Ограничения, связанные с государственной службой
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Ограничения, связанные с государственной службой»
по дисциплине: «Конституционное право»
2020
251.00 BYN
Ограничения, связанные с государственной службой
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
Введение
1 Ограничения и запреты в системе государственной службы
2 Права и обязанности государственного служащего
3 Ограничения, связанные с прохождением государственной службы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Построение эффективной и действенной модели организации местного самоуправления в Республики Беларусь является одним из фундаментальных условий, способствующих укреплению основ государственности, показателем демократизации социальных и государственных институтов, средством создания взаимодействия между гражданами и государственными органами.
Поскольку работа органов местного самоуправления связана с постоянным активным и тесным контактом с жизнью общества, вполне логично, что в системе органов местного самоуправления есть институт государственного служащего, который принимает на себя некоторые обязанности для взаимодействия с населением соответствующего муниципалитета и представления его интересов.
Институт государственной службы в любом государстве – это неотъемлемая составляющая правовой системы государства, а государственные служащие выступают в качестве основных исполнителей проводимых в обществе демократических и социально- экономических преобразований.
Ни одно общество не может существовать без государственного управления, а, соответственно, и без государственных служащих. В первую очередь, государственная служба – это трудовая деятельность людей, которые заняты профессиональным управленческим трудом.
Под государственной службой в Республике Беларусь понимается вид трудовой деятельности, в котором работник является государственным служащим, а наниматель – государственным органом. Лица поступают на государственную службу по контракту на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. После назначения на должность государственный служащий имеет отношения Государственной службы, на которые распространяются основные положения Трудового кодекса Республики Беларусь.
Государственные служащие, входящие в состав аппарата государственного органа, выполняющие трудовые функции по конкретной одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям, соответствующим квалификациям и предмету правил внутреннего трудового распорядка в данном государственном органе.
1 Ограничения и запреты в системе государственной службы
Административно-правовой механизм регулирования государственной службы – это совокупность организационно-правовых средств и мероприятий, направленных на формирование государственной службы Республики Беларусь с соблюдением установленных законом принципов, обеспечивающих эффективность ее функционирования.
Государственная служба основывается на принципах:
1) верховенство конституции и законов;
2) служение народу страны;
3) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
4) гуманизм и социальная справедливость;
5) профессионализм и компетентность;
6) законность и персональная ответственность за исполнение служебных обязанностей и дисциплины;
7) внепартийность и светский характер государственной службы;
8) экономическая, социальная и правовая защищенность государственного служащего;
9) демократизм и гласность;
10) подконтрольность и подотчетность государственных служащих;
11) добровольность и равный доступ граждан к государственной службе;
12) стабильность занимаемого положения и перспективы служебного роста государственных служащих, обеспечение преемственности в государственной службе [1, с.75].
Содержание каждого из принципов и их значение могут быть раскрыты только в результате анализа соответствующих норм законодательства о государственной службе и практике их применения. Деятельность государственной службы многообразна по содержанию, формам и методам и тесно взаимосвязана с жизнью общества. Результативность деятельности государственной службы зависит от эффективности правовых основ организации государственной службы в государственных органах и деятельности государства по созданию организационно-правовых и социально-экономических предпосылок и условий реализации гражданами права на государственную службу. Эффективность государственной службы предполагает введение четких индикаторов качественного измерения результатов управления, государственных программ, планирования и прогнозирования.
Уровень эффективности деятельности государственной службы, фактически реализующей функцию государственного управления, определяется эффективностью принимаемых в процессе этой деятельности управленческих решений, в том числе в части способов достижения поставленных целей. Качественная и объективная оценка работы государственных служб чрезвычайно важна, поскольку от их компетентности зависит дальнейшее развитие государства [2, с.52].
Оценка эффективности деятельности государственной службы должна включать толкование содержания понятие «эффективность»; критерии оценки эффективности; показатели эффективности. Слово «эффективный» означает действенный, позволяющий быстро достигнуть желаемого результата. Понятием эффективности должна охватываться вся деятельность государственной службы как специфическая форма деятельности, реализуемая в сфере обеспечения законности. Среди критериев оценки эффективности можно выделить следующие:
1) выполнение задач, поставленных вышестоящими органами;
2) исполнение плана, поставленного вышестоящими органами;
3) удовлетворенность населения оказываемыми услугами;
4) направленность на инновации;
5) уровень развития отношений с бизнес-структурами на местном уровне;
6) количество принятых обращений, жалоб [2, с.52].
Процент отклоненных, рассмотренных жалоб. Одной из основных проблем современного состояния государственной службы Республики Беларусь является недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов.
В качестве рекомендации для возможного реформирования системы управления предлагается:
– разработать и закрепить на законодательном уровне комплекс мер, направленных на улучшение подбора и расстановки кадров, в том числе более широкое распространение практики проведения конкурса на занятие государственных должностей,
– создание этических стандартов служебного поведения, четкое регламентирование порядка и условий прекращения государственной службы,
– конкретизировать взаимосвязь между различными видами государственной службы,
– создать правовые и социально-экономические гарантии для государственных служащих.
2 Права и обязанности государственного служащего
Правовое положение (статус) государственного служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно-служебных отношений. С их изменением трансформируется и правовой статус государственного служащего (повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т. д.) [27, с.14].
В понятие правового статуса входят основные характеристики правового положения государственного служащего, которые зафиксированы в соответствующих нормативных правовых актах и определяют их место и поведение в иерархии государственной службы. Правовой статус представляет собой определенную структуру, главными элементами которой являются права и обязанности. Кроме этого имеются и другие элементы правового статуса:
– ограничения на государственной службе;
– запреты на государственной службе;
– сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Проанализировав специальную литературу, мы пришли к выводу об отсутствии единого мнения относительно такой категории права как «правовой статус». Ряд ученых рассматривают понятие правового статуса государственного служащего широко. Например, включая в его содержание такие элементы как правоспособность, гарантии, ответственность, принципы, соответствующие права и обязанности служащего. Другие, наоборот, сводят статус государственного служащего к совокупности прав и обязанностей[4, с.90] .
На наш взгляд, под правовым статусом государственного служащего следует понимать совокупность таких элементов как права, обязанности, гарантии, ограничения и запреты, юридическая ответственность.
Основные права и обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, сформулированы и нормативно закреплены в Законе «О государственной службе Республики Беларусь» [21].
Под правами государственного служащего понимаются обусловленные Конституцией, установленные законодательными, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Обязанности государственного служащего – обусловленные Конституцией и установленные законодательными, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности сущность профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Так, содержание правового статуса государственных служащих-это совокупность многих прав и обязанностей. Они представляют собой основные структурные элементы правового статуса между другими элементами, такими как задачи, выполняемые функции по должности, правовая форма деятельности и др. Должностному лицу о правах и обязанностях, предоставленных для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности.
Права и обязанности различны, и их можно разделить на главные, которые присущи всем государственным служащим, и специальные, связанные со служебными особенностями в органах (полиции, таможне и др.) – так называемые профессиональные права и обязанности, или связанные с конкретной должностью (руководитель, бухгалтер, юрисконсульт и др.) – так называемый чиновник [29].
Права государственных служащих делятся на две большие группы. К первой группе относятся права, непосредственно связанные с исполнением ими государственной службы и предоставленные им для успешного исполнения своих должностных обязанностей. Вторая группа прав предоставляется государственным служащим с целью привлечения их к осуществлению служебной деятельности. Они связаны с их материальной безопасностью, отдыхом, охраной, часто социально-экономической по своему характеру и называются личностными.
Права государственного служащего закреплены в ст. 20 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».
Государственный служащий имеет право:
1) на письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;
2) на принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;
3) на посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;
4) на получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
5) на повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;
6) на повышение в должности, классе государственного служащего;
3 Ограничения, связанные с прохождением государственной службы
Находясь на государственной службе, государственные служащие подпадают под специальный режим государственно-правового регулирования, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем государственные служащие как граждане Республики Беларусь не могут освобождаться от общегражданских обязанностей перед обществом, предусмотренных Конституцией. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохраняя природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную службу, а в иных установленных отдельным законом случаях нести альтернативную гражданскую службу и т. д. [21]
Законодательство Республики Беларусь возлагает на отдельные категории государственных служащих повышенные обязанности, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы. Так, в соответствии должностные лица обязаны:
– обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;
– получения достоверной и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья, и др. [20, с.15]
Специфика служебно-государственной деятельности гражданского служащего, высокая ответственность перед обществом и гражданами за выполнение задач государственной важности накладывают на его положение определенные ограничения.
Под правоограничениями, связанными с государственной службой, понимаются обусловленные законодательными, иными правовыми нормативными актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено. Кроме ограничений, которые необходимо соблюдать гражданскому служащему (что записывается в его служебном контракте), он обязан не нарушать определенные запреты (что также записывается в служебном контракте) [7, с.242].
Являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса государственного гражданского служащего строгие требования к его служебному поведению, ограничения и запреты, накладываемые на его служебную деятельность, по замыслу законодателя должны способствовать повышению его компетенции и профессионализма, ответственности за выполнение служебно-государственных обязанностей, нейтральности, беспристрастности и бескорыстию при осуществлении полномочий, возложенных на него российским народом.
Артемьев А.М., что исходное условие открытости государственных структур – доверие граждан к ним. На основе этого он сделал вывод о том, что следует повысить информированность граждан о деятельности институтов власти. Помимо этого, большая часть государственных служащих вовсе не осознает ненормальность положения с открытостью и прозрачностью деятельности властных структур для граждан, однако и имеет довольно точное представление о системе мер, которые могут способствовать решению проблемы [17, с. 111].
Белорусский исследователь Василевич Г.А. полагает, что для эффективного функционирования государственной службы требуются определенные правовые и социальные условия. Так, в любом демократическом государстве социальная основа представлена приоритетами и ценностями гражданского общества, правами и свободами человека и гражданина. В связи с этим очень важным является постоянное развитие государственной службы [42, с. 91].
Артемьев А. М. выделяет три элемента, посредством которых обеспечивается такое развитие:
– формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы;
– структура сквозного профессионального роста каждого государственного служащего;
– общественное мнение об исполнении должностных функций и поведения государственных служащих [17, с. 99].
Анализ правового регулирования государственной службы, а также ее составных элементов, наводит на мысль о том, что невозможно характеризовать эту совокупность как единый внутренне непротиворечивый элемент.
Одной из общих обязанностей госслужащих является соблюдение ограничений, связанных с госслужбой. Основные такие ограничения закреплены в ст. 22 З-на «О госслужбе» [21].
Государственные служащие, как публичные лица, в силу специфики своей служебной деятельности подпадают под систему правовых запретов. Правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.
Очевидно, обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению служащим своих должностных обязанностей, исключающей возможность злоупотребления полномочиями, является главной целью законодательного установления ограничений, связанных с государственной службой, как и создание условий для беспристрастного принятия им управленческих решений [8, с.81].
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Под запретами и ограничениями на государственной службе в правоохранительной сфере следует понимать установленные законодательством правила поведения императивного характера, несоблюдение которых может повлечь применение мер государственного принуждения к обязанным субъектам – государственным служащим правоохранительных органов.
На наш взгляд, в правовом положении служащего государственной службы в правоохранительной сфере можно выделить две группы ограничений и запретов: общие ограничения и запреты, специальные ограничения и запреты.
Итак, ограничение прав и свобод государственных служащих, несомненно, должно осуществляться при обязательном предоставлении им дополнительных гарантий, которых нет у других граждан. Взаимосвязь ограничений и запретов, установленных для государственных служащих, и социальных гарантий их деятельности выступает одним из важных принципов государственной службе в правоохранительной сфере. При этом материальные и социальные блага и льготы должны распространяться не только на самих государственных служащих правоохранительной службы, но и на членов их семей.
Госслужащие вправе требовать определенных гарантий их материального и социального обеспечения.
Актуальным в рамках данного исследования является рассмотрение особенностей контрактной формы для государственных служащих.
Это обусловлено тем, что без эффективного регулирования сложного юридического состава поступления гражданина на государственную службу, в том числе, заключения с ним контракта, невозможно считать государственный аппарат полноценно функционирующим, а значит, невозможно противостоять многим негативным тенденциям, таким, как коррупция и так далее.
Несмотря на исключительную важность института служебного контракта для работы государственного аппарата, на сегодняшний день административно-правовое регулирование этой сферы имеет множество пробелов.
1 Агапов, А.Б. Административное законодательство и публичные правоограничения / Агапов А.Б. // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 10. –С. 74–79.
2 Герменчук, В. Государственная служба : традиции и современность / В. Герменчук // Банкаýскi веснiк. – 2012. – №. 10 (555). – С. 51-56.
3 Трегубова, Е.В. Административные запреты и административные ограничения: соотношение понятий / Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 11. – С. 75–81.
4 Козбаненко, В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание / В.А. Козабенко. – М.: Ин-т повышения квалификации гос. служащих, 2003. – 155 с.
5 Костенков, М.В., Куракин, А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы / М.В. Костенков, А.В. Куракин. – М. : Юнити-Дана ; Закон и право, 2010. – 127 с.
6 Манохин, В.М. Служба и служащий в Российской Федерации / В.М. Манохин. – М.: Юристъ, 1997. – 296 c.
7 Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: БЕК, 1996. – 698 c.
8 Старостин, С.А., Ведяшкин, С.В., Илюшин, А.В. Круглый стол «Административные реформы как средство преобразований в обществе» / С.А. Старостин, С.В. Ведяшкин, А.В. Илюшкин // Административное право и процесс. – 2019. – № 3. – С. 74–78.
9 Куракин, А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы / А.В. Куракин // Российская юстиция. – 2008. – № 4. – С. 33–38.
10 Кривоносов, Д.А. Административные запреты в системе государственной службы Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / Д.А. Кривоносов. – М., 2009. – 26 с.
11 Охотский, Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации / Е.В. Охотский // Государство и право. – 2003. – № 9. – С. 17–26.
12 Сванидзе, Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов: дис. канд. юрид. наук / Г.К. Сванидзе. – М., 2010. – 194 с.
13 Приходько, И.М. Роль юридических ограничений в осуществлении правовой политики в России / И.М. Приходько // Правоведение. – 1997. – № 4. – С. 156–157.
14 Фаткуллин, Ф.Н. Проблемы теории государства и права / Ф.Н. Фаткуллин. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. – 336 c.
15 Братко, А.Г. Запреты в советском праве / А.Г. Братко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. – 92 c.
16 Хабибулина, О.В. К вопросу о видах запретов для государственных служащих / О.В. Хабибулина // Административное право и процесс. – 2016. – № 3. – С. 24–31.
17 Артемьев, А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение / А.М. Артемьев. – М.: ун-т МВД, 2008. – 373 c.
18 Борщевский, Г.А. Современные приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих / Г.А. Борщевский, Н.Н. Калмыков // Искусство управления. – 2017. – Том 9. – № 4. – С. 550-569.
19 Демин, А. А. Государственная служба: учебник для академического бакалавриата / А. А. Демин. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 354 с.
20 Володарская, Е.П. К вопросу о детализированной системе квалификационных требований к должностям государственной службы / Е.П. Володарская, Л.Т. Глушненкова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №8. – С.13-20.
21 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14.06. 2003 г., №204-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «Юрспектр». - Минск, 2020.
22 Чиканова, Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной службе: вопросы теории и практики / Л.А. Чиканова // Журнал права. – 2015. – № 4. – С. 61-73.
23 Соловьева, А. К. Служебный контракт государственного служащего: правовое регулирование / А.К. Соловьева // Управленческое консультирование. – 2019. – № 3. – С. 28- 45.
24 Пресняков, М. В., Чаннов, С. Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – Саратов, 2018. – 412 с.
25 Нагорных, Р.В. Административно-правовое регулирование государственной службы в правоохранительной сфере : автореф. дис. д-ра юрид. наук / Р.В. Нагорных. – М., 2017. – 40 с.
26 Старилов, Ю. Н. Административное право ― на уровень правового государства / Ю. Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
27 Бахрах, Д. Н. Государственная служба : основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 1996. – №12. – С. 10-18.
28 Катаева, В. И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В. И. Катаева, А. Б. Родионова // Материалы ивановских учений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108-113.
29 Кеник, К.И. Государственная служба [Электронный ресурс]/ К.И.Кеник // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
30 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Беларусь /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2020.
31 Комаровский, В. С. Реформирование государственной службы: проблемы и перспективы решения задач первого этапа / В. С. Комаровский // Социология власти. – 2003. – № 5. – С. 13-18.
32 Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
33 Чуприс, О. А. Теоретические проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.14 / О. А. Чуприс. ― Минск : БГУ, 2010. ― 48 с.
34 Кеник, К.И. Правовое регулирование труда государственных служащих / К.И. Кеник. – Минск : Дикта, 2006. – 248 с
35 Пушкарева, Г. В. Государственная служба в системе механизмов формирования государственной политики / Г. В. Пушкарева // Вестник Моск. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 21―38.
36 Постникова, А. А. Административное право Республики Беларусь. / А. А. Постникова, А. И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
37 25 Дегонский, С. Ю. Служба в органах внутренних дел Республики Беларусь : понятие, правовые основы / С. Ю. Дегонский // Вестник Московского университета. 2016. – № 2. – С. 18–21.
38 Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
39 Геврасева, А. П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления : конспект лекций / А. П. Геврасева. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
40 Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба : учебник / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Статут, 1999. – 592 с.
41 Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 525 с.
42 Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
43 Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97-98.
44 Об определении перечня заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2003 г. № 1250 [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации. – Минск, 2020.
45 Шока, В. С. Пути совершенствования законодательства, регулирующего государственную службу Республики Беларусь / В. С. Шока // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции : сб. науч. тр. По итогам международной научно-практической конференции. ― Воронеж, 2016. – С. 28-30.
46 Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
47 Герменчук, В. В. Борьба с коррупцией в Сингапуре: слагаемые успеха / В. В. Герменчук // Банковский вестник. – 2011. – № 10 (555). – С. 62-67.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты