Судебные решения, обычаи делового оборота и правила деловой этики в хозяйственной практике
МИТСО (Международный университет)
Диплом
на тему: «Судебные решения, обычаи делового оборота и правила деловой этики в хозяйственной практике»
по дисциплине: «Правоведение»
2020
251.00 BYN
Судебные решения, обычаи делового оборота и правила деловой этики в хозяйственной практике
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЫЧАЙ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
1.1. Обычаи делового оборота: понятие и общая характеристика
1.2. Обычай делового оборота и сферы его применения
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
2.1. Правила деловой этики: понятие и общая характеристика
2.2. Правила деловой этики и сферы его применения
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЫЧАЕВ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА И ПРАВИЛ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Вопросы, разрешаемые судами при применении обычаев делового оборота и правил деловой этики
3.2. Обычаи делового оборота и правила деловой этики, применяемые в хозяйственной практике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции.
Большую часть своего времени человек проводит на работе, где он реализует свои потребности в межличностном общении в профессиональной деятельности. В процессе трудовой совместной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного процесса.
Особое значение приобертает соблюдение этических норм в деловой коммунакции. Это связано с тем, что конфликты в профессиональной деятельности являются неотъемлемым компонентом взаимодействия между работниками в любой организации. Соблюдение этики деловой коммункиации является одним из важнейших условий профилактики конлфиктов в орагнизации.
Взаимодействие в деловой сфере, особенности деловой коммуникации, многоаспектно изучаются в отечественной психологии (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.С. Каган, В.Н. Куницина, H.H. Обозов, В.В. Бойко, A.B. Брушлинский, В.В. Знаков, A.B. Лабунская, Л.А. Петровская, П.Н. Шихирев и др.).
Вопросы этики деловой коммуникации затрагивали такие авторы как Е.А. Бескровная, Г.В. Бороздина, О.М. Жаворонкова, В.П. Шейнов и др.
ГЛАВА 1. ОБЫЧАЙ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
1.1. Обычаи делового оборота: понятие и общая характеристика
Обычай – один из древнейших источников права, повлиявший на формирование и развитие системы права в целом. Но, несмотря на это он всегда оценивался неоднозначно, а с появлением писаного законодательства стал второстепенным по сравнению с другими источниками права.
Необходимо заметить, что заявленные аспекты имеют не только большое теоретическое, но и несомненное практическое значение, поскольку вопросы правильности применения обычаев делового оборота в судебной практике Республики Беларусь в настоящее время, по сути, не урегулированы.
Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Это нормативное закрепление в качестве источника права свидетельствует о признании обычая делового оборота одним из источников гражданского права и о том, что и законодатель осознает потребность восполнения пробелов в законодательстве с помощью обычаев. Обычаи используются для регулирования общественных отношений, которые остаются не охваченными законодательством, в связи в широким спектром гражданских дела [1, с. 3].
Определение, данное гражданским законодательством, дает возможность выделить следующие сущностные признаки обычая делового оборота.
Во-первых, это сложившееся правило поведения, то есть оно должно быть устоявшимся среди определенных участников гражданского оборота. Во-вторых, это широко применяемое правило поведения, реализуемое всеми или большинством участников соответствующего вида деятельности. Чаще других в качестве отправного для определения широкого применения обычая в юридической литературе называется временной критерий.
В частности, Кацубо, С.П. особо выделяет фактор времени как признак обычая: «Действительно, для образования обычая необходим известный промежуток времени, и в этом состоит его характерная черта. Однако верно и то, что срок может существенным образом разниться в каждом конкретном случае и не обязательно быть длительным». Мы полагаем, что срок повторения правила для того, чтобы оно стало обычаем делового оборота, должен быть определен более четко [24, с. 178].
Целесообразно бы было применить срок не менее срока исковой давности, который составляет 3 года.
В-третьих, применение обычаев делового оборота в какой-либо предпринимательской сфере или иных сферах деятельности. Действующие нормы гражданского права не ограничивают практику применения обычая делового оборота только бизнесом, но именно в предпринимательской деятельности их используют чаще всего.
В-четвертых, такое правило поведения не предусмотрено законодательством, то есть законами и подзаконными нормативными правовыми актами, но может быть защищено в судебном порядке. Наряду с обычаем делового оборота многие цивилисты также выделяют деловые обыкновения.
Но ГК не содержит ни одной статьи, в которой было бы закреплено определение деловых обыкновений. Опираясь на мнения ученых, можно говорить, что деловое обыкновение – это сложившееся и широко применяемое на практике правило поведения, которым стороны руководствовались при заключении договора, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет с целью устранения пробелов в договоре.
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
2.1. Правила деловой этики: понятие и общая характеристика
Культура делового общения, формирующаяся на основе обстоятельств текущей жизни и ее культурно-исторического контекста, предполагает понимание сущности коммуникации, ее многофункциональности, деятельностной природы, а также знание принципов, норм и требований, которые формируют этическую платформу взаимодействия субъектов. Основополагающим принципом деловой этики является, как известно, принцип золотого стандарта, звучащий следующим образом: «никогда не допускать по отношению к своим коллегам (к подчиненным, к руководству или своего служебного уровня и т.д.) и к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе» [46, с. 98].
По сути, это известное золотое правило нравственности. Среди других принципов следует назвать, в частности:
1) принцип справедливости (именно справедливость является основой взаимопонимания и взаимоуважения);
2) обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было совершено;
3) терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах;
4) индивидуальное и коллективное начало при разработке и принятии решений в деловых отношениях;
5) стремление к бесконфликтности;
6) принцип способствования (сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег);
7) не критикуй конкурента [46, с. 102].
Совокупность принципов зависит, безусловно, и от специфики профессиональной деятельности. Нормы профессиональной этики находят отражение, в частности, в профессионально-этических кодексах, представляющих собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений. Как правило, профессионально-этические кодексы включают такие аспекты, как социальные и духовно-нравственные принципы деятельности организации, требования к профессиональным качествам работников, их моральные обязательства перед своей организацией, профессией, клиентами и партнерами, этические обязательства работников организации перед обществом, а также принципы работы с масс-медиак практике которых современный человек оказывается особенно чувствительным [41, с. 76].
В конце 1980-х под руководством проф. Томаса Пипера Гарвардская Школа Бизнеса разработала модуль этики. Базовым для него стала статья Кеннета Э. Гудпасчера «Некоторые направления этического анализа в общем управлении», ключевыми идеями которой являются два вывода:
1) и люди, и корпорации являются – морально и юридически – личностями, и
2) сознательно или подсознательно, этические решения принимаются по крайней мере четырьмя способами: в ходе формирования и в ходе ее реализации, а также при создании внутреннего климата и внешней политики связей с общественностью. Исследователь утверждает, что поскольку корпорация напоминает индивидуального «человека» в обществе, возникающие этические проблемы аналогичны классическим проблем личной ответственности: долг и обязательства избегать нанесения вреда (себе или другим), соблюдение закона и т.д.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЫЧАЕВ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА И ПРАВИЛ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Вопросы, разрешаемые судами при применении обычаев делового оборота и правил деловой этики
Применение обычаев делового оборота к конкретным правоотношениям неизбежно вызвало ряд вопросов, не получивших вплоть до настоящего времени четкого разрешения:
1. Проблема применения обычая делового оборота вызывает вопрос об их единообразии, тем более что законодатель ориентирует суды именно на единообразное понимание и применение правовых норм. Решение обозначенного вопроса представляется возможным только в контексте установления особенностей «среды» появления обычно-правовой нормы.
На формирование обычая как источника правовых норм оказывает влияние целый ряд объективных (не зависящих от волеизъявления хозяйствующих субъектов) факторов, в том числе и территориальные особенности местности, в которой традиционно определенным способом совершаются те или иные юридически значимые действия, специфика отрасли хозяйства, в которой происходит образование обычая. В этой связи очевидно, что содержание конкретного обычая делового оборота отражает специфику его формирования, в силу чего различия между обычаями в различных местностях или сферах деятельности неизбежны [37, с. 116].
Недаром еще дореволюционные юристы отмечали, что «обычное право не охватывает большой территории и разнится по местам», что «обычай может быть всенародным, то есть общим для всех слоев народа... Чаще обычаи возникают в отдельных слоях общества, среди лиц, занимающихся тем кругом дел, которых касается обычай (торговые, крестьянские обычаи)».
Указанные правила поведения применительно к сфере торгового мореплавания формировались различным образом, в том числе и в связи с особенностями географического положения (даже в рамках одного региона, не говоря уже о совершенно противоположных концах страны), следствием чего явилось и существенное различие в их содержании.
Думается, что единообразное применение правовых норм будет означать безусловное соблюдение следующих требований.
Во-первых, суду необходимо установить специфику содержания спорных правоотношений (правильно квалифицировать правоотношения).
Во-вторых, установить, что анализируемые правоотношения в части определенных прав и обязанностей либо не регулируются нормами позитивного права и соглашением между сторонами, либо закон четко предусматривает приоритетность обычая делового оборота перед диспозитивной нормой права.
В-третьих, установить с достаточной полнотой наличие сложившегося в данной местности отрасли хозяйственной деятельности обычая делового оборота, регулирующего спорные правоотношения.
В-четвертых, применить данный обычай делового оборота к установленным отношениям сторон.
Иными словами, требуемое единообразие в применении правовых норм в части обычаев делового оборота связывается с правильным решением вопроса о наличии или отсутствии материально-правовых оснований для применения таких обычаев, а не с их содержанием. Вместе с тем уже в конкретной местности или конкретной сфере имущественного оборота сложившиеся и установленные обычаи должны применяться единообразно [42, с. 230].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Это нормативное закрепление в качестве источника права свидетельствует о признании обычая делового оборота одним из источников гражданского права и о том, что и законодатель осознает потребность восполнения пробелов в законодательстве с помощью обычаев. Обычаи используются для регулирования общественных отношений, которые остаются не охваченными законодательством, в связи в широким спектром гражданских дела.
Можно выделить следующие сущностные признаки обычая делового оборота. Во-первых, это сложившееся правило поведения, то есть оно должно быть устоявшимся среди определенных участников гражданского оборота. Во-вторых, это широко применяемое правило поведения, реализуемое всеми или большинством участников соответствующего вида деятельности. Чаще других в качестве отправного для определения широкого применения обычая в юридической литературе называется временной критерий.
Культура делового общения, формирующаяся на основе обстоятельств текущей жизни и ее культурно-исторического контекста, предполагает понимание сущности коммуникации, ее многофункциональности, деятельностной природы, а также знание принципов, норм и требований, которые формируют этическую платформу взаимодействия субъектов. Основополагающим принципом деловой этики является, как известно, принцип золотого стандарта, звучащий следующим образом: «никогда не допускать по отношению к своим коллегам (к подчиненным, к руководству или своего служебного уровня и т.д.) и к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
1. Астахова, М. А. Деловой оборот в гражданском праве: понятие, структура, разновидности / М. А. Астахова // Бюллетень нотариальной практики. ‒ 2006. ‒ № 4. ‒ С. 2–6.
2. Бакиновская, О.А. Хозяйственное право: учеб. пособие / О.А. Бакиновская [и др.] – Минск: Изд-во Гревцова, 2010. – 416 с.
3. Белов, В. А. Гражданское право. Общая часть. Т. ІІ. Лица, блага, факты: учебник / В. А. Белов. ‒ М.: Юрайт, 2011. – 1093 с.
4. Бескровная, Е.А. Деловое общение как условие успешного взаимодействия в профессиональной деятельности / Е.А. Бескровная // Гаудеамус. – 2012. – № 19, Т. 1. – С. 117-119.
5. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИПФРА-М, 2006. – 224 с.
6. Ботавина. – М.: Обычаи делового оборота, 2010. – 208 с.
7. Братусь, С. Н. О понятии гражданского оборота в советском гражданском праве (доклад на заседании Сектора гражданского права Всесоюзного института юридических наук) / С. Н. Братусь // Советское государство и право. — 1949. — № 11. — С. 71.
8. Вабищевич, С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: в 2 т. / С.С. Вабищевич. – Минск: Молодежное, 2008. – Т. 1.
9. Вахнин И.Г. Особенности формирования обычаев делового оборота в договорной работе // Законодательство. 1999. - №5. - С.35.
10. Вильнянский С. И. О соотношении обычая и обыкновения в деловом обороте / Ю.В. Виниченко // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 1997. — Т. 25. — № 5. — С. 879–887.
11. Гальцов, В.С. Хозяйственное право: курс лекций / В.С. Гальцов [и др.] – Минск: Тесей, 2008. – 344 с.
12. Гамбаров Ю.С., В.Б. Мамедов Курс Гражданского права. М.: Тип. М.М. Стасюлевича. 1991.- 793 с.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г., № 218-3 : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая / в ред. по состоянию на 10 октября 2015 г. ‒ М. : Проспект, 2015. ‒ 640 с.
15. Гражданское право : учебник : в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. С. А. Степанова. — М. : Проспект; Екатеринбург : Институт частного права, 2010. — 640 с.
16. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
17. Давыдова, Н.С. Социально-экономические проблемы применения вахтового метода организации труда в современных условиях России / Н.С. Давыдова // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2008. – № 4. – С. 29-31.
18. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: учебное пособие для вузов / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова Н.В. – 2-е изд., перераб. Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 400 с.
19. Емельянов, С.М., М. И. Брагинским Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
20. Ерофеев А.В. Обычай делового оборота как источник Гражданского права // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 75-77.
21. Жаворонкова, О.М. Деловое общение / О.М. Жаворонкова // Известия ВГТУ. – 2006. – № 8. – С. 115-118.
22. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т. – Т.II. – 3-е изд.-М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – с. 82-91
23. Как давать чаевые. – М.: Корпорация «Сомбра», 2009. – 112 с.
24. Кацубо, С.П. Хозяйственное право: курс лекций / С.П. Кацубо. – 2-е изд., перераб. – Минск: Дикта, 2011. – 260 с.
25. Козырев, Г.И., О. Мекка Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
26. Коллинз, Дэйв. Деловой этикет в международном праве: [перевод] / Дэйв Коллинз .— Ростов-на-Дону : Феникс, 2006 .— 155 с.
27. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
28. Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов., А.И. Каминка – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 161 с.
29. Красавчиков, О. А. Советский гражданский оборот (понятие и основные звенья) / О. А. Красавчиков // Ученые записки СЮИ. Т. V. Вопросы гражданского, трудового права и гражданского процесса. ‒ М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1957. ‒ С. 3–27.
30. Крысько, В.Г. Социальная психология делового общения: Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
31. Кубрак О.В., С. Удинцев Этикет на все случаи жизни / О.В. Кубрак. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 316 с.
32. Кузнецов И.Н. Деловое общение. деловой этикет: учебное пособие для бакалавров/ И.Н. Кузнецов. – М.: «ИТК» «Дашков и К», 2017. – 348 с.
33. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс] : Учебник и практикум / Лавриненко В.Н. - Отв. ред., Чернышова Л.И. - Отв. ред. — 7-е изд., пер. и доп .— Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2018 . – 408 с.
34. Лобан, Н.А., К.Н. Анненков Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
35. Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха /М.Л. Лучко. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 320 с.
36. Матолыгина Н. В. Деловая коммуникация в хозяйственной практике: учеб пособие / Н. В. Матолыгина. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009 – 127 с.
37. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Профессиональная этика и закономерности ее развития в современном российском обществе // Интернетжурнал «Мир науки». – 2015. – №3. – Режим доступа: http://mirnauki.com/PDF/06PDMN315.pdf.
38. Миклашевская Н.И. Правовая природа обычая делового оборота. М.: Екатеринбург. УрО РАН, 2001. С. 343-358.
39. Организационная психология / Под общей ред. А. Б Леоновой., А. Федоров – М: ИНФРА-М, 2014.-429 с.
40. Подопригора М.Г., В.В. Ровного Деловая этика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.
41. Полуяхтов, И. А. Гражданский деловой оборот : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / И. А. Полуяхтов. ‒ Екатеринбург, 2002. –183 с.
42. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс интенсив. подгот. / Е.А. Реуцкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 384 с.
43. Скворцов А.А., В.М. Хвостов Этика: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 310 с.
44. Хозяйственное право: учеб. пособие / под. ред. Т.А. Сигаевой, Г.Ф. Шершеневич. – Минск: БГЭУ, 2011, – 508 с.
45. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 6 августа 2004г., № 314-З : (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020 г.
46. Шабан Т.С. Этика делового общения / Т.С. Шабан. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 160 с.
47. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 912 с.
48. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования по укрупненной группе направления подготовки «Сервис» / Г.М.Шеламова .— 6-е изд., стер. — Москва: Академия, 2012.— 188 с.
49. Эбзеев, Б. Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа / Б. Б. Эбзеев // Государство и право. ‒ 1999. ‒ № 2. ‒ С. 32–38.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты