Психологическое самочувствие современных школьников с разной успеваемостью
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Психологическое самочувствие современных школьников с разной успеваемостью»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Психологическое самочувствие современных школьников с разной успеваемостью
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала субъективного благополучия» (Н.П. Фетискин).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала субъективного благополучия» (Н.П. Фетискин).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
1.1. Основные подходы к психологическому самочувствию в психологии
1.2. Психологические особенности старшего школьного возраста
1.3. Влияние учебной деятельности на психологическое благополучие школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов исследования психологического самочувствия старшеклассников с разной успеваемостью
2.3. Практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На протяжении жизни каждый человек овладевает новым опытом, устанавливает межличностные отношения, формирует систему ценностей. При этом он оценивает не только окружающую действительность, но и самого себя, свое психологическое и физическое состояние, что и формирует его субъективное благополучие. Однако, с приобретением опыта отношение человека к миру и к себе меняется, субъективное благополучие также не остается неизменным. При этом оно может отклоняться от актуального состояния как в сторону его повышения, так и снижения.
В современном мире наблюдается разрыв между интенсивными социальными, экономическими, политическими, духовными изменениями нашего общества и отсутствием возможности адаптации молодых людей к этим изменениям, что обуславливает появление тревожности, напряжённости, неуверенности в завтрашнем дне. Сложная современная социальная ситуация оказывает значительное влияние на старшеклассников. Наиболее интенсивно процессы переживаний и возникающие в связи с этим различные формы дезадаптации обнаруживаются в учебной деятельности, успешность которой требует от современных старшеклассников наличия ресурсов и условий для достижения успехов в учебе.
Успешность в учебной деятельности отражается на психологическом самочувствии школьников. Психологические самочувствие выступает механизмом регуляции избирательной активности старшеклассников в разных сферах социальной жизнедеятельности, а механизмы его формирования находятся и в социальной среде, и во внутреннем мире личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
1.1. Основные подходы к психологическому самочувствию в психологии
В отечественной и зарубежной литературе современные ученые все чаще обращаются к внутренним, «глубинным» детерминантам самочувствия личности, отражающим взаимоотношения индивида и окружающей действительности с субъективной стороны, раскрывая понятие психологического самочувствия. В Большой психологической энциклопедии термин «самочувствие» определяется как ощущение психологического и физиологического комфорта [6, с. 409].
В настоящее время понятие «психологическое самочувствие» употребляется в качестве характеристики психологического комфорта внутреннего состояния индивида, а также его сознания с точки зрения эмоционально-оценочного отношения к реальности. Психологическое самочувствие является сложным образованием, состоящим из чувств и настроений людей, которые обусловлены социальной ситуацией в государстве, процессами, происходящими в социально-экономической сфере и особенностями места жительства, которое влияет на психологическое, социальное самочувствие и качество жизни населения в целом [15, с 47].
Ряд авторов (Б.Н. Тугайбаева, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович) полагают, что феномен «психологическое самочувствие» – это аспект трехстороннего взаимодействия: личность – социум – историческое время. Индивидуально-психологические характеристики личности оказывают значительное влияние на формирование реакций на внешние воздействия социума и в результате, интегрируясь с ними, становятся решающими при выработке стратегий поведения и, в целом, направленности личности [42, с. 147].
Пол психологическим самочувствием Б.Н. Тугайбаева понимает актуальное, субъективное психологическое состояние человека, внутреннее ощущение им себя в окружающей действительности, имеющее системный и динамический характер и раскрывающееся на разных уровнях самоощущения – индивидном (физиологическое состояние), личностном (установки, самоотношение, ценностные ориентации, потребности, локус контроля), субъектном (как субъект деятельности). Оно проявляется через представления человека о его настоящем, прошлом и будущем, через его удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью в целом, ощущением счастья/ несчастья, в его активности, насколько он в своей деятельности и жизни реализует себя как личность и субъект [42, с. 148].
Формируется психологическое самочувствие под воздействием личностных свойств и качеств человека, микро- и макросреды, исторического прошлого субъекта. Психологическое самочувствие зависит как от внутреннего состояния человека, так и от воздействий на него социального контекста жизни. По мнению Б.Н. Тугайбаевой, Е.В. Харитоновой, Е.Н. Холондович, именно социокультурный контекст и интересен для исторической психологии, так как он дает возможность проследить психологическое самочувствие личности в динамике исторического времени [42, с. 149].
Психологическое самочувствие – это субъективное, динамическое состояние человека, имеющее системный характер, где компоненты и уровни взаимообусловливают друг друга. Так, Б.Н. Тугайбаева подчеркивает, что оно включает в себя такие категории как настроение, переживание, отношение, но не сводится к ним, так как всегда осознаваемо, в отличие от настроения, неотделимо от переживания, так как оно является частью эмоционального компонента психики человека, и в совокупности со знаниями и представлениями формирует отношения человека к миру [42, с. 150].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
2.1. Организация и методики исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности психологического самочувствия старшеклассников с разной успеваемостью.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) изучение особенностей психологического самочувствия старшеклассников с разной успеваемостью с помощью тестирования;
3) обработка данных с помощью методов математической статистики, количественный и качественный анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что старшеклассники с разной успеваемостью обладают различным психологическим самочувствием.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 90 г. Минска.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 60 учащихся 10-11 классов. Возраст испытуемых – 15-17 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 30 старшеклассников с хорошей успеваемостью и 30 старшеклассника с низкой успеваемостью.
Разделение учащихся на 2 выборки осуществлялось на основе анализа данных об успеваемости по учебным предметам, полученные у классного руководителя. Был подсчитан средний балл по всем предметам. В первую группу вошли старшеклассники, у которых преобладают отметки «6», «7» и «8»; вторую группу составили учащиеся с преобладанием отметок «5», «4» и «3».
Методики исследования:
1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) [25].
Цель: выявление мотивов учебной деятельности школьников.
Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников.
С помощью методики можно выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся:
– коммуникативные мотивы;
– мотив избегания;
– мотив престижа;
– профессиональные мотивы;
– мотив творческой самореализации;
– учебно-познавательные мотивы;
– социальные мотивы.
Опросник включает 34 утверждения. Испытуемому предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для них, где 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной. При обработке результатов подсчитывается средний показатель по каждой шкале опросника (Приложение А).
2. Методика «Шкала субъективного благополучия» (Н.П. Фетискин) [47].
Цель: определение эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной литературе психологическое самочувствие рассматривается как характеристика психологического комфорта внутреннего состояния индивида, а также его сознания с точки зрения эмоционально-оценочного отношения к реальности. Мы придерживаемся позиции Б.Н. Тугайбаевой, согласно которой психологическое самочувствие представляет собой актуальное, субъективное психологическое состояние индивида, внутреннее ощущение им себя в окружающей действительности, имеющее системный и динамический характер и раскрывающееся на разных уровнях самоощущения – индивидном (физиологическое состояние), личностном (установки, самоотношение, ценностные ориентации, потребности, локус контроля), субъектном (как субъект деятельности).
Старший школьный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит усвоение мужской и женской роли, завоевание эмоциональной независимости от родителей, становление социально ответственного поведения, закрепление системы ценностей как ориентиров поведения в обществе, подготовка к профессиональной карьере. Основными новообразованиями личности в юношеском возрасте является личностное и профессиональное самоопределение, становление идентичности, «рефлексия на будущее», волевая саморегуляция. В старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению, восприятие учебной деятельности как необходимой предпосылки для профессиональной деятельности.
На психологическое благополучие школьников оказывает влияние успешность или неуспешность учебной деятельности. Успешность школьника можно рассматривать как объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности в совокупности с положительной оценкой педагога, позитивной самооценкой и самоощущением школьника.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Бадашкеев, М.В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / М.В Бадашкеев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 20. – С. 202–203.
3. Бирина, О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О.В. Бирина // Фундаментальные исследования. − 2014. − № 8. − С. 438-442.
4. Бланк, Т.В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание. – 2009. – № 16. – С. 2–9.
5. Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. – 410 с.
6. Большая психологическая энциклопедия / ред. А. Б. Альмуханова. – М.: Эксмо, 2007. – 542 с.
7. Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1–5.
8. Воронина, А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
9. Выгодина, М.В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В.С. Агапова, М.М. Мишиной, М.И. Плугиной. – М., 2015. – С. 119-124.
10. Галецкая, И.И. Общая характеристика психологического здоровья и основных его критериев / И.И. Галецкая // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 2. – С. 66-69.
11. Закирова, М.А. Развитие ответственности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.А. Закирова. – Казань, 2010. – 18 с.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
13. Каленов, А.А. Особенности субъектности старшеклассников: теоретический аспект / А.А. Каленов // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы науч. конф. – Краснодар: Новация, 2017. – С. 3–6.
14. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 338 с.
15. Кашкина, Л.В. Психологическое самочувствие населения монопрофильного города европейского Севера / Л.В. Кашкина // Экология человека. – 2013. – № 2. – С. 46-51.
16. Коломиец, О.В. Социальное самочувствие как проблема социальной психологии / О.В. Коломиец // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2012. – № 2. – С. 14-25.
17. Коломинский, Я.Л. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья личности как научно-практическая проблема / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнев // Психиатрия. Психотерапия и клиническая психология. – 2011. – № 4. – С. 120-130.
18. Кужильная, А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А.В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Смысл, 200. – 463 с.
20. Курапова, Т.Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Т.Ю. Курапова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 223-225.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
23. Межина, А.В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А.В. Межина. – М.: Экон-информ, 2013. − 139 с.
24. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) // Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М., 2007. – С. 39-40.
25. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей/ Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ, 2004. – С. 149–150.
26. Морозова, Н.Н. Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте / Н.Н. Морозова, Е.Н. Пешехнова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2014. – № 1. – С. 121–126.
27. Олпорт, Г.В. Личность в психологии / пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1998. 345 с.
28. Петрова, В.Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В.Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
29. Попов, Н.А. Особенности развития личности старшеклассника / Н.А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
30. Попова, М.В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Попова. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
31. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
32. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
33. Рикель, А.М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А.М. Рикель, А.А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
34. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Смысл, 2004. – 488 с.
35. Русалинова, А.А. Социальное самочувствие человека как социально-психологический феномен / А.А. Русалинова. – СПб.: Астерион, 2013. – 452 с.
36. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
37. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.
38. Сушкова, Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сушкова // Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 26–35.
39. Сысоева, И.А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И А. Сысоева, 2009. – 20 с.
40. Таранова, О.В. Успешность как как категория собственной эффективности / О.В. Таранова // Вестник РГГУ. – 2016. – № 2. – С. 60-65.
41. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов; под общей ред. Л. И. Скворцова. – М.: Мир и Образование. – 2018. – 1375 с.
42. Тугайбаева, Б.Н. Психологическое самочувствие современной личности / Б.Н. Тугайбаева, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович // Человек. Искусство. Вселенная. – 2019. – № 1. – С. 146-153.
43. Холодкова, О.Г. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте / О.Г. Холодкова, И.А. Половеева // Вестник Алтайского гос. пед. университета. – 2017. – № 4 (33). – С. 63–66.
44. Холондович, Е.Н. Психологическое самочувствие человека как психологическая проблема / Е.Н. Холондович // Человек. Искусство. Вселенная. – 2018. – № 1. – С. 166-171.
45. Хухлаева, О.В. Психологическое здоровье как системообразующий фактор психологической службы в образовании / О.В. Хухлаева // 3-я Российская конф. по экологической психологии. − М.: Психологический институт РАО. − 2003. − С. 174-185.
46. Ширяев, Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е.А. Ширяев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2016. – Вып. 30. – С. 11-16.
47. Шкала субъективного благополучия // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – C.467-470.
48. Шувалов, А. Психологическое здоровье человека / А. Шувалов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманит. университета. − 2009. − Вып. 4 (15). − С. 87-101.
49. Эллис, А. Практика рационально-эмотивной терапии / А. Эллис, В. Драйтен // Вопросы психологии. – 1987. − № 4. – С. 18-20.
50. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с
51. Diener, E. Measuring quality of life: Economic, social, and subjective indicators / Е. Diener, Е. Suh // Social Indicators Research. − 2013. − V. 40. № 1–2. −P. 189–216.
52. Riff, C.D. The structure of psychological well-being revisited / C.D. Riff, С. Keyes, М. Lee // Journal of Personality and Social Psychology. − 1995. − Vol. 69, № 4. – Р. 719–727.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала субъективного благополучия» (Н.П. Фетискин).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Шкала субъективного благополучия» (Н.П. Фетискин).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты