Альтернативная служба в странах СНГ
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Альтернативная служба в странах СНГ»
по дисциплине: «Теория государства и права»
2020
251.00 BYN
Альтернативная служба в странах СНГ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теория государства и права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
Введение
1 Воинская служба в системе конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь
1.1 Общая характеристика конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь
1.2 Воинская служба, конституционная обязанность
2 Понятие и общая характеристика альтернативной службы в Республике Беларусь и в странах СНГ
2 Понятие и общая характеристика альтернативной службы в Республике Беларусь и в странах СНГ
2.1 Альтернативная служба в Республике Беларусь
2.2 Альтернативная служба в странах СНГ
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Современный мир весьма нестабилен. Растет международная напряженность, расширяются и множатся конфликты вокруг оси Восток – Запад. Примерами тому являются не только географически удаленные от нас регионы напряженности, находящиеся на Ближнем Востоке, в Азии и на севере Африки, но и соседняя с нами Украина.
Вполне реальной становится опасность проникновения на территорию Беларуси всевозможных форм радикализма и управляемого хаоса. Поэтому обязанность граждан защищать свое государство, свою землю и Родину от возможной внешней агрессии сегодня является самой актуальной со времен окончания Второй мировой войны.
Вместе с тем обязанность граждан по защите государства заключается не только в ограждении, обороне Республики Беларусь от внешних враждебных действий и посягательств, но и в защите от внутренних угроз конституционному строю, государственному суверенитету и территориальной целостности страны, от кого бы эти угрозы ни исходили.
Учитывая международную обстановку, исследование обязанности граждан по защите своей Родины, выявление ее сущности и нормативного содержания в контексте конституционной эволюции и научно обоснованное разрешение проблем при практической реализации данной конституционной обязанности является в настоящее время весьма своевременным и актуальным.
Кроме того, отечественной юридической наукой конституционные обязанности граждан, за редким исключением, практически не исследовались. В научной литературе по конституционному праву в большинстве случаев об обязанностях лишь упоминается через их перечисление из текста основного закона.
Итак, целью исследования в настоящей дипломной работе является анализ института альтернативной службы в Республике Беларусь, а также в некоторых странах СНГ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность конституционной обязанности – воинской службы;
2) раскрыть особенности историю становления и ее сущность в действующем законодательстве Республики Беларусь;
3) исследовать особенности альтернативной службы в странах СНГ на примере Российской Федерации и Казахстана.
1 Воинская служба в системе конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь
1.1 Общая характеристика конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь
Основные обязанности, категория, наиболее часто употребляемая применительно к характеристике правового статуса физических лиц, однако в равной мере может быть использована также и в отношении иных субъектов общественных отношений, в т. ч. и правоотношений. Обязанности, в т. ч. основные, наряду с правами и свободами являются обязательным, неотъемлемым элементом правового статуса субъекта правоотношений. Права и свободы неотделимы и неразрывно связаны с выполняемыми людьми обязанностями. Единство прав и обязанностей составляет основу правового статуса человека и гражданина.
Обязанности человека и гражданина - это требования, предъявляемые к нему обществом и государством для того, чтобы не нарушались права других людей, социальных групп, общества и государства в целом и их нормального функционирования.
Права и свободы отдельного человека ограничиваются его собственными обязанностями и заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого. Устанавливая обязанности граждан перед обществом, государством, другими лицами, государство обеспечивает равенство людей в их взаимоотношениях и нормальное функционирование всего общества [1, с. 4].
Обязанности человека и гражданина, как и права, и свободы, прошли весьма сложный путь развития, в т. ч. в правовой науке. Одним из интереснейших с этой точки зрения документов стала Американская декларация прав и обязанностей (1948), в которой были сформулированы следующие обязанности:
− по отношению к обществу в целом;
− подчиняться закону; в отношении детей и родителей; получать образование;
− служить обществу и нации; платить налоги; воздерживаться от политической деятельности в иностранном государстве;
− работать и др.
Эти и ряд других обязанностей (например, участвовать в выборах органов власти, заботиться о своём здоровье) в некоторых странах закреплены законодательно.
В общей системе обязанностей, носящих этический, нравственный характер, вытекающих из национальных, культурных традиций, обусловленных структурой и характером взаимосвязей общества, историческим и политическим типом устройства государства и общества, закреплённых в религиозных догмах, обычаях, традициях, государственном праве, наибольший интерес для правовой науки представляют юридические обязанности. Закреплённая в нормах права мера должного поведения, вытекающая из целей и задач, возложенных на субъекта правоотношений, являющаяся необходимым элементом его правового статуса, направленная на обеспечение его эффективного функционирования и обусловленная его спецификой, есть юридическая обязанность [2, c. 99-101].
При этом юридическая обязанность имеет несколько форм выражения: совершение определённых активных действий, воздержание от определённых действий, юридическая ответственность (претерпевание неблагоприятных последствий в личном и (или) имущественном отношении) в случае неисполнения возложенных нормой права обязанностей.
В правовой науке выделяют несколько видов обязанностей в зависимости от критерия их оценки, основания классификации.
Традиционно выделяют несколько уровней правового регулирования обязанностей: международный (универсальный), при котором фундаментальные обязанности человека и гражданина закреплены в международных стандартах по правам человека или вытекают из международных договоров, соглашений государств, международных организаций, иных субъектов международного права; конституционный, провозглашающий права человека, гражданина, государства, государственных органов и иных субъектов правоотношений внутригосударственного права в нормах Конституции; отраслевой, регламентирующий производные обязанности, направленный на углубление и конкретизацию конституционных (основных) и международных (фундаментальных) обязанностей в отраслевом национальном законодательстве.
Конституционные являются наиболее значимыми с политико-правовой точки зрения в общей системе юридических обязанностей, так как они наряду с другими элементами формируют основы конституционного строя государства, гражданского общества, их невыполнение приводит к столкновению интересов личности, общества, государства. Конституционные (основные) обязанности носят весьма общий характер, не ограничены, как правило, во времени (постоянны, бессрочны) и пространстве (действуют на всей территории Республики Беларусь в пределах её естественных границ, а также на территории дипломатических, консульских учреждений, торговых государственных представительств и иных пространственных пределах, признаваемых государственной территорией Республики Беларусь), распространяются на всех субъектов правоотношений, если иное специально не оговорено в законе.
Конституционные (основные) обязанности являются таковыми не только по форме (закреплены в нормативно-правовом акте, обладающем высшей юридической силой), но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей.
2 Понятие и общая характеристика альтернативной службы в Республике Беларусь и в странах СНГ
2.1 Альтернативная служба в Республике Беларусь
Под мировым стандартом мы понимаем сформулированные наднациональными, международными организациями универсальные правила, которым должна соответствовать альтернативная служба, в том числе основания предоставления такой службы взамен военной, условия прохождения альтернативной службы, гарантии лицам, отказывающимся по убеждениям совести от военной службы. Национальные системы должны учитывать указанные положения. К сожалению, следует констатировать, что законодательство стран бывшего СССР не в полной мере соответствует данным стандартам, что не должно оставаться без внимания.
Право на отказ от воинской службы по убеждениям совести неотъемлемо входит в понятие права на свободу мысли, совести и вероисповедания, признанного в ст. 18 Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году. Это право также сформулировано в ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, принятых в 1966 году. Более подробную регламентацию и свое обоснование это право получило в последние два десятилетия.
В 1987 году Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию 1987/46, в которой отказ от военной службы по убеждениям совести ясно определяется как "законное осуществление права на свободу мысли, совести и вероисповедания". Это определение было вновь подтверждено в последующих резолюциях, принятых Комиссией в 1989, 1993 и 1995 годах.
В общих комментариях №22 (48) по ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятых в июле 1993 года, Комитет ООН по правам человека согласился с мнением Комиссии и выразил свое убеждение в том, "...что такое право вытекает из ст.18, поскольку обязанность применять смертоносное оружие может находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом следовать своим вероисповеданию и убеждениям".
В рекомендации 1987 года также содержится настоятельный призыв к тому, чтобы "правительства государств-членов - поскольку этого еще не сделано - привели свои национальные законодательства и правовую практику в соответствие..." с этим важнейшим принципом [17, с. 193].
Выводы этих двух организаций ООН также поддерживаются в ряде резолюций, принятых Европейским парламентом. В резолюции от 13 октября 1989 года Европарламент "призывает к тому, чтобы право на отказ от воинской службы, вооруженной или невооруженной, было гарантировано всем, чье решение основано на глубоких убеждениях совести, что соответствует принципам свободы и справедливого отношения к каждому члену общества". В резолюции Европейского парламента от 11 мая 1989 года ясно говорится, что "право на отказ от воинской службы по убеждениям - как оно определено в резолюции 89/59 Комиссии ООН по правам человека - должно быть введено в качестве основного человеческого права в законодательные системы государств-членов".
18 января 1994 года Европарламентом была принята очередная резолюция по этому вопросу. В данной резолюции говорится, что "право на отказ от воинской службы является реальным правом человека".
В своей резолюции 1995 года (1995/83) по данной проблеме Комиссия ООН по правам человека "обращает внимание на право каждого человека заявлять о своем отказе от воинской службы по убеждениям, что является выражением права на свободу мысли, совести и вероисповедания...". Резолюция Европейского парламента, принятая 18 января 1994 года, подчеркивает, что "... отказывающимся от воинской службы по убеждениям следует считать того человека, который отказывается выполнять обязательную воинскую службу, обосновывая свой отказ религиозными, этическими, философскими причинами или причинами глубоких убеждений совести".
Комиссия ООН по правам человека в своей резолюции 1995 года также настоятельно призывает государства ввести такое законодательство и соблюдать такую практику, чтобы характер и содержание убеждений, на основании которых совершен отказ, никак не влияли на отношение к отдельным людям, а также чтобы по отношению к отказавшимся была исключена любого рода дискриминация по причине их неучастия в воинской службе[18, с. 85].
Комиссия ООН по правам человека подчеркивает следующее: "В рекомендациях Комитета Министров Совета Европы говорится, что формы альтернативной службы должны иметь нестроевой или гражданский характер, служить интересам общества и быть некарательной длительности". Установлено, что "проходящие альтернативную службу не должны иметь меньше социальных или финансовых прав, чем те, кто проходит воинскую службу.
Юридические нормы и положения, по которым воинская служба включается в трудовой стаж, определяется повышение в должности и пенсия, должны также относиться и к альтернативной службе. Резолюция Европарламента от 13 октября 1989 года призывает, чтобы проходящие альтернативную службу были защищены от эксплуатации и чтобы их оплата была равной оплате призванных в вооруженные силы.
Комиссия ООН по правам человека "подтверждает важность того, чтобы информация о праве отказа от воинской службы по убеждениям и о правилах получения соответствующего статуса была доступна всем, кого касается военный призыв".
Заключение
Обязанность по защите государства характеризуется исторической стабильностью и конституционной преемственностью. Эволюция правовой регламентации конституционной обязанности граждан по защите белорусского государства уходит своими корнями в глубокое прошлое.
Нормативное закрепление воинской обязанности в нормах писаного права (привилеях и уставах) способствовало более добросовестному ее выполнению правообязанными лицами и послужило правовой основой для принятия Статута ВКЛ 1529 года.
Во времена нахождения белорусских земель в составе Российской империи обязанность подданных по защите царя и отечества осуществлялась в виде рекрутской повинности, до этого неизвестной нашей истории и праву, которая была узаконена указом царя Петра I в 1705 году.
Реализация конституционной нормы по отправлению иных воинских обязанностей, которые были возложены на «нетрудовые элементы», заключалась в обслуживании армии. Все «нетрудовые элементы» подлежали призыву в тыловое обеспечение и использовались на строительстве оборонительных сооружений, при выполнении других повинностей для нужд армии.
В контексте конституционного закрепления воинской обязанности в Основном Законе БССР 1937 года впервые были закреплены некоторые составы уголовных преступлений.
Конституционная обязанность по защите государства отличается стабильностью и правовой преемственностью. На протяжении веков, пройдя исторический путь от обычной нормы к конституционной обязанности, она не претерпела изменений и трансформаций временем, не утратила своей актуальности в современной Беларуси и закреплена в статье 57 Конституции. С большой уверенностью ее можно назвать «конституционным старожилом»;
Конституционной обязанностью граждан является не воинская обязанность, а защита государства – Республики Беларусь.
Исходя из конституционной истории белорусского государства, представляется необходимым закрепление в Конституции Республики Беларусь обязанности граждан по защите не государства, а Отечества.
Такое конституционное установление будет в полной мере соответствовать конституционному принципу правового равенства, которое необходимо понимать не только как равенство перед законом (ст. 22), но и как запрет в освобождении от выполнения обязанности по защите Отечества. При этом будет соблюден принцип выполнения каждым обязанности по соблюдению Конституции и законов государства, закрепленный в статье 52 Основного Закона.
1 Чиркин, В. Е. Конституционные обязанности: человек, гражданин, государство и общество / В. Е. Чиркин / Гражданин и право. – 2011. – № 1. – С. 3-7.
2 Лебедева, Н. В. Конституционные обязанности человека и гражданина / Н. В. Лебедева, А. Ю. Огурцов / Europeanresearcher. – 2011. – № 1(3). – С. 99-101
3 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. Референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – № 188. – 1/6032.
4 Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / К.Н.Кунцевич. - М.: Книжный дом, 2014. – 321 с.
5 Стратегикон Маврикия о нравах и обычаях славян [Электронный ресурс]: Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 // Нац. цэнтрправавойінфарм. Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
6 Прывілей вялікага князя Літоўскага і караля Польскага Уладзіслава (Ягайлы) 1387 г. [Электроннырэсурс] // Помнікігісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 // Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
7 Каляда, В.В. Рэгламентацыя вайсковых адносін у Вялікім Княстве Літоўскім у дастатутны перыяд / В.В. Каляда // Гісторыя і сучаснасць: беларускаядзяржаўнасцьваўсходнееўрапейскімцывілізацыйнымкантэксце: зб. навук. прац, прысв. 90-годдзюз дня нараджэння І.А. Юхо. – Мінск, 2012. – С. 355–365.
8 Статут Великого Княжества Литовского 1529 года / К.И. Яблонскис [и др.]. – Минск: Акад. Наук БССР, 1960. – 253 с.
9 Статут Вялікага Княства Літоўскага 1566 г. (вытрымкі) [Электронны рэсурс]: Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 / Нац. цэнтрправавой інфарм. Рэсп. Беларусь Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
10 Скороход, И.Г. Правовая регламентация обязанностей в Статуте ВКЛ 1588 года и Конституции Республики Беларусь: историко-правовой анализ / И.Г. Скороход // Наше право. – 2014. – № 5. – С. 17–23.
11 Канстытуцыя Рэчы Паспалітай 3 мая 1791 г. (вытрымкі) [Электронны рэсурс]: Помнікі гісторыі права Беларусі. Тэматычны банк данных прававой інфармацыі, вып. 4 / Нац. цэнтр прававой інфарм. Рэсп. Беларусь Рэсп. Беларусь. – Минск, 2020.
12 Канстытуцыя нашай дзяржавы (1919, 1927, 1937, 1978, 1994). – Мінск: Маст. літ., 2011. – 294 с.
13 Скороход, И.Г. Правовая регламентация обязанностей граждан в Конституциях БССР 1919–1978 гг. / И.Г. Скороход // Наше право. – 2013. – № 12. – С. 12–20.
14 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся Защиты Жертв международных вооружённых конфликтов [Электронный ресурс] // Международный Красный Крест. – Режим доступа: https: //www.icrc.org.
15 Пастухов, М.И. Конституционное право Республики Беларусь: учеб.-метод. рекомендации / М.И. Пастухов. – Минск: «БИП-институт правоведения», 2014. – 116 с.
16 Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. - 2015. - №4. – С.13-22.
17 Абашидзе, А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с.
18 Вылегжанин, Ю.М. Международное право в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян ; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
19 Бирюков, П. Н. Право международных организаций : учебное пособие для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 170 с.
20 Каламкарян Р. А. Международное право : учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 632 с.
21 Гетьман-Павлова, И. В. Международное право : учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 560 с.
22 Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее // Гражданин и право. – 2018. – № 1. С. 14-18.
23 Об альтернативной службе: Закон Республики Беларусь, 4 июня 2015 г., № 276-З [Электронный ресурс]: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24 Баглай, М.В. Конституционное право / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784 с.
25 Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304?download=true.
26 Манохин В.М. Государственная служба // Государственное управление и административное право. М., 1978. – С. 292-296.
27 Лазарев, В.В. Конституционное право: учебник / В.В. Лазарев. – М.: Новый юрист, 2018. – 544 с.
28 Попова, О. В. Конституционные обязанности граждан/ О. В. Попова / Современный юрист. – 2016. – № 2(15). – С. 77-85.
29 О воинской службе и статусе военнослужащих: Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV [Электронный ресурс]: в ред. от 11.01.2020 г. // Online.zakon. – Минск, 2020.
30 Бирюков П. Н. Международное право в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. — 10-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 365 с.
31 Жалилов М.А. Альтернативная служба в странах СНГ / М.А. Жалипов // // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 282-284.
32 Капустин А. Я. Институт альтернативной службы в странах СНГ: учебник для вузов / А. Я. Капустин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 387 с.
33 Лобанов, С. А. Альтернативная служба в постсоветских странах : монография / С. А. Лобанов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 366 с.
34 Решетников С.Ф. Альтернативная служба в постсоветских странах: некоторые аспекты правовых основ // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. № 11. – С. 186-191.
35 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года [Электронный ресурс]: в ред. от 23.03.2019 г. // Online.zakon. – Минск, 2020.
36 Дусейнов Э.Э. К вопросу о понятии «Государственная служба в Республике Казахстан» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. № 11. – С. 243-245.
37 Матвеева Т. Д. Альтернативная служба / Т. Д. Матвеева. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 371 с.
38 Меньшенина, Н. Н. Международное право : учебное пособие для вузов / Н. Н. Меньшенина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 101 с.
39 Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон Российской Федерации, 25 июля 2002 г., № 113-ФЗ: в ред. ФЗ Российской Федерации от 27.06.2018 // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Москва, 2020.
40 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 1470-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Суворова Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 2, пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». – Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision169419.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты