Представление о причинах межличностного конфликта у девиантных подростков
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Представление о причинах межличностного конфликта у девиантных подростков»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Представление о причинах межличностного конфликта у девиантных подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 152, ГУО (г. Минска)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные данные по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты девиантных подростков после проведения программы тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Содержание тренинговой программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты девиантных подростков после проведения программы тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Содержание тренинговой программы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте
1.2 Специфика девиантного поведения в подростковом возрасте
1.3 Практические возможности психологического тренинга в коррекции конфликтного поведения у девиантных подростков
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИЧИНАХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Тренинговая программа «Взаимодействие в конфликте»
2.4 Определение уровня конфликтности личности испытуемых по итогам проведенной работы
2.5 Рекомендации по итогам исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема межличностных конфликтов в подростковой среде достаточно актуальна на современном этапе развития психологической науки и практики. Чрезмерная межличностная конфликтность подростков обуславливает проявление неблагополучия в межличностных отношениях, острых негативных переживаний, отрицательных последствий в личностном развитии и пр., что может повлечь за собой различные проявления отклоняющегося поведения. У девиантных подростков довольно часто отмечается недостаточная подготовленность к взаимодействию с окружающими. Установление конструктивных межличностных отношений является тем средством, которое обеспечивает успешность социальной адаптации человека. Поэтому встает необходимость изучения представлений о причинах межличностного конфликта у девиантных подростков с целью формирования индивидуального подхода в коррекции отклоняющегося поведения и формирования продуктивных отношений с окружающими.
Проблема девиантного поведение была изучена в работах Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Дж. Мид,Т. Парсонса, П. Сорокина. Значимость данной проблемы определяется потребностми общества, которые ощущают на себе рост насилия и агрессии. Исследователи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. М. Прихожан, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, и др.) отмечают, что отношения со сверстниками являются важным фактором влияния на развивающуюся личность подростка, на развитие его самосознания, самооценки, интегральной Я-концепции. Так как у подростков недостаточно сформирована психологическая и социальная зрелость, поэтому они в большей степени зависимы от мнения социального окружения. По мнению некоторых авторов (А. В. Зосимовского, В. Н. Куницыной, Н. М. Яковлева) подросток ориентируется на взрослых, когда пытается ориентироваться на идеал, другие ученые указывают на значимость близких дружеских отношений (Я. Л. Коломинский, А. Г. Ковалев), третьи ученые указывают на ориентацию на сверстника как образец для подражания (А. А. Бодалев, Т. В. Драгунова, А. М. Прихожан).
Цель исследования – изучить представления о причинах и содержании межличностных конфликтов у девиантных подростков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте
Понятие «конфликт» переводится с латинского и обозначается понятием «столкновение». Соответственно, конфликт в наиболее общем виде трактуется как столкновение противоположных, не согласующихся друг с другом аспектов в сознании индивида, в отношениях двух людей либо целой группы людей. Причем данное столкновение сопровождается острыми эмоциональными реакциями [2, с. 5].
В психологии конфликт понимается в более широком плане, определяя как внутренние характеристики личности, так и внешнее взаимодействие субъекта с окружающей действительностью.
Ученые Ф. М. Бородкин [5], Н. В. Гришина [10], А.В. Дмитриев [12] конфликтность в основном определяют как текущее состояние предрасположенности личности к конфликтам; как неосознаваемая либо полностью осознаваемая установка на конфликтное взаимодействие. Соответственно, учеными были предложены следующие группы причин, описывающие причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте: во-первых, поведенческие и деятельные аспекты субъектов конфликта, то есть конфликтность подростков вызвана определенными аспектами выполнения совместной деятельности. Во-вторых, ситуативные факторы, причины возникновения конфликтов ситуативны и конфликтные отношения возникают в кризисные и проблемные периоды. В-третьих, личностные диспозиции, причины конфликтов в подростковом возрасте обусловлены внутренними особенностями подростков, психических состояний и их регулирующей роли. В рамках этого направления сформировались понятие конфликтной личности и критерии оценки уровня конфликтности [5; 10; 12].
Причины, которые приводят к возникновению конфликтных отношений, могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. При этом большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении [17, с. 120].
В психологической литературе виды и формы конфликтов в подростковом возрасте характеризуется довольно обширно. Анализ позволяет две формы психологического конфликта: внутриличностные конфликты и межличностные конфликты [13, с. 116].
Межличностный конфликт может рассматриваться как ситуация противоборства двух личностей, причем причина конфликта ими воспринимается (хотя бы одним из них) как ключевая проблема, которая требует своего разрешения и провоцирует повышение активности сторон, направлена она на преодоление противоречий и разрешение ситуации в интересах одного субъекта либо двух сторон.
Межличностные конфликты имеют следующие специфические особенности, которые выделяют данный тип конфликтов среди других:
- противостояние непосредственно субъектов, которое происходит в конкретной ситуации в данный момент, в основе этого противостояния лежат противоположные личные мотивы, интересы и т.д.;
- разнообразный перечень причин, которые спровоцируют возникновение конфликта (частные и глобальные, объективные и субъективные);
- возникшая конфликтная ситуация требует от человека максимальной включенности особенностей его характера, типа темперамента, имеющихся коммуникативных навыков, интеллектуальных особенностей и других аспектов, которые формируют индивидуальность личности;
- высокая вовлеченность эмоций в возникшую ситуацию и включение всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
- задействуются интересы не только участников конфликта, но и окружающих, которые связаны непосредственно с субъектами конфликта.
В подростковом возрасте взаимодействие с родителями, педагогами и иными значимыми взрослыми начинает формироваться под влиянием формирующегося чувства взрослости. Подростки стараются сопротивляться требованиям со стороны взрослых, хотя раньше они их беспрекословно выполняли, начинают отстаивать свои интересы и делают заявки на самостоятельность, которая у них ассоциируется со взрослостью. Они могут болезненно реагировать на реальное либо видимое ущемление их прав, стараются ограничивать предъявляемые взрослыми к ним претензии.
Выводы по первой главе
Причины межличностного конфликта в подростковом возрасте можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины межличностных конфликтов у подростков: непризнание в группе сверстников, ограничение свободы действий, провокационное поведение со стороны окружающих и др. Внутренние причины межличностных конфликтов у подростков: личностные черты, предрасполагающие к конфликтному взаимодействию, стремление к доминировании, различие ценностей, привычек, манеры поведения между участниками конфликта. Межличностный конфликт в подростковом возрасте часто связывают со спецификой возрастного кризиса. Ряд зарубежных и отечественных психологов отмечают, что кризисность данного возрастного периода непосредственно связана с трудностями в межличностном взаимодействии подростков. Особенности преодоления межличностных конфликтов в подростковом возрасте могут влиять на формирование и социализацию личности.
Причинами проявления девиантного поведение у детей подросткового возраста являются: разрыв с семьей; неполная семья; недостаточный надзор; отсутствие внимания со стороны близких; тревога и страх за наказание; желание устраниться от опеки воспитателей и родителей; жестокое обращение со стороны товарищей; нет мотивации в изменении обстановки, ситуации.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИЧИНАХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель проведения исследования заключалась в эмпирическом исследовании представлений о причинах и содержании межличностных конфликтов у девиантных подростков, определении уровня конфликтности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях девиантных подростков, а также коррекции конфликтности девиантных подростков. В исследовании, организованном на базе ГУО «Средняя школа № 152 г. Минска» и ГУО «Средняя школа № 98 г. Минска», приняли участие 70 подростков в возрасте 15 – 16 лет (35 подростков без нарушений поведения – группа «А» и 35 девиантных подростков – группа «Б»).
Гипотеза исследования – существуют различия в представлениях о причинах межличностных конфликтов у девиантных подростков и подростков с социально-нормативным поведением.
Частная гипотеза: подростки с девиантным поведением имеют более высокий уровень конфликтности и склонны выбирать неконструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций по сравнению с подростками с социально-нормативным поведением.
Исследование строилось с соблюдение следующих этапов:
1. Подбор диагностического инструментария. Инструктирование испытуемых.
2. Выявление представлений о причинах межличностного конфликта у девиантных подростков.
3. Выявление конфликтности и поведения в конфликте подростков с девиантным поведением и подростков без нарушений поведения.
4. Разработка и внедрение программы коррекции конфликтного взаимодействия подростков.
5. Определение достоверности произошедших различий
Методы исследования:
- опрос подростков о причинах возникновения конфликтов со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками;
- диагностические методики: «Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса», «Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности» (И.Д. Ладанова);
- методы статистической обработки данных: критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена, Т-критерий Вилкоксона.
Опишем диагностический инструментарий, применяемый в ходе исследования.
«Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса». Данная методика соответствует теоретическому материалу исследования, описывает каждый из пяти вариантов поведения личности в конфликтной ситуации, которые подробно излагались в первой главе данной работы. Тест создан одним из известных специалистов в области конфликтологии К. Томасом. Тест содержит 30 парных утверждений, представляющих собой 2 варианта ответа, необходимо выбрать тот из них (либо «А», либо «Б»), который больше соответствует поведению и действию индивида в конфликтной ситуации. За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется один балл, затем баллы суммируются. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Характерным способом поведения является тот, который получил наибольший балл.
Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности (И.Д. Ладанова). Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Позволяет выявить различные степени конфликтности личности, очень высокую степень, высокую; выраженную конфликтность, склонности избегать конфликтных ситуаций. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность. Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций
Для проведения статистического анализа применялся U-критерий Манна-Уитни Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.
Для определение достоверности произошедших различий применялся Критерий Вилкоксона, который используется для выяснения сдвигов показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Выводы по второй главе
Цель проведения исследования заключалась в эмпирическом исследовании представлений о причинах и содержании межличностных конфликтов у девиантных подростков, определении уровня конфликтности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях девиантных подростков, а также коррекции конфликтности девиантных подростков.
Результаты опроса учащихся показали, что большинство девиантных подростков (71%) считают конфликты с родителями, педагогами и сверстниками частым явлением. Большинство подростков без нарушений поведения (74%) указали, что конфликты с родителями, педагогами и сверстниками возникают эпизодически. Причины конфликтов с родителями у девиантных подростков: «ограничение моей свободы» (44%), «позднее возвращение домой» (34%), «проблемы с учебой» (18%). Причины конфликтов с родителями у подростков без нарушений поведения: «разные взгляды на жизнь» (50%), «упреки родителей» (18%), «стремление родителей меня контролировать» (15%). Причины конфликтов с педагогами у девиантных подростков: «указывает, как мне нужно себя вести» (56%), «несовпадение взглядов» (24%). Причины конфликтов с педагогами у подростков без нарушений поведения: «проблемы с учебой» (56%), «некорректно общается» (18%). Причины конфликтов со сверстниками у девиантных подростков: «они меня не понимают» (42%), «сами провоцируют конфликт» (36%). Причины конфликтов со сверстниками у подростков без нарушений поведения: «несовпадение мнений» (56%), «оскорбления и обзывания» (24%). На основании полученных данных можно заключить, что представления о причинах межличностного конфликта у девиантных подростков и подростков с социально-нормативным поведением отличаются, что может приводить к различным вариантам анализа конфликтной ситуации и выбора конкретной поведенческой модели реагирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Причины межличностного конфликта в подростковом возрасте можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины межличностных конфликтов у подростков: непризнание в группе сверстников, ограничение свободы действий, провокационное поведение со стороны окружающих и др. Внутренние причины межличностных конфликтов у подростков: личностные черты, предрасполагающие к конфликтному взаимодействию, стремление к доминировании, различие ценностей, привычек, манеры поведения между участниками конфликта. Межличностный конфликт в подростковом возрасте часто связывают со спецификой возрастного кризиса. Ряд зарубежных и отечественных психологов отмечают, что кризисность данного возрастного периода непосредственно связана с трудностями в межличностном взаимодействии подростков. Особенности преодоления межличностных конфликтов в подростковом возрасте могут влиять на формирование и социализацию личности.
Сущность девиантного (девиантного) поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в конкретной социальной группе или в обществе в целом. В большинстве случаев имеет разрушительный характер, индивидуально¬типологические, гендерные и возрастные особенности проявления, вызывает реакцию осуждения, негодования и отрицательную оценку окружающих, и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией. Девиантное поведение сопоставляется с таким термином, как «норма». Социальная норма должна соответствовать ценностям общества и определять девиантное поведение. Отклоняющиеся поведение определяется, как социальное явление, не соответствующее установленным и сложившимся нормам общества. По нашему мнению, девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, противоречащие общепринятым социальным нормам.
Цель проведения исследования заключалась в эмпирическом исследовании представлений о причинах и содержании межличностных конфликтов у девиантных подростков, определении уровня конфликтности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях девиантных подростков, а также коррекции конфликтности девиантных подростков.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М. : Просвещение, 2013. – 520 с.
2. Анисимов, П.Р. Внутриличностный и межличностный конфликты: анатомия и пути разрешения / П.Р. Анисимов. – Ярославль : МАПИ, 2010. – 260 с.
3. Белоусова, И.С. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / И.С. Белоусова. – Запорожье : ЗГПУ, 2014. – 95 с.
4. Беляева, А.Б. Профилактика девиантного поведения подростка в семье / А.Б. Беляева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – №4. – С. 15 – 16.
5. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / М.Ф. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск : «Наука», 1989. – 112 с.
6. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 220 с.
7. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования, 2012. – №4. – С. 242 – 246.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2004. – 367 с.
9. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»: монография / Я.И. Гилинский. – СПб. : «Юридический центр Пресс», 2017. – 528 с.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Спб. : «Питер», 2001. – 344 с.
11. Деветьярова, И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки. – 2011. – №3. – С. 99 – 101.
12. Дмитриев, А. В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. — М. : «Гардарика», 2000. – 220 с.
13. Дюркгейм, Э. Социология и социальные науки: учебник / Э. Дюркгейм. – М. : Атлант, 2005. – 368с.
14. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей: учебник / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. – М. : Пропилеи, 2013. – 196 с.
15. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2013. – 288 с.
16. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 2005. – №2. – С. 31 – 37.
17. Кибанов, А.Я. Конфликтология / А.Я Кибанов, И.Е. Ворожейкин. – М. : «ИНФРА-М», 2011. – 301с.
18. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты / Т.Н. Кильмашкина. – М. : «ЮНИТИ-ДАНА»,2009. – 287с.
19. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт- М», 2003. – 160 с.
20. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук. – М. : Владос-Пресс. 2010. – 230 с.
21. Корзун, С.А. Представления подростков о причинах и содержании межличностных конфликтов / С. А. Корзун // Психологическое благополучие современного человека : материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Отв. ред. С. А. Водяха. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т , 2019. – С. 155-160.
22. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение для студентов вузов: учебник / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. – М. : Феникс, 2014. – 128 с.
23. Колесов, Д.В. Современный подросток: Взросление и пол / Д.В. Колесов. – М. : Флинта, 2013. – 200с.
24. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 329 с.
25. Корнелиус, X. Знакомство с понятием конфликт / X. Корнелиус, Ш. Фейр. – М. : Просвещение, 1992. – 329с.
26. Косякова, О.О. Детская психология / О.О.Косякова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 362 с.
27. Крайг, Г. Подростковый и юношеский возраст. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 780 с.
28. Кудрявцев, СВ. Конфликт и насильственное преступление / С.В. Кудрявцев. – М. : Просвещение, 1991. – 329с.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2004. – 464 с.
30. Линчевский, Э. Э. Контакты и конфликты / Э.Э. Линчевский. – М. : «Экономика», 2000. – 220 с.
31. Ложкин, А.Н. Психология поведения девиантной личности / А.Н. Ложкин. – Урал : Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2013. – 114 с.
32. Мелибруда, Е. «Я - ТЫ - МЫ» Психологические возможности улучшения конфликта / Е. Мелибруда. – М. : «Прогресс», 1996. – 96 с.
33. Менделеевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделеевич. – М. : Гардарика, 2005. – 367 с.
34. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. – М. : Академия, 2002. – 456 с.
35. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 2014. – 374 с.
36. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. – М. : Тривола, 2002. – 360 с.
37. Плахов, Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // под ред. В.П. Соломина. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 342 с.
38. Подмазин, С.И. Как помочь подростку с трудным характером / С.И. Подмазин. – К. : НПЦ Перспектива, 2016. – 160 с.
39. Попова, Т.А. Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ / Т.А. Попова. – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2014. – 286 с.
40. Радюкин, Е.Е. Основные концепции девиантного поведения в зарубежных источниках / Е.Е. Радюкин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2011. – №2. – С. 228 – 231.
41. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 2013. – 389 с.
42. Самыгин, П.С. Девиантное поведение молодёжи / П.С. Самыгин. – Ростов - на Дону : Феникс, 2006 – 440 с.
43. Симончук, Т.Е. Девиантное поведение в подростковом возрасте / Т. Е. Симончук // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. –2016. – №1. – С. 202 – 203.
44. Ташина, Т.М. Профилактика внутригрупповых конфликтов в студенческой среде / Т.М. Ташина // Учёные записки Санкт–Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2014. – № 2. – С. 41–45.
45. Терещенко, Е.Е. Проблема девиантного поведения и пути ее решения / Е.Е. Терещенко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №8. – С. 96 – 99.
46. Титкова, Л.С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее (по материалам социологического исследования вузов Приморского края) : дис. ... канд. соц. наук / Л.С.Титкова. – Владивосток, 2004. – 170 с.
47. Усенков, Е.В. Деструктивные изменения личности в генезисе аддиктивного поведения подростков / Е.В. Усенкова // Научно-практический журнал. Махачкала. – 2013. – №6 (9). – С. 83–86.
48. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века / Т.А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2016. – 256 с.
49. Черникова, Л.В. Методы активного социально-психологического обучения / Л.В. Черникова // Учитель. – 2006. – № 1. – С.45 – 53.
50. Шпунтова, В.В. Внутриличностный ценностный конфликт и способы его разрешения (опыт эмпирического исследования) // Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 6 (специальный) / под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой. – Самара : Изд–во «Универс–групп», 2008. – 452 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2017. – 384 с.
52. Якунькова, А.В. Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства / А.В. Якунькова // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 120 – 129.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные данные по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты девиантных подростков после проведения программы тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Содержание тренинговой программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты девиантных подростков после проведения программы тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Содержание тренинговой программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты