Проверка как форма финансового контроля
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диплом
на тему: «Проверка как форма финансового контроля»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
251.00 BYN
Проверка как форма финансового контроля
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕРКИ
1.1 Понятие проверки
1.2 Особенности проверки
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРОВЕРОК КАК ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Классификация проверок как формы финансового контроля
2.2 Отдельные виды проверок как формы финансового контроля
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КАК ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1 Общая характеристика проверок как формы финансового контроля
3.2 Результаты проверки как формы финансового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Выделяется несколько видов государственного финансового контроля, при этом классификация может проводиться по нескольким критериям.
1. В зависимости от периода проведения контроля выделяются следующие его виды: постоянный, оперативный (осуществляется в процессе отчетного периода на основании количественных и качественных показателей), периодический (осуществляется после окончания отчетного периода на основе анализа отчетных документов).
2. С учетом времени проведения контрольных мероприятий и их целей различают контроль предварительный (предусматривает профилактику и предотвращение правонарушений), текущий (носит оперативный характер, проводится в отчетный период), последующий (осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию денежных фондов). Отдельно выделим внеплановый контроль, осуществляемый путем внеплановой ревизии. Орган или лицо инициируют проведение внеплановой выездной ревизии, подают в суд письменное обоснование ее причин с указанием даты начала и окончания мероприятия, документы, которые свидетельствуют о возникновении оснований для проведения ревизии, а также, по требованию суда, другие сведения. Решение об изъятии оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, аресте средств на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях может приниматься только судом.
3. На основе выделения источника информации различают документальный и фактический виды государственного финансового контроля. Они реализуются путем проведения камеральных и выездных проверок, ревизий, а также инвентаризации.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕРКИ
1.1 Понятие проверки
Для того, чтобы определить проверку следует изначально определить, что же такое финансовый контроль.
Проблема определения понятия «Финансовый контроль» на современном этапе развития общества является весьма актуальной и значимой. Единого значения понятия финансового контроля не существует, законодательно оно также не закреплено, вследствие чего имеет множество точек зрения в науке по поводу его определений.
По мнению Н.С. Малеина, финансовый контроль – это урегулированная нормами права деятельность органов и организаций, цель которой –обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе выполнения планов и выражающаяся в проверке законности, обоснованности рациональности денежных затрат [3].
Н.И. Химичева и А.Л. Апель трактуют финансовый контроль как надзор за правомерностью действий в сфере образования и использования финансовых средств государства и органов местного самоуправления в целях эффективного развития страны и отдельных регионов [5].
Более широкое определение понятия «Финансовый контроль» дают А.Ю. Ильин и М.А. Моисеенко, которые считают, что финансовый контроль можно определить как особую форму деятельности специально уполномоченных государственных органов и хозяйствующих субъектов, основанную на властных предписаниях правовых норм, направленную на проверку свое-временности и точности финансового планирования, обоснованности и пол-ноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, осуществление принудительных изъятий в бюджетную систему, установление оснований для применения мер ответственности за нарушение финансового законодательства» [4].
Данное определение не включает полный перечень субъектов, которые уполномочены осуществлять финансовый контроль, но оно дает более полное представление по тому, что включено в предмет проверки, когда осуществляется финансовый контроль. Можно сделать вывод, что научные определения понятия финансового контроля имеют каждое свои положи-тельные стороны.
Осуществление финансового контроля происходит исключительно в рамках финансовых отношений, которые возникают при постепенном накоплении, распределении и использовании фондов денежных средств [19].
Финансовый контроль – это деятельность органов государственной власти и управления, предусмотренная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок (злоупотреблений) в управлении государственными денежными и материальными ресурсами, используемыми в хозяйственной деятельности, несоблюдения финансового законодательства, а также недостатков в организации систем управления.
Проанализировав и изучив вышеизложенные понятия можно составить следующее определение финансового контроля. Финансовый контроль – это деятельность государственных органов, общественных организаций, различных уполномоченных лиц, которая регулируется нормами права, а также связана с проверкой правильности, точности и своевременности формирования, распределения и использования денежных средств, главной целью которой является установление законности и эффективности осуществления финансово-экономической деятельности.
Что касается самой проверки, то наиболее верной и поддерживаемой специалистами является позиция Н. И. Химичевой. По ее мнению, основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
а) проверке выполнения гражданами и организациями финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
б) проверке правильности использования государственными предприятиями, учреждениями и организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств)...
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРОВЕРОК КАК ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Классификация проверок как формы финансового контроля
В новой бизнес-среде важную информацию играет достоверная информация о деятельности организаций, которая необходима их владельцам для определения стратегий развития и способов повышения деловой активности, государственных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, банков и страховых компаний для оценки платежеспособности и вероятность погашения кредитов, определение страхового риска. Поставщики, инвесторы и другие организации, имеющие деловые отношения, также заинтересованы в достоверной экономической информации [39, c. 32].
Лица, занимающиеся предпринимательской (предпринимательской) деятельностью, должны соблюдать действующее законодательство, в том числе налоги и предпринимательство. Правильное выполнение своих обязанностей субъектами хозяйствования (предпринимательства) позволяет обеспечить права и законные интересы всех участников хозяйственной деятельности. Нарушения в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности могут допускаться по разным причинам. Часто такие нарушения допускаются из-за неправильного применения применимого законодательства. В результате возникают неблагоприятные последствия для лиц, занимающихся экономической (предпринимательской) деятельностью. Одним из средств, направленных на предотвращение нарушений в сфере экономической (предпринимательской) деятельности или устранение последствий уже совершенных нарушений, является проведение различных видов проверок субъектов предпринимательства (предпринимательства). В то же время проведение проверок субъектов предпринимательства (предпринимательства) в установленном законодательством порядке позволяет рассчитывать на повышение эффективности их деятельности и, в целом, способствует улучшению работы различных отраслей экономики.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется не-зависимый контроль над достоверностью информации о деятельности организаций и их отчетности. Такой контроль называется аудитом. Развитие аудита в Республике Беларусь связано с укреплением рыночных отношений, стремлением страны интегрироваться в мировую экономическую систему и активным привлечением иностранного капитала. Аудиторская деятельность является необходимым элементом целостной системы, созданной в процессе реализации государством внутренних функций, связанных с управлением экономикой и обеспечивающих необходимость объективной оценки бухгалтерских (финансовых) документов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с целью определения соответствие финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Аудит финансового контроля возник в условиях формирования рыночных отношений. Появление такого типа контроля связано с изменением методов регулирования экономики. Создание организаций, банков и других юридических лиц на основе негосударственных форм собственности требовало, насколько это возможно, решения вопроса о формах и субъектах кон троля за их финансово-хозяйственной деятельностью, независимых от государства. Это связано с тем, что контроль уполномоченных государственных органов направлен на защиту интересов государства, что свидетельствует о его преднамеренной предвзятости. В рыночной экономике необходим институт независимого контроля, который фокусируется на потребностях всех участников экономической деятельности без предварительного участия. Субъекты предпринимательства объективно заинтересованы в достоверности и качестве учета и отчетности своей финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает интересам государства, а также саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования через институт независимого финансового контроля (аудита). необходимо построить верховенство закона.
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК КАК ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1 Общая характеристика проверок как формы финансового контроля
Проведение ряда современных реформ при отсутствии адекватного механизма защиты экономики от противоправных посягательств существенно не улучшает ситуации. Поиск путей нейтрализации упомянутых негативных явлений чрезвычайно сложен. Современные правонарушения, совершаемые в сфере экономики, финансов, характеризуются высоким уровнем профессонализма, участием в преступных группах представителей государственной власти. Также немаловажным фактором для их совершения и сокрытия являются межрегиональные и международные связи правонарушителей.
Срок внеплановой тематической проверки в отношении одного проверяемого лица или его отдельного подразделения не должно превышать трех рабочих дней.
Важно отметить, что наказание назначается по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях [18].
Время проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Этот период не применяется к дополнительным проверкам, проводимым по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителям органов уголовного преследования и судам по делам (материалам) в их производстве [31, cт. 1].
Если в течение проверяемого периода вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены другим контрольным (надзорным) органом, и для них был составлен отчет об инспекции, проверяемая организация должна уведомить контрольный (надзорный) орган, указанный в уведомлении, и от-править ему копию проверки акта (справки). В этом случае вопросы, проверенные во время предыдущего аудита, не проверяются.
Изъятие оригиналов документов производится в случаях, когда невозможно снять с них копии (представление выписок из них), отказ проверяемого лица предоставить копии документов, а также необходимость изучения документов для установления их подлинности на основании решения контрольного (надзорного) органа, осуществляющего аудит, в присутствии представителей проверяемого субъекта и в отсутствие представителей субъекта при наличии по крайней мере, двух свидетелей [10, c. 56].
Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в документе о присоединении или в прилагаемых к нему описаниях с точным указанием имени и количества изъятых документов [24, ст. 1].
В случаях, когда у аудитора есть безусловные основания полагать, что оригинальные документы будут уничтожены, скрыты, исправлены или заменены (в том числе, поскольку документы выдаются с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат ложную информацию), аудитор имеет право снять оригиналы документов [3, c. 90].
Отдельная особенная разновидность проверки – камеральная.
Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании рассмотрения налоговых деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с за-коном, без выдачи ордера на его проведение.
Камеральная проверка осуществляется на основе изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) других документов, представленных плательщиком (другим обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. Ка-мерная инспекция проводится без указания предписания для ее проведения в месте нахождения налогового органа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разновидностей проверок и возможностей из проведения в Республике Беларусь действительно много, однако, в первую очередь, стоит ставить вопрос о необходимости проведения такой проверки, так как в любом случае, это вмешательство в нормальную работу проверяемого субъекта.
В случае необходимости привлечения представителей других заинтересованных сторон (организация, выполняющая функции строительного заказчика (технический надзор), подрядчик или организация проекта) в процессе проведения государственного надзора за строительством надзорный (надзорный) орган обязан уведомить в письменной форме такое заинтересованное лицо о времени и месте проверки не позже, чем за три рабочих дня до начала совещания. На основании этого уведомления заинтересованное лицо определяет своих представителей, информирует контрольный (надзорный) орган и обеспечивает их участие в аудите. В порядке проведения инспекции контрольный (надзорный) орган должен указать представителей соответствующего лица.
Порядок проведения аудита выдается каждым контрольным (надзорным) органом.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточной урегулированности процесса проведения проверки в Республике Беларусь, что позволяет проверяемым субъектам доверять проверке, а проверяющим действовать исключительно в рамках законодательства.
Повышение эффективности и авторитета отечественного аудита и улучшение качества аудиторских услуг представляется возможным на основе тесного взаимодействия и сотрудничества в обозначенных направлениях всех участников рынка аудита: государственных органов управления, общественных объединений, аудиторских организаций и аудиторов (индивидуальных предпринимателей), непосредственно аудиторов, а также пользователей и заказчиков аудиторских услуг.
1. Адаменкова С.И., Евменчик О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Мн.: Элайда, 2005. – 568 с.
2. Артюхин, Р.Е. Правовое регулирование отчетной стадии бюджетного процесса / Р.Е. Артюхин; под ред. А.II. Козырина. – М.: ЦПИИ, 2009. – 142 с.
3. Березин, М.Ю. Базовая структура универсальной налоговой модели / М.Ю. Березин // Хозяйство и право. – 2006. – № 2. – С. 87–98.
4. Бойко, Т.С. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь в связи с реализацией основных принципов налогообложения / Т.С. Бойко // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 80–86.
5. Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
6. Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный дом.2006. – 320 с.
7. Болтинова, О.В. Бюджетное право: учеб. пособие / О.В. Болтинова. – М: Норма, 2009. – 287 с.
8. Бюджетное право: учеб. пособие / Г.М. Бялкина [и др.]; под ред. М.В. Карасевой. – М: Эксмо, 2010. – 320 с.
9. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июля 2008 г., № 412-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: Одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
10. Вишневский А.А. Финансовое право: курс лекций / А.А. Вишневский, И.В. Сауркин, С.М. Тихоненок; под общ. ред. А.А. Вишневского ; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2012 – 267 с.
11. Вишневский А.А. Финансовое право: курс лекций-2 / А.А. Вишневский, И.В. Сауркин, С.М. Тихоненок; под общ. ред. А.А. Вишневского ; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2012 – 267 с.
12. Воробей, Г.А. Финансовое право: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 434 с.
13. Данина, Е.А. Финансовое право: курс лекций / Е.А. Данина. – Витебск: ВГУ им. Машерова, 2010. – 186 с.
14. Денисевич А.В. Борьба с теневой экономикой – основные направления совершенствования законодательства. Консультант Плюс: Бе-ларусь. Минск, 2018.
15. Игнатюк, Е.В. Правовое регулирование прозрачности бюджетно-го процесса / Е.В. Игнатюк // Жури. рое. права. – 2009. – № 10. – С 42-50.
16. Каменков, В.С. Финансовое право Республики Беларусь : учеб.-метод. комплекс / В.С. Каменков, А.В. Каменков. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2008. – 439с.
17. Клишина, М.Л. Составление проекта бюджета: проблемы и перспективы / М.А. Клишина // Финансовое право. – 2006. – № 3. – С. 2-7.
18. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. №194-З с изм. и доп. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2007 г. №201-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 2018. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0300194.
19. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Респуб-лики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Косик В.В. Лжепредпринимательство контрагента как новое основание проверки. Консультант Плюс: Беларусь. Минск, 2018.
21. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов ВУЗов/ Ю.А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2011. – 720 с.
22. Круглов, В.А. Финансовое право: ответы на экзаменационные вопросы / В.А. Круглов, Е.И. Орлова.5-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 176с.
23. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) [Электронный ресурс]: 19 дек. 2002 г., № 166-З: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г.: Одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс]: 29 дек. 2002 г., № 71-З: принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: Одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
25. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 марта 2010 г., № 383 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
26. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
27. Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Минфина Респ. Беларусь, 27 июля 2011 г., № 63: в ред. постановления Минфина Респ. Беларусь от 31.03.2015 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
28. Общая информация о деятельности Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников Содружества Независимых Государств. 2018. URL: http://cis.minsk.by/page.php?id= 18824.
29. Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учеб. пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2010. − 768 с.
30. Результаты контрольной работы (отчетность) управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и городу Минску по итогам 2015-2017 гг.
31. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. №275-З: с изм. и доп. Закона Респ. Беларусь от 29 января 2015 г. №245-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 2018. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275.
32. Финансовое право : учебно-методический комплекс для студентов специальностей 1-24 01 02 "Правоведение", 1-24 01 03 "Экономическое право" / Е. И. Орлова. –Минск : МИУ, 2012. – 243 с.
33. Финансовое право Республики Беларусь : курс лекций / Ю. Н. Чаховский. Минск : Право и экономика, 2011. – 404 с.
34. Финансовое право Российской Федерации : учебник для студен-тов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / [Бирюков П. Н. и др.]. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : КноРус, 2012. – 607 с.
35. Финансовое право: учеб. пособие / А.А. Вишневский [и др.]. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. – 168 с.
36. Финансовое право: учебник / [Л. Л. Арзуманова и др.]. – Москва : Проспект, 2012. – 576 с.
37. Финансовое право: учебник / А.Б. Быля [и др.]; отв. ред.: Е.Ю. Грачева, Г.П. Тостопятенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 520 с.
38. Финансовое право: учебник / К.С. Бельский [и др.]. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Москва: Волтерс Клувер, 2011. – 792 с.
39. Финансовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденции" / [Е. Г. Писарева и др.]. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : ИНФРА-М : Норма, 2012. – 751 с.
40. Хилюта В.В. Лжепредпринимательство. Консультант Плюс: Беларусь. Минск, 2018.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты