Гендерные особенности адаптивных возможностей и уровня жизнестойкости у пожилых людей вышедших на пенсию
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Гендерные особенности адаптивных возможностей и уровня жизнестойкости у пожилых людей вышедших на пенсию»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
251.00 BYN
Гендерные особенности адаптивных возможностей и уровня жизнестойкости у пожилых людей вышедших на пенсию
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Поставский ТЦСОН, ГУ
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»» А.Г. Маклаков и С.В. Чермянина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шкала тревожности Спилбергера/Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шкала тревожности Спилбергера/Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ , ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ (НА ПРИМЕРЕ ГУ «Поставский ТЦСОН»)
1.1 Понятие «адаптивные возможности» и «уровень жизнестойкости»
1.2 Психологические особенности людей, вышедших на пенсию: гендерные особенности
1.3 Гендерные особенности адаптивных возможностей и уровня жизнестойкости у пожилых людей, вышедших на пенсию
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ (На примере ГУ «Поставский ТЦСОН»)
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что население белорусского общества стареет. В Беларуси в два раза превышен критерий ООН, по которому население страны относится к старому. Вот почему Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года определено создание многоуровневой пенсионной системы, которая сочетает в себе программы обязательного и дополнительного страхования, основанные на распределительных и накопительных механизмах финансирования [14, с. 65].
Старение человека, его возрастные изменения являются чрезвычайно сложным процессом, ставящим перед белорусским обществом, человеком, наукой большую совокупность важных проблем. Это проблемы личности, нравственности, преемственности поколений, проблемы индивида и общества. Знание специфики протекания процесса старения, степени и характера включенности пожилых людей в социальные отношения, уровня их адаптации к своему изменяющемуся состоянию, статусу и месту в обществе – это все чрезвычайно важно для обеспечения более легкого приспособления людей позднего возраста к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь», поиску новых возможностей.
Пожилые люди включены во все процессы социального и межличностного взаимодействия в обществе. Социальная организация жизнедеятельности пожилого человека может способствовать, а может и препятствовать хорошему личностному его самочувствию, в результате чего происходит его социальная дезадаптация, либо деформация социального статус.
В пожилом возрасте с выходом на пенсию происходит снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к психологическим изменениям. Кроме того, в пожилом возрасте отмечаются возрастные ограничения в развитии резервных способностей и адаптации к изменяющейся окружающей среде.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ
1.1 Понятие «адаптивные возможности» и «уровень жизнестойкости»
Юля, здесь речь идет не про адаптацию как таковую, а про адаптивные возможности в пожилом возрасте. Тогда и параграф так должен называться
Тогда и жизнестойкость нужно дополнить в пожилом возрасте
Социальная адаптация (лат. приспособление) – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде [28, с.77].
Основным показателем адаптации к выходу на пенсию является принятие старения за нормальное явление, а выход на пенсию – за заслуженный отдых после многих лет работы. Мерой адаптации к пенсионному периоду является активность и умение заполнить своё свободное время. Активность должна быть соизмерима с возможностями человека: если она чрезмерна, это свидетельствует о плохом приспособлении, отражая потребность человека показать, что он до сих пор молод. Выявлена общая закономерность: люди, которые перед выходом на пенсию имели широкие и живые интересы вне своей профессии, любимые занятия, на которые им всегда не хватало времени, лучше приспосабливаются к личной свободе.
Процесс социальной адаптации пожилого человека в посттрудовой период состоит из нескольких этапов:
1. Адаптационный шок. Под ним понимается общее расстройство функций пожилого человека, вследствие какого–либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации. Именно на этой стадии социальной адаптации пожилой впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.
2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для пожилых людей, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально–психологические характеристики и прочее.
3. Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации пожилого человека, вышедшего на пенсию. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются пожилым человеком с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. При этом необходимо помнить о том, что сделанный пожилым человеком выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды.
Р. С. Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса.
Первая фаза – предпенсионная – связана с тем, что люди задолго до прекращения трудовой деятельности и выхода на пенсию становятся тревожными, теряют веру в себя. Именно в это время, по мнению Томпсона, должна начинаться подготовка к выходу на пенсию. Данная подготовка может включать в себя уменьшение количества трудовых обязанностей, планирование того, чем можно занять свое свободное время на пенсии.
Вторая фаза – так называемая фаза «медового месяца» – начинается сразу после прекращения трудовой деятельности, характеризуется состоянием эйфории от обретенной свободы.
Третья фаза – разочарование, исчезновение иллюзий, вызываемые несбывшимися «предпенсионными» мечтами, неправильной подготовкой к выходу на пенсию.
Четвертая фаза – фаза переориентации – разработка реальной картины жизненных альтернатив.
Пятая фаза – фаза стабильности – приходит осознание своих возможностей, своих слабых и сильных сторон, позволяющих принятие роли и статуса «пенсионер».
Шестая фаза – завершающая, на которой возможная болезнь или инвалидность могут затруднять выполнение повседневных дел, ухода за собой.
Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями [28, с. 171].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что в рамках изучения нашей темы, понятие социальной адаптации представляет собой своеобразное приспособление пожилого человека к изменившимся условиям проживания. Понятие адаптивных возможностей определяет особенности резерва психологических и физиологических сил личности пожилого человека. Уровень жизнестойкости представляет собой определенный устойчивый паттерн, который определяет степень взаимодействия пожилого человека и социума.
Пожилые люди, вышедшие на пенсию, представляют собой определенную группу, которая отражает особенности проживания людей пожилого возраста на пенсии. Основными психологическими особенностями являются такие как необходимость приспособления человека пожилого возраста к новым условиям проживания.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НА ПЕНСИЮ
2.1 Организация и методы исследования
Вторая глава курсовой работы содержит результаты эмпирического исследования, проведённого на базе ГУ «Поставский ТЦСОН».
Цель исследования – выявить уровень адаптационных возможностей и уровня жизнестойкости пожилых людей, вышедших на пенсию.
В качестве основных задач исследования были выделены следующие:
• выявление адаптивных возможностей и уровня жизнестойкости пожилых людей;
• выявление различий в адаптивных возможностях и уровня жизнестойкости у мужчин и женщин в пожилом возрасте в условиях перемены социальной роли в связи с выходом на пенсию;
• организация и проведение тестирования для испытуемой группы;
• статистическая обработка (выявление достоверных различий с помощью критерия U-Манна-Уитни) и анализ полученных данных;
• формулировка выводов на основе полученных результатов.
Объект исследования: особенности адаптационных возможностей и уровня жизнестойкости пожилого человека, вышедшего на пенсию.
Предмет исследования: гендерные особенности адаптационных возможностей и уровня жизнестойкости пожилого человека к новой социальной роли в связи с выходом на пенсию.
Выборку составила группа из 60 человек (30 мужчин и 30 женщин), вышедших на пенсию 2-3 года назад.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели была использована Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» Маклакова А. Г., Чермянина С.В. [15].
С помощью методики можно выявить уровень адаптивных способностей, уровень развития нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей и моральной нормативности. Опросник содержит 5 шкал и состоит из 165 вопросов. Испытуемому предлагается ответить на предложенные утверждения «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Методы математико-статистической обработки.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы «Statisticа» v. 7.0. Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В пожилом возрасте в условиях перемены социальной роли в связи с выходом на пенсию мужчины характеризуются преимущественно средним уровнем адаптивных способностей – они адаптируются к новым условиям с некоторыми трудностями, способны вырабатывать стратегию своего поведения и принимать решения, обладают умеренной эмоциональной устойчивостью и адекватной самооценкой. Женщины обладают преимущественно низким уровнем адаптивных способностей – они с большим трудом адаптируются к новым условиям, неспособны принимать решения в сложных условиях, эмоционально неустойчивы и имеют заниженную самооценку.
2. Мужчины и женщины отличаются преимущественно низким уровнем нервно–психической устойчивости. Они отличаются низкой степенью поведенческой регуляции, высокой склонностью к нервно–психическим срывам, недостаточно сформированными личностными качествами, ресурсами и резервными возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование в условиях стресса.
3. Мужчины отличаются преимущественно низким уровнем коммуникативных способностей – они не умеют достигнуть контакта и взаимопонимания с другими людьми, отличаются низкой потребностью в общении и высоким уровнем конфликтности. Женщины обладают преимущественно высоким уровнем коммуникативных способностей – умением достигнуть контакта и взаимопонимания с другими людьми, высокой потребностью в общении и низким уровнем конфликтности.
4. В пожилом возрасте мужчины характеризуются преимущественно средним уровнем моральной нормативности – они адекватно воспринимают предлагаемую для них определенную социальную роль, способны соблюдать морально–нравственные нормы проведения и проявлять должное отношение к требованиям ближайшего социального окружения. Женщины обладают преимущественно низким уровнем моральной нормативности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что в рамках изучения нашей темы, понятие социальной адаптации представляет собой своеобразное приспособление пожилого человека к изменившимся условиям проживания. Понятие адаптивных возможностей определяет особенности резерва психологических и физиологических сил личности пожилого человека. Уровень жизнестойкости представляет собой определенный устойчивый паттерн, который определяет степень взаимодействия пожилого человека и социума.
Пожилые люди, вышедшие на пенсию, представляют собой определенную группу, которая отражает особенности проживания людей пожилого возраста на пенсии. Основными психологическими особенностями являются такие как необходимость приспособления человека пожилого возраста к новым условиям проживания.
В рамках исследования гендерных особенностей переживания возрастного кризиса, связанного с выходом на пенсию. Для мужчин и женщин есть определенные различия в рамках адаптивных возможностей и уровня жизнестойкости пожилых людей. Для мужчин в основном, характерными являются такие особенности как переживание кризиса в рамках осмысленного переживания данного явления, а для женщин, в основном, характерными являются такие особенности как большая аффективность и эмоциональность в рамках переживания жизни на пенсии.
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В пожилом возрасте в условиях перемены социальной роли в связи с выходом на пенсию мужчины характеризуются преимущественно средним уровнем адаптивных способностей – они адаптируются к новым условиям с некоторыми трудностями, способны вырабатывать стратегию своего поведения и принимать решения, обладают умеренной эмоциональной устойчивостью и адекватной самооценкой. Женщины обладают преимущественно низким уровнем адаптивных способностей – они с большим трудом адаптируются к новым условиям, неспособны принимать решения в сложных условиях, эмоционально неустойчивы и имеют заниженную самооценку.
1. Анцыферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. –№ 3. – С. 3–15.
2. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 143–148.
3. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. – СПб. Питер, 2002. – 352 с.
4. Ермолаева, М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119–128.
5. Зыкова, З.Н. Исследование актуальных психических состояний социально–активных пожилых людей / З.Н. Зыкова, Е.А. Лучкова. – 2017. – № 2, Т. 2. – С. 60–63.
6. Иржанова А.А. Актуальные проблемы пожилого возраста в современном мире // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 114–116.
7. Кильсенбаев, Э.Р. Характеристика инвалидности как социальной проблемы / Э.Р. Кильсенбаев // Инновационная наука. – 2016. – № 2. – С. 74–78.
8. Киселева, Т.Г. Исследование социально–психологических проблем пожилых людей / Т.Г. Киселева, Т.В. Бобик // In Siru. – 2015. – № 1. – С. 90–95.
9. Краснова, О.В. Выход на пенсию и идентичность женщин / О.В. Краснова // Психологические исследования. – 2014. – № 35, Т. 7. – С. 1–16.
10. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
11. Литвак, Р.А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р.А. Литвак, Т.А. Калугина // Вестник культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 155–160.
12. Максимова, С.Г. Социально–психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С.Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5–6. – С. 58–63.
13. Маюрова, А.А. Самоорганизация пожилых людей в обществе как способ адаптации / А.А. Маюрова // Вестник Пензенского гос. ун–та. – 2016. – № 1. – С. 120–125.
14. Милькаманович, В.К. Социальная геронтология / В.К. Милькаманович. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 299 с.
15. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ–М», 2006. – С. 549–672.
16. Никольская, И.М. Личность пожилого человека и психологическая реабилитация / И.М. Никольская, М.А. Краева // Российский семейный врач. – 2009. – № 2. – С. 26–31.
17. Краснова, О. В. Особенности восприятия современной социальной си–туации пожилыми людьми / О.В.Краснова // Психология зрелости и старения. – 2009. – № 2. – С. 13 – 21.;
18. Овчинникова, Л.В. Психофизиологическое состояние пожилого человека в период его выхода на пенсию / Л.В. Овчинникова // Человек. Спорт. Медицина. –2012. – № 8. – С. 22–26.
19. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости / Т.Г. Светличная, А.А. Кузнецова // Экология человека. – 2005. – № 11. – С. 37–41.
20. Смычек, В.Б. Медико–социальная экспертиза и реабилитация / В.Б. Смычек, Г.Я. Хулуп, В.К. Милькаманович. – Мн.: Юнипак, 2005. – 419 с.
21. Смычек, В.Б. Современные аспекты инвалидности / В.Б. Смычек. – Минск: БГАТУ 2012. – 268 с.
22. Тяпкина, Т.Ю. Характеристика пожилых людей как особой социально–демографической группы / Т.Ю. Тяпкина // Nauka–Rastudent. – 2017. – № 1. – С. 26–35.
23. Украинец, П.П. Социальная работа: теория и организация / П.П. Украинец – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 79 с.
24. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2010. – 344 с.
25. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Архетип. – 1995. – № 1. – С. 148–153.
26. Пенсии в Беларуси // Сайт «MYFIN.BY» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://myfin.bywiki/term/pensii–v–belarusi.
27. Пенсия по возрасту в Беларуси // Сайт «MYFIN.BY» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/pensiya–po–vozrastu–v–belarusi.
28. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171–174.
29. Смирнова, Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция / Т. В.Смирнова // СОЦИС. – 2008. – № 8. – С. 49 – 55.;
30. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок [и др.]; под. общ. ред. П.Д. Павленок. – М.: «ИНФРА–М», 2003. – 395 с.
31. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
32. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. – М.: Вузовский учебник, НИЦ Инфра–М, 2013. – 352 c.
33. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c.
34. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2013. – 288 c.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 272 c.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
37. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: ПО России, 2004. – 442 c.
38. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
39. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 c.
40. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. – 460 c.
41. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология / Т.С. Пак. – М.: Человек, 2010. – 48 c.
42. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
43. Столяренко, Л.Д. Возрастная психология: Учебник / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2011. – 288 c.
44. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – 194 c.
45. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2013. – 200 c.
46. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c.
47. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2013. – 367 c.
48. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.
49. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 c.
50. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2013. – 567 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»» А.Г. Маклаков и С.В. Чермянина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шкала тревожности Спилбергера/Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичный эмпирический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Шкала тревожности Спилбергера/Ханина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты