Значимые события жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Значимые события жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов»
по дисциплине: «Семейная психология»
2020
251.00 BYN
Значимые события жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Семейная психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные по методике «Значимые события жизненного пути семьи» в модификации Т.А. Заеко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике «Линия времени».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике «Временная перспектива».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Программа психологического тренинга «Повышение уровня сплочённости супругов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рубрикатор.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике «Линия времени».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике «Временная перспектива».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Программа психологического тренинга «Повышение уровня сплочённости супругов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рубрикатор.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СУПРУГОВ
1.1. Понятие и стадии жизненного цикла семьи в представлении супругов
1.2. Значимые события жизни супругов на каждом этапе жизненного цикла семьи
1.3. Тренинг как эффективный способ работы с супругами на разных этапах жизненного цикла семьи
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАЧИМЫМ СОБЫТИЯМ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СУПРУГОВ
2.1. Методики исследования значимых событий жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Общие рекомендации по тренинговой программе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это первая социальная группа в жизни человека, благодаря которой он обретает культурные ценности, развивается как личность и осваивает первые социальные роли. Семья, по мнению В.Н. Дружинина, для человека является главным компонентом среды, в которой он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь.
Семья как социальный институт – это, прежде всего, специфическая организация, обеспечивающая физическое и социальное воспроизводство новых поколений в обществе. В первую очередь с этой целью в процессе своей эволюции человеческое общество выработало комплекс социальных норм и утвердило систему взаимоотношений и взаимодействий, которые привели к появлению старейшего социального института – семьи и брака. Следовательно, на уровне небольшой социальной группы любое образование, потенциально способное к такому воспроизводству на определенных этапах своего развития, может называться семьей, а ядро семьи может рассматриваться как фактическая супружеская пара независимо от ее правового статуса [2].
Будучи сложным и многогранным социальным явлением, семья является объектом изучения многих наук. Она изучается в области социальной психологии, экономики, педагогики, права, этики, истории, этнографии, социологии.
Программа исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений между супругами и причины семейных конфликтов в семье, социально–экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – это далеко не полный перечень только основных вопросов, которыми занимаются социологи.
Актуальность работы заключается в том, что все западные и отечественные понятия социологии обязательно имеют разделы, посвященные семье и браку. Интерес к этой теме связан с тем, что семья является важнейшим социальным институтом воспроизводства и социализации новых поколений.
Социальная значимость семьи всегда привлекала внимание всех социологов, от зарождения социологии до наших дней, как зарубежных, так и отечественных специалистов [1].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СУПРУГОВ
1.1 Понятие и стадии жизненного цикла семьи в представлениях супругов
В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла.
Семья – это первая социальная общность в жизни человека, благодаря которой он приобретает опыт и пример социального поведения. В семье человек делает свои первые шаги, испытывает свои первые радости и печали. Семья – первый скульптор, который формирует, как физическую, так и духовную личность. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнана [2, с. 412].
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель социальных отношений, отражение современного состояния личности, социально–психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
В узком смысле семья – это небольшая социальная группа общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на браке и родстве, то есть это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственники, которые живут вместе и ведут общее хозяйство [2, c. 254].
Содержание семьи определяется ее функциями. В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях [3, с. 6]:
- это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет
- по отношению к индивиду и обществу;
- это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом;
- чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Со временем функции семьи меняются: одни теряются, другие меняются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в нашем обществе больше не выполняет функции преумножения и наследования частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень толерантности к нарушениям норм поведения в сфере брачно–семейных отношений. Развод больше не считается наказанием за недостойное поведение в семье.
В современной семье значительно возросла значимость таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально–эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно–материальных.
В академической психологии при изучении развития личности принято использовать рамки онтогенеза, при этом выделены различные научные теории стадий развития и возрастных и регуляторных кризисов. Как правило, при переходе к теоретическому анализу развития семьи используется категория жизненного цикла семьи. Принятие семейного жизненного цикла в качестве ориентира эффективно как в научных исследованиях, так и в практике оказания психологической помощи семье. Знание этапов жизненного цикла дает исследователю или практике понимание типичных проблем развития семьи, так же, как знание этапов развития личности вооружает ученого пониманием естественных особенностей развития. Как и индивид, каждая семья неизбежно сталкивается с нормативными кризисами, которые естественным образом возникают в процессе ее развития, при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой.
Цикл семейной жизни – это история семейной жизни, ее продолжительность во времени, динамика собственной семейной жизни. Это понятие используется социологами, психологами и психотерапевтами для описания ряда важных событий, характерных для нуклеарной семьи [18; 20].
Жизненный цикл семьи – это последовательность событий и этапов, через которые проходит любая семья. Конечно, семья может потерять некоторый этап своего развития, например, не иметь детей, но некоторые события остаются неизменными, например, изменения в физическом возрасте людей.
Стадии жизненного цикла различны. Этап жизненного цикла – это расстояние от одного семейного события до другого.
Идея жизненного цикла пришла из социологии, первоначально было выделено 24 фазы жизненного цикла (Дюваль, Хилл, 1948). В 1960–х годах, когда это понятие стало рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сокращаться до 7–8 стадий. Сегодня существует несколько подходов к определению этапов жизненного цикла семьи.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАЧИМЫМ СОБЫТИЯМ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СУПРУГОВ
2.1 Методики исследования значимых событий жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов и организация исследования
Цель исследования: выявить особенности жизненного пути семей на разных этапах.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей жизненного пути семей на разных этапах с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Бобруйска».
Всего в исследовании приняли участие 25 семей на разных этапах жизненного пути. Выборка исследования была сформирована методом случайного отбора. Выборку исследования составили:
4 семьи на стадии I. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
3 семьи на стадии II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.
3 семьи на стадии III. Семья с детьми–дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.
3 семьи на стадии IV. Семья с детьми–школьниками, старшему ребенку 6–13 лет.
3 семьи на стадии V. Семья с детьми–подростками, старшему ребенку 13–21 год.
3 семьи на стадии VI. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
3 семьи на стадии VII. Супруги зрелого возраста.
3 семьи на стадии VIII. Стареющая семья.
Гипотеза исследования: для каждого этапа жизненного цикла семьи характерным является специфический набор значимых событий, которые оказали влияние на все последующие.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.
В качестве психодиагностического инструментария применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Значимые события жизненного пути семьи», которая является модификацией известной проективной методики Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография» (модификация Т.А. Заеко).
Назначение методики: изучение истории семьи и особенностей восприятия членами семьи событийного пути семьи.
Испытуемому предлагается вспомнить и указать события, которые произошли в его жизни с момента знакомства со своим будущим супругом (либо с момента рождения – для детей) до настоящего времени, а также отметить события, которые как предполагает испытуемый, могут произойти в будущем. Испытуемому необходимо выразить свое отношение к указанным событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от –1 до –5. При этом события прошлого, в отличие от событий будущего, необходимо оценить дважды: первая оценка – ретроспективная – это то, как испытуемый оценивает событие в момент его свершения; вторая оценка является актуальной – это то, как он оценивает событие сейчас.
Основными параметрами интерпретации данных являются:
- продуктивность восприятия образов жизненного пути, определяемая по количеству названных событий;
- оценка событий, определяемая по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие (значимые и незначимые);
- степень влияния (события, оказывающие значительное влияние; события, оказывающие умеренное влияние; события, оказывающие малое влияние);
- среднее время ретроспекции и антиципации событий;
- содержание событий (события биологического типа, личностно–психологического типа, события, относящиеся к изменениям физической среды события, относящиеся к изменениям социальной среды).
Процедура исследования: тестирование проводилось в групповой форме. Испытуемым предлагалось заполнить опросники методик в письменном виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья представляет собой стабильную ячейку общества, которая направлена на выполнение воспитательных, хозяйственно– бытовых, и иных функций, которые необходимы для полноценного функционирования семьи.
Каждая семья проходит в своем развитии определенный жизненный цикл, который делится на несколько этапов: период ухаживания, создание молодой семьи, семья с одним ребенком, зрелая семья, уход детей из дома, престарелая семья, завершающая стадия семейного цикла.
При прохождении всех вышеперечисленных этапов, в жизни семьи происходит множество значимых событий. К основным положительным событиям можно отнести свадьбу, рождение детей и т.д. Однако, на каждом этапе развития семьи супругам необходимо решать множество проблем, которые связаны со становлением семьи на определенном этапе.
К таким событиям можно отнести кризисы, как возрастные, так и психологические, физиологические изменения, ролевые изменения, появление новых статусов в связи с рождением детей и т.д.
С целью выявления особенностей жизненного пути семей на разных этапах было проведено эмпирическое исследование. Установлено, что наибольшая продуктивность восприятия образов жизненного пути выше в молодых и стареющих семьях. Средняя продуктивность восприятия образов жизненного пути выявлена у семей с детьми–школьниками, старшему ребенку 6–13 лет и у семей, «отправляющих» детей в жизнь. Низкая продуктивность восприятия образов жизненного пути характерна для супругов зрелого возраста.
Радостные и будущие события наиболее значимы для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми–дошкольниками до 6 лет. Радостные и прошедшие события наиболее значимы для семей с детьми–школьниками до 13 лет. Грустные и прошедшие события являются наиболее значимыми для семей с детьми–подростками и семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей.
1. Алёшина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 1999.– 208с.
2. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Ю.Е. Алешина // Вестник Московского университета. – 1987. – № 2. – С. 60–72.
3. Андреева, Т.В. Социальная психология семейных отношений / Т.В. Андреева. – СПб: Санкт–Петербургский гос. ун–т, 1998. – 100 с.
4. Антонов, А.И. Микросоциология семьи. / А.И. Антонов. – М.: «Nota Bene», 1998. – 360 с.
5. Антонов, А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: МГУ, 1996. – 304 с.
6. Бестужев–Лада, И.В. Семья, вчера, сегодня, завтра / И.В. Бестужев Лада // Научно–популярный журнал «ВАГАНТ–МОСКВА». – 1999. – №4. – С. 478–487.
7. Бутузова, Ю. С. Отношения между супругами в молодой семье / Ю.С. Бутузова // Молодой ученый. – 2016. – №17. – С. 286–288.
8. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
9. Варга, А..Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
10. Витакер, К.Танцы с семьей: семейная терапия / К. Витакер, В. Бамберри; пер. с анл. А.З.Шапиро. – М.: Класс, 1999. – 176 с.
11. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества / В.И. Гарбузов. – М.: Педагогика, 1989. – 276 с.
12. Герасимов, Е. М. Возможность прогнозирования супружеских конфликтов по результатам современных исследований в отечественной психологии / Е.М. Герасимов // Молодой ученый. – 2009. – №2. – С. 226–230.
13. Голод, С.И. Семья и брак: историко–социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.
14. Городилина, М. В. Время как интегрирующий фактор семьи в зарубежных исследованиях / М. В. Городилина // Социальная психология и общество. – 2017. – Т.8. – №1. – С. 5-16.
15. Городилина, М. В. Диалог с историей своей семьи: зарубежный опыт исследования / М. В. Городилина // Педагогика и психология образования. – 2017. – №2. – С. 110-119.
16. Дымнова, Т. Н. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Т. Н. Дымнова // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 19 – 27.
17. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И.Захаров. – М.: Просвещение,1993. – 192 с.
18. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Владос–Пресс, 2004. – 320 с.
19. Качанова, О. И. Семейные кризисы и пути их преодоления / О.И. Качанова // Молодой ученый. – 2011. – №10. Т.2. – С. 141–145.
20. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
21. Козлов, Н.И. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. / Н.И. Козлов. – М.: «Новая школа», 1994. –
320 с.
22. Комаров, М.С. Введение в социологию. / М.С. Комаров. – М.: «Наука», 1994. – 317 с.
23. Кравченко, А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 479 с.
24. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
25. Кутсар, Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье/ Д. Кутсар // Психология семьи. – 2002. – №2. – С. 505–513
26. Левкович, В.П. Социально–психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович, О.Э. Зуськова // Психологический журнал. – 1985. – Т.6. – № 3. – С. 126–137.
27. Лейбин, В. Словарь–справочник по психоанализу / В. Лейбин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 960 с.
28. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы методологии, теории и методики. / М.С. Мацковский. – М., 1989. – 105 с.
29. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: Изд–во НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с.
30. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич–Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
31. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 327 с.
32. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528с.
33. Райгородский, Д.Я. Подросток и семья / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат. Дом БАХРАХ, 2002. – 656 с.
34. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир; пер. с англ. Е.В. Новиковой, М.А. Макарушкиной. – М.: Педагогика–Пресс, 1992. – 192 с.
35. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2001. – 295 с.
36. Семейная психотерапия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
37. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
38. Скиннер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Дж. Клииз; пер. с англ. Н.М. Падалко. – М.: Класс, 1995. – 272 с.
39. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 164 с.
40. Сырцова, А.А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. – 2008 . – Т. 29. – №3. – С.101-109.
41. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. – М.: Класс, 1990. – 182 с.
42. Хаментаускас, Г. Семья глазами ребенка / Г. Хаментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 206 с.
43. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев. – М.: Прогресс, 1978. – 180 с.
44. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 272 с.
45. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004.– 288 с.
46. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: психология семьи / В.М. Целуйко. – Р–н–Д: Феникс, 2004. – 448 с.
47. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 116 с.
48. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель–Пресс, Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 512 с.
49. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В Юстицкис. – СПб: Питер, 2002. – 656 с.
50. Ялом, И. Когда Ницше плакал: Психотерапевтические истории / И.Ялом. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – 427 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные по методике «Значимые события жизненного пути семьи» в модификации Т.А. Заеко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике «Линия времени».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике «Временная перспектива».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Программа психологического тренинга «Повышение уровня сплочённости супругов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рубрикатор.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике «Линия времени».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике «Временная перспектива».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Программа психологического тренинга «Повышение уровня сплочённости супругов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рубрикатор.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты