Роль физической культуры и спорта среди инвалидов
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Роль физической культуры и спорта среди инвалидов»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
251.00 BYN
Роль физической культуры и спорта среди инвалидов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Блоки упражнений для развития двигательных качеств у инвалидов-колясочников.
Поделиться
Введение
Глава 1. Роли физической культуры и спорта среди инвалидов
1.1. Основные понятия об инвалидности, социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество
1.2. Влияние гиподинамии на физическое состояние и здоровье лиц с нарушениями физических возможностей
Глава 2. Материалы и методы
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Развитие двигательных качеств у инвалидов на колясках методом танцевальной терапии
3.2. Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность. Долгое время проблемы инвалидности рассматривались только с медицинской точки зрения. Она обуславливает нарушение функций здоровья и связана с восприятием ценности человека на основании способности трудиться и не быть иждивенцем. Такой подход отделяет инвалидов от остальных социальных групп, главный акцент делается на невозможности самостоятельного проживания без поддержки и присмотра соответствующих специалистов.
В последнее время в обществе происходят изменения, которые способствуют новому восприятию людей с инвалидностью. Эффективность развития общества не будет достигнута, если не уделять внимания принципам гуманности. В связи с этим актуальной становится социальная модель развития общества. Она рассматривает человека с ограниченными возможностями как полноправного гражданина, акцентирует внимание не на его физических или ментальных проблемах, а на социальном способе их решения. Интеграции инвалидов в общество способствует и государственная политика, которая изменила курс в отношении людей с ограниченными возможностями.
Государство устраняет условия, способствующие изоляции людей с инвалидностью и основным направлением становится формирование концепции их независимой жизни. Термин “независимая жизнь инвалида” подразумевает активное участие в повседневной жизни социума, занятие определенной социальной ниши, способной уменьшить зависимость в психологическом и физическом плане от семьи и окружения, самостоятельного принятия решений и ответственности за свою жизнь.
Глава 1. Роли физической культуры и спорта среди инвалидов
1.1. Основные понятия об инвалидности, социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество
Цивилизованность общества определяется тем, как оно относится к своим беспомощным членам (старикам, детям, инвалидам).
На протяжении письменной истории человечества были неоднократные попытки отрицания абсолютной морали, отказ от моральных и нравственных ценностей. Последствия таких решений хорошо известны.
“… во вселенной, где планеты вращаются вокруг светил, а луны вокруг планет, где только сила всегда покоряет слабость, заставляя ее быть послушным рабом или сокрушая ее, там не может быть особых законов для человека… я должен освободить мир от его зависимости от его исторического прошлого… сильный должен победить слабого”. Цитата принадлежит Гитлеру [4, c. 65].
Также показателен пример Спарты, где увечных младенцев сбрасывали со скалы. Таким образом, искореняя все нестандартное, оригинальное и, по сути, само развитие общества. Общественный прогресс тесно связан с реализацией всех аспектов человека, как биосоциального существа.
Важнейшим из них является развитие гуманности человечества.
В первобытном обществе отношение к человеку с инвалидностью было негативным, ведь основной ценностью была способность к труду. С этой позиции человек с ограничением в здоровье воспринимался как обуза, ущербный человек, не способный приносить пользу. На протяжении времен отношение если и менялось, то не значительно. Иногда их считали наделенными чем-то божественным и более терпимо относились, но в основном общество обрекало таких людей на отчуждение и вымирание. Лишь в Древней Руси были созданы общинные формы помощи для искалеченных сородичей. Петр 1 создавал госпитали для больных и увечных воинов, а также специальные лечебницы для умалишенных. После революции в Советское время упор делался на здоровую нацию и многих инвалидов расселяли по санаториям и специальным домам инвалидов. Но при этом были заложены основы социальной защиты: производились специальные машины с ручным управлением “инвалидки”. Большое внимание уделялось физической культуре здоровых людей, а адаптивная физическая культура не получила своего развития [12, c. 58].
Преобразования, которые в последнее время происходят во всех сферах общества, показывают сложность социализации незащищенных слоев населения. От уровня их вовлеченности в социальную систему и систему воспроизводства зависит и дальнейшее развитие общества. Достижение уровня жизни людей с ограниченными возможностями наравне с основным населением – одна из важнейших задач социально-экономической политики государства. В условиях постоянно растущего технического прогресса усиливается техногенный травматизм. Увеличивает число инвалидов военные конфликты, увеличение количества автомобилей на душу населения, увеличение потребления алкоголя и т. д. В общем, в мире насчитывается около 10% инвалидов. В России это примерно та же цифра, причем основной контингент среди инвалидов - это люди пенсионного возраста. В последнее время в России возросло число инвалидов с двигательными нарушениями среди молодого поколения [25, c. 68].
Основные понятия об инвалидности.
Термин “инвалид” имеет латинские корни и происходит от слова invalidus, что переводится как “бессильный”, “слабый”. Именно такое восприятие человека с инвалидностью и бытует в обществе.
Глава 2. Материалы и методы
2.1. Методы исследования
Для проведения и организации исследования применялись следующие методы исследования:
1. Методы получения ретроспективной информации:
-анализ литературных источников;
- анализ документальных материалов.
2. Методы получения текущей информации:
-педагогическое наблюдение;
-опрос,
-психолого-педагогическая диагностика.
-педагогический эксперимент
-методы математической статистике.
1. Анализ литературных источников.
С целью решения первой задачи исследования был проведен теоретический анализ научно-методической литературы, включающий также ознакомление с современной литературой отечественных и зарубежных авторов по проблеме использования средств и методов спортивной тренировки, в частности, танцев на колясках для развития двигательных качеств и социально-психологической адаптации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
2. Анализ медицинских карт участников.
Анализ медицинских карт участников на колясках проводился для определения состояния здоровья. Изучались следующие аспекты: определение специфики основного дефекта, изучение уровня и структуры вторичных заболеваний, связанных с длительностью сидячего положения человека на коляске, выявление сопутствующих заболеваний.
3.Методы контрольного тестирования.
Методы контрольного тестирования содержали оценку развития двигательных качеств.
Учет развития двигательных качеств осуществлялся по тестам, предложенных В.И. Ляхом и Б.Х. Ланда:
12-минутный тест Купера. Тест Купера оценивает общую выносливость по функциональному состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что дает количественную оценку способности этих систем выдержать физическую нагрузку и нормально функционировать в экстремальных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений (измеряется пальпаторно) и кровяного давления (измеряется сфигмоманометром). Предполагается, что величина и характер изменений указанных переменных свидетельствует о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит хорошим индикатором общей (аэробной) выносливости организма.
Тестирование проводится на беговой дорожке. Оборудование-это свисток и секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемые должен проехать на коляске, стремясь преодолеть как можно большее расстояние. Дистанция, которую преодолевает каждый участник тщательно измеряется. Длина ее отмечается.
Динамометрия. С помощью теста можно оценить статическую силу мышц кисти. Ручным динамометром обычно оценивают мышечную силу правой и левой руки. Методика выполнения: кистевой динамометр берут кистью руки, которую отводят от туловища до получения с ним прямого угла. Сжимают с максимальной силой пальцы кисти. Значение отклонений стрелки динамометра является показателем максимальной силы мышц кисти.
Наклон вперед из положения сидя. Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. Методика выполнения: исходное положение - сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см. Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Развитие двигательных качеств у инвалидов на колясках методом танцевальной терапии
Изменение социальной модели развития индивидуума, которая связана с инвалидизирующим заболеванием или травмой, приведшей к необратимым физическим изменениям, приводит к сильным изменениям всей личности в целом, что оказывает влияние социальный статус, материальное положение, окружение человека, все обстоятельства и стиль жизни в целом. Человек из одного микросоциума попадают в другой, совершенно незнакомый ему. И чтобы приспособиться к новому положению вещей, ему необходимо приложить сверх усилия в психологическом и физическом плане.
В данное время большая часть усилий по возвращению человека, ставшим инвалидом, в общество ложится на плечи семьи и близкого окружения инвалида. Чтобы социализация индивида проходила эффективно важно уделять внимание налаживанию коммуникативных связей между человеком на коляске и обществом. Этими связями могут служить общественные организации инвалидов, которые также могут осуществлять адаптивную спортивную деятельность.
Для определения особенностей тренировочного и соревновательного процесса лиц на колясках использовалось педагогическое наблюдение на базе общественной организации инвалидов-опорников.
Разрабатывая экспериментальную методику учебно-тренировочных занятий танцев на колясках, направленной на развитие психофизических качеств инвалидов-колясочников и участия их в спортивных мероприятиях учитывались следующие данные, полученные до проведения педагогического эксперимента:
1. Особенности психологии инвалидов в зависимости от тяжести ограничения здоровья, характера травмы и возраста получения ее.
2. Разность отношения к танцам у женщин и мужчин.
3. Различие в мотивации при занятиях танцами у мужчин и женщин.
4. Психологический климат в команде, отношения с тренером, различным характером и настроенностью к команде у разных участников.
5. Особенности организации тренировок в санитарно-гигиеническом плане для участников с ограничениями здоровья.
6. Различие физических нагрузок для участников с разными травмами, индивидуальный подход, необходимость перерывов и дозированность нагрузок.
7. Необходимость использования в процессе тренировочного процесса упражнений на расслабление, чтобы снять напряженность в верхнем плечевом поясе и всего тела.
В ходе педагогического наблюдения в учебно-тренировочном процессе было установлено, что тренировки людей с ПОДА отличаются от тренировок здоровых людей:
а) Больше уделяется времени на отдых в процессе которого проводились упражнения на восстановление, расслабление, а также мероприятия санитарно-гигиенического ухода, необходимого человеку на коляске.
б) Различие в физических возможностях и ограничениях каждого участника требует дифференцированный подход не только ко всей тренировке, но и к построению самого танца, подбору движений для группы, быстроте музыкального сопровождения.
в) Необходимость в проведении занятий общей физической подготовки, для улучшения мышечного корсета, общего уровня физической подготовленности и улучшения выносливости.
Заключение
Проведение педагогического эксперимента и исследовательской работы в целом позволило отметить, что в настоящее время ведётся разработка различных программ реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов во всех сферах общественной жизни, в том числе и средствами адаптивного спорта.
1. Одним из важных направлений в развитии адаптивных видов спорта для людей с поражением опорно-двигательного аппарата могут стать танцы на колясках. Люди, оказавшиеся на колясках в силу различных обстоятельств, страдают от разных проблем социального, психологического и физического характера. В силу ограниченности движения они подвержены гиподинамии. Целью поставленной педагогического эксперимента стала целесообразность занятий танцами на колясках, как средства развития двигательных качеств, улучшение психологических характеристик, избавления от гиподинамии, а также социализации инвалидов, повышение выносливости как в физическом, так и психологическом плане.
2. Тренировочный процесс в танцах на коляске проводился с отличиями от тренировочного процесса здоровых людей.
В процессе тренировок необходимы перерывы, направленные на снижение нагрузки на верхнюю часть тела и верхний плечевой пояс, сочетающие различные расслабляющие техники.
Перерывы, связанные с естественной необходимостью санитарно-гигиенических процедур у людей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходим дифференцированный подход к каждому участнику тренировочного процесса. Это связано с индивидуальность ограничений здоровья, в разности травм и разности уровня поражения двигательной активности человека.
1. Алешин, Д. А. Медико-социальные аспекты инвалидности и социальная реабилитация инвалидов в Москве: автореф. дис. ...канд. мед. наук / Д.А. Алешин. - М., 2005. - 28 с.
2. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности //Теория и практика физической культуры, 2003, № 1.
3. Астафьева Н.Г., Кобзев Ю.А., Храмов В.В. Оценка качеств лиц с физическими недостатками, занимающихся адаптивным спортом. //Социлогия медицины, 2003,№1.
4. Ахмешшин A.M. Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями (Социологический аспект): дис.... канд. социол. наук //A.M. Ахметшин. - М, 2004. – 180c.
5. Бальсевич В.К. Теория и практика физической культуры.-М.: ФиС, 2000.275с.
6. Башкирова, М.М. Социальные и педагогические аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов за рубежом: дис. ...канд. пед. наук / М.М. Башкирова. - М., 2000. - 187с.
7. Белозерова Е.В. Стратегии занятости инвалидов в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук //Е.В. Белозерова. - Саратов, 2005. - 197 с.
8. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
9. Брейтуэйт, Ж. Россия: справка о положении инвалидов //Человеческое развитие - Европа и Центральная Азия. Всемирный банк, 2005. – 1-3с.
10. Веденеева Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской федерации: автореферат дис. … кандидата социологических наук. – М., 2004.- 192 с.
11. Гаврилова Т.М. Реабилитация лиц с ограниченными функциональными возможностями средствами адаптивной физической культуры: дис.... канд. пед. наук //Т.М. Гаврилова. - Красноярск, 2006.- 152 с.
12. Дерябина, Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом: дис.... канд. пед. наук //Г.И. Дерябина. - Тамбов, 2005,- 154с.
13. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: дис. ... канд. социол. наук / И.А. Дворянчикова. - Самара, 2003. - 206 с.
14. Демидова Л.И. Психологические средства адаптации лиц в социуме (На примере лиц с ограниченными возможностями в передвижении): дис.... канд. психол. наук //Л.И. Демидова. - Новосибирск, 2005. - 220 с.
15. Дубровский В.И. Спортивная медицина.- М.: Владос, 2002. – 512с.
16. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. - М.: Бином, 2010. c. 210-215.
17. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и интеграция инвалидов // Физическая реабилитация и спорт инвалидов, под ред. А.В. Царик.- М.: Советский спорт, 2000- 472с.
18. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Том 1. – М.: Советский спорт, 2002. – С.15-164. 445с.
19. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебник для вузов.- Ростов на Дону.: Феникс, 2008.- 378с.
20. Железняк, Ю.Д, Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк. - М., 2004. - 269 с.
21. Жуков В.И., Жукова Г.В. Глобальный кризис и проблема социального обновления России.- М., Издательство РГСУ , 2009.- 272с.
22. Звонарева, Е.В. Роль двигательной активности в медико-социальной реабилитации инвалидов после ампутации нижних конечностей: автореф. дис.... канд. мед. наук // Е.В. Звонарева. - СПб., 2004. -26с.
23. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями //Социально-гуманитарные знания, 2003, №4. – 56с.
24. Котова О.В. Ресоциализация лиц с двигательными нарушениями средствами адаптивной физической культуры и спорта: дис. ... канд. социол. наук // О.В. Котова. - Москва, 2010. С.28. 182c.
25. Кузнецов, П.С. Социологическая теория социальной адаптации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук // П.С. Кузнецов. - Саратов, 2000.-31с.
26. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта.- М.: Академия, 2004.- 240с.
27. Миронова, Е.А. Стратегия активизации людей с ограниченными возможностями здоровья: социологический анализ: дис.... канд. социол. наук // Е.А. Миронова. - Н. Новгород, 2004. –161c.
28. Наберушкина Э.К. Политика в отношении инвалидов //Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОНРАН,2002.- 205c.
29. Ольшанский Д.В. Психология масс //Д.В. Ольшанский. -СПб., 2002.- 207c.
30. Панов A.M. Профессиональная библиотека работника социальной службы //A.M. Панов. - М., 2002. –168c.
31. Раецкая И.Е. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков людей с ограниченными возможностями средствами досуговой театральной деятельности: дис. ... канд. психол. наук // И.Е. Раецкая. - Ставрополь, 2005. - 220с.
32. Свиридов В.В. Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями: дис. ... канд. социол. наук //В.В. Свиридов. - М., 2006. – 118c.
33. Сидорова Т.Е. Развитие силовых способностей у инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: дис. ... канд. пед. наук //Т.Е. Сидорова. - М., 2000. –150c.
34. Соколов А.А. Оздоровительная физическая культура в системе реабилитации инвалидов с последствиями травматических ампутаций нижних конечностей: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Соколов. -М., 2000. – 183c.
35. Тарасенко, Е.А. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (Сравнительный анализ на примере Российской Федерации, США и Великобритании): дис. ... канд. социол. наук //Е.А. Тарасенко. - М., 2005. –168c.
36. Тарасова О.А. Технология интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями в учебный процесс вуза: дис. ... канд. пед. наук //О.А. Тарасова. - СПб., 2004. –134c.
37. Тузов И.Н. Оздоровительная физическая культура для инвалидов среднего и старшего возрастов с остеохондрозом позвоночника в стадии ремиссии: дис. ... канд. пед. наук //И.Н. Тузов. - М., 2005.-139c.
38. Уляева Г.Г. Социально-психологическая адаптация студентов с последствиями детского церебрального паралича средствами адаптивной физической культуры: дис. ... канд. пед. наук / Г.Г. Уляева. -М, 2004.-194c.
39. Фирсов М: Теория социальной работы //М. Фирсов, Е. Студенова. - М.: Владос, 2000. -368c.
40. Цвок И. Организационно-педагогические и правовые условия спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: дис. ... канд. пед. наук / И. Цвок. - СПб., 2003. – 138c.
41. Чкония И.Т. Интегральная оценка эффективности использования различных средств и методов подготовки футболистов-инвалидов: дис.... канд. пед. наук / И.Т. Чкония. - М., 2001. –122c.
42. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура (Методология и развитие в сфере высшего профессионального образования): дис.... д-ра пед. наук //Л.В. Шапкова. - СПб., 2003. –448c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Блоки упражнений для развития двигательных качеств у инвалидов-колясочников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты