам по соглашению запрещалось продавать автомобили конкурирующих компаний. Кроме того, дилеры должны были инвестировать в «GM» собственный капитал для развития головной компании [7, с. 61].
Подобная система доказала свою эффективность и далее ее начали использовать в самых разных сферах производства. Одной из самых известных франшиз, зародившихся тогда можно назвать франшизу компании «Coca-Cola Company».
Производитель выпускал концентрат сиропа централизованно и распределял его между заводами по розливу, подписавшими франчайзинговое соглашение. Такие пользователи франшизы получали право на реализацию напитков на своем местном рынке, используя известный бренд.
В 20-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса перешла к отношениям «оптовик-ритейлер».
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ
2.1 Стороны договора комплексной предпринимательской лицензии
Как мы уже отмечали, договор франчайзинга относится к категории предпринимательских сделок.
Согласно п. 1 ст. 910 ГК сторонами договора комплексной предпринимательской лицензии являются правообладатель и пользователь. Договор исключительно предпринимательский и его сторонами могут выступать только субъекты хозяйствования.
В соответствии со ст. 46 ГК к коммерческим организациям относятся:
– хозяйственные товарищества;
– хозяйственные общества;
– производственные кооперативы;
– унитарные предприятия;
– крестьянские (фермерские) хозяйства.
Прямое указание в законе на тех субъектов, которые вправе вступать в правоотношения франчайзинга, означает, что никакие иные лица (например, некоммерческие организации) заключить такой договор не вправе.
В отношении индивидуальных предпринимателей, несмотря на данную законодателем формулировку, следует сделать оговорку: они не могут заключать договор франчайзинга в качестве правообладателя, поскольку обязательным элементом лицензионного комплекса является предоставление права использования фирменного наименования, а согласно ст. 1013 ГК обладателем права на фирменное наименование может быть только юридическое лицо. На данную коллизию обратили внимание многие исследователи.
Так, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечают, что в настоящее время в качестве правообладателя по договору франчайзинга, который предоставляет право использования принадлежащего ему комплекса исключительных прав, может выступать только юридическое лицо, действующее в форме коммерческой организации [35].
По мнению Я.И. Функа наблюдается явная коллизия между нормами главы 53 ГК, которая, по его мнению, должна быть разрешена законодателем[34].
Следовательно, индивидуальный предприниматель может заключить договор франчайзинга только в качестве пользователя. Однако если договор франчайзинга предполагает возможность (или обязанность) пользователя заключать договоры комплексной предпринимательской сублицензии, то участие в этом договоре индивидуального предпринимателя даже в роли пользователя вызывает сомнение, поскольку в отношениях со вторичными пользователями предприниматель должен выступать в роли правообладателя и предоставлять им право пользования фирменным наименованием. Впрочем, в данном случае скорее следует согласиться с мнением М.И. Брагинского и В.В. Витрянского о том, что пользователь – индивидуальный предприниматель распоряжается не своими, а чужими исключительными правами[15, с. 1001].
Правообладателями – субъектами исключительного права – являются физические или юридические лица. При этом понятие правообладателя не совпадает с понятием автора.
В отношении результатов интеллектуальной деятельности первоначально автор одновременно является и правообладателем. Но в дальнейшем автор может передать свои исключительные права другому лицу по договору, и в этом случае правообладателем станет уже приобретатель прав. Исключительные права могут перейти другому лицу как по договору, так в связи с трудовыми отношениями, при обращении на них взыскания, в порядке общего правопреемства (наследование, реорганизация).
Субъектами прав на объекты промышленной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут быть как физические, так и юридические лица.
К пользователю, как стороне договора комплексной предпринимательской лицензии, требований законом не устанавливается. Вместе с тем, т. к. договор франчайзинга является хозяйственным и пользователь использует лицензионный комплекс в предпринимательской деятельности, то в качестве данной стороны договора франчайзинга может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
В научной литературе можно встретить различные мнения по поводу возможности заключения договора франчайзинга некоммерческими юридическими лицами. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), республиканские государственно-общественные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы).
Часть 4 п. 3 ст. 46 ГК не запрещает осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими юридическими лицами, только устанавливает ограничения (соответствие целям создания и предмету деятельности). Таким образом, некоммерческие организации нельзя исключать из числа возможных участников договора франчайзинга. На практике можем отметить использование договора франчайзинга, например, такими некоммерческими юридическими лицами как «SOS-детские деревни Беларуси», действующими по комплексной предпринимательской лицензии SOS Children's Villages.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие рыночных отношений стимулирует развитие правовых норм, регулирующих договорные отношения в предпринимательской сфере. При этом наряду с традиционными договорными типами в праве Беларуси активно используются договорные конструкции, заимствованные из других правовых систем.
Одним из таких заимствований является договор франчайзинга, который в национальном законодательстве Беларуси получил двойное название – договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Договор франчайзинга с точки зрения набора лицензионных прав является самым молодым и сложным правовым институтом в Республике Беларусь среди всего перечня договорных отношений в сфере интеллектуальной собственности.
Для отечественной экономики правоотношения субъектов хозяйствования, развивающиеся в правовом русле договора франчайзинга, способны стать эффективным инструментом поддержки малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем развитие данного института в нашей стране не находит должной поддержки на законодательном уровне. Нераспространенность франчайзинговых правоотношений объясняет существующую дискуссию по широкому перечню вопросов, относящихся к договору франчайзинга, а также отсутствие судебной практики по правоотношениям рассматриваемого типа договора [48].
В Республике Беларусь создание и развитие собственного бизнеса на основе франшизы с каждым днем становится наиболее актуальным и необходимым в связи с тем, что данный институт включает в себя ряд неотъемлемых достоинств по сравнению с развитием и становлением собственного бизнеса. К таким достоинствам целесообразно отнести то, что для франчайзи это использование опыта и хорошо себя показавших методов ведения предпринимательской деятельности, а также его репутации, что будет сказываться на рекламной деятельности.
Следует подчеркнуть, что Республика Беларусь является одной из немногих стран, законодательство которых в достаточной степени регламентирует отношения франчайзинга. Основным источником правового регулирования франчайзинга является ГК, в главе 53 которого раскрывается специфика взаимоотношений правообладателя и пользователя в связи с лицензионным комплексом.
Основные проблемы франчайзинга в Республике Беларусь в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. Говоря о правовых проблемах, которые являются препятствием для полноценного развития франчайзинга в нашей стране, выделяют следующие.
Первая проблема связана с нечеткостью, расплывчатостью правовых основ, с недостаточной изученностью юридической природы франчайзинга. Производственный, сбытовой, сервисный франчайзинг представляет собой разные формы кооперации и разделения труда, имеющие подчас различное экономическое содержание и функции.
Кроме того, есть заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом различных стран.
Вторая проблема заключается в особенностях передачи исключительных прав по договору франчайзинга и его грамотном оформлении. Такие права должны быть подтверждены соответствующими документами и признаны франчайзи (пользователем).
Третья проблема связана с недостаточно развитой защитой третьей стороны в случае прекращения основного договора франчайзинга.
Согласно действующему законодательству прекращение основного договора франчайзинга прекращает и договоры с сублицензиатами. Таким образом, прекращение основного договора франчайзинга фактически означает потерю бизнеса для вторичных пользователей.
Экономисты выделяют также проблему, связанную с тем, что рынок Республики Беларусь развит еще недостаточно, причем не только с точки зрения финансовых возможностей потребителя, но и с точки зрения наличия готовых к этому виду бизнеса предпринимателей.
Серьезной проблемой по-прежнему остается вопрос первоначального финансирования проектов. С одной стороны, отсутствие доступной системы кредитования франчайзинга не позволяет начинающим предпринимателям рассчитывать на банковский кредит для приобретения франшизы, с другой – отсутствие предприятий, работающих по этой схеме, не вызывает особого интереса у банков в развитии систем кредитования франчайзинговых проектов.
В Республике Беларусь первый договор франчайзинга был зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь 23 января 2006 г. (правообладатель – ООО «НТС»).
ООО «НТС» (торговая марка «Родная сторона») – наиболее крупная белорусская франчайзинговая сеть предприятий розничной торговли. Сегодня она объединяет более 90 магазинов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – всестороннее исследование проблем правовой регламентации обязательств из договора франчайзинга и выработка на основе этого конкретных предложений по повышению эффективности правового регулирования обязательств из договора франчайзинга в Республике Беларусь.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Историческое развитие франчайзинга прошло несколько этапов:
– средние века – заключение первых франчайзинговых соглашений;
– конец XIX века – появление законов, регулирующих использование товарных знаков (наиболее значимым можно назвать Мадридское соглашение);
– 1920е гг. – формирование товарного франчайзинга или франчайзинга первого поколения;
– с 1945 г. – пик активности в заключении франчайзинговых договоров вследствие возрождения мировой экономики после Второй мировой войны;
– 1960-70 гг. – создание Международной Ассоциации Франчайзинга, Европейской Ассоциации Франчайзинга, а также множества подобных местных ассоциаций вследствие появления массовых лжефраншиз; зарождение международного франчайзинга;
– с 2000х гг. франчайзинг стал привычным мировым экономическим явлением.
В белорусском праве понятие «франчайзинг» появилось с принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г. (далее – ГК). Включение этого договора в ГК стало признанием его особого места и самостоятельного значения в гражданском обороте.
2. На сегодняшний день одной из проблем, препятствующих успешному развитию и функционированию франчайзинга в Республике Беларусь, является проблема терминологии, а точнее — отсутствие единой русскоязычной терминологии в данной сфере.
3. Основным источником правового регулирования франчайзинга является ГК, в гл. 53 которого, раскрывается сущность взаимоотношений правообладателя и пользователя в связи с лицензионным комплексом.
1. Гритченко, Ю. О. Сравнительная характеристика законодательств некоторых стран о франчайзинге / Ю. О. Гритченко // Экономика и управление. – 2007. – № 1. – С. 111.
2. Халецкая, Т. М. Франчайзинг в системе обязательственного права / Т. М. Халецкая // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2013. – № 6. – С. 81–87.
3. Латышев, И. С. Белорусский франчайзинг: путь от теории к практике [Электронный ресурс] / И. С. Латышев // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Бунич, Г. А. Франчайзинг : теория и практика : монография / Г. А. Бунич, Л. В. Федякина. − М. : Дашков и К, 2013. − 139 с.
5. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков [Электронный Ресурс] : 14 апр. 1891 г. : пересмотрено в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Ницце 15 июня 1957 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. – Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/ru/madridgp/trt_madrid_gp_002ru.pdf.
6. Дегтярева, О. И. Международное торговое дело : учебник / О. И. Дегтярева. – М. : Магистр : ИНФРА–М, 2013. – 608 с.
7. Сосна, С. А., Васильева, Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия / С. А. Сосна, Е. Н. Васильева. – М. : ИКЦ «Академкнига», 2005. – 375 с.
8. Забелин, П. Е. Особенности международного франчайзинга / П. Е. Забелин // Государство и право : теория и практика : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 207−212.
9. Чернова, Г. Ш. Развитие франчайзинга в гражданском праве России и его соотношение с коммерческой концессией / Г. Ш. Чернова, Е. С. Лысенко // Правовое государство : теория и практика. – 2010. − № 4. – С. 48.
10. Миловзорова, Ю. С. Франчайзинг : новое законодательство –
решение старых проблем? / Ю. С. Миловзорова // Право Беларуси. – 2005. − № 1. – С. 85−86.
11. Корзун, В. Б. Франчайзинг : сущность, проблемы, правовое регулирование \ В. Б. Корзун \\ Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. − № 4. – С. 3.
12. Жук, А. В. Договор франчайзинга [Электронный ресурс] / А. В. Жук // ЭТАЛОН-ONLINE. – Режим доступа: https://etalononline.by/document/?regnum=u01701655&q_id=1857912.
13. Лосев, С. С. Договор франчайзинга в праве Республики Беларусь [Электронный ресурс] / С. С. Лосев // ЭТАЛОН-ONLINE. – Режим доступа: https://etalononline.by/document/?regnum=u01803958&q_id=0.
14. Гражданское право : в 2 т. / О. А. Дюжева [и др.] ; под ред. Е. А. Суханова. – М. : Издательство БЕК, 2003. – Т. 2. : Учебник. – 627 с.
15. Брагинский, М. И., Витрянский, В. В. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М. : «Статут», 2003. – 1055 с.
16. Жук, А. В. Договор франчайзинга : понятие, предмет и существенные условия [Электронный ресурс] / А. В. Жук // ЭТАЛОН-ONLINE. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=u01600490&q_id=1857912.
17. Богдан, Н. Н. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) : правовое регулирование и перспективы развития. Часть 1. Зарубежный опыт [Электронный Ресурс] / Н. Н. Богдан // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Климова, С. В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / С. В. Климова. – М., 2011. – 189 л.
19. Байбардина, Т. Н. Состояние и перспективы развития франчайзинга в торговле / Т. Н. Байбардина, В. Л. Кузьменко // Потребительская кооперация. – 2011. − № 4. – 560 с.
20. Тынель, А. Курс международного торгового права : учеб. для студентов вузов по курсу «Междунар. торговое право» / А. Тынель, Я. Функ, В. Хвалей. – Минск : Амалфея, 1999. – 703 с.
21. Харькова, А. Д. Правовые проблемы института франчайзинга в гражданском праве Российской Федерации / А. Д. Харькова // Persona. Justitia. Modernitas : сб. тез. докл. по материалам IV Междунар. науч.–практ. конф. студентов и магистрантов / ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» ; под общ. ред. В. С. Слобожниковой, Ю. В. Сорокиной. – Саратов : Амирит, 2017. – С. 277−279.
22. Сокол, С. Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь / С. Ф. Сокол, Ю. С. Миловзорова. − Минск : БИПС Плюс, 2006. – 128 с.
23. Мендельсон, М. Руководство по франчайзингу / М. Мендельсон. – М. : Сибли Интернэшл, Инк, 1995. – 121 с.
24. Цират, А. В. Франчайзинг и франчайзинговый договор / А. В. Цират. – Киев : Истина, 2002. – 246 с.
25. Филина, Ф. Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности / Ф. Филина. – М. : ГроссМедиа, 2008. – 66 с.
26. Алейников, Д. В. Договор франчайзинга / Д. В. Алейников. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 1998. – 58 с.
27. Калмыков, В. В. Правовая природа договора франчайзинга в практике международных компаний / В. В. Калмыков // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2011. – №5 (6). – С. 63-67.
28. Сидорчук, И. П. Гражданское право : учеб. пособие / И. П. Сидорчук. – М. : Проспект , 2016. – 264 с.
29. Райников, А. С. Договор коммерческой концессии как институт обязательственного права и как правоотношение: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / А. С. Райников. – М., 2009. – 112 л.
30. Сланова, А. В. Договор коммерческой концессии в гражданском праве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А. В. Сланова. – Краснодар, 2006. – 185 л.
31. Франчайзинг от А до Я / А. Меркулов, В. Фокин [и др.]. – М. : Феникс, 2014. – 70 с.
32. Судариков, С. А. Интеллектуальная собственность / С. А. Судариков. – М. : Изд-во деловой и учеб. литры, 2007. – С. 7.
33. Храпуцкий, А. Франчайзинг : мировой и белорусский опыт / А. Храпуцкий // Финансовый директор. – 2006. − № 4. – С. 66.
34. Функ, Я. И. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел IV. Отдельные виды обязательств. Глава 53. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) (статьи 910–911) / Я. И. Функ [Электронный Ресурс] : [по состоянию на 18.05.2020] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
35. Договорное право : в 4 т. / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М. : Статут, 2003. – Книга третья : Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – С. 1001.
36. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-З ; принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. ; одобрен Советом Респ. 19 ноябр. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
37. Гражданское право. Особенная часть : учебное пособие / Т. М. Халецкая. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2020. – 416 с.
38. Белов, В. А. Гражданское право : Общая часть : учебник / В. А. Белов. – М. : Центр ЮрИнфоР, 2003. – 960 с.
39. Гражданское право: учебник : в 3 т. / Т. В. Авдеева [и др.] ; под ред. В. Ф. Чигира. – Минск : Амалфея, 2010. – Т. 2. – 960 с.
40. Гражданское право : в 3 т. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого [и др.]. – М. : Проспект, 1997. – Часть 2 : Учебник. – 778 с.
41. Сесицкий, Е. П. Заключение и исполнение договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) : практика правоприменения и актуальные проблемы совершенствования законодательства [Электронный Ресурс] / Е. П. Сесицкий // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
42. Соколов, Г. А. Договор коммерческой концессии по гражданскому законодательству Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / Г. А. Соколов. – М., 2007. – 241 с.
43. Функ, Я. И. Франчайзинг в Беларуси : в ГК внесены изменения / Я. И. Функ // БНПИ. Юридический мир. – 2004. – № 19. – С. 11.
44. О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [Электронный Ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 : в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 5 июля 2018 г. № 523 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
45. Об утверждении Инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [Электронный ресурс] : Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, 15 апреля 2009 г., № 6 // ЭТАЛОН-ONLINE. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=w20920945&q_id=1787574.
46. Кривонос, А. А. Франчайзинг : от простого к сложному / А. А. Кривонос, Е. А. Кривонос. – Киев : Ассоциация франчайзинга, 2010. – 71 с.
47. Гражданское право : в 4 т. / Под ред. Е. А. Суханова. – М. : Волтерс Клувер, 2017. – Том 4 : Учебник. – 667 c.
48. Жибуль, О. В. Договор комплексной предпринимательской лицензии – франчайзинга / О. В. Жибуль // Наука и инновации. – 2018. − № 2. – С. 50.
49. Гражданский кодекс Украины [Электронный ресурс] / Право Украины. – Режим доступа : http://pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/kz/gk.
50. Ашуров, Ф. А. Франчайзинг – инструмент развития бизнеса / Ф. А. Ашуров // Вестник Университета (Государственный университет управления). − 2014. − № 5. − С. 113−117.
51. Шкутько, О. Н. Международный франчайзинг : современные тенденции и мировой опыт / О. Н. Шкутько // Экономический вестник университета. – 2015. − № 26. – С. 103.
52. Блажнов, Е. А. Порядок франчайзинговой деятельности / А. Е. Блажнов. – М. : ФИЛИН, 2013. – 345 с.
53. Иванова, Е. Ю. Международно-правовое регулирование франчайзинговых отношений : проблемы и перспективы / Е. Ю. Иванова, Е. А. Романовский // Экономический журнал ВШЭ. – 2013. − № 4. – С. 153−158.
54. Смирнова, Е. В. Зарубежное законодательство по франчайзингу : сравнительный анализ / Е. В. Смирнова // Ежегодник сравнительного правоведения. – М. : Норма, 2002. – С. 198–224.
55. Bond R. Bond`s Franchise Guide. – Oacland, CA : Sourcebook Publication, 2004. – 528 p.
56. Foster D. The Complete Franchise Book. – Rocklin, CA : Prima Publishing, 1984. – 174 p.
57. Konigsberg A. International franchising. Commonly Used Terms. – London : International Bar Association, 1989. – Vol. 1. – 30 p.
58. Рыженков, А. Я. Гражданское право. Особенная часть. Обязательственное право. Учебник для бакалавров / А. Я. Рыженков. – М. : Элиста, 2015. – 650 с.
59. Подгруша, В. В. Гражданское право : справочник–комментарий / В. В. Подгруша. – М. : Норма, 2017. – 831 с.
60. Каменков, В. С. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором судебной практики / Д. П. Александров, В. С. Каменков. – Минск : Дикта, 2018. – 1175 с.
Работа защищена на оценку "8".
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты