Досудебный порядок урегулирования споров в хозяйственном процессе
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Досудебный порядок урегулирования споров в хозяйственном процессе»
по дисциплине: «Хозяйственный процесс»
2020
251.00 BYN
Досудебный порядок урегулирования споров в хозяйственном процессе
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Хозяйственный процесс
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Поделиться
ГЛАВА 1. ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нельзя отрицать, что ядром всей системы урегулирования споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должна оставаться форма судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом.
Для защиты своих прав субъекты хозяйствования имеют право обращаться в суд. В то же время необходимо в полной мере развивать методы, широко зарекомендовавшие себя в мире: досудебное урегулирование споров путем переговоров, а также других способов разрешения хозяйственных споров, например, посредством обращения к медиатору.
В Республике Беларусь все большее распространение получают альтернативные способы урегулирования правовых конфликтов. Одним из таких способов является институт медиации, который применяется в гражданском процессе.
Наличие досудебного порядка урегулирования хозяйственных споров обеспечивает доказательственную базу при непосредственном рассмотрении дела в суде, но при этом благодаря, например, соблюдению претензионного порядка спор может быть разрешен во внесудебном порядке.
Стороны вправе обращаться в суд при принятии самостоятельных мер по урегулированию спора. Однако в теории и на практике остается неразрешенным ряд вопросов относительно адреса направления претензии, подтверждения ее направления, возможности расхождение требований, заявленных в претензии и в исковом заявлении и т.д.
Действительно, судебная защита, будучи универсальной формой защиты прав, не должна быть правовой панацеей от любых юридических проблем. Механизм оптимизации судебных и альтернативных форм защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов давно является одним из наиболее спорных вопросов юриспруденции.
В связи с вышеизложенным, необходимы комплексные научные исследования досудебного урегулирования споров как сложной правовой системы.
ГЛАВА 1. ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ
Порядок обращения в экономический суд закреплен в гл. 18 и иных нормах Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).
Согласно ч. 3 ст. 6 ХПК, если законодательными актами для категории споров или договором установлен досудебный порядок урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение суда, рассматривающего экономические дела, лишь при условии соблюдения такого порядка [1].
Таким образом, в силу ХПК соблюдение досудебного порядка является обязательным только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами или договором.
Длительное время в отечественном законодательстве нормы, содержащие указание на необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования споров, носили фрагментарный характер.
Существенное расширение круга дел, по которым его соблюдение является обязательным, произошло после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 10 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» (далее – Закон) [2].
По делам, по которым его соблюдение является обязательным, досудебный порядок является одним из условий обращения в суд.
Помимо условий, наличие которых позволяет истцу обратиться в экономический суд за защитой нарушенных прав, в законе закреплен и перечень оснований для отказа в принятии искового заявления, его возвращения и оставления без движения. Этот перечень содержится в ст. 162-164 ХПК и является исчерпывающим.
Статьи 159, 160, 162, 163 ХПК устанавливают необходимость указания в исковом заявлении на соблюдение в требуемых случаях на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, приложения к исковому заявлению документов, подтверждающих его соблюдение, а также закрепляют последствия неисполнения указанных требований.
Так, согласно ч. 1 ст. 160 ХПК к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором [3].
Таким образом, исходя из содержания данной нормы досудебный порядок урегулирования споров обязателен, если:
– сторонами такого спора являет юридическое лицо и(или) индивидуальный предприниматель;
– спор вытекает из гражданских правоотношений.
Абрамович В. А. рассматривает претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора как одну из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке самостоятельного урегулирования спорных вопросов между сторонами в обязательстве или при исполнении норм законодательства с применением претензии до передачи дела на рассмотрение в суд [4, с.59].
Претензионный порядок урегулирования споров уже стал действенным способом внесудебного нивелирования конфликта. Исходя из опыта многих юристов, после направления претензионных требований отношение получателя такого письма к сути вопроса о задолженности меняется: от необоснованного игнорирования диалог начинает переходить в конструктивное правовое русло. Об этом свидетельствует и практика экономических судов [5, с.45].
Непосредственно после направления претензии происходит погашение задолженности из-за убеждения должника в том, что кредитор настроен решительно и будет добиваться восстановления своих прав, причем с дополнительными потерями для задумывающегося о перспективах спора должника. Должник понимает, что направление претензии необходимо и для того, чтобы обратиться с иском к нему в экономический суд [5, c. 46].
Цели и значение обязательного претензионного порядка следующие:
– возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях, и, как следствие, сохранение партнерских деловых отношений и связей;
– возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю;
– содействие осознанию и оценке сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;
– формирование доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полная подготовка к судебному разбирательству [4, с.61].
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ
Прежде чем приступать к рассмотрению порядка предъявления претензий, необходимо остановиться на требованиях к их оформлению. Несмотря на отсутствие ее типовой формы, содержание претензии должно соответствовать требованиям, установленным в приложении 1 к ХПК Республики Беларусь.
Как уже отмечалось, в силу п. 2 ст. 10 ГК предъявление претензии обязательным является до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, если иное не установлено ХПК, иными законодательными актами или договором.
В частности, в претензии согласно пункту 2 приложения 1 к ХПК указываются:
1) фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
2) дата предъявления претензии;
3) обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
4) доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
5) требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
6) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
7) банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
8) перечень документов, прилагаемых к претензии.
Кроме того, по желанию в претензии могут указываться предложения:
– о разрешении спора с участием медиатора;
– заключении третейского соглашения;
– назначении примирительной процедуры в случае обращения в суд, рассматривающий экономические дела;
– выборе вида судопроизводства (пункт 2-1 приложения 1 к ХПК).
Согласно пункту 4 приложения 1 к ХПК претензия подписывается заявителем претензии или его представителем.
Претензия и прилагаемые к ней документы (в случае необходимости) направляются контрагенту заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручаются под роспись.
Претензия направляется по юридическому адресу (месту нахождения) организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) либо по месту жительства, по месту пребывания или месту работы индивидуального предпринимателя или гражданина, если они фактически не проживают по указанному адресу.
Следует отметить, что п. 4 приложения к ХПК содержит требование, обязывающее направлять претензию получателю заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручать ее под подпись. В договоре стороны могут предусмотреть и иной, отличный от законодательства способ направления претензии. Например, посредством факсимильной связи, электронной почты, телефонограммы и др. В таком случае доказательством, подтверждающим направление и получение должником претензии, будет отчет о доставке (факсограмма), сведения о прочтении сообщения, направленного на электронный ящик контрагента, запись телефонного разговора.
Если стороны при заключении договора договариваются о возможности предъявления претензий посредством электронной почты, то в данном случае в разделе договора «Реквизиты сторон» необходимо указать их электронные адреса. Помимо этого, в тексте договора необходимо предусмотреть саму возможность направления претензии посредством электронной почты. При обращении с исковым заявлением в суд необходимо приложить документ, подтверждающий факт направления претензии. Полагаем, что в данном случае этим документом может являться скриншот сообщения с электронного ящика отправителя претензии.
При этом следует иметь в виду, что если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка представляются доказательства получения должником претензии (например, претензия направлена по электронной почте, когда в договоре такой способ не предусмотрен, и на нее получен ответ). При наличии таких доказательств согласно п. 13 Постановления № 6 претензионный порядок считается соблюденным.
Получатель претензии в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии. Ответ на претензию подписывается получателем претензии или его представителем и направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
ГЛАВА 3. ИНЫЕ ФОРМЫ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
Защиту экономических прав и законных интересов юридических лиц и граждан, общества и государства в предпринимательской сфере осуществляют специально уполномоченные органы – экономические суды. Право на судебную защиту является конституционным, реализуется субъектами хозяйствования в рамках строго определенной процессуальной формы и представляет собой гарантированный Конституцией Республики Беларусь механизм охраны прав и свобод, который обеспечивается деятельностью судебных органов по предупреждению нарушений законных интересов, устранению препятствий реализации прав и свобод, восстановлению нарушенного права посредством осуществления правосудия [17, с. 24].
Однако законодательство допускает осуществление защиты прав и законных интересов субъектов гражданского оборота и посредством использования несудебных форм защиты. Несудебная защита осуществляется посредством обращения в различные органы, за исключением судебных органы (например, медиатор, третейские суды и иные).
Необходимость развитием таких форм можно объяснить положениями:
– во-первых, в общественном сознании, пока не сложилось мнение об эффективности и быстроте рассмотрения спорных вопросов судом, удобнее обращаться в административные органы;
– во-вторых, уровень общей культуры, правового сознания, юридической осведомленности [34, с.9].
Международная практика рассмотрения альтернативных форм разрешения правовых конфликтов включает досудебные и судебные примирительные процедуры. К ним относятся:
– урегулирование спора непосредственно сторонами путем переговоров;
– урегулирование спора с помощью независимого посредника, который способствует достижению сторонами соглашения;
– урегулирование спора с помощью посредника, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор;
– урегулирование спора с участием руководителей предприятий, их юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела.
Общество, законодательство, право – все это динамические категории, постоянно меняющиеся под действием разных факторов. Не является исключением и такая специфичная сфера, как защита прав человека, в том числе при разрешении споров и урегулировании конфликтов.
Так, проведение переговоров также является важным компонентом досудебного урегулирования. Самостоятельно вступать в переговоры с должником имеет смысл, если контрагентов связывает длительная история коммерческих отношений. В ходе переговоров предоставляется возможность понять, что заставило контрагента нарушить обязательство, несмотря на длительный опыт успешного сотрудничества.
Наиболее эффективными будут являться переговоры с участием медиатора (медиация). Термин «медиация» («посредничество») в мировой практике применяется для обозначения направленной на содействие участникам правового конфликта в его самостоятельном урегулировании процедуры, сущность которой заключается в проведении переговоров при поддержке третьей стороны [16, с.54].
Вступление в силу Закона о медиации [18] предполагает новый этап в развитии примирительных процедур. Принятие этого является одним из вариантов снижения нагрузки на судей.
С принятием Закона о медиации, а также изменениями в действующий ХПК [1], в связи с введением термина «процедура медиации» начат новый этап в развитии медиативного направления в хозяйственном процессе.
Важным моментом в процедуре медиации является готовность сторон к конструктивному диалогу и желание сторон договориться. Процедура медиации позволяет направить конфликт по пути разрешения. Это система этапов, которые призваны ослабить конфликтность ситуации, а затем подготовить участников для принятия взвешенных решений и заключения добровольного взаимовыгодного решения [35, c. 185].
Первые шаги по внедрению данного способа урегулирования споров были предприняты лишь в марте 2011 г., в рамках правового эксперимента по развитию внесудебной медиации как средства урегулирования хозяйственных и иных споров, проведенного при поддержке Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. По данным сайта «Медиация в Беларуси» Учреждения «Центр медиации и переговоров», в ходе данного эксперимента было проведено более 100 медиаций по различным видам споров. Медиативные соглашения были заключены более чем в 50 % случаев, 92% из них были исполнены добровольно. Итоги проекта доказали целесообразность законодательного закрепления медиации в Беларуси, что и было сделано в 2013 г., когда был принят Закон «О медиации».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В силу ч. 4 ст. 6 ХПК лица, имеющие право на обращение в экономический суд, могут обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, то есть действующее хозяйственное процессуальное законодательство предусматривает случаи обязательного и необязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования споров.
Несоблюдение досудебного порядка, если он является обязательным в силу закона или договора – ст. 162 и ст. 151 ХПК.
2. Существуют различные формы досудебного урегулирования хозяйственных споров. Наиболее распространенным является досудебный порядок урегулирования. Помимо этого сторонами стороны непосредственно в тексте договора могут предусмотреть иной порядок.
3. Претензионный порядок урегулирования спора имеет превентивную функцию, позволяет избежать возможного судебного процесса, урегулировать конфликт на наиболее выгодных условиях, сохранить партнерские отношения между сторонами, создать юридические основания для рассмотрения требования в порядке приказного производства, сформировать доказательственную базу для последующего судебного процесса в случае неурегулирования спора в досудебном порядке.
4. Порядок оформления и предъявления претензий урегулирован Приложением к ХПК и иными законодательными актами.
Порядок оформления и предъявления претензии имеет регламентированный характер. Наиболее надежным вариантом соблюдения претензионного порядка урегулирования спора является его фиксирование по условиям договора. При этом условия договора не могут противоречить предусмотренному ХПК порядку, а могу его конкретизировать и дополнять.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что не стоит исключать претензионный порядок решения споров в договоре с контрагентом, можно только сократить срок рассмотрения претензии. Претензия – важный механизм для выбора дальнейшего способа правовой защиты, как было указано выше. Кроме того, пусть случаи незамедлительного исполнения обязательства после получения претензии и редки на практике, но полностью не исключены.
1. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года: одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
2. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства: Закон Республики Беларусь от 10 января 2011 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 декабря 1998г., №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
4. Абрамович, В. А. О претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 5. – С. 59-61.
5. Абрамович, В. А. Адвокатские заметки о претензионном порядке урегулирования споров / Владимир Абрамович // Юридический мир. – 2012. – № 3. – С. 44-49.
6. Сысуев, Т. В. Особенности применения досудебного порядка урегулирования спора : комментарий к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 / Т.В. Сысуев // Юрист. – 2011. — № 9. — С. 16—20.
7. О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 27 мая 2011 г., № 6 [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2019.
8. Полевая, М. Предъявляем претензию. Как установить претензионный порядок, удобный вам / Маргарита Полевая // Главный бухгалтер. – 2014. – № 10. – С. 81-84.
9. Четверикова, Е. Ю. Соблюдение формальных требований при составлении претензии / Е. Ю. Четверикова // Юридический мир. – 2012. – № 6. – С. 58-60.
10. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 118-З: принят Палатой представителей 29 мая 2002 года: одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
11. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 321-З: принят Палатой представителей 13 октября 1999 года: одобрен Советом Республики 28 октября 1999 года [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
12. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении: заключено 6 декабря 1950 г. [Электронный ресурс] // Белорусская железная дорога. – Режим доступа: https://www.rw.by/upload/iblock/fce/smgs_2019.pdf.
13. О почтовой связи: Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2003 № 258-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
14. Еленский, Р.С. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора (по состоянию на 13.08.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
15. Кондращук, С.В. Претензионный порядок: когда обязателен, а когда нет (по состоянию на 28.03.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
16. Бесемер, Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Х.Бесемер. – Калуга, 2005. – 104 с.
17. Дарькин, А.О. Внесудебная форма защиты прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц / А.О. Дарькин // Современный юрист. – М., 2014. – № 3. – С.18-26.
18. О медиации: Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г., № 58-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. Акименко, К.В. Государственно-правовой механизм защиты гражданских прав и свобод человека в Республике Беларусь: теория и практика / К.В. Акименко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 171 с.
20. Леннуар, Н. Н. Альтернативное разрешение споров: переговоры и медиация / Н.Н. Леннуар. – СПб., 2004. – 100 с.
21. Амирова, Р.Р. Формы защиты прав граждан и юридических лиц / Р.Р. Амирова // Научный Татарстан. – 2017. – № 2. – С. 194–199.
22. Гук, М.В. Претензионный порядок урегулирования спора как условие договора (по состоянию на 28.08.2016) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
23. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
24. Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
25. Горбацкий, А.А. Претензионный порядок урегулирования споров (по состоянию на 06.08.2016) [Электронный ресурс] / А.А. Горбацкий // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
26. Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117-З: принят Палатой представителей 3 апреля 2006 года: одобрен Советом Республики 24 апреля 2006 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
27. Об утверждении Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов: постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 № 70 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
28. Байдан, Л. Г. Сначала — претензия, потом — иск, или Претензионный порядок через призму возврата исков судом / Л.Г. Байдан // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2012. – № 4. – С. 66-71.
29. О применении законодательства: письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.02.2011 № 02-38/380 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Судебная практика / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
30. Золотая, И.С. Соблюдение претензионного порядка урегулирования спора как условие реализации права на обращение в экономический суд (по состоянию на 18.08.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
31. О некоторых вопросах нотариальной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
32. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
33. Жук, А. Претензия – не основание / А. Жук // Юридический мир. – 2010. – № 8. – С. 111-112.
34. Николайченко, О.В. Внесудебная «защита» прав граждан при получении государственных услуг / О.В. Николайченко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 9. – С. 9 – 14.
35. Бельская, И.А. О развитии медиации (посредничества) в Беларуси / И. А. Бельская // Третейский суд. – 2009. – № 3. – С. 185-190.
36. Об изменении Законов: Закон Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 277-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
37. Об утверждении Правил проведения медиации: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2013 г. № 1150 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
38. Об утверждении Инструкции о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 г. № 1184 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
39. Севастьянов, Г.В. Хрестоматия альтернативного разрешения споров : учебно-методические материалы и практические рекомендации / Г. В. Севастьянов. – СПБ: АНО «Редакция журнала «Третейский суд», 2009. – 528 с.
40. Минкина, Н. И. Медиация как способ урегулирования конфликтов / Н. И. Минкина // Право. – 2017. – № 6. – С. 21–25.
41. Коннов, А. Ю. Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения споров / А. Ю. Коннов // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 120–131.
42. Зайцев, А. М. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров : учеб. пособие / А. М. Зайцев, Н. В. Кузнецов, Т. Л. Савельева. – Саратов, 2000. – 342 с.
43. Бойко, М.С. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М. С. Бойко [и др.]. – Минск : Медисонт, 2011. – 316 с.
44. Рыбак, С.В., Кучура, П.И. Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов) : учеб.-метод. комплекс / С. В. Рыбак, П. И. Кучура. – Минск : МИТСО, 2017. − 73 с.
45. Зайцев, А.И. Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов): электронный курс / А.И. Зайцев. – Саратов, 2007. – 515 с.
46. Калашникова, С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции / С.И. Калашникова. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 304 с.
47. Черемисин, П.Г. Примирительные процедуры и место мирового соглашения в их системе / П.Г. Черемисин // Вест. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. – 2010. – №1. – С. 158 - 167.
48. Крусс, В.И. О конституционном назначении судов / В.И. Крусс // Актуальные проблемы развития судебной системы: сб. науч. статей. – Краснодар – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2018. – С.155-170.
49. О примирении сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.06.2016 № 3 [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2020.
50. Каменков, В.С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.С. Каменков. – Минск: Книжный дом, 2015. – 320 с.
51. Об утверждении Методических рекомендаций по урегулированию экономических споров в порядке посредничества: постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15.04.2009 № 24 [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2020.
52. Мартыненко, И. Э. Хозяйственный процесс: курс лекций / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 275 с.
53. Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс: учеб. пособие / В.В. Жандаров, С.Н. Колбасин. – Минск: Академия МВД, 2016. – 340 с.
54. Калашникова, С. И. Медиация в сфере экономической юрисдикции: автореф. дис. д-ра (канд.) юрид. наук: 12.712 / С. И. Калашникова. – Екатеринбург, 2010. – 136 с.
55. Брыжинский, А. А. Альтернативное регулирование правовых споров и конфликтов / А. А. Брыжинский. – Саранск: Феникс, 2005. – 305 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты