Воспитание эмоциональной культуры подростков в процессе обучения иностранному языку
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Воспитание эмоциональной культуры подростков в процессе обучения иностранному языку»
по дисциплине: «Педагогика»
2019
251.00 BYN
Воспитание эмоциональной культуры подростков в процессе обучения иностранному языку
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Педагогические условия воспитания эмоциональной культуры подростка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики эмоционального интеллекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики эмоционального интеллекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методическая разработка беседы с привлечением мнений учащихся на тему «Как управлять собой?».
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основания воспитания эмоциональной культуры подростков в образовательном процессе
1.1 Сущность и содержание эмоциональной культуры школьников
1.2 Основные направления воспитания эмоциональной культуры подростков в образовательном процессе
Глава 2 Возможности воспитания эмоциональной культуры подростков в обучении иностранному языку
2.1 Пути и средства воспитания эмоциональной культуры подростков на уроках и во внеклассной работе по предмету
2.2 Воспитание эмоциональной культуры восьмиклассников в обучении английскому языку (экспериментальное исследование)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая дипломная работа посвящена проблеме воспитания эмоциональной культуры подростков в обучении иностранному языку.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с быстрыми темпами развития общества, что приводит к конкуренции, усиливает стресс и, как следствие, негативно сказывается на психическом здоровье личности. Расслоение общества, дестабилизация семейных отношений, увеличение информационных потоков и виртуализация общения существенно меняют социальную ситуацию развития современных детей и подростков, повышая требования к их эмоциональной устойчивости.
Согласно информационному бюллетеню Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [1], половина нарушений психического здоровья возникает у современных людей до наступления 14–летнего возраста. Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.
По данным ВОЗ [1], в подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять на посещаемость и успеваемость в школе. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству [1].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность и содержание эмоциональной культуры школьников
Процесс формирования социально значимых черт личности невозможен без эмоциональной составляющей. Недооценка важности эмоциональной стороны жизни ребенка в процессе обучения и воспитания ведет к возрастанию количества аффективных расстройств, тяжелых душевных состояний, эмоциональных взрывов и конфликтов в образовательной среде. Являясь важной частью жизни человека, эмоции выражают его отношение к реальной действительности и выступают регулятором поведения.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, термин «эмоция» (от лат. ‘emovere’ – волновать, возбуждать) означает душевное переживание, чувство [21].
В психологическом словаре под эмоциями понимается «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [22, с. 461].
Следовательно, благодаря эмоциям человек может определить значимость окружающих его явлений и ситуаций для осуществления своей жизнедеятельности и либо проявлять активность для удовлетворения своих потребностей, либо отказаться от нее. Таким образом, эмоции служат важным механизмом внутренней регуляции деятельности и поведения личности, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Анализ литературы [11] показывает существование значительного количества теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций. Вместе с тем, как указывает К. Изард, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают роль эмоций в развитии личности и их влияние на мышление и поведение человека [9, с. 67].
В работе Е.П. Ильина [11] понятия функции эмоций как их природного предназначения и роли как их характера и степени влияния на другие психические явления разводятся. Автор указывает, что роль эмоций оценивается с личностных позиций: мешает возникшая ли эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает ли здоровье человека и т.д., т.е. роль эмоций для человека может быть положительной и отрицательной.
По мнению Б.И. Додонова [23], «отрицательные» эмоции играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями, так как «отрицательная» эмоция – это сигнал тревоги, опасности для организма, а «положительная» эмоция – это сигнал возвращенного благополучия. Последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции, которые вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Б.И. Додонов пришел к заключению, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности» [23, с. 82].
С точки зрения П.В. Симонова [24], нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. По мнению автора, «отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение [24, с. 63]. П.В. Симонов приходит к выводу, что «важнейшая роль положительных эмоций – активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого «уравновешивания организма с внешней средой» [24, с. 52].
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Пути и средства воспитания эмоциональной культуры подростков на уроках и во внеклассной работе по предмету
Иностранный язык как учебный предмет создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональной культуры подростков. Это обусловлено тем, что специфические и лингвокультурные особенности иностранного языка особым образом влияют на формирование эмоциональности каждого отдельно взятого языка.
Цель обучения иностранному языку в средней школе состоит не только в обучении и воспитании определенного языкового представления личности, но и формирование определенного эмоционального отношения к каждому конкретному языковому барьеру.
Как видим, эта цель полностью согласуется с потребностью подростков в общении, в котором реализуется эмоционально–волевая сфера личности человека.
Анализ учебных программ по иностранному языку для 5–7 и 8–9 классов учреждений общего среднего образования Республики Беларусь [33, 34] показывает, что предметно–тематическое содержание обучения тесно связано с интересами подростков, так как затрагивает все сферы их жизнедеятельности: социально–бытовую (внешность и характер, покупки, друзья, жизнь в городе и деревне); учебно–трудовую (урок иностранного языка), социально–культурную (спорт); социально–познавательную (путешествие по разным странам). Для 8–9 классов можно выделить такие темы для формирования эмоциональной культуры как: эмоции и чувства, дружба и семья, коммуникативные компетенции и т.д.
Наибольшие возможности для воспитания эмоциональной культуры подростков с точки зрения содержания представляет изучение таких тем, как:
– 5 класс: «Волшебная эмоция»,
– 6 класс: «Семья и друзья»,
– 7 класс: «Правильный и неправильный поступок»,
– 8 класс: «Эмоции и чувства»,
– 9 класс: «коммуникативные компетенции»,
Для углубления понимания подростками значения эмоций в жизни людей и обогащение их эмоциональной компетентности (когнитивный компонент эмоциональной культуры) мы понимаем (эмоциональная компетентность как совокупность знаний об эмоциях, эмоциональных реакциях, способах эмоционального самоконтроля и саморегуляции, а также умений и навыков в определении эмоций, их анализе и вербальном выражении на основе развитого эмоционального тезауруса).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении дипломной работы были изучены теоретические основания и практические возможности воспитания эмоциональной культуры подростков в процессе обучения иностранному языку.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Эмоциональная культура школьника олицетворяет вежливость его эмоций; уровень развития эмоций, предполагающий эмоциональную восприимчивость и ответственность за свои переживания перед самим собой и окружающими, способствует успешной социальной адаптации и эмоциональному благополучию.
2. Структурные компоненты эмоциональной культуры школьника:
– когнитивный компонент (эмоциональная компетентность как совокупность знаний об эмоциях, эмоциональных реакциях, способах эмоционального самоконтроля и саморегуляции, а также навыки и способности в определении эмоций, их анализе и вербальном выражении на основе разработанного эмоционального тезауруса);
– ценностно–мотивационный компонент (осознание ценности эмоциональных переживаний; желание учитывать эмоциональное состояние своего и других как регулятор поведения и общения;
– регулятивно–действующая составляющая (поведение, направленное на регулирование собственных эмоциональных состояний и помощь в этом другим; способность сопереживать, распознавать чувства других людей, понимать причины их эмоциональных состояний).
1. Психическое здоровье подростков: Информационный бюллетень ВОЗ от 23.10.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news–room/fact–sheets/detail/adolescent–mental–health.
2. Рекомендации по результатам изучения уровня утомляемости и работоспособности учащихся VII класса в 2018/2019 учебном году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2019/07/rek–kachestvo–obr–utoml–rabotospos–2018–2019.pdf.
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь: утверждена постановлением Министерства образования РБ от 15 июля 2015 г. № 82 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/wp–content/uploads/2015/umodos/koncept–vospit–detej–i–molodioji.doc.
4. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
5. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – СПб.: БХВ–Петербург, 2012. – 288 с.
6. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология. В 2 т. Т. 2 / К.Д. Ушинский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 502 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
8. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк) / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 1966. – 292 с.
9. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
10. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 470 с.
11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752с.
12. Лук, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лук. – М.: Знание, 1982. – 176 с.
13. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практ. психологов / Л.Н. Рожина. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 272 с.
14. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. – N.Y.: Bantam Books, 1995. – 128 с.
15. Сергеева, О.А. Система педагогического сопровождения развития эмоционально–чувственной сферы старшеклассников: автореф. дис. …докт. пед. наук: 13.00.01/ О.А. Сергеева; Моск. гор. пед. ун–т. – М., 2013. – 49 с.
16. Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2009. – № 1 (58) – С.109–112.
17. Жилинская, Е.В. Структура и критерии развития эмоциональной культуры старшеклассников / Е.В. Жилинская // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 18–19 апреля 2019 г.: в 4 ч. Ч. 1 / отв. ред. Н.П. Баранова. – Минск: МГЛУ, 2019. – С. 186–187.
18. Виноградова, Е.В. Воспитание эмоционально–волевой культуры старшеклассников в культурно–образовательном пространстве школы: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Е.В. Виноградова; Моск. гор. пед. ун–т. – М., 2016. – 27 с.
19. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
20. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова [и др.] // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 8–16.
21. Ожегов, С.И. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
22. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
23. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с. http://pedlib.ru/Books/6/0322/6_0322–1.shtml
24. Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. – М.: Наука, 1970. – 144 с.
25. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1976. – 142 с.
26. Давлетшина, Р.М. Эмоциональная культура как фактор активизации здоровьесберегающего потенциала личности / Р.М. Давлетшина, А.Г. Маджуга // Alma Mater. – 2012. – № 7. – С. 85–92. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onto.ru/public/publications/meneghetti_2012/davletshina/.
27. Белкин, А.С. Ситуация успеха: как ее создать: книга для учителя /А.С. Белкин. – Москва: Просвещение, 1991. – 176 с.
28. Ярчак, М.Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? / М.Т. Ярчак // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – №7. – С. 72–75.
29. Хвойницкая, В.Ч. Эмоции и их воспитание / В.Ч. Хвойницкая// Дэфекталогія. – 2002. – № 3 (28). – С. 105–115.
30. Иванова, Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е.С. Иванова // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 37–41 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–emotsionalnogo–intellekta–v–podrostkovom–vozraste–2.
31. Мантрова, М.С. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа я современного подростка / М.С. Мантрова // Вестник ОГУ. − 2013. − №2 (151). − С. 151−158.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.]; под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224с.
33. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для V–VІІ класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up–In–yaz–5–7kl–rus.pdf.pdf.
34. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VІІІ–ІХ класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up–In–yaz–5–7kl–rus.pdf.pdf.
35. Ларионова, И.А. Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель–ученик» / И.А. Ларионова, С.О. Ларионова // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2014. – №6. – Режим доступа: http://www.science–education.ru/ru/article/view?id=16371.
36. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya–deyatelnost–v–obrazovatelnom–uchrezhdenii.pdf.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Педагогические условия воспитания эмоциональной культуры подростка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики эмоционального интеллекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики эмоционального интеллекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Методическая разработка беседы с привлечением мнений учащихся на тему «Как управлять собой?».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты