Туристический потенциал еврейского культурного наследия
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Туристический потенциал еврейского культурного наследия»
по дисциплине: «Туризм и гостеприимство»
2020
251.00 BYN
Туристический потенциал еврейского культурного наследия
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Туризм и гостеприимство
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Еврейское культурное наследие
1.2 Использование потенциала еврейского культурного наследия в туризме, его охрана и продвижение
ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Историко-архитектурные объекты Гродненской области
2.2 Анализ туристического потенциала Гродненской области
ГЛАВА 3. ЕВРЕЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Объекты еврейского культурного наследия на территории Гродненской области
3.2 Перспективы использования еврейского культурного наследия на территории Гродненской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что несмотря на прочный след многовекового существования еврейских общин на территории, где теперь живём мы, - на пограничье Польши, Литвы и Беларуси - местные достопримечательности, относящиеся к истории и культуре евреев, остаются в значительной степени непризнанными как ценность европейского и местного наследия. На сегодняшний день является актуальным их описание и разработка инструментов, которые можно успешно использовать в развитии туризма и на благо развития данных мест.
Евреи жили в Беларуси на протяжении долгих веков. Данные о том, когда же появились первые евреи на территории Беларуси, разнятся. В одних источниках указывается, что евреи появились в Великом княжестве Литовском в XIV веке. С другой стороны, самые древние еврейские могилы датируются концом XIII века. Представить современную Беларусь без еврейского наследия, впрочем, как и Израиль без белорусского, очень сложно. До начала Второй мировой войны около 1 миллиона жителей Беларуси (а это целых 15% от тогдашнего населения) составляли евреи. Найти белорусский город или местечко без синагоги в конце XIX века было невозможным. Но пертурбации XX века практически уничтожили на корню удивительную культуру белорусских евреев.
Территория Гродненской области характеризуется высоким потенциалом развития культурного туризма при одновременно слаборазвитой туристической инфраструктуре и недостаточном знании ресурсов культурного наследия, в частности, объектов еврейского культурного наследия. Преимущества этого региона слабо известны потенциальным туристам и местным жителям. Собственно говоря, здесь корни многих евреев со всего мира, и они охотно посещали бы места, откуда родом их предки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Еврейское культурное наследие
Сохранение и изучение еврейского культурного наследия представляет на сегодняшний день проблему как академического, так и общественного интереса и обеспокоенности. К сожалению, из обширной материальной культуры евреев многое было разрушено или пришло в упадок в XX в.[37].
При изучении выбранной темы исследования нами использовалось достаточно большое количество источников, включающие в себя статьи, научно-методическую литературу, архивные документы, интернет-источники, раскрывающие особенности еврейского культурного наследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды следующих авторов: Батяева В.Ф, Иоффе, Э.Г. Кандель Ф., Ицхака Орена, Крюкова А.А., Куцмани Б.
Существенный вклад в развитие еврейской историографии и характеристики еврейского культурного наследия в советский период внесли кандидатские диссертации В. Ю. Рабиновича и М. Н. Савиных. В тоже время осуществлялась издательство журнала «Диаспора» под редакцией профессора В. И. Дятлова, где в многочисленных публикациях раскрывались особенности еврейской истории и культуры [29].
Батяев В. Ф. изучал особенности возникновения и содержания религии, распространения культовых сооружений в различные исторические периоды, суеверия, приметы и предрассудки евреев Беларуси, в своих работах он осветил их роль в культуре этнической общности [3].
Давид Мельцер в своей книге «Белорусские евреи в Америке» осветил вклад белорусских евреев в самые разные сферы американской жизни - науку, культуру и искусство, обществоведение и религию.
Шнирельман, В. А. в своем исследовании рассмотрел вопросы отражения высокого культурного разнообразия евреев в еврейских музеях в разных странах мира.
Еврейская культура - одна из древнейших в мире. Его глубокие источники в значительной степени питают христианскую цивилизацию, возникшую на основе еврейского религиозного наследия. Феномен культуры как системы генерации, сохранения и воспроизводства социального опыта включает в себя такие аспекты, как язык, религия, образование, художественное творчество и другие формальные и неформальные институты, которые формируют ценности, нормы, принципы, обычаи, идеи, способствующие социализация личности, развитие ее самобытности, принадлежность к этносу [35].
Особенности языка и письменности евреев освещены в работах Крюкова А.А. и Петровой П.В., данные авторы занимались исследованием влияния иудейской религии на возрождение иврита, поскольку, по признанию исследователей, возрождение данного языка является уникальным социолингвистическим феноменом современности [23].
Язык и письменность многих этнических групп имеют ярко выраженную древность, неизменность. Это в полной мере относится к ивриту, который также позволил еврейскому народу не полностью ассимилироваться в принимающем обществе, сохраняя этническую идентичность в дисперсии [44].
Кандель Ф. и Кофман Дж. М. в своих работах освещали особенности еврейского общества, становление торговли и особенности еврейской жизни. Торговля является одним из основных видов деятельности евреев. Аграрные, животноводческие этнические группы, оказавшиеся рассеянными в культурно и религиозно чуждой или даже враждебной среде, вплоть до прямых запретов на владение недвижимостью. По этой причине, чтобы выжить и выжить, они были вынуждены активно заниматься коммерческой деятельностью. Так что ссылки на еврейскую торговлю датируются 9 веком, есть свидетельства еврейских торговцев - раданитов, которые вели свою торговую деятельность на просторах Шелкового пути [18, 21].
Евреи, как и почти все рассеянные на протяжении всей истории, подвергались массовым этническим чисткам, гонениям. Геноцид играет решающую роль в исторической памяти его жертв. Это не только глубокая травма для конкретного общества, но и мощный фактор формирования национальной идентичности. Примеры самых жестоких геноцидов относятся конкретно к рассматриваемой этнической группе, которая может существовать многие века. В начале двадцатого века политика антисемитизма стала широко распространенной [16].
Евреи свято чтят и сохраняют память о государстве на Земле Обетованной, в потерянном Храме. Культ этих святынь после создания государства Израиль служит источником многих конфликтов с палестинскими мусульманами. Даже само создание Израиля оспаривается раввинатом-фундаменталистом, который считает, что еврейское государство может быть создано только мессией. В то же время Израиль стал одним из самых влиятельных государств не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире [22].
ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Историко-архитектурные объекты Гродненской области
Гродненская область выделяется среди других регионов Беларуси своей богатейшей историей и культурно–историческим наследием родовых усадеб, храмовой и замковой архитектурой. Несомненно, Гродненщина является архитектурной жемчужиной Беларуси, где представлены памятники различных эпох и стилей, в которых отражена сложная история Гродненской земли. В культурном наследии региона ведущую роль играют его уникальные памятники архитектуры и целые их ансамбли [19].
Велико архитектурное, в том числе градостроительное, наследие Гродненщины, здесь на берегах Немана, как ни в одной другой области Беларуси, сохранилось множество произведений монументального зодчества. Укрепления Гродно, Лиды, Новогрудка и Крево вместе с другими белорусскими, литовскими и украинскими замками образовали во времена ВКЛ целостную оборонительную систему общегосударственного значения. Велика была ее роль в отражении нападений рыцарей-крестоносцев. Вплоть до победы на Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве 1410 г. Крепости и замки Гродненщины являлись опорными пунктами обороны [9].
В области сохранилось более 1,5 тысячи памятников истории и культуры, среди которых и объекты, имеющие мировую ценность: Мирский замок, пункты Дуги Струве, включенные ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия, а также и другие объекты, претендующие на включение в этот Список – это Коложская церковь XII ст. в г. Гродно, Сынковичская церковь XV ст. в Зельвенском районе, церковь–крепость в деревне Мурованка Щучинского района, чудо инженерной мысли первой половины XIX века, Августовский канал в Гродненском районе, уникальный объект археологии – Красносельские неолитические камнедобывающие шахты [19].
Туристический потенциал культурно–исторического наследия Гродненщины представляют королевские дворцы–резиденции в г. Гродно (Старый и Новый замки), могущественные замки– символы былых доблестных сражений в Лиде, Новогрудке, Любче, величественные храмы, монастыри, костелы, церкви Гродно, Слонима, Жирович известны далеко за пределами области и привлекают в регион туристов из разных стран мира. На территории Гродненщины практически в каждом районе области сохранились многочисленные старинные родовые усадьбы, такие как усадьба Четвертинских в Желудке (Щучинский район), усадьба Умястовских в Жемыславле (Ивьевский район), усадьба М.К. Огинского в Залесье (Сморгонский район), Усадьба Богушевичей в Кушлянах (Сморгонский район), усадьба Воловичей в Святске (Гродненский район), усадьба Сегеней в д. Краски (Волковысский район) Усадьба Бохвицев в д. Подороск (Волковысский район) и другие. Большинство из них сейчас реконструируются и вскоре, несомненно, станут привлекательным туристическим продуктом Гродненского региона [17].
Сохранению историко–культурного наследия Гродненского региона служат национальные фестивали, рыцарские турниры, концерты средневековой музыки, выставки изделий народных мастеров, концерты фольклорных коллективов, которые регулярно проходят под стенами Мирского, Новогрудского, Лидского, Кревского, Гольшанского замков.
Безусловно, и сам Гродно является привлекательным туристическим ресурсом как один из старейших городов Беларуси, история которого насчитывает около 900 лет. В культурном наследии города Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные памятники, в которых отражена история города. Так, до настоящего времени сохранились памятники готики, ренессанса и барокко (Бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (Иезуитский Фарный костел, Бригитский и Францисканский монастыри с костелами) и других самых разнообразных стилей и направлений. В Гродно сохранилась единственная в Беларуси королевская резиденция с двумя практически уцелевшими замками. Современный Гродно, несмотря на свою сохранившуюся старину, является и европейским городом как крупный научный и культурный центр с населением более 360 тыс. человек. Это уникальный и единственный в своем роде город Беларуси, не похожий ни на какой другой город страны. Несмотря на то, что сегодня он быстро развивается и обустраивается, на древних улицах Старого города словно застыла история и оставила современникам память о его прошлом [38].
ГЛАВА 3. ЕВРЕЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Объекты еврейского культурного наследия на территории Гродненской области
На территории Гродненской области сохранились объекты еврейского культурного наследия. Приведем характеристику городов, где они сохранились.
Дятлово — город в Гродненской области Беларуси. В документах времен Великого княжества Литовского местечко называлось Здзецел (Здзяцел, Здетел). На языке идиш нет сочетания «дз», поэтому евреи называли местечко «Зецел». В дневниковых записях Бернарда Пински, жителя Канады, где автор записывал воспоминания своего пожилого отца Рубина Пински, уроженца Дятлово, местечко называется Гжетл.
История еврейской общины Дятлово восходит к концу XVI в. В инвентаре имения за 1580 г. среди 10 домохозяев на рыночной площади местечка назван «Мисан Жид». К концу XVII в. евреи составляли 20 % жителей местечка, а к началу 70-х годов XIX в. 78,7 % (около 1240 евреев).
Экономической основой штетла были торговля и ремесло. Владельцами многочисленных лавок, постоялых дворов, ремесленных мастерских и промышленных предприятий являлись евреи. Ежегодная ярмарка, проводившаяся 23 апреля, и еженедельные базары (по воскресеньям и вторникам) собирали не только местных, но и жителей близлежащих околиц.
Стремление еврейской общины Дятлово заняться сельским хозяйством не нашло положительного отклика у местных властей. Просители, которые жаловались на бедственное положение еврейского населения местечка, с трудом снискивающего себе пропитание, написали в 1862 г. ходатайство к Виленскому генерал-губернатору об отдаче им в арендное содержание фермы Дятловского казенного имения, которая была создана на бывшей владельческой земле Солтана. Тем не менее, их просьба не была удовлетворена.
Во второй половине XIX – начале ХХ в. Экономическое положение местечка значительно улучшилось. Наиболее успешные еврейские предприниматели Дятлово попадали на страницы адрес-календаря «Вся Россия: Русская книга промышленности, сельского хозяйства и администрации». Так, в 1900 г. там были указаны следующие предприятия, принадлежавшие евреям Дятлово: медоварни, аптека, торговые предприятия по продаже бакалеи, железа, кожи, мануфактурных товаров, хлеба и яиц. Помимо этого, местечко славилось выделкой паркета, известного под именем «дятловского», что подтверждает Аркадий Смолич в своей книге «География Беларуси»: «Здешние ремесленники производят наилучший паркет».
Мещанское самоуправление в местечках черты еврейской оседлости имело существенную особенность: оно было представлено, как правило, исключительно евреями, хотя по мнению российских властей органы самоуправления должны были состоять на 2/3 из христиан. Выполнить эту норму не представлялось возможным, так как мещан христианского вероисповедания в местечках практически не было. Например, в 1884 г. в Дятлово насчитывалось 1383 мещанина, все они были иудеями.
Конфессиональная структура населения Дятлово определила соседство здесь культовых учреждения трех конфессий: церкви, костела, синагоги. В 1867 г. в местечке была одна деревянная синагога и четыре молитвенных дома [44].
Здание сохранившейся каменной синагоги конца ХІХ ст. используется сегодня пожарной частью. О прежней функции здания свидетельствует расположение окон на боковых фасадах: один ряд больших окон сменяется двумя рядами окон меньшего размера (за перегородкой второго этажа располагалась женская часть синагоги - бабинец). Рядом существовала вторая синагога, сегодня ее месте построен банк.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемами изучения еврейского культурного наследия занимались многочисленные исследователи. Разнообразие культурного наследия евреев нашло отражение в музыке, архитектуре, предметы отражающие культуру евреев сегодня находятся в многочисленных музеях в разных странах мира.
Приоритетное направление использования еврейского культурного наследия в туризме связано с еврейской культурой, историей и религией. На сегодняшний день получает развитие ностальгический туризм, ежегодно значительное количество туристов из Израиля посещают Республику Беларусь.
На территории Гродненской области сохранились уникальные памятники археологии, архитектуры и культуры, которые представляют тысячелетнюю историю становления белорусского государства. Памятники архитектуры и достопримечательности Гродненщины занимают значительное место в культурном наследии Беларуси. Наиболее известные из них: Борисоглебская (Коложская) церковь, Фарный костел, старый и новый замки в Гродно, руины замка в Новогрудке, Мирский замок, церкви оборонного типа в Мурованке и Сынковичах, монументальные католические монастыри и костелы в Гродно, Слониме, Гервятах и множество других исторических памятников и достопримечательностей.
Относительно Гродненской области можно говорить о значительном туристическом потенциале и недостаточном уровне развития собственно туристической индустрии. Результатом этого является слабая известность региона на туристическом рынке и преобладание выездного туризма. Особо следует отметить огромное влияние государства на развитие туризма. С одной стороны, это создает благоприятные условия для развития отдельных видов туризма благодаря государственным программам льготного кредитования, льготного налогообложения, реставрации памятников истории и культуры и создания особых туристических территорий. С другой стороны, развитие туризма направляется в строго определенных направлениях: агроэкологический туризм, спортивный туризм и медицинский туризм, что ограничивает предпринимательскую активность в других сферах туризма и рекреации. Данная территория на сегодняшний день обладает богатым и уникальным культурно – историческим потенциалом для привлечения туристических потоков и, соответственно, для дальнейшего развития и усовершенствования въездного туризма в Республику Беларусь в целом.
1. Аляксееў, Л. В. Гродна i помнiкiПанямоння / Л. В. Аляксееў. - Мiнск:Беларускаянавука, 1996. - 191 с.
2. Архивные документы Республики Беларусь - сокровищница социальной памяти государства: справочник / сост. Т. И. Седляревич. - Минск: НАРБ, 2005. - 144 с.
3. Батяев, В. Ф. Евреи / В. Ф. Батяев // Кто живет в Беларуси / А. Вл. Гурко [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы. – Минск :Беларус. навука, 2012. – С. 402–453.
4. Береговский, М.Я. Еврейские народные театральные представления / М. Я. Береговский // Арфы на вербах: Призвание и Судьба Моисея Береговского / Сост. Э.М. Береговская. - М. ;Иерусалим, 1994. - С. 21–27.
5. Береговский М.Я. Еврейский музыкальный фольклор / под ред. М. Виннера. – М.: Иерусалим, 1934. – С. 55-64
6. Вольпе, М.Л. Еврейские традиции [Текст]: энциклопедия для детей и взрослых / М.Л. Вольпе. – М.: АСТ; М.: Зебра Е, 2008. - 144 с.
7. Гайба, М. Планіроўка і знешняеаблічча г. Навагрудак ў ХІ – пачатку ХХ стагоддзяў / М. Гайба // Навагрудчына ў гістарычна-культурнайспадчынеЕўропы / рэдкал.: А.А. Каваленя, А.К. Кулак[і інш.] – Мінск, 2010. – С. 61–66.
8. Гельстон, И. Синагога – ядро пространственной структуры еврейского местечка / И. Гельстон // «Штетл» як феномен єврейськоїісторії:матеріаликонференції (Київ, 30 серпня – 3 вересня, 1998 р.). – К., Інститутюдаїки, 1999. – С. 232–239.
9. Гродненский край приглашает гостей. К 70-летию Гродненской области /сост.: М. А. Загидулина [и др.]. – Гродно : Гродненская типография, 2014. – 192 с.
10. Донских, С. В. Событийный туризм / С. В. Донских. – Минск : РИПО,2014. – 111 с.
11. Еврейская община в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.jewishbelarus.org.
12. Еленская, Е., Розенблат, Е. Ошмяны // Холокост на территории СССР: Энциклопедия / гл. ред. И.А. Альтман. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Научно-просветительный Центр «Холокост», 2009. – С. 713-715.
13. Ельскі, А. Гарады і мястэчкі / А.Ельскі // Выбранае. - Мінск, 2004. - С. 289.
14. Изучение туристического потенциала Республики Беларусь для последующего формирования экспортоориентированного туристического продукта (на основе материально-культурного наследия еврейского населения) / В. И. Лебедева [и др.] // НИРС БГЭУ : сборник научных статей. Вып. 4 / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т" ; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. - Минск : РИВШ, 2014. - С. 274-279.
15. Иоффе, Э. Г. Страницы истории евреев Беларуси: краткий научно-популярный очерк/ Э. Г. Иоффе. - Минск: «АРТИ-ФЕКС», 1996. - 294 с.
16. История еврейской общины Беларуси. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.beljews.org/articles129.html.
17. История и культура на стыке эпох и цивилизаций: историкокультурное наследие как ресурс и результат развития общества/ Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию М.К. Огинского. - Минск, 25-26 сентября 2015 г. – 240 с.
18. Кандель, Ф. Очерки времен и событий : Из истории российских евреев (Часть первая : до второй пол. XVIII в.) / Ф. Кандель. – Иерусалим :Тарбут, 1988. – 198 с.
19. Колосова, В. Гродненская область: [туристические тропы природы Беларуси] / В. Колосова, Е. Радюк // Родная прырода. - 2014. - N 7. - С. 25-40.
20. Коробков, Х. Статистика еврейского населения Польши и Литвы во второй половине XVIII века / Х. Коробков // Еврейская старина. – 1911. – Вып. IV. – С. 541-562.
21. Кофман, Я. М. Противоречия современного еврейского движения в России: региональный аспект / Я. М. Кофман// Материалы III регион. науч.-практ. конф. (26–27 августа 2002 года). - Красноярск :Улан-Удэ : Кларетианум, 2002. - С. 186–189.
22. Краткая еврейская энциклопедия : в 10 т. / Под ред. ИцхакаОрена (Надель). – Иерусалим : Общ-во по исследованию еврейских общин ; Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства ; Еврейский университет в Иерусалиме. – 1975–2001. – 1146 с.
23. Крюков, А.А.Ивритская литература в XX веке / А. А. Крюков. - М.: Муравей, 2005. - 368 с.
24. Кусков, А. С. Туристскоересурсоведение / А. С. Кусков. – М. :Издательскийцентр «Академия», 2008. – 208 с.
25. Куцмани, Б. Духовная, культурная и политическая жизнь евреев Галиции при австрийской власти (1772– 1918) / Б. Куцмани // Материалы девятой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Вып. 10. – М. :Сэфер, 2002. – Ч. 1. – С. 177–191.
26. Лукин, В. 100 еврейских местечек Украины: Подолия : исторический путеводитель / В. Лукин, А. Соколова, Б. Хаймович. – Иерусалим–СПб., 2000. – Вып. 2. – 704 с.
27. Овсепьян, И. Путешествие в стиле ностальжи / И.Овсепьян // Советская Белоруссия. – 2014. – 27 декабря. –С.3.
28. Проблемы современной экономики: глобальный, национальныйи региональный контекст : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2 / ГрГУ им. Я. Купалы ;редкол.: М. Е. Карпицкая (гл. ред.), С. Е. Витун (зам. гл. ред.) [и др.]. –Гродно :ГрГУ, 2015. – 357 с.
29. Рабинович, В. Ю. Коммуникативное поле диаспоры: к постановке проблемы / В. Ю. Рабинович // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : материалы VIII регион.науч.-практ. конф. (19–20 ноября 2007 года). - С. 313–314.
30. Розенберг, А. Я. Очерки по еврейской истории городов и местечек Беларуси / А. Я. Розенберг. – Минск : А. Н. Вараксин, 2011. – 375 с.
31. Росман, М. Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. Тель-Авив: Изд. Открытого университета, 1995. Ч. 3–4. 330 с. 5. Слепович Д. Типология феномена клезмер в Восточной Европе / М. Росман// Вести Белорусской академии музыки. - 2002. Вып. 2.- С. 53–58.
32. Савиных, М. Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине XIX – начале XX вв : автореф. дис. … канд. ист. наук / М. Н. Савиных. - Томск, 1999. - 24 с.
33. Сайт белорусской еврейской общины [Электронный ресурс]/ Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин. - Режим доступа: http://www. eljews.org/articlesl21.html.
34. Смиловицкий, Л. Евреи в Турове: история местечка Мозырского Полесья / Л. Смиловицкий. - Иерусалим, 2008. – 848 с.
35. Станоўчыя практыкі захавання папулярызацыі габрэйскай спадчыны: дапаможнік на аснове польскага і беларускага досведу: [Зборнік артыкулаў навукова-практычнай канферэнцыі, г. Брэст, 20–21 жніўня 2011 г.] / Падрэд. А. Бяляўскай, А. Максімоўскай, А. Сідаровіч. – Варшава: Музей гісторыіпольскіхгабрэяў, 2012. – 270 с.
36. Cоркина, И., «Феномен белорусско-еврейской толерантности в местечках Беларуси ХІХ – начала ХХ вв.», Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга / И. Соркина // Сб. статей. - Вып. 11. - Москва, 2003. – 432 с.
37. Телушкин, И. Энциклопедия еврейской культуры. Книга 1. От Библии до Холокоста [Текст] / И. Телушкин. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009. – 813 с.
38. Туристическая Гродненщина [Электронный ресурс] – Белорусский экскурсионный портал. – 2017. – Режим доступа: http://grodno–best.info/turizm/grodno/turisticheskaya–grodnenshhina.html.
39. Туристическая мозаика Беларуси / А.И. Локотко [и др.]; науч. ред. А.И. Локотко. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 640 с.
40. Туристические ресурсы в Республике Беларусь : стат. сб. – Минск :Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. – 105 с.
41. Туристская энциклопедия Беларуси / сост. Л. В. Ловчая, Т. И. Жуковская ; под общ.ред. И. И. Пирожник. – Минск: БеларускаяЭнцыклапедыя, 2007. - 647 с.
42. Шнирельман, В. А. Еврейские музеи: культурный императив и вызовы современности / В. А. Шнирельман // Наследие веков. – 2015. – № 3. – С. 26-38.
43. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.eleven.co.il/article/12119. – Дата доступа: 29.03.20
44. Этнокультурное развитие Беларуси в ХIХ – начале ХХI в./ ред. Т.А. Новогродский[и др.] – Минск: Издательский центр БГУ, 2011. – 295с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты