Таинство брака в творениях святых отцов 4-5 веков
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «Таинство брака в творениях святых отцов 4-5 веков»
по дисциплине: «Теология»
2020
251.00 BYN
Таинство брака в творениях святых отцов 4-5 веков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Теология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Поделиться
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Историография
1.2 Источники
1.3 Методы исследования
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНО-БОГОСЛОВСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ВОЗЗРЕНИЙ О ТАИНСТВЕ БРАКА ВОСТОЧНЫХ ОТЦОВ 4-5 ВВ.
ГЛАВА 4 УЧЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ОТЦОВ 4-5 ВВ. О ТАИНСТВЕ БРАКА НА ОСНОВЕ ИХ ТВОРЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
При предоставлении темы для исследования на тему «Святоотеческие учения о таинстве брака», следует отметить, что не существует общих и разворачивающихся Святоотеческих учений о браке. И хотя каждый Святой Отец стремился к общему церковному согласию по этому вопросу, в то время в нашем понимании не существовало стройной догматической доктрины. Каждый отец был ярким мыслителем и часто выражал свою точку зрения.
Существует также терминологическая путаница. Под словом «брак» отцы могли понимать разные вещи в разных композициях. Например, брак как образ Христа и церкви, а также союз Агнца и самой церкви.
Православное учение о браке также слабо развито в богословской литературе. Есть некоторые работы на эту тему, но они разбросаны и не всегда соответствуют православному учению. Обычно рассматривается только частный вопрос, один из возможных срезов рассмотрения, в качестве примера можно назвать работу Н. Страхова «Христианская доктрина о браке», где уделяется внимание нравственной значимости брака [1, с.36].
По словам святителя Филарета Московского, «Брак – это таинство, в котором по обетованию, данному безвозмездно перед священником и Церковью, невеста и жених их взаимной верности благословляются своим брачным союзом, по образу и подобию духовного союза Христа с Церковью, и просят их о милости чистого единства для благословенного рождения и христианского воспитания детей». Андрузоза: «Брак – это священный обычай Божий, в котором благодать Святого Духа, освящающая и возвышающая естественный союз брака, дается тем, кто свободно соединяется через священника».
Во многих богословских трудах о значении Таинства Брака часто встречается одна крайняя точка зрения. В трудах некоторых, обычно монашеских богословов, есть скользкий путь к мысли о том, что брак – это «божественная уступка» человеческой слабости плоти и что это, по сути, своего рода полулегальный блуд. Такой подход приводит к тому, что Господь терпит только брак, снисходя к нашей слабости, к неразделенной человеческой страсти над нами; в противном случае Он расторгнет все браки и упразднит их в срочном порядке. Такое впечатление часто возникает, например, при чтении знаменитого учебника по догматическому богословию архимандритов Алипия и Исаии: эти авторы очень неприятно отзываются о Браке.
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Историография
Православная доктрина брака очень сложна. Она не до конца изучена в богословской литературе, а в православии о ней очень мало литературы.
Католическое богословие брака нельзя считать удовлетворительным, так как его исходные положения полностью отличаются от православной доктрины, а большая часть того, что написано в католицизме о браке, страдает от значительного искажения основных христианских, православных принципов. На русском языке существует лишь несколько работ, таких как книга А.С. Павлова «Пятидесятая глава «Кормилицы» как исторический и практический источник русского брачного права» конца прошлого века [40, с.78].
Она посвящена практике брака, а также церковному закону о браке. В другой книге Н. Страховой «Христианская доктрина о браке», Харьков, 1895 г., больше внимания уделено нравственной значимости брака. Русские религиозные философы писали о браке: Бердяев, Розанов и другие. Хотя их взгляды не всегда согласуются с учением Православной Церкви, эти философы хорошо чувствовали отсутствие исторических и канонических, нравственных подходов, которые имелись в русском богословии.
Более полной с богословской точки зрения была книга С.В. Троицкого «Христианская философия брака», изданная в Париже в 1932 году. Но есть и более поздняя замечательная работа о. Иоанна Мейендорфа «Брак и Евхаристия». На русском языке она была напечатана в «Вестнике РСХД» (номера: 91, 92, 93, 95, 96, 98, 1969 и 1970, IMCA–PRESS, Париж). Здесь мы имеем современный богословский взгляд на православную доктрину брака, хотя она и не предназначена для изучения его рядового характера [41, с.15].
В Новом Завете об этом свидетельствует апостол Павел: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, крещенные во Христа, облечены». Нет больше ни иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного человека, ни женщины; ибо вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26–28). На славянском языке: «Вы все сыны Божии естественные во Христе Иисусе: Женский Бог во Христе крещен, во Христе облечен. Иудейское небо, и не греки: Небо – раб, ни свобода: Небо – мужчина, ни женщина: Все вы едины по природе о Христе Иисусе» (Гал. 3:26–28). Мужской и женский пол имеют одинаковую природу, то есть нет никакой существенной разницы между мужчиной и женщиной онтологически. Достоинство мужчины и женщины перед Богом одинаково, но они отличаются как две части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной без другой до тех пор, пока не будет достигнуто единство, или без какого–то особого действия Божьей благодати.
Учение о сущности отношений между мужчиной и женщиной только в христианстве достигает той полноты, красоты и совершенства, которые больше не встречаются ни в каком другом учении или другой философии. Это учение вполне естественно выражается в доктрине брака [42, с.56].
В Послании апостола Павла к Ефесянам, которое читается в традиции брака, апостол сравнивает брак мужчины и женщины с браком Христа и Церкви: «Сия тайна велика, но я говорю Христу и Церкви» (Еф. 5:32). Таким образом, апостол сравнивает, с одной стороны, отношения между Христом и Церковью и брак мужчины и женщины. С другой стороны, отношения между мужчиной и женщиной подобны браку между Христом и Церковью. Этот образ поразительно глубок и является гарантией того высокого и прекрасного, исключительно чистого понимания брака, которое мы находим в христианстве. Это источник православного богословия о браке.
Первые христиане не думали о своей жизни вне евхаристии. Христианская жизнь начиналась как жизнь евхаристического сообщества, в центре которого была Вечеря Господня. Именно евхаристия была полнотой, породившей все другие формы христианской жизни, источником и полнотой всех таинств. Таинство бракосочетания, как и все другие таинства, было укоренено в Евхаристии, но можно сказать, что оно больше принадлежало Евхаристии, тем более что сама Евхаристия часто символизировалась свадебным ПИРОМ жениха – Христа [43, с.11].
Учение о браке в Новом Завете отличается от Ветхого в том, что основной смысл брака заключается в любви и вечном единстве супругов. Нигде в текстах Нового Завета не упоминается о рождении детей как о цели или оправдании брака. Это особенно ясно из тех евангельских текстов, в которых описывается, как Христос относился к Закону левирата: «В Царстве Божьем не женятся и не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии» (Матфея 22,23–32). Вопрос о том, чьей женой в Царстве Божьем будет женщина, имевшая семь мужей на земле, не имеет никакого смысла. Сама формулировка вопроса, основанная на понимании брака как состояния, предназначенного только для рождения ребенка, Христос отвергает.
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНО-БОГОСЛОВСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
Брак – это первоначальный союз, из которого формируется семья, родство, народный и гражданский союз. Поэтому важность и значение брака можно рассматривать под разными углами зрения. Во всей своей святости и высоте брак находится в недрах Православной Церкви, где и происходит таинство, которое началось – в благословении брака первоначальной четверки, и в полноте христианства.
Брак изначально устанавливается самим Богом в раю через создание жены для помощи мужу и через благословение, данное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсеместно выражается представление о браке как о деле, благословенном Самим Богом [4, с.69].
Этот взгляд на брак по слову Божьему также отражен в первых трех молитвах в последовательности бракосочетания.
В христианстве брак достигает полноты совершенства и истинного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство Иисуса Христа (Мф. 19, 5–6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему его называют таинством великого (Еф. 5, 32). По слову Божьему, древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертулий, святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин, святой Амвросий Медиоланский и др.) также учили о браке.
Таинство брака является древнейшим из церковных таинств. В первую очередь необходимо упомянуть о том, что упоминание о браке представляет собой первое чудо Господа Иисуса Христа в Гане Галилейской! Именно там сам Господь благословил брак.
Часто говорят, что все таинства установлены Господом Иисусом Христом в эпоху Евангелия. Момент установления Таинства Брака обычно ассоциируется с посещением Господа Иисуса Христа на брачный пир в Гане Галилейской, где Он превратил воду в вино. Однако древние Святые Отцы утверждают обратное:
Таинство Бракосочетания – единственное таинство, которое совершается в Эдемском саду еще до падения человека. И здесь оно реализуется именно как Таинство, уже как Божественное таинство милосердия. Сам Бог приводит свою жену к Адаму, и это первый древний Таинственный Брак. Именно тогда, по слову Блаженной Феодориты Кира, Бог объединил жену «с мужем его по закону, а теперь во власти, и привел ее к мужу своему». Она Сама стала невестой и другом жениха...» [1, с.58].
И вот что пишет об этом святой Астерий Амазийский: «Первый основатель брака – Творец, объединивший первобытных людей брачными узами и будущие поколения, дал бесспорный порядок сожительства, который они должны были соблюдать как закон Божий». Соединившись друг с другом, «уже не две, но одна плоть; итак, то, что Бог соединил, да не разлучает человека» (Матфея 19:6). Как пишет блаженный Августин, «Христос явился браку (в Гане), чтобы подтвердить, что Он Сам установил брак в раю».
Этот первый брак в раю был святым еще и потому, что он уже стал прообразом новозаветного союза Христа и Церкви в божественном предзнаменовании грядущей необходимости воплощения Христа для спасения падшего человека. Об этом пишет святой Иоанн Златоуст: «Как Ева... от ребра Адама, так и мы от ребра Христа». Это значит «от плоти Его и костей Его»... Когда Христос был вознесен на крест, пригвожден гвоздями и умер, то «один из воинов пришел к Нему на суд, и из этой крови и воды» (срав. Иоанна 19:34), и из этой крови и воды образовалась вся Церковь...
Как во время сна жены Адама, так и во время смерти Христа образовалась Церковь со стороны Его. Но не только потому, что нужно любить жену, что она наш член и от нас получила начало ее существования, но и потому, что Бог поставил об этом закон, говоря: «За это оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будете двое во плоти» (Бытие 2:24)... Как это случилось со Христом и Церковью? – Как жених, оставив отца, приходит к невесте, так и Христос, оставив престол Отца, приходит к невесте: не скорбь наша воскресила нас, а Он Сам пришел к нам [2, с.58].
Итак, свидетельство о значении Таинства Брака, о том, что происходит мистически в этом священном деянии, мы находим в первых главах книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будет две одною плотью» (Быт. 2:24).
Брак в Ветхом и Новом Заветах является синонимом радости. Так, например, состояние, которое покажется праведникам в жизни будущего века, когда святые будут пребывать с Агнцем, то есть со Христом, в книге Откровения Иоанна Богослова называется брачным пиршеством, брачными вечерами: именно тогда бесконечное супружество Христа и Его единой Церкви осуществится во всей своей полноте. «Давайте же радоваться и веселиться и воздать Ему славу, ибо пришла брачная вечеря Агнца, и жена Его приготовилась. И дано было ей облечься в виссон и свет; но виссон – это праведность святых. И сказал мне Ангел: «Блаженны призванные к браку Агнца» (Откровение 19,7–9).
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ВОЗЗРЕНИЙ О ТАИНСТВЕ БРАКА ВОСТОЧНЫХ ОТЦОВ 4-5 ВВ.
Как говорилось ранее, не существует общих и разворачивающихся Святоотеческих учений о браке. И хотя каждый Святой Отец стремился к общему церковному согласию по этому вопросу, в то время в нашем понимании не существовало стройной догматической доктрины. Каждый отец был ярким мыслителем и часто выражал свою точку зрения [6, с.45].
Брак, по христианскому мнению, является великой тайной единства двух душ, по образу и подобию единства Христа с Церковью (см. Апостол, чтение на свадьбе, Еф. 230).
Муж и жена, по мнению Святого Киприана Карфагенского, получают полноту и целостность своего бытия в духовном, нравственном и физическом единстве и взаимном пополнении одним человеком другого, что достигается в христианском браке.
Взаимные обязанности мужа и жены определены в Священном Писании: муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь, а на стороне жены должно быть послушание мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22–26).
Чтобы быть достойными показать таинственный союз Иисуса Христа с Церковью, те, кто соединяются в браке, должны подчинить все низшее по своей природе высшему, физическому, зависящему от духовного и нравственного [18, с.10].
Нравственная связь, союз любви и внутреннее единение между супругами в этих условиях настолько сильны, что они не могут быть ослаблены самой смертью. С этой точки зрения нравственное достоинство может быть признано только в первом браке. Второй брак является «сдерживающим фактором от блуда», свидетельством отсутствия чувственности, «не преодоленной духом, как истинный христианин, по крайней мере, после удовлетворения чувственной потребности в первом браке».
Поэтому совесть христианина должна быть очищена эпитизмом, как это было в древности, разлучением вторых пар со Святой Марией на год [2]. (т.е. овдовевшим и вступившим во второй брак) запрещается, согласно апостольской традиции и церковным канонам, избирать пасторов Церкви, как проявивших через второй брак «недостаток чувственности», который должен быть чужд лицам священного достоинства.[3] Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его в качестве индульгенции к человеческой немощи).
Существует также терминологическая путаница. Под словом «брак» отцы могли понимать разные вещи в разных композициях. Например, брак как образ Христа и церкви [15, с.69].
Более значительным и полным является труд профессора Мейендорфа «Брак и Евхаристия». В основе этого исследования лежит идея о том, что таинство брака глубоко и неразрывно связано с Евхаристией, т.е. с причастием Царства Божьего [11, с. 89].
«Внутренняя необходимая связь между браком и Евхаристией является, на наш взгляд, «ключом», без которого невозможно понять ни новозаветные тексты о браке, ни тысячелетнюю практику Православной Церкви, как в отношении самого брака, так и в отношении браков, заключаемых вне Церкви – в язычестве, в римском государстве, в других христианских конфессиях. Многие недоразумения, возникшие в относительно недавнее время, связаны с утратой этой связи в церковном сознании».
Более того, вопрос брака – это вопрос истинной глубины, осмысленности и телеологии человеческой природы. Это объясняет актуализацию вопроса о браке и семейной жизни в сегодняшнем политическом и церковном пространстве.
Наиболее полное исследование можно назвать трудом С.В. Троицкого «Христианская философия брака». В ней исследуются церковные, канонические, правовые, исторические, социальные и психологические аспекты брака. Большое внимание уделяется связи христианского учения о браке с внешними светскими понятиями [18, с. 36].
Чтобы прояснить содержание этого учения, обратимся к трудам самих святых отцов.
Среди восточных отцов Церкви, оставивших наиболее интересное учение о браке, следует назвать святого Василия Великого, святого Григория Нисского, святого Григория Богослова и святого Иоанна Златоуста, а среди западных отцов – святого Амброза, святого Иеронима и святого Августина.
Формирование учения о браке происходило в атмосфере полемики, в рамках которой утверждались отрицательные учения как норму жизни духовных людей. Эта точка зрения была присуща позору плоти и, как следствие, брачным отношениям [4, с.55].
ГЛАВА 4 УЧЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ОТЦОВ 4-5 ВВ. О ТАИНСТВЕ БРАКА НА ОСНОВЕ ИХ ТВОРЕНИЙ
Учение западных отцов о браке также не встречается в богословски стройной и обработанной форме, которую мы можем видеть у современных богословов, поэтому имеет смысл говорить об основных учениях, отдельных, не всегда связанных между собой мыслями и идеями [35, с.18].
Для западных отцов брак был установлен Самим Богом с самого начала, когда был создан человек. Позже это подтверждается словами Христа (Матфея 19).
Святой Амвросий Медиоланский утверждает, что «муж и жена становятся одной плотью по божественному закону». Следовательно, отрицание брака как Божьего творения является еретическим вопросом.
Блаженный Августин сравнил Бытие 2, 24 и Мф 19, 4–5, утверждая, что слова о союзе мужа и жены произнесены вместе во имя Бога [14, с.87].
Особый акцент был сделан на этом в сравнении с девственностью, которая, в свою очередь, была продиктована необходимостью защиты католического понимания перед учением гностиков и манихейцев. Мы также сталкиваемся с острой дилеммой брака и девственности в гностическом и манихейском представлении.
Западные отцы в основном рассматривали брак как нечто меньшее, чем девственность и воздержание. В частности, святой Киприан из Карфагена, Августин, Иероним Святого Стридона, Святой Исидор Севильский и так далее.
Такое отношение Тертуллиан довольно резко выразил в своей работе «Об ободрении целомудрия».
«Лучше быть женатым, чем лихорадочным», что является тем же самым, что и выражение «лучше быть кривым, чем слепым», поэтому никто не осмеливается интерпретировать этот текст в свою пользу [33, с.18].
Получается, что брак – это благо только в том, что удерживает от разжигания и блуда, но есть нечто несовершенное и недоброе само по себе.
Геннадий Марсельский в своем трактате о церковных догматах уточняет, что брак –это благо, но только как средство колдовства и удержания от блуда.
Еще точнее святой Исидор Севильский говорит в своем труде «О церковном служении». Для него брак ниже девственности, но сопровождается злом, о чем апостол Павел говорит в 1 Коринфянам 7:32–34. Из этого мы видим причину несовершенства брака – земные заботы и привязанность.
Свидетельства собственно христианского брака в западной традиции имеются еще с древнейших времен. В частности, тот же Тертуллиан.
Брак во многих представлениях называется «священным законом» и установлением Бога. Примечательно, что Исидор Севильский использует выражение «закон природы» для обозначения брака.
В решениях местных советов Милана (389) и Толедо (447) по отношению к браку сохраняется то же представление, что и по отношению к Божьему закону [10, с.66].
Но следует отметить, что это доказательство очень скудное. Об этом писал только Игнатий Антиохийский. Мы можем только понимать, что брак был благословлен Церковью через священника или епископа, он сопровождался какими–то обрядами и литургическими молитвами. Особое место занимало совместное таинство супругов Евхаристии. Из этого видно, что в ранней Церкви некоторый разработанный обряд таинства бракосочетания не существовал, особенно везде.
Супруги были наделены особой благодатью за верность, рождение детей, переживание скорби. Для западных отцов брак был «великим таинством», которое можно рассматривать как классификацию брака с таинствами Церкви. Это можно увидеть даже у ранних авторов: Тертуллиана [37, с.18].
Более того, Тертуллиан, обсуждая брак, сравнивает его с нашим происхождением от Адама и рождением от Христа, тем самым онтологически возводя брак в ранг важнейших явлений жизни. Отсюда и уникальность брака.
Святой Амвросий Медиоланский говорит о девственности и браке в своем трактате «О девственницах», много прославляет девственность и много говорит о горестях брачной жизни и рождении детей. Более того, это приводит к такому контрасту, что приходится исправлять впечатление: «Итак, я не отвергаю брак, а только вычисляю плоды освященной девственности».
Блаженный Августин считал брак грехом из–за неполноценных манихейских верований. Эта греховность проникла в его брак. Поэтому главным оправданием брака в его глазах были роды. Это наложило суровую печать на католическое богословие в этой области.
«Он видит греховность похоти именно в преобладании этой бессознательной похоти над волей, в том, что похоть стала иррационализированной». По его предложению, перед грехом все члены Церкви, в том числе и те, которые были назначены к рождению, полностью подчинялись нашей воле. И если бы люди размножались в раю, то «эти члены были бы приведены в движение теми же маниями воли, что и все остальные», и «супруг прилип бы к лону супруги», без страстного волнения, с полным покоем души и тела и с полным сохранением целомудрия [34, с.11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что в рамках церковных учений брак представляет собой особую форму жизни людей, при которой человек ищет пару как цель нравственного и морального становления личности человека. внецерковный брак (разумеется, если в него вступают не крещённые, а те, кто пребывает вне Церкви; для крещённых – брак без венчания – это просто блуд) может рассматриваться Церковью как хорошее средство продолжения рода и может быть оценен как хороший союз людей, любящих друг друга и преданных друг другу; но, с другой стороны, такой союз, разумеется, не является сакраментальным, милосердным, освящающим человеком. Такой брак не является таинством.
Для восточных отцов характерными являются такие особенности как отношение к таинству брака, который оценивается гораздо ниже, чем девственность. Есть определенные особенности построения отношения к процессу брака. Многие восточные отцы понимали брак как необходимость, которая дозволяется человеку по причине слабости его плоти и невозможности самостоятельного проживания.
В учениях западных святых отцов 4–5 века присутствуют учения о христианском благочестии и определении особенностей проживания в браке, при котором люди нравственно растут в глазах друг друга и морально развиваются. В рамках данных учений представляется, что брак должен морально и нравственно повышать уровень благочестия. В браке обязательно должно быть венчание, иначе данный брак является просто блудом.
При сравнении точек зрения восточных и западных святых отцов, мы можем сделать вывод о том, что общими характеристиками являются такие как взгляд на брак как на максимально нравственно обеспеченную сферу жизни личности человека. Однако, мы можем сделать вывод о том, что учения восточных отцов являются более требовательными с той точки зрения, что брак по их мнению, гораздо менее важен и значим, чем девственность и сохранность душевного уровня.
В различных исторических периодах понимание брака церковью отличалось в зависимости от правил и норм общества, в рамках которого она развивалась. Изначально понятие брака представляло собой только церковные каноны, однако, в последствие стали применяться такие формы работы как принятие определенных праздничных форм.
1. Пространный Христианский катехизис. / А.М. Тимофеенко. – М.: Академия, 2015. – 62 с.
2. Таинство Брака: богословские аспекты // V Международная Богословская Конференция Русской Православной Церкви. Православное учение о Таинствах. – М.: Академия, 2016. – 258 с.
3. Святитель Иоанн Златоуст. О девстве, 9 // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – М.: Академия, 2011. – 302 с.
4. Святитель Григорий Богослов. Слово 37–е на евангельские слова: «когда окончил Иисус слова сии …» // Святитель Григорий Богослов. Творения. – М.: Академия, 2016 – 516 с.
5. Священномученик Мефодий Патарский. Пир десяти дев // Святой Мефодий епископ и мученик, Отец Церкви III–го века. Полное собрание его творений. / М. Патраский. – М.: Академия, 2011. – 43 с.
6. Блаженный Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 25 // Восточные Отцы и учителя Церкви V века. Антология. – М.: Академия, 2010. – 216 с.
7. Святитель Астерий Амасийский. Беседа на слова Евангелия от Матфея: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей (Мф.19:3)? // Богословский Вестник МДА. Сергиев Посад, 1893. – М.: Академия, 2011 – 384 с.
8. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Брак в Православии. / И. Мейендорф. – М.: Академия, 1995. – 93 с.
9. Святитель Иоанн Златоуст. Похвала Максиму, и о том, каких должно брать жен // Святитель Иоанн Златоуст. Творения. – М.: Академия, 1994. – 229 с.
10. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 33–я на Первое Послание к Коринфянам // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Кн. I. – М.: Академия, 2004. – 340 с.
11. Святитель Иоанн Златоуст. // Святитель Иоанн Златоуст. Творения. – М.: Академия, 2015 – 215 с.
12. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 19–я на Первое Послание к Коринфянам // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Кн. I. – М.: Академия, 2016. – 181 с.
13. Климент Александрийский. Строматы, III. XVII. 104, 1–3 // Климент Александрийский. Строматы. – СПб.: Петер, 2003. – С. 450.
14. Антоний Сурожский. митрополит. Таинство любви. / А. Суражский. – СПб.: Питер, 2004. – 7 с.
15. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 20–я на Послание к Ефесянам // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Кн. 1. – М.: Академия, 2004. – 180 с.
16. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола «жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аше же умрет, свободна есть, за него же хочет посягнуть, точию о Господе: блаженнейша же есть, аще тако пребудет» (1Кор.7:39–40) // Святитель Иоанн Златоуст. Творения. – Кн. I. – М.: Академия, 2016. – 358 с.
17. Святитель Григорий Нисский. Послание о жизни святой Макрины. / А.М. Тимофеенко. – М.: Академия, 2002. – 23 с.
18. Климент Александрийский. Строматы. III, 12, 87 // Климент Александрийский. – М.: Академия, 2014. – 443 с.
19. Соловьев В. Смысл любви / Мейендорф Иоанн. протопресвитер.– М.6 университет,2011. – С. 88.
20. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 12–я на Послание к Колоссянам // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Кн. 1. – М.: Академия, 2016. – 465 с.
21. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 33–я на Первое Послание к Коринфянам // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Кн. 1. – 333 с.
22. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято–Троицкая Сергиева Лавра. – М.: Форум, 1994. – 312 с.
23. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 20–я на Послание к Ефесянам // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Кн. 1. – М.: Академия, 2014. – 175 с.
24. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 12–я на Послание к Колоссянам / А.М. Тимоффенко – М.: Академия, 2015. – 466 с.
25. Святитель Григорий Богослов. Слово 37–е // Святитель Григории Богослов. Творения. – М.: Академия, 2012. – 514 с.
26. Климент Александрийский. Строматы. / Климент А. – М.: Академия, 2014. – 434 с.
27. Троицкий С. Христианская философия Брака. / С. Троицкий. – М.: Академия, 2015. – 127 с.
28. Святитель Иоанн Златоуст. О девстве // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – М.: Академия, 2018. – 309 с.
29. Указание соответствующих мест в творениях блаж. Августина см: Муретов М.Д. Христианский Брак и Церковь / М.Д. Муретов – М.: Академия, 2002. – 550 с.
30. Святитель Иоанн Златоуст. О творении мира // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Кн. 2. – М.: Академия, 2016. – С. 815.
31. Священномученик Мефодий Патарский. Пир десяти дев // Святой Мефодий епископ и мученик, Отец Церкви III–го века. / М. Ратарский. – М.: Академия,2015. – 95 с.
32. Троицкий С. Христианская философия Брака. / С. Троицкий. – М.: Академия, 2013. – 80 с.
33. Священномученик Мефодий Патарский. Пир десяти дев. Речь 2. Феофила. / А.М. Тимофеев. – М.: Академия, 2013. – 44 с.
34. Муретов М.Д. Христианский Брак и Церковь. / М.Д. Муретов. – М.: Академия, 2015. – 546 с.
35. Троицкий С. Христианская философия Брака. / С. Троицкий. – М.: Академия, 2016. – 103 с.
36. Святитель Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
37. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 12–я на Послание к Колоссянам // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. – Т. 11. – Кн. 1. – М.: Академия, 2011. – С. 464.
38. Мейендорф Иоанн, протопресв. Брак в Православии. / И. Мейендорф. – М.: Академия, 2015. – 220 с.
39. Катехизис Католической церкви, 1623 // Катехизис Католической Церкви. – М.: Академия, 2015. – 383 с.
40. Катехизис Католической церкви. – М.: Академия, 2015. – 389 с.
41. Святитель Григорий Богослов. Слово 37–е // Святитель Григории Богослов. Творения. – М.: Академия, 2016. – 514 с.
42. Мейендорф Иоанн, протопресв. Брак в Православии. / сост. А.М. Тимофеенко. – М.: Академия, 2016. – 246 с
43. Правила святого Поместного собора Гангрского // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. – М.: Академия, 1994. – 244 с.
44. Макарий (Булгаков), митр. Православно–догматическое богословие. – Т. 2. – СПб., 1857. – С. 363.
45. Климент Александрийский. Педагог, II, 10. О благочестном в христианском браке, рождении детей и против роскоши в одеждах. / Климент А. – М., 2018. – С. 193.
46. Феодор (Текучев), епископ. Из духовного дневника // У «Пещер Богом зданных». Псково–Печерские подвижники благочестия XX века / Сост. Ю.Г. Малков и П.Ю. Малков. – М.: Академия, 2003. – С. 460.
47. Фетисова О.В. Соотношение понятий недействительный и несостоятельный брак // Современное право. – М. –2009. – № 10. – С. 99-102
48. Формирование и совершенствование унифицированных международно-правовых норм, регулирующих заключение и прекращение брака / С.С. Сафронова. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 101 c.
49. Шахмейстер О.В. Понятие и основания признания брака недействительным по семейному праву Российской Федерации // Право, общество, власть и современность. Тезисы докладов и выступлений студентов, аспирантов и преподавателей. – М.: МГИУ, 2005. – С. 126-127
50. Югай О.Д. К вопросу о понятии и правовой природе брака / О.Д. Югай. – М.. –2006. – № 3. – С. 26-30.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты