Активизация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности социального педагога
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Активизация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности социального педагога»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2020
251.00 BYN
Активизация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности социального педагога
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица по результатам анкетирования.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
1 Теоретические основы организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности педагога социального
1.1 Социально-педагогическая сущность физкультурно-оздоровительной работы
1.2 Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста
1.3 Особенности деятельности социального педагога в рамках физкультурно-оздоровительной работы
2 Социально-педагогическое обеспечение активизации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности педагога социального
2.1 Содержание физкультурно-оздоровительной работы со старшими школьниками в практической деятельности социального педагога
2.2 Методика повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в практической работе социального педагога
2.3 Методические рекомендации по активизации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В последнее время все более актуальной проблемой современной школы является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Важное место в решении этой задачи занимают вопросы, связанные с приобщением школьников к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, о чем говорится в Законе Республики Беларусь О физической культуре и спорте от 4 января 2014 г. № 125-З (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 92-З). Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также для проведения спортивных мероприятий и участия в них спортсменов.
В настоящее время сохранение здоровья является приоритетом государственной политики в области здравоохранения, физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт, основываясь на результатах многочисленных исследований, повышают сопротивляемость организма различным факторам внешней среды, способствуя тем самым укреплению здоровья человека и улучшению его работоспособности.
Роль физических упражнений в поддержании здоровья человека невозможно переоценить. В настоящее время очевидно, что возможности адаптации человеческого организма не выдерживают давления неблагоприятных факторов среды обитания. С одной стороны, это связано с изменениями в образе жизни: устранением или минимизацией таких природных стимулов, которые составляют необходимый биологический фон жизнедеятельности. С другой стороны, с изменением качества окружающей среды, вызванным затратами цивилизации. Спорт и профессии, улучшающие здоровье, способны нейтрализовать основные вредные факторы, угрожающие здоровью человека.
Рационально организованная двигательная активность имеет огромный потенциал для здоровья. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической активности происходит естественным путем через стимуляцию жизненно важных функций и систем организма для обеспечения его жизнеспособности. Однако для этого физическая культура должна соответствовать принципу оздоровительной ориентации.
Оздоровительная физическая культура концентрирует специальные знания об организации и методах физических упражнений, направленных на улучшение здоровья человека.
1 Теоретические основы организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности педагога социального
1.1 Социально-педагогическая сущность физкультурно-оздоровительной работы
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт — это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т. д.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Физическая культура возникла как социальный феномен по своей сути. Однако ее происхождение и развитие связано с удовлетворением естественных потребностей, т.е. естественных потребностей человека, оно не дает оснований ни для того, чтобы привнести физическую культуру в его биологические основы, ни для того, чтобы признать его независимость от основных условий жизни в обществе. Как и культура общества в целом, физическая культура является продуктом социального развития. Государство и характер его использования в конечном итоге определяются уровнем развития производительных сил общества и характером коренных общественных отношений [1, с. 12].
Согласно научной истории общества, формирование физической культуры происходило в органичном единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы работы, необходимые человеку, развивают его физические способности и способствуют его развитию. Общественная работа создала условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. А первые формы рабочих действий были подобны прототипу некоторых элементов физической культуры, которые, прежде всего, являлись средством подготовки молодого поколения к труду. С началом войн военные дела стали оказывать значительное влияние на формирование прикладной физической культуры [2, с. 31].
Скудные средства существования и ограниченная духовная жизнь раннего общества сузили возможности для развития физической культуры, но в практическом плане она, по-видимому, развивалась значительными темпами и была доступна в равной степени всем членам общества. Разделение общества на классы устранило равные возможности для всех заниматься культурой.
Древняя физическая культура в некоторых своих проявлениях достигла очень высокой степени развития (о чем свидетельствуют, например, детально проработанная и четко организованная система военной физической подготовки в Спарте, Афинах, возникновение и большая популярность олимпийских, пифийских, немецких и других крупных спортивных событий древнего мира, повлиявших даже на межгосударственные отношения, древние идеалы гармоничного, физического развития, воплощенные в еще впечатляющих произведениях искусства). Идеологические основы и практика организации физической культуры доминирующими классами приобрели нечеловеческие характеристики по отношению к большинству общества. Такое отношение, хотя и в измененных исторических формах, фактически стало типичным для последующих социально-экономических образований, основанных на эксплуатации человека человеком [2, с. 37].
Ограниченное функционирование и развитие физической культуры в любом эксплуатирующем обществе обусловлено не только субъективными интересами доминирующих классов, но и, в конечном счете, объективными экономическими отношениями, в сохранении которых они заинтересованы.
Досоциалистический период развития физической культуры и культуры в целом не сводится лишь к истории отношения к ней эксплуататорских классов. Культура в целом была и есть результат совокупного творчества народных масс. В недрах антагонистических общественных формаций создавались элементы общечеловеческой культуры, они использовались народом на самодеятельных началах, передавались и умножались от поколения к поколению Культура общества, свободного от классового антагонизма, закономерно преемствует все лучшее, что создано человечеством за тысячелетие своего культурного развития [3, c. 55].
При исходном определении понятия физической культуры отмечалось, что она составляет неотъемлемую сторону как материальной, так и духовной культуры общества [3, c. 58].
Как многогранное общественное явление, она связана со многими другими сторонами, социальной действительности, все шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.
Физическая культура напрямую связана с производительными силами общества. Влияя на главную творческую силу общественного производства — человека, способствуя развитию его природной жизненной силы и общего потенциала, человек тем самым способствует умножению самого ценного «капитала» общества. В то же время физическая культура связана с различными формами духовной жизни общества, с его идеологической и политической надстройкой [4, с. 28].
Особенности этих связей обусловлены тем, что ряд специфических элементов физической культуры, сложившихся как средство и методы воздействия на физическое развитие человека, не обладают сами по себе характером класса и надстройки.
2 Социально-педагогическое обеспечение активизации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности педагога социального
2.1 Содержание физкультурно-оздоровительной работы со старшими школьниками в практической деятельности социального педагога
Физкультурно-оздоровительная работа — одно из главных направлений деятельности каждого образовательного учреждения, т.к. в основе его лежит укрепление здоровья детей и формирование установки на здоровый образ жизни. Школа — идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе, она оказывает значительное влияние на формирование личности ученика, его мировоззрение.
Физическое развитие, как одно из направлений школьного развития и образования детей, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений. Оно также направлено на формирование представлений о некоторых видах спорта; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В процессе физического воспитания старших школьников должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи таблица 2.1 [36, c. 45].
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи тесно взаимосвязаны, и только комплексное их решение обеспечит эффективность процесса физического воспитания.
В работе социального педагога имеется достаточное количество методик, которые помогают выявить уровень сформированности здорового образа жизни у старшеклассников. Существуют также методики, после проведения, которых с уверенностью можно говорить о наличии у старшеклассников тех или иных знаний которые касаются здорового образа жизни и их здоровья, выяснить причины и барьеры, мешающие вести здоровый образ жизни.
Нами было организовано диагностическое исследование, которое проводилось в форме анкетирования (Приложение А).
Наша исследовательская работа была направлена на выявление уровня отношений старшеклассников к своему здоровью, здоровому образу жизни. В исследовании принимали участие учащиеся 11 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 59 г. Гомеля» в количестве 25 респондентов (14 девушек и 11 парней), в возрасте от 16 до 18 лет. Рассмотрим более подробно результаты диагностического исследования.
Анкета «Отношение подростков к здоровому образу жизни»
При проведении систематического мониторинга уровня знания старшеклассников о здоровье и здоровом образе жизни удобно пользоваться опросными методиками, которые позволяют оценить уровень в баллах.
Описание методики. Анкета состоит из 16 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение старшеклассников к своему здоровью, здоровому образу жизни, желанию помогать себе и другим людям, сформированности привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
Заключение
Дипломная работа посвящена выявлению возможностей и обоснованию путей активизации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися старшего школьного возраста в практической деятельности педагога социального.
Положительное влияние на здоровье физических упражнений наблюдается только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направлению, силе и объему, в соответствии с индивидуальными возможностями старших школьников. Физическая активность улучшает обмен веществ, улучшает деятельность центральной нервной системы, обеспечивает адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряет процесс вступления в трудовую деятельность и функционирование кровообращения и дыхательной системы, сокращает продолжительность функционального восстановления после смен, вызванных физическими упражнениями.
Старший школьный возраст охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. Формирование ценностной структуры в период отрочества определяется характерной специфической ситуацией развития. В этом возрасте начинает складываться устойчивый круг интересов, являющийся психологической базой ценностных ориентаций старшеклассников. Также происходит переключение интересов с частного на общее и наблюдается увеличение интереса к вопросу этики, морали и мировоззрения. Развивается интерес к переживаниям, как собственным, так и переживаниям других. Происходит это из-за перехода от детства к взрослости и необходимости самоопределения и выбора жизненного пути.
Важнейший фактор развития личности старшеклассника — его собственная большая социальная активность. Специфическая социальная активность старшеклассника заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Главным новообразованием этого периода является становление самосознания, где ведущим типом деятельности является общение, а также самоопределение, которое опирается на мировоззрение старшеклассника и связано с выбором профессии.
1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи Л.Г. Анисимов. – М., 1988, – 176 с.
2. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А Асташова. – М., Воронеж, 2000. – 272 с.
3. Базарный, В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся / В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
4. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнбург. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
5. Березовская, Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 1. – C. 223.
6. Билич, Г.Л. Основы валеологии: учебник / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – СПб.: Водолей, 2008. – 560 с.
7. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.
8. Брехман, И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123 с.
9. Быкова, Л.К. Формирование здорового образа жизни старшеклассников Л.К. Быкова // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 3 / редкол.: В.М. Киселев [и др.]. – Минск: БГУ, 2005. – С. 30.
10. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов. – М., 2003.
11. Варламова, С.И. Здоровье наших учеников / С.И. Варламова // Начальная школа. – 2003. – № 2. – С. 65-66.
12. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов вузов / Ю.В. Василькова. – М., 2004.
13. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / С.Н. Василькова, Т.А, Василькова. – М., 1999.
14. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., – 1998, – 243 с.
15. Грач, И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию / И.С. Грач // Образование. – 2002. – №5. – С. 88-91.
16. Гундаров, И.А. Актуальные вопросы практической валеологии / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993.
17. Гурвич, И. Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 1999. – 1023 с.
18. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой. – Екатеринбург, 1996, – 322 с.
19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. – М., 1991, – 214.
20. Дудченко, З. Ф. Психологическое обеспечение здорового образа жизни личности / З.Ф. Дудченко // Здоровая личность. – № 1. – 2013. – C. 356-367.
21. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебн. пособие / А.Н. Елизаров. – М, – «Ось-89», – 2003, – 336 с.
22. Елизарова, Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа, 2000. – №9 – 93 с.
23. Журавский, А.Ю. Фізічная культура і здароўе / А.Ю. Журавский. – Минск, 2011. – №2 – С. 24-28.
24. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, И.Г. Колесникова. – СПб.: Питер, 1994. – 78 с.
25. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9.
26. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т. 45. – №. 4. – С. 29-33.
27. Казина Э.М. Валеологические аспекты образования / Э.М. Казина. –Кемерово, 2005. – 165 с.
28. Казначеев, В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
29. Качан, Г.А. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни старшеклассников. Здоровье: теория и практика / Г.А. Качан. – Витебск, 2004. – 155 с.
30. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социс. – 2003. – № 1. – C. 45.
31. Козлов А.А. Практикум социального работника / А.А.Козлов, Т.Б. Иванова. – Ростов–на–Дону: «Феникс», – 2001, – 320 с.
32. Колбанов, В.В. Валеологический практикум: учеб. пособие для педагогов / В.В. Колбанов. – СПб., 2011. – 214 с.
33. Кузнецов, Е.Д. Новая валеология нового времени / Е.Д. Кузнецов. – Тюмень: Истина, 2011. – 201 с.
34. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
35. Лесгафт, П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. – М.: Юрайт, 2017. – 375 с.
36. Лесгафт, П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды / П. Ф. Лесгафт – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 410 с.
37. Лисицын, Ю. П. Здоровье человека – социальная ценность / Ю.П. Лисицын. – М.: Мысль, 1989. – 175 с.
38. Лисицын, Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с.
39. Макарова, Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л.П. Макарова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. – 2013. – №12. – C. 494-496.
40. Малярчук, Н.Н. Валеология / Н.Н. Малярчук. – М., 2008. – 289 с.
41. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В. Мардахаев. – Ч.1. – Орел, – 1994, – 236 с.
42. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников / В.Ф. Матвеев, А.Л. Гройсман. – М., 1987, – 327 с.
43. Мясникова, О.С. Социально–экологические риски от электромагнитного воздействия сотовой связи на детей / О.С. Мясникова // Вестник СГСЭУ. – 2009. – № 3(27). – C. 109 – 115.
44. Осадчая, Г.И. Стиль жизни молодых горожан: Трансформация и региональная дифференциация / Г.И. Осадчая // Социс, 2002. – № 10. – C. 93.
45. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; под ред. И.А. Колесниковой. – СПб. 2007. – 168 с.
46. Петров, К. И. Программа «Урок здоровья» / К.И. Петров // Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». – М.: Август, 2010. – C. 17-20.
47. Программа непрерывного воспитания на 2016–2020 годы. – Минск, 2016. – 47 с.
48. Решетников, Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
49. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М., 2011. – 243 с.
50. Томашева, В.В. Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения у обучающихся как функция педагога социального / В.В. Томашева // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения: материалы международной научно–практической конференции, Витебск, 29-30 октября 2015 г. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. – С. 219-220.
51. Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.
52. Фурманов, А.Г. Формирование здорового образа жизни / А.Г. Фурманов, В.А. Горовой. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2012. – 201 с.
53. Чумаков, Б.Н. Валеология: учеб. пособие / Б.Н. Чумаков. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России., 2001 – 407 с.
54. Щекина, О.А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия / О.А. Щекина. – СПб.: СПбАППО, 2006. – 118 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица по результатам анкетирования.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты